Тема 5: Правовое регулирование конкурентных отношений на товарных рынках 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5: Правовое регулирование конкурентных отношений на товарных рынках



1. Понятие и роль конкуренции.

2. Способы создания конкурентной среды.

3. Основные направления правового регулирования конкурентных отношений на товарных рынках.

 

Задачи

№ 1

Три крупнейших металлургических завода, контролирующих более 60 % производства и сбыта стали в стране, заключили соглашение о консорциуме, в котором в качестве одного из существенных условий было согласовано условие о том, что в течение полугода участники консорциума обязаны продавать свою продукцию на 10 – 15 % ниже уровня мировых цен. Цель данного условия в соглашении не обозначалась, хотя было очевидно, что таковой является стремление монополистов вытеснить с рынка мелких производителей и иностранных экспортеров. Сведения о соглашении просочились в печать.

Несколько заводов – мелких производителей – узнав об этом, обратились в антимонопольные органы с требованием принять к участникам консорциума предусмотренные законом меры.

Что представляет собой консорциум? С какой целью заключаются консорциальные соглашения? Какие меры могут быть приняты по отношению к участникам данного консорциума?

 

№ 2

В декабре городская администрация направила ОАО «Дормаш» проект государственного контракта на поставку для нужд города двадцати снегоуборочных комбайнов в сентябре следующего года. ОАО отказалось подписать договор и сообщило государственному заказчику, что оно уже заключило договоры с покупателями на продажу всего планируемого объема производства комбайнов и что выполнить заказ оно сможет только через год. Однако, учитывая, что коммунальные службы города испытывают острую потребность в таких машинах, общество согласилось выпустить дополнительно еще 20 комбайнов, но с условием, что покупатель полностью обеспечит его необходимым сырьем и комплектующими деталями, а также оплатит поставленные машины в иностранной валюте. Администрация города с условиями поставщика не согласилась и обратилась в арбитражный суд с требованием обязать ОАО «Дормаш», которое являлось монопольным производителем снегоуборочных машин, заключить государственный контракт.

Какое решение должен вынести арбитражный суд?

 

Тема 6: Торговые договоры

1. Понятие торгового договора.

2. Виды торговых договоров:

2.1. Реализационные торговые договоры.

2.2. Посреднические договоры в торговле.

2.3. Договоры, содействующие торговле.

2.4. Организационные торговые договоры.

3. Виды договорных связей.

 

 

Задачи

№ 1

Директор завода «Красный коммунар» обратился за консультацией в консалтинговую фирму «Квадр». Он сообщил, что завод, директором которого он является, производит велосипеды различных моделей и запасные части к ним и затем продает их магазинам спортивных товаров. Директора интересовали следующие вопросы:

- Существуют ли схемы договорных связей, при использовании которых завод будет получать большую прибыль по сравнению с той, какую он получает в настоящее время?

- Стоит ли ему заключать договоры с организациями – посредниками или же ему выгоднее будет реализовывать товары, производимые заводом, непосредственно потребителям?

Дайте ответы на поставленные вопросы. Какие виды связей по реализации товара на основе отдельных договоров Вам известны? В чем их достоинства и недостатки?

 

№ 2

ООО «Кремний» заключило договор с производственным кооперативом «Лето» на поставку кирпича, согласно которому ООО «Кремний» должно было оплатить товар, а кооператив «Лето» брал на себя обязанность дать указание ОАО «Ивстройкерамика», являвшемуся изготовителем товара, об отправке партии кирпича в адрес ООО «Кремний».

Одновременно ООО «Кремний» заключило договор на поставку цемента с оптовой базы ООО «Восход», в соответствии с которым ООО «Восход» должно было расфасовать цемент в мешки по 25 килограмм и доставить его ООО «Кремний» с собственного склада.

Какие варианты отгрузки товара предусмотрены в первом и во втором случаях? В чем их достоинства и недостатки?

 

Тема 7: Заключение торговых договоров

1. Форма торговых договоров.

2. Порядок и способы заключения договоров.

3. Способы урегулирования разногласий, возникающих в процессе заключения договоров.

4. Порядок изменения и расторжения торговых договоров.

 

Задачи

№ 1

Согласно договору между двумя организациями – юридическими лицами производилась поставка медицинского оборудования. Договор был оформлен в виде единого документа. Покупатель поставил на договоре свою печать без подписи, чего поставщик вовремя не обнаружил. Стороны одобрили договор, осуществляли все обязательства по нему. Каких-либо возражений ни одной из сторон заявлено не было. Покупатель производил оплату за продукцию частями. Затем в течение четырех месяцев оплата не производилась, но в ответ на неоднократные письма поставщика задолженность все же была погашена.

В тексте договора была предусмотрена неустойка за несвоевременную оплату продукции. На основании этого поставщик предъявил иск об уплате неустойки. Возражая против иска, покупатель сослался на то, что договор не подписан, следовательно, не заключен.

Оцените доводы сторон и решите дело по существу.

 

№ 2

На основании заключенного договора поставки организация-изготовитель должна была отгрузить покупателю определенное количество товара по согласованной между ними цене. Договором предусматривалось, что отгрузка товара будет производится поставщиком после оплаты покупателем его стоимости. Покупатель своевременно перечислил поставщику стоимость товара исходя из согласованной ими цены. Однако, поставщик отгрузил товар в меньшем количестве, чем установлено договором, объясняя это тем, что после заключения договора произошло удорожание материалов, необходимых для изготовления товара, и количество отгруженного товара соответствует сумме, перечисленной покупателем.

Правомерны ли действия поставщика? Может ли поставщик в подобной ситуации обратиться в суд с иском о расторжении договора на основании ст. 451 ГК РФ? Можно ли по смыслу данной статьи признать инфляционные процессы существенным изменением обстоятельств?

 

Тема 8: Установление цен на товары

 

1. Понятие и порядок установления цены товара.

2. Методы определения цены товара.

3. Виды и формы расчетов за товар.

4. Порядок расчетов за товар.

 

Задачи

 

№ 1

Торгово-закупочная база (поставщик) обязана была поставить покупателю – АО «Мебельная фабрика «Уют», пиломатериалы по согласованной сторонами цене. После заключения договора поставщик направил покупателю телеграмму об изменении цены в сторону ее повышения, исходя из того, что повысилась цена на нераспиленный лес (кругляк). Поскольку на телеграмму покупатель не ответил, поставщик прекратил поставку пиломатериалов.

Вправе ли был поставщик прекратить поставку пиломатериалов при неполучении ответа от покупателя на предложение об изменении цены? Какие действия он должен был предпринять, если цена на нераспиленный лес (кругляк) значительно повысилась и исполнение договора по согласованной цене стало для него невыгодным?

 

№ 2

500 000 руб. поступили на расчетный счет кооператива «Свет». Кооператив дал банку платежное поручение на перевод этой суммы согласно договору купли-продажи на расчетный счет продавца – ООО «Мираж». В договоре купли-продажи было предусмотрено, что обязанность по оплате цены поставляемого товара считается исполненной с момента списания денежных средств со счета покупателя. Банк данную сумму со счета кооператива «Свет» списал, но не перечислил ее ООО «Мираж» в силу отсутствия денежных средств на корреспондентском счете. ООО «Мираж» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании 500 000 руб. с банка плательщика.

Какое решение должен вынести арбитражный суд?

 

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)//"Российская газета", N 237, 25.12.1993.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ(ред. от 22.07.2008) ( с изм. от 24.07.2008)//"Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ(ред. от 14.07.2008)(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008)//"Российская газета", N 23, 06.02.1996, N 24

4. Федеральный закон РФ от 14 апреля 1998 г.№63-ФЗ (ред. от 08.12.2003 “О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами”(с изм. и доп., вступающими в силу с 16.12.2004 //Российская газета, от 22 апреля 1998 г..

5. Федеральный закон РФ от 8 августа 2001 г.№128-ФЗ (ред. от 22.07.2008, с изм. и доп., вступающими в силу с 06.08.2008) “О лицензировании отдельных видов деятельности” //"Российская газета", N 153-154, 10.08.2001

6. Указ Президента РФ от 7 февраля 1996 г. № 161 (ред. от 03.08.2003) “Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции иностранного производства” //"Российская газета", N 26, 09.02.1996,

7. Указ Президента РФ от 18 ноября 1995 г. (ред. от 18.07.2008) “О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров” // Российская газета, № 227, от 23 ноября 1995.

8. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 (ред. от 23.04.2008)“О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)” //"Собрание законодательства РФ", 13.03.1995, N 11, ст. 997,

9. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. № 1258 “Об утверждении предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами” //СЗ РФ, 1994, № 31, ст. 3276.

10. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013 (ред. от 28.12.2006) “Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации” //"Российская газета", N 161, 21.08.1997.

11. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. № 481 “Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний”//(СЗ РФ, 1997, № 17, ст. 2020.

12. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 (ред. от 27.03.2007) “Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров” //СЗ РФ, 1998, № 4, ст. 482.

13. Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1222 (ред. от 03.09.1999)“О продукции, закупаемой для государственных нужд без проведения торгов (конкурсов)”//"Российская газета", N 192, 03.10.1997,

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература

 

1. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. М., 2004.

2. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2004..

3. Попондопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право : учебник / В. Ф. Попондопуло. - 2-е изд. ; перераб. и доп. - Москва : Юрист, 2006. - 768 с. - (Institutiones). - ISBN 5-7975-0804-4 : 195-00 ; Др. гриф.

4. Трунина Е. В. Коммерческое право : учебное пособие для студентов вузов / Е. В. Трунина, Ю. В. Федасова. - Москва : Юристъ, 2006. - 256 с. - (Institutiones). - ISBN 5-7975-0792-9 : 102-00 ; УМО.

5. Апель А. Л. Коммерческое право России : конспект лекций / А. Л. Апель, Н. С. Бабянская. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 304 с. - (Учебное пособие). - ISBN 5-94723-421-2 : 73-00.

6. Закупень Т. В. Коммерческое право : краткий учебный курс / Т. В. Закупень. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2005. - 248 с. - (Краткие учебные курсы юридических наук). - ISBN 5-89123-664-8(Норма). - ISBN 5-16-001108-0(ИНФРА-М) : 36-30.

7. Пугинский Б.И. Коммерческое право России : учебник / Б. И. Пугинский. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Высшее образование, 2005. - 351 с. - (Основы наук). - ISBN 5-9692-0037-9 : 225-00 ; УМО.

8. Коммерческое право : учебник для вузов / под ред. М. М. Рассолова, П. В. Алексия. - 2-е изд. ; перераб. и доп. - Москва : Закон и право, 2005. - 384 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-238-00855-4 (ЮНИТИ) : 232-50 ; Мин-во общ. и проф. обр. РФ.

 

 

Дополнительная литература

 

1. Административное право : учебник для вузов / Ю. М. Козлов, Д. М. Овсянко, Л. Л. Попов ; Министерство образования и науки РФ ; Московская государственная юридическая академия ; под ред. Л. Л. Попова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юристъ, 2006. - 704 с. - (Institutiones). - ISBN 5-7975-0761-7 : 193-00 ; МОРФ.

2. Большой юридический словарь, 2008

3. Бычков А.Г. Предпринимательское право: проблема формирования и развития. /Вестник Моск. Унив-та. Серия Н. Право/ 1993, №6.

4. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров. Комментарий. М., 1994.

5. Гражданское и торговое право капиталистических государств. Васильева Е.А. М., 1993.

6. Гражданское право / С.С. Алексеева, 2008

7. Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран. /Сборник нормативных актов: Законодательство о компаниях, монополиях и конкуренции. Учебное пособие. Под ред.В.К. Пугинского, М.И. Кулагина. М., 1987.

8. Гришаев В.П. Права потребителей, 2008

9. Комментарий к гражданскому кодексу РФ для предпринимателей. ч. 1-2. М., 1996.

10. Л. Ван Ден Берг. Страхование в условиях рыночной экономики /Семинар по страхованию ЕЭС/ М., 17-20 марта 1992.

11. Малаховский К.В., Павленко А.А. Биржа. М., 1990.

12. Основные положения немецкого торгового и хозяйственного права. Научное и практическое пособие. М., 1994.

13. Предпринимательское право Российской Федерации : учебник / Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Юридический фак. ; отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. - Москва : Юрист, 2006. - 1008 с. - (Institutiones). - ISBN 5-7975-0599-1 : 273-00 ; МОРФ.

14. Прозоров В.Ф. Качество и эффективность хозяйственного законодательства в условиях рынка. М., 1991.

15. Пугинский Б.И. Правовая экономика: проблемы становления. М., 1991.

16. Сборник образцов гражданско-правовых документов. /Под ред.

17. Словарь-справочник хозяйственных терминов из законов России. М., 1993.

18. Справочник по арбитражному процессу. /изд. 2-е, доп. и перераб./ Под ред. В.В. Антонова. Новосибирск, 1997.

19. Толкачев А.Н. Банковское право: уч.пособие, 2008

20. Хозяйственное (предпринимательское право): учебник/Ю.Е. Булатецкий, Н.А. Машкин,2008.

 

 

Вопросы к экзамену (зачету) по учебному курсу «Коммерческое право»

 

1. Понятие коммерции и коммерческого права.

2. Коммерческое право как наука и как учебная дисциплина.

3. Торговое законодательство. Соотношение торгового и гражданского законодательства.

4. Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации как формы регулирования коммерческих отношений.

5. Значение обычаев делового оборота в торговле.

6. Понятие и виды субъектов коммерческой деятельности.

7. Порядок и условия участия индивидуальных предпринимателей в коммерческой деятельности.

8. Юридические лица как субъекты коммерческой деятельности.

9. Понятие и виды объектов торгового оборота (товаров).

10. Правовой режим товаров.

11. Понятие структуры товарного рынка, ее основные звенья. Основные направления формирования структуры товарного рынка.

12. Понятие и основные подсистемы инфраструктуры товарного рынка.

13. Понятие и роль конкуренции. Способы создания конкурентной среды.

14. Правовое регулирование конкурентных отношений на товарных рынках (источники и основные направления регулирования).

15. Понятие и виды торговых договоров.

16. Реализационные торговые договоры.

17. Понятие и виды договорных связей в торговле. Факторы, учитываемые при выборе структуры договорных связей.

18. Особенности отдельных видов договорных связей.

19. Форма торговых договоров.

20. Порядок и способы заключения торговых договоров. Особенности заключения долгосрочных договоров.

21. Способы урегулирования разногласий, возникающих в процессе заключения торговых договоров.

22. Порядок изменения и расторжения торговых договоров.

23. Условие о предмете торгового договора. Способы определения количества товара.

24. Ассортимент (номенклатура) товаров. Виды ассортимента. Порядок изменения и уточнения ассортимента.

25. Порядок определения качества товара. Государственное регулирование качества товара.

26. Способы установления цены товара.

27. Методы определения цены товара в договоре.

28. Формы и порядок расчетов за товар.

29. Сущность торгового посредничества. Виды посреднических договоров.

30. Договор поручения.

31. Договор комиссии.

32. Агентский договор.

33. Договор коммерческой концессии.

34. Понятие, сущность и система договоров, содействующих торговле.

35. Договор на выполнение маркетинговых исследований.

36. Договоры на рекламу.

37. Договор на информационное обеспечение и обслуживание.

38. Источники правового регулирования доставки и перевозки грузов.

39. Виды транспортных договоров. Форма договора перевозки грузов на различных видах транспорта и порядок его заключения.

40. Ответственность органов транспорта. Предъявление претензий и исков к органам транспорта.

41. Договор складского хранения. Виды товарных складов. Виды хранения товаров на товарном складе.

42. Хранение материальных ценностей государственного резерва.

43. Понятие и правовой режим ответственного хранения.

44. Правовое регулирование страхования товаров и коммерческих рисков.

45. Организационные торговые договоры.

46. Сущность и функции ответственности за нарушение торговых обязательств, ее основные формы.

47. Основание и условия ответственности за нарушение торговых обязательств.

48. Основания освобождения от ответственности за нарушение торговых обязательств и уменьшения ее размера.

49. Порядок приемки товаров по количеству и качеству. Особенности приемки импортных товаров.

50. Экспертиза качества товаров.

 

Тематика рефератов (докладов) по учебному курсу «Коммерческое право»

 

1. Роль государства и права в организации торгового обслуживания населения.
2. Правовое регулирование товарооборота.
3. Понятия, форма договора розничной купли-продажи, порядок ее заключения.
4. Права и обязанности сторон по договору купли-продажи при различных формах торгового обслуживания.
5. Права покупателей на безопасность товара, гарантии их осуществления.
6. Ответственность сторон за невыполнение и надлежащее выполнение обязательств по договору розничной купли-продажи.
7. Правовые вопросы организации хозяйственных связей торговли с другими отраслями экономики в условиях рынка, их понятия, структура, значение для коммерческой деятельности торговых организаций.
8. Формы организации хозяйственных связей торговли, и их правовое регулирование, воздействие торговли на промышленность.
9. Понятие и значение договора как основного звена в системе хозяйственных связей торговли.
10. Виды договоров, заключаемые торговыми предприятиями.
11. Роль договора в условиях рыночной экономики.
12. Правовые вопросы управления торговлей.
13. Основные принципы управления.
14. Система органов управления торговлей, их классификация, функции.
15. Место и роль коммерческого права в правовой системе России.
16. Акты органов управления, их классификация.
17. Участки коммерческой деятельности.
18. Понятие монополизма.
19. Роль антимонопольного законодательства в правовом регулировании торгового оборота.
20. Правовые формы организации торговли как вида коммерческой деятельности.
21. Классификация и виды торговых организаций. Правовой статус торговых организаций.
22. Юридическое значение торговой регистрации, ее цели и принципы.
23. Индивидуальное предпринимательство в торговле. Порядок организации и регистрации.
24. Понятие торгового оборота. Правовые проблемы его организации.
25. Значение и правовой режим объектов гражданских прав торговли.
26. Право собственности как основа торгового оборота.
27. Правовые проблемы качества торгового обслуживания населения.
28. Гарантии обеспечения прав покупателей и правовые способы их защиты.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.85.250 (0.011 с.)