Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Макроэкономическое равновесие в модели «Кейнсианский крест»

Поиск

 

Равновесный уровень Ye может колебаться в соответствии с изменением величины любого компонента совокупных расходов:

Ye=C+I+G+Xn.

Приращение любого компонента автономных расходов вызывает несколько большее приращение совокупного дохода DY благодаря эффекту мультипликатора.

Мультипликатор автономных расходов – отношение изменения равновесного ВВП к изменению любого компонента автономных расходов:

, (21)

где m – мультипликатор автономных расходов; DY – изменение равновесного ВВП; DA – изменение автономных расходов, независимых от динамики Y.

Если автономное потребление увеличивается на величину ∆Ca, то это увеличивает совокупные расходы и доход (Y) на ту же величину, что, в свою очередь, вызывает вторичный рост потребления на величину MPC ×∆ Ca. Далее совокупные расходы и доход снова возрастают на величину MPC×∆Ca и т.д. по схеме кругооборота «доходы-расходы»:

∆Ca↑ ═›AD↑ ═›Y↑═›C↑═›AD↑ ═›Y↑ ═›C↑.

Совокупный доход многократно реагирует на прирост автономных расходов. Это означает, что относительно небольшие изменения в величинах могут вызвать значительные изменения в уровнях занятости и выпуска.

Мультипликатор, таким образом, является фактором экономической нестабильности, усиливающим колебания деловой активности, вызванные изменениями в автономных расходах. Поэтому одной из основных задач бюджетно-налоговой политики является создание системы встроенных стабилизаторов экономики, которая позволила бы ослабить эффект мультипликации путем относительного снижения величины MPC (предельной склонности к потреблению).

Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный рост (сокращение) совокупного дохода превосходит первоначальный прирост (сокращение) автономных расходов. Это означает, что относительно небольшие изменения в величинах C, I, G или Xn могут вызвать значительные изменения в уровнях занятости и выпуска (рисунок 10).

 

Рисунок 10. Равновесный ЧНП в модели «доходы – расходы»

 

Таким образом, проблема усложняется в условиях стимулированных инвестиций, так как в каждом следующем цикле производства из возросшего совокупного дохода Y финансируются не только более высокие потребительские, но и растущие инвестиционные расходы. Возникает эффект супермультипликатора.

Линия планируемых расходов пересечет линию, на которой реальные и планируемые расходы равны друг другу (линию Y=E) (рисунок 11). Этот график получил название “крест Кейнса”. На линии Y=E всегда соблюдается равенство планируемых и фактических инвестиций и
сбережений.

 

 

Рисунок 11. Модель «Крест Кейнса»

 

Если фактический объем производства (Y1) больше равновесного уровня (Y0), то покупатели приобретают товаров меньше, чем производят фирмы (AD < AS). Возрастают товарные запасы, что вынуждает фирмы снижать производство и занятость. В итоге снижается ВНП. Постепенно снижается доход и планируемые расходы становятся равными (AD = AS).

Если же фактический выпуск Y2 меньше равновесного Y0, то фирмы производят меньше, чем покупатели готовы приобрести (AD > AS). Повышенный спрос удовлетворяется за счет сокращения запасов, что создает стимулы к увеличению занятости и выпуска. В итоге ВНП
возрастает до Y0 (AD = AS).

Рецессионный разрыв – величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости (рисунок 12).

 

Рисунок 12. Рецессионный разрыв

 

Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, необходимо простимулировать совокупный спрос и «переместить» равновесие из точки А в точку В.

Инфляционный разрыв – величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости (рисунок 13).

 

 

Рисунок 13. Инфляционный разрыв

 

Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса и «перемещение» равновесия из точки А в точку В (полная занятость ресурсов).

Парадокс бережливости

 

Парадокс бережливости – попытка общества больше сберегать оборачивается таким же или меньшим объемом сбережений. Если прирост сбережений не сопровождается приростом инвестиций, то любая попытка домохозяйств больше сберегать окажется тщетной в связи со значительным снижением равновесного ВНП, обусловленного эффектом мультипликации.

Экономика стартует в точке А (рисунок 14). В ожидании спада домохозяйства стремятся больше сберегать: график сбережений перемещается от S до S’, а инвестиции остаются на том же уровне. В результате потребительские расходы относительно снижаются, что вызывает эффект мультипликатора и спад совокупного дохода от Y0 до Y1.

 

 

Рисунок 14. Парадокс бережливости

 

Если одновременно с ростом сбережений возрастут и запланированные инвестиции от I до I’, то равновесный уровень выпуска останется равным Y0 и спад производства не возникнет. В структуре будут преобладать инвестиционные товары, что создает хорошие условия для экономического роста, но может относительно ограничить уровень текущего потребления населения. Возникает альтернатива выбора: либо экономический рост в будущем при относительном ограничении текущего потребления, либо отказ от ограничений в потреблении ценой ухудшения условий долгосрочного экономического роста.

Рост сбережений может оказать на экономику антиинфляционное воздействие в условиях, близких к полной занятости ресурсов: спад потребления и следующее за ним сокращение совокупных расходов, занятости и выпуска ограничивают давление инфляции спроса. Совокупный спрос снижается от AD до AD1, что сопровождается спадом производства от Y1 до Y2 и снижением уровня цен от P1 до P2.

“Крест Кейнса” конкретизирует модель AD-AS для целей краткосрочного макроэкономического анализа с жесткими ценами и не может быть использован для исследования долгосрочных последствий макроэкономической политики, связанной с изменением уровня инфляции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.107.215 (0.005 с.)