Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Права человека и их обеспечение в процессе исполнения наказаний на различных этапах исторического развитияСтр 1 из 2Следующая ⇒
Введение На современном этапе российское общество переживает непростой период своего обновления. Реформированию подвергаются различные сферы социальной жизни, в том числе, уголовно-исполнительная система. В этом процессе Россия обычно ориентировалась на западноевропейские стандарты и достижения; на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы также учитываются интересы и требования мирового сообщества по введению мировых стандартов обращения с заключенными. Необходимо отметить значимость данного процесса, поскольку характер уголовно-исполнительной политики государства отражает как степень развития права в государстве, так и уровень правосознания общества в целом. В этой связи особую актуальность приобретает проблема обеспечения прав человека в уголовно-исполнительной системе. Следует отметить, что речь идет не только о правовом положении осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, но и об обеспечении прав и гарантий самих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Это важно, поскольку только полноценный, уверенный в своих правах сотрудник, может эффективно работать в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, и при этом соблюдать и обеспечивать права осужденных; напротив, сотрудник, не имеющий гарантий достойного существования, чьи права нарушаются государством, не будет уважать права вверенных ему людей, над которыми, в силу своих полномочий, он имеет власть. На настоящий момент проблема обеспечения прав человека ставится на государственном уровне. Особое значение обеспечению прав человека в уголовно-исполнительной системе придает Министерство юстиции и Управление федеральной службы исполнения наказаний. Как отмечается в Обзоре соблюдения прав человека в уголовно-исполнительной системы России за 2007 г., «несмотря на положительные изменения, вызванные результатами реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, в том числе значительное сокращение спецконтингента, обеспечение прав человека в следственных изоляторах, исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России по-прежнему вызывает тревогу». В целях наиболее эффективного обеспечения прав осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, в соответствии с приказом Минюста России от 25.10.2001 № 1650 «О введении в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации должности помощника начальника территориального органа по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе» введена должность помощника начальника территориального органа по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе.
Таким образом, представляется особая значимость и актуальность изучения курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы» для студентов очной формы обучения по специальности 030501 – «юриспруденция». Настоящая программа разработана: - на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 030501 - Юриспруденция; - с учетом интеграции Российской Федерации в Совет Европы, признанием приоритета норм международного права в области обеспечения прав человека в пенитенциарной сфере; - с опорой на законодательство Российского государства. Предметом курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы» являются правовые и организационные основы обеспечения прав человека в уголовно-исполнительной системе. Задачи курса обусловлены его содержанием и спецификой: - ознакомить студентов с проблемами обеспечения прав человека в уголовно-исполнительной системе; - познакомить студентов с основными нормативными актами, регламентирующими права человека в уголовно-исполнительной системе; - использовать процесс преподавания данного курса для формирования у студентов чувства долга, ответственности за результаты деятельности правоохранительных органов; - сформировать у студентов способность объективно оценивать современное состояние в области обеспечения прав человека в уголовно-исполнительной системе; - научить студентов эффективно применять знания по обеспечению прав человека в практической деятельности по исполнению наказания и борьбе с преступностью.
- систематизированное изложение и приобретение студентами устойчивых теоретических и практических знаний, базирующихся на уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве, развитие у них умения и навыков его применения. В результате изучения курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы», студент должен получить: Знания: которые включают: - предмет, задачи и содержание курса, соотношение его с другими учебными дисциплинами, значение курса для подготовки сотрудников правоохранительных органов и, прежде всего, уголовно-исполнительной системы; - основные понятия: права человека; правовой статус; законность; справедливость; гуманизм; пытки; жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания; - обеспечение прав человека в процессе исполнения наказания на различных исторических этапах; - правовые документы, регламентирующие права человека в уголовно-исполнительной системе; - правовое положение подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражейс учетом рекомендаций Минимальных стандартных правил обращения с заключенными; - правовое положение осужденных с учетом рекомендаций Минимальных стандартных правил обращения с заключенными; - особенности правового положения несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях; - обеспечение прав осужденных женского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы. - правовое положение сотрудников уголовно-исполнительной системы. умения: - эффективно применять рациональные формы и методы, зафиксированные в международных документах по обеспечению прав человека в пенитенциарной практике. Целью данного спецкурса является формирование у студентов знаний, по проблемным вопросам, регламентирующим правовые и организационные основы обеспечения прав человека в уголовно-исполнительной системе. Спецкурс «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы» призван дать студентам теоретические и практические знания, привить им прочные практические навыки анализа и применения норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Преподавание спецкурса в основе своей ведётся в лекционно-семинарском режиме. Используя лекционный материал, доступный учебник или учебное пособие, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к семинарским занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний. Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления с каждой темой курса, изучением вопросов. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Предлагаемый спецкурс рассчитан на один учебный семестр и предполагает сдачу зачета в конце лекционного курса. Настоящая учебная программа оснащена специальным разделом, содержащим перечень нормативных источников и библиографию новейших учебно-методических изданий и основных монографических исследований, вышедших в свет после принятия уголовного и уголовно-исполнительного кодексов России. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Предмет, задачи и содержание курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы».
Предмет, и содержание курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы». Социальное назначение курса для подготовки студентов по специальности 030501 – «юриспруденция». Основные задачи изучаемого курса. Соотношение курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы» с другими юридическими учебными дисциплинами. Основные понятия курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы»: права человека; обязанности человека, правовой статус; виды статусов; законность; справедливость; гуманизм; пытки; жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Предмет, задачи и содержание курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы».
Вопросы к семинарскому занятию: 1. Предмет и задачи курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы». 2.Содержание курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы» исоотношение курса с другими юридическими учебными дисциплинами. 3. Основные понятия курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы».
Темы для рефератов и докладов: 1. Принципы правового регулирования и их значение для формирования правового положения осужденных. 2. Пытки: национальный и международные аспекты.
Тема 2. Права человека и их обеспечение в процессе исполнения наказаний на различных этапах исторического развития.
Вопросы к семинарскому занятию: 1. Эволюция уголовно-исполнительного законодательства в области правового положения человека в уголовно-исполнительной системе. 2. Факторы, определяющие развитие правового статуса осужденных к уголовным наказаниям. 3. Права человека и их обеспечение в процессе исполнения наказаний в дореволюционный период. 4. Основные тенденции уголовно-исполнительной политики в области обеспечения правового положения осужденных, подозреваемых и обвиняемых в советском государстве. 5. Правовое положение сотрудников пенитенциарной системы в царское время. 6. Правовое положение сотрудников уголовно-исполнительной системы в советский период.
Темы для рефератов и докладов: 1. Особенности реализации правового положения осужденных, подозреваемых и обвиняемых по исправительно-трудовым кодексам 1924 и 1933 гг. 2. Исправительно-трудовая (уголовно-исполнительная) политика Российского государства и ее влияние на правовой статус осужденных к лишению свободы. 3. Развитие правового статуса осужденных к лишению свободы в период с 1917 по 1953 гг. 4. Развитие правового статуса осужденных к лишению свободы в период с 1954 по 1990 гг. 5. Развитие правового статуса осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в период с 1991 по 1997 гг. 6. Сравнительный анализ законодательства, регламентирующего права субъектов пенитенциарной сферы в дореволюционный и советский период.
Тема 3. Международные документы, регламентирующие права человека в уголовно-исполнительной системе.
Вопросы к семинарскому занятию: 1. Международные договора и стандарты в области защиты прав и свобод человека и гражданина и их влияние на уголовно-исполнительную политику России. 2. Классификация международных документов. 3. Международные договора и стандарты, регламентирующие правовое положение осужденных, подозреваемых и обвиняемых. 4. Характеристика основных международных договоров и стандартов, регламентирующих правовое положение осужденных, подозреваемых и обвиняемых.
Темы для рефератов и докладов: 1. Международные документы, регламентирующие права несовершеннолетних заключенных. 2. Международные документы, регламентирующие права заключенных женского пола. 3. Международные документы, регламентирующие права заключенных беременных женщин и женщин с детьми. 4. Обязанности заключенных по международным актам. 5. Международные договора России со странами СНГ в области прав, свобод и законных интересов субъектов уголовно-исполнительной политики. 6. Экстрадиция лиц виновных в совершении преступлений: понятие, сущность и правовое регулирование.
Тема 4. Международные органы, осуществляющие защиту прав человека.
Вопросы к семинарскому занятию: 1. Международные органы, осуществляющие защиту прав человека: их цели, задачи, полномочия и компетенция. 2. Классификация международных органов, осуществляющих защиту прав человека и гражданина. 3. Международных органы, осуществляющих защиту прав человека в уголовно-исполнительной системе. 4. Цель и основные направления деятельности Европейского Суда.
Темы для рефератов и докладов: 1. Понятие, виды и полномочия правозащитных неправительственных организации. 2. Классификация правозащитных неправительственных организации. 3. Формы деятельности международных органов, осуществляющих защиту прав человека в уголовно-исполнительной системе. 4. Рассмотрение дел в Европейском Суде. 5. Становление и развитие международного сотрудничества в сфере защиты подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных к лишению свободы от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания: его цели и задачи.
6.Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах.
Тема 5. Национальные нормативные акты, регламентирующие права человека в уголовно-исполнительной системе. Вопросы к семинарскому занятию: 1. Национальные нормативные акты, регламентирующие права человека и их влияние на уголовно-исполнительную политику России. 2. Классификация национальных нормативных актов, регламентирующих права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы. 3. Характеристика основных национальных нормативных актов, регламентирующих права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы.
Темы для рефератов и докладов: 1. Соответствие национальных нормативных актов, регламентирующих права человека в деятельности уголовно-исполнительной системы международным стандартам. 2. Разработка Российского уголовно-исполнительного законодательства в свете соглашений о защите прав человека и документов ООН, определяющих принципы обращения с осужденными. 3. Законодательство Российской Федерации о выполнении обязательств, принятых при вступлении в Совет Европы. Тема 6. Правовое положение подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей Вопросы к семинарскому занятию: 1. Места содержания под стражей: понятие, основания, цели и принципы содержания под стражей. 2. Следственный изолятор уголовно-исполнительной системы как место содержания под стражей: задачи и функции следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. 3. Права и законные интересы подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение в современных условиях. 4. Основные обязанности подозреваемых и обвиняемых. 5. Привлечение заключенных к труду и организация воспитательной работы с ними. 6. Права и обязанности несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых и женщин.
Темы для рефератов и докладов: 1. История становления института содержания под стражей. 2. Основания и подбор осужденных для хозяйственного обслуживания следственных изоляторов. 3. Охрана подозреваемых и обвиняемых и надзор за ними. 4. Порядок перевода осужденных к лишению свободы из следственных изоляторов в исправительные учреждения после вступления приговора в законную силу. 5. Основания освобождения лиц, содержащихся под стражей.
Тема 7. Правовое положение осужденных к лишению свободы в Российской Федерации Вопросы к семинарскому занятию: 1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы. 2. Классификация прав и законных интересов осужденных к лишению свободы. 3. Обязанности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в сфере режима, общественно полезного труда, воспитательной работы, общеобразовательного и профессионального обучения. 4. Правовое положение осужденных отбывающих наказания в колониях-поселениях. 5. Особенности правового положения осужденных отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строго и особого режимов. 6. Правовое положение осужденных отбывающих наказания в тюрьмах. Темы для рефератов и докладов: 1. Исторические этапы развития правового статуса осужденных к лишению свободы в России. 2. Общая характеристика элементов специального правового статуса осужденных к лишению свободы. 3. Правовое положение осужденных к лишению свободы и его соотношение с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными. 4. Факторы, определяющие развитие правового положения осужденных к лишению свободы. 5. Закрепление правового положения осужденных к лишению свободы в уголовно-исполнительном законодательстве РФ и проблемы его обеспечения в исправительных учреждениях различных видов режима. 6. Международные стандарты в области прав заключенных и их реализация в российском уголовно-исполнительном законодательстве и пенитенциарной практике.
Тема 8. Правовое положение несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях Вопросы к семинарскому занятию: 1. Назначение воспитательных колоний и характеристика содержащихся в воспитательных колониях осужденных. 2. Понятие и структура правового положения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. 3. Общие права и законные интересы несовершеннолетних, осуждённых к лишению свободы и их обеспечение на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы России. 4. Специальные права и законные интересы несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы их обеспечение в современных условиях. 5. Обязанности несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. 6. Международные документы, регламентирующие права несовершеннолетних осужденных к лишению свободы и специфика их применения в современных условиях в России. Темы для рефератов и докладов: 1. Правовое положение несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы в дореволюционной России. 2. Права несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы в советском государстве и проблемы их обеспечения. 3. Специфика обеспечения прав несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание на льготных и строгих условиях. 4. Правовые последствия достижения осужденными совершеннолетия. 5. Актуальные проблемы обеспечения прав несовершеннолетних осужденных.
Тема 9. Правовой статус осужденных женского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы и специфика его обеспечения в современных условиях Вопросы к семинарскому занятию:
1. Виды исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы в отношении осужденных женского пола. 2. Международное и национальное законодательство в области обеспечения прав осужденных женщин. 3. Содержание правового статуса осужденных женщин в свете требований международных стандартов и рекомендаций Совета Европы и проблемы его обеспечения в современных условиях в России. 4. Проблемы материнства и детства в местах лишения свободы. 5. Правовое регулирование отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.
Темы для рефератов и докладов:
1. Правовое положение осужденных женского пола в процессе исполнения наказания на различных этапах исторического развития и особенности его обеспечения. 2. Основные средства исправления и их значение для обеспечения правового положение осужденных женского пола. 3. Основные направления воспитательной работы с осужденными женщинами. 4. Криминологическая и педагогическая характеристика личности женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы. 5. Общая характеристика средств психологического воздействия на осужденных женщин в деятельности сотрудника исправительного учреждения 6. Актуальные проблемы обеспечения прав осужденных женского пола. 7. Совершенствование уголовно - исполнительного законодательства в отношении осужденных женщин в современных условиях.
Тема 10. Основные направления обеспечения прав осужденных к лишению свободы на современном этапе Вопросы к семинарскому занятию: 1. Гуманизация отбывания наказаний как основное условие обеспечения правового положения осужденных в местах лишения свободы. 2. Правовые гарантиии реализации прав и свобод осужденных к лишению свободы в современной России. 3. Пути совершенствования механизма реализации прав осужденных к лишению свободы. Темы для рефератов и докладов: 1. Проблема гуманизма в целом и гуманизации наказаний в уголовно-исполнительной системе России. 2. Контроль в обеспечении законности при исполнении наказаний, устранении причин и условий, порождающих ее нарушения, в соблюдении прав и законных интересов осужденных в царской и советской России. 3. Контроль общества в обеспечении законности при исполнении наказаний, устранении причин и условий, порождающих ее нарушения, в соблюдении прав и законных интересов осужденных в современных условиях функционирования уголовно-исполнительной системы России 4. Обеспечение правового положения лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, путем различных форм государственного и общественного контроля. 5. Особенности обеспечения правового положения лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в государствах участниках СНГ. 6. Особенности обеспечения правового положения лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в зарубежных государствах.
Тема 11. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Понятие, роль и задачи материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы в реализации прав, свобод и законных интересов осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы 2. Жилищные и коммунально-бытовые условия осужденных к лишению свободы 3. Организация питания и нормы вещевого довольствия, предоставляемые осужденным к лишению свободы 4. Общая характеристика медицинского обслуживания осужденных к лишению свободы: задачи и правовое регулирование 5. Медицинское обслуживание осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях ФСИН России 6. Особенности оказания специализированной медицинской помощи осужденным к лишению свободы
Темы для рефератов и докладов: 1. Карательная политика государства и ее влияние на материально-бытовое обеспечение лиц, содержащихся в исправительно-трудовых лагерях. 2. Организационно-правовые основы материально-бытового и медицинского обеспечения заключенных в системе исправительно-трудовых лагерей 3. Санитарные требования, предъявляемые к исправительным учреждениям ФСИН России. 4. Вещевое довольствие больных осужденных, проходящих стационарное лечение в лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Тема 12. Правовое регулирование общего и профессионального образования, профессиональной подготовки осужденных к лишению свобод
Вопросы к семинарскому занятию: 1. Понятие общеобразовательной и профессиональной подготовки осужденных, их значение для исправления осужденных. 2. Правовое регулирование общего образования осужденных к лишению свободы. 3. Правовое регулирование профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы. Темы для рефератов и докладов: 1. Особенности организации получения образования и профессиональной подготовки несовершеннолетних осужденных. 2. Особенности организации получения образования и профессиональной подготовки осужденных беременных женщин и женщин с детьми. 3. Педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы: их цели и задачи.
Тема 13. Правовое регулирование труда осужденных, лишенных свободы. Вопросы к семинарскому занятию:
1.Труд осужденных к лишению свободы его понятие, цели и социальное назначение. 2. Становление и развитие форм и методов использования труда осужденных до перехода к рынку. 3. Правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы на современном этапе реформирования УИС. 4. Особенности привлечения к труду осужденных несовершеннолетних и женщин. 5. Экономические эксперименты в исправительных учреждениях и их роль в совершенствовании организационно-правовых структур. 6. Правовое регулирование труда осужденных по международно-правовым документам.
Темы для докладов и рефератов: 1. Правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы в дореволюционной России. 2. Правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы в советской России. 3. Особенности правового регулирование труда заключенных к лишению свободы в зарубежных государствах. 4. Особенности правового регулирование труда осужденных к лишению свободы в государствах СНГ. 5. Особенности оплаты и охраны труда осужденных к лишению свободы.
Тема 14. Правовое регулирование трудового и бытового устройства освобождаемых из исправительных учреждений и оказания им других видов социальной помощи Вопросы к семинарскому занятию: 1. Термин «трудовое и бытовое устройство» в научной литературе по уголовно-исполнительному (исправительно-трудовому) праву, криминологии, педагогике, психологии, социальной работе и Российское законодательство в сфере трудового и бытового устройства и оказания иной социальной помощи освобождаемым из исправительных учреждений, регулирующие данное направление деятельности уголовно-исполнительной системы. 2. История развития института правового регулирования трудового и бытового устройства освобождаемых из мест лишения свободы в России. 3. Содержание, сущность и значение трудового и бытового устройства освобождаемых из исправительных учреждений и оказания им иных видов социальной помощи. 4. Совершенствование механизма трудового и бытового устройства освобождаемых из исправительных учреждений.
Темы для докладов и рефератов:
1. Особенности правового регулирования трудового и бытового устройства и оказания социальной помощи освобождаемым в зарубежных странах. 2. Особенности правового регулирования трудового и бытового устройства и оказания социальной помощи освобождаемым в странах СНГ. 3. Правовое положение освобождаемых от отбывания наказания в виде лишения свободы. Тема 15. Правовое положение осужденных к уголовным наказаниям не связанным с изоляцией осужденного от общества и его обеспечение на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы России Вопросы к семинарскому занятию:
Введение На современном этапе российское общество переживает непростой период своего обновления. Реформированию подвергаются различные сферы социальной жизни, в том числе, уголовно-исполнительная система. В этом процессе Россия обычно ориентировалась на западноевропейские стандарты и достижения; на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы также учитываются интересы и требования мирового сообщества по введению мировых стандартов обращения с заключенными. Необходимо отметить значимость данного процесса, поскольку характер уголовно-исполнительной политики государства отражает как степень развития права в государстве, так и уровень правосознания общества в целом. В этой связи особую актуальность приобретает проблема обеспечения прав человека в уголовно-исполнительной системе. Следует отметить, что речь идет не только о правовом положении осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, но и об обеспечении прав и гарантий самих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Это важно, поскольку только полноценный, уверенный в своих правах сотрудник, может эффективно работать в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, и при этом соблюдать и обеспечивать права осужденных; напротив, сотрудник, не имеющий гарантий достойного существования, чьи права нарушаются государством, не будет уважать права вверенных ему людей, над которыми, в силу своих полномочий, он имеет власть. На настоящий момент проблема обеспечения прав человека ставится на государственном уровне. Особое значение обеспечению прав человека в уголовно-исполнительной системе придает Министерство юстиции и Управление федеральной службы исполнения наказаний. Как отмечается в Обзоре соблюдения прав человека в уголовно-исполнительной системы России за 2007 г., «несмотря на положительные изменения, вызванные результатами реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, в том числе значительное сокращение спецконтингента, обеспечение прав человека в следственных изоляторах, исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России по-прежнему вызывает тревогу». В целях наиболее эффективного обеспечения прав осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, в соответствии с приказом Минюста России от 25.10.2001 № 1650 «О введении в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации должности помощника начальника территориального органа по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе» введена должность помощника начальника территориального органа по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе. Таким образом, представляется особая значимость и актуальность изучения курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы» для студентов очной формы обучения по специальности 030501 – «юриспруденция». Настоящая программа разработана: - на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 030501 - Юриспруденция; - с учетом интеграции Российской Федерации в Совет Европы, признанием приоритета норм международного права в области обеспечения прав человека в пенитенциарной сфере; - с опорой на законодательство Российского государства. Предметом курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы» являются правовые и организационные основы обеспечения прав человека в уголовно-исполнительной системе. Задачи курса обусловлены его содержанием и спецификой: - ознакомить студентов с проблемами обеспечения прав человека в уголовно-исполнительной системе; - познакомить студентов с основными нормативными актами, регламентирующими права человека в уголовно-исполнительной системе; - использовать процесс преподавания данного курса для формирования у студентов чувства долга, ответственности за результаты деятельности правоохранительных органов; - сформировать у студентов способность объективно оценивать современное состояние в области обеспечения прав человека в уголовно-исполнительной системе; - научить студентов эффективно применять знания по обеспечению прав человека в практической деятельности по исполнению наказания и борьбе с преступностью. - систематизированное изложение и приобретение студентами устойчивых теоретических и практических знаний, базирующихся на уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве, развитие у них умения и навыков его применения. В результате изучения курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы», студент должен получить: Знания: которые включают: - предмет, задачи и содержание курса, соотношение его с другими учебными дисциплинами, значение курса для подготовки сотрудников правоохранительных органов и, прежде всего, уголовно-исполнительной системы; - основные понятия: права человека; правовой статус; законность; справедливость; гуманизм; пытки; жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания; - обеспечение прав человека в процессе исполнения наказания на различных исторических этапах; - правовые документы, регламентирующие права человека в уголовно-исполнительной системе; - правовое положение подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражейс учетом рекомендаций Минимальных стандартных правил обращения с заключенными; - правовое положение осужденных с учетом рекомендаций Минимальных стандартных правил обращения с заключенными; - особенности правового положения несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях; - обеспечение прав осужденных женского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы. - правовое положение сотрудников уголовно-исполнительной системы. умения: - эффективно применять рациональные формы и методы, зафиксированные в международных документах по обеспечению прав человека в пенитенциарной практике. Целью данного спецкурса является формирование у студентов знаний, по проблемным вопросам, регламентирующим правовые и организационные основы обеспечения прав человека в уголовно-исполнительной системе. Спецкурс «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы» призван дать студентам теоретические и практические знания, привить им прочные практические навыки анализа и применения норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Преподавание спецкурса в основе своей ведётся в лекционно-семинарском режиме. Используя лекционный материал, доступный учебник или учебное пособие, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к семинарским занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний. Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления с каждой темой курса, изучением вопросов. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Предлагаемый спецкурс рассчитан на один учебный семестр и предполагает сдачу зачета в конце лекционного курса. Настоящая учебная программа оснащена специальным разделом, содержащим перечень нормативных источников и библиографию новейших учебно-методических изданий и основных монографических исследований, вышедших в свет после принятия уголовного и уголовно-исполнительного кодексов России. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Предмет, задачи и содержание курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы».
Предмет, и содержание курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы».
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.166 с.) |