Тема 2. Права человека и их обеспечение в процессе исполнения наказаний на различных этапах исторического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Права человека и их обеспечение в процессе исполнения наказаний на различных этапах исторического развития



Введение

На современном этапе российское общество переживает непростой период своего обновления. Реформированию подвергаются различные сферы социальной жизни, в том числе, уголовно-исполнительная система. В этом процессе Россия обычно ориентировалась на западноевропейские стандарты и достижения; на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы также учитываются интересы и требования мирового сообщества по введению мировых стандартов обращения с заключенными. Необходимо отметить значимость данного процесса, поскольку характер уголовно-исполнительной политики государства отражает как степень развития права в государстве, так и уровень правосознания общества в целом. В этой связи особую актуальность приобретает проблема обеспечения прав человека в уголовно-исполнительной системе. Следует отметить, что речь идет не только о правовом положении осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, но и об обеспечении прав и гарантий самих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Это важно, поскольку только полноценный, уверенный в своих правах сотрудник, может эффективно работать в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, и при этом соблюдать и обеспечивать права осужденных; напротив, сотрудник, не имеющий гарантий достойного существования, чьи права нарушаются государством, не будет уважать права вверенных ему людей, над которыми, в силу своих полномочий, он имеет власть.

На настоящий момент проблема обеспечения прав человека ставится на государственном уровне. Особое значение обеспечению прав человека в уголовно-исполнительной системе придает Министерство юстиции и Управление федеральной службы исполнения наказаний. Как отмечается в Обзоре соблюдения прав человека в уголовно-исполнительной системы России за 2007 г., «несмотря на положительные изменения, вызванные результатами реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, в том числе значительное сокращение спецконтингента, обеспечение прав человека в следственных изоляторах, исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России по-прежнему вызывает тревогу». В целях наиболее эффективного обеспечения прав осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, в соответствии с приказом Минюста России от 25.10.2001 № 1650 «О введении в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации должности помощника начальника территориального органа по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе» введена должность помощника начальника территориального органа по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе.

Таким образом, представляется особая значимость и актуальность изучения курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы» для студентов очной формы обучения по специальности 030501 – «юриспруденция».

Настоящая программа разработана:

- на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 030501 - Юриспруденция;

- с учетом интеграции Российской Федерации в Совет Европы, признанием приоритета норм международного права в области обеспечения прав человека в пенитенциарной сфере;

- с опорой на законодательство Российского государства.

Предметом курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы» являются правовые и организационные основы обеспечения прав человека в уголовно-исполнительной системе.

Задачи курса обусловлены его содержанием и спецификой:

- ознакомить студентов с проблемами обеспечения прав человека в уголовно-исполнительной системе;

- познакомить студентов с основными нормативными актами, регламентирующими права человека в уголовно-исполнительной системе;

- использовать процесс преподавания данного курса для формирования у студентов чувства долга, ответственности за результаты деятельности правоохранительных органов;

- сформировать у студентов способность объективно оценивать современное состояние в области обеспечения прав человека в уголовно-исполнительной системе;

- научить студентов эффективно применять знания по обеспечению прав человека в практической деятельности по исполнению наказания и борьбе с преступностью.

- систематизированное изложение и приобретение студентами устойчивых теоретических и практических знаний, базирующихся на уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве, развитие у них умения и навыков его применения.

В результате изучения курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы», студент должен получить:

Знания:

которые включают:

- предмет, задачи и содержание курса, соотношение его с другими учебными дисциплинами, значение курса для подготовки сотрудников правоохранительных органов и, прежде всего, уголовно-исполнительной системы;

- основные понятия: права человека; правовой статус; законность; справедливость; гуманизм; пытки; жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания;

- обеспечение прав человека в процессе исполнения наказания на различных исторических этапах;

- правовые документы, регламентирующие права человека в уголовно-исполнительной системе;

- правовое положение подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражейс учетом рекомендаций Минимальных стандартных правил обращения с заключенными;

- правовое положение осужденных с учетом рекомендаций Минимальных стандартных правил обращения с заключенными;

- особенности правового положения несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях;

- обеспечение прав осужденных женского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

- правовое положение сотрудников уголовно-исполнительной системы.

умения:

- эффективно применять рациональные формы и методы, зафиксированные в международных документах по обеспечению прав человека в пенитенциарной практике.

Целью данного спецкурса является формирование у студентов знаний, по проблемным вопросам, регламентирующим правовые и организационные основы обеспечения прав человека в уголовно-исполнительной системе.

Спецкурс «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы» призван дать студентам теоретические и практические знания, привить им прочные практические навыки анализа и применения норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства.

Преподавание спецкурса в основе своей ведётся в лекционно-семинарском режиме. Используя лекционный материал, доступный учебник или учебное пособие, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, сту­дент готовится к семинарским занятиям, рассмат­ривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний.

Самостоятельная работа студента начинается с вниматель­ного ознакомления с каждой темой курса, изучением вопросов. Они ориентируют студента, пока­зывают, что он должен знать по данной теме.

Предлагаемый спецкурс рассчитан на один учебный семестр и предполагает сдачу зачета в конце лекционного курса.

Настоящая учебная программа оснащена специальным разделом, содержащим перечень нормативных источников и библиографию новейших учебно-методических изданий и основных монографических исследований, вышедших в свет после принятия уголовного и уголовно-исполнительного кодексов России.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Предмет, задачи и содержание курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы».

 

Предмет, и содержание курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы».

Социальное назначение курса для подготовки студентов по специальности 030501 – «юриспруденция». Основные задачи изучаемого курса. Соотношение курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы» с другими юридическими учебными дисциплинами.

Основные понятия курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы»: права человека; обязанности человека, правовой статус; виды статусов; законность; справедливость; гуманизм; пытки; жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Предмет, задачи и содержание курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы».

 

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Предмет и задачи курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы».

2.Содержание курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы» исоотношение курса с другими юридическими учебными дисциплинами.

3. Основные понятия курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы».

 

Темы для рефератов и докладов:

1. Принципы правового регулирования и их значение для формирования правового положения осужденных.

2. Пытки: национальный и международные аспекты.

 

Тема 2. Права человека и их обеспечение в процессе исполнения наказаний на различных этапах исторического развития.

 

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Эволюция уголовно-исполнительного законодательства в области правового положения человека в уголовно-исполнительной системе.

2. Факторы, определяющие развитие правового статуса осужденных к уголовным наказаниям.

3. Права человека и их обеспечение в процессе исполнения наказаний в дореволюционный период.

4. Основные тенденции уголовно-исполнительной политики в области обеспечения правового положения осужденных, подозреваемых и обвиняемых в советском государстве.

5. Правовое положение сотрудников пенитенциарной системы в царское время.

6. Правовое положение сотрудников уголовно-исполнительной системы в советский период.

 

Темы для рефератов и докладов:

1. Особенности реализации правового положения осужденных, подозреваемых и обвиняемых по исправительно-трудовым кодексам 1924 и 1933 гг.

2. Исправительно-трудовая (уголовно-исполнительная) политика Российского государства и ее влияние на правовой статус осужденных к лишению свободы.

3. Развитие правового статуса осужденных к лишению свободы в период с 1917 по 1953 гг.

4. Развитие правового статуса осужденных к лишению свободы в период с 1954 по 1990 гг.

5. Развитие правового статуса осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в период с 1991 по 1997 гг.

6. Сравнительный анализ законодательства, регламентирующего права субъектов пенитенциарной сферы в дореволюционный и советский период.

 

Тема 3. Международные документы, регламентирующие права человека в уголовно-исполнительной системе.

 

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Международные договора и стандарты в области защиты прав и свобод человека и гражданина и их влияние на уголовно-исполнительную политику России.

2. Классификация международных документов.

3. Международные договора и стандарты, регламентирующие правовое положение осужденных, подозреваемых и обвиняемых.

4. Характеристика основных международных договоров и стандартов, регламентирующих правовое положение осужденных, подозреваемых и обвиняемых.

 

Темы для рефератов и докладов:

1. Международные документы, регламентирующие права несовершеннолетних заключенных.

2. Международные документы, регламентирующие права заключенных женского пола.

3. Международные документы, регламентирующие права заключенных беременных женщин и женщин с детьми.

4. Обязанности заключенных по международным актам.

5. Международные договора России со странами СНГ в области прав, свобод и законных интересов субъектов уголовно-исполнительной политики.

6. Экстрадиция лиц виновных в совершении преступлений: понятие, сущность и правовое регулирование.

 

Тема 4. Международные органы, осуществляющие защиту прав человека.

 

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Международные органы, осуществляющие защиту прав человека: их цели, задачи, полномочия и компетенция.

2. Классификация международных органов, осуществляющих защиту прав человека и гражданина.

3. Международных органы, осуществляющих защиту прав человека в уголовно-исполнительной системе.

4. Цель и основные направления деятельности Европейского Суда.

 

Темы для рефератов и докладов:

1. Понятие, виды и полномочия правозащитных неправительственных организации.

2. Классификация правозащитных неправительственных организации.

3. Формы деятельности международных органов, осуществляющих защиту прав человека в уголовно-исполнительной системе.

4. Рассмотрение дел в Европейском Суде.

5. Становление и развитие международного сотрудничества в сфере защиты подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных к лишению свободы от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания: его цели и задачи.

6.Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах.

 

Тема 5. Национальные нормативные акты, регламентирующие права человека в уголовно-исполнительной системе.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Национальные нормативные акты, регламентирующие права человека и их влияние на уголовно-исполнительную политику России.

2. Классификация национальных нормативных актов, регламентирующих права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы.

3. Характеристика основных национальных нормативных актов, регламентирующих права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы.

 

Темы для рефератов и докладов:

1. Соответствие национальных нормативных актов, регламентирующих права человека в деятельности уголовно-исполнительной системы международным стандартам.

2. Разработка Российского уголовно-исполнительного законодательства в свете соглашений о защите прав человека и документов ООН, определяющих принципы обращения с осужденными.

3. Законодательство Российской Федерации о выполнении обязательств, принятых при вступлении в Совет Европы.

Тема 6. Правовое положение подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Места содержания под стражей: понятие, основания, цели и принципы содержания под стражей.

2. Следственный изолятор уголовно-исполнительной системы как место содержания под стражей: задачи и функции следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.

3. Права и законные интересы подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение в современных условиях.

4. Основные обязанности подозреваемых и обвиняемых.

5. Привлечение заключенных к труду и организация воспитательной работы с ними.

6. Права и обязанности несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых и женщин.

 

Темы для рефератов и докладов:

1. История становления института содержания под стражей.

2. Основания и подбор осужденных для хозяйственного обслуживания следственных изоляторов.

3. Охрана подозреваемых и обвиняемых и надзор за ними.

4. Порядок перевода осужденных к лишению свободы из следственных изоляторов в исправительные учреждения после вступления приговора в законную силу.

5. Основания освобождения лиц, содержащихся под стражей.

 

Тема 7. Правовое положение осужденных к лишению свободы в Российской Федерации

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы.

2. Классификация прав и законных интересов осужденных к лишению свободы.

3. Обязанности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в сфере режима, общественно полезного труда, воспитательной работы, общеобразовательного и профессионального обучения.

4. Правовое положение осужденных отбывающих наказания в колониях-поселениях.

5. Особенности правового положения осужденных отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строго и особого режимов.

6. Правовое положение осужденных отбывающих наказания в тюрьмах.

Темы для рефератов и докладов:

1. Исторические этапы развития правового статуса осужденных к лишению свободы в России.

2. Общая характеристика элементов специального правового статуса осужденных к лишению свободы.

3. Правовое положение осужденных к лишению свободы и его соотношение с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными.

4. Факторы, определяющие развитие правового положения осужденных к лишению свободы.

5. Закрепление правового положения осужденных к лишению свободы в уголовно-исполнительном законодательстве РФ и проблемы его обеспечения в исправительных учреждениях различных видов режима.

6. Международные стандарты в области прав заключенных и их реализация в российском уголовно-исполнительном законодательстве и пенитенциарной практике.

 

Тема 8. Правовое положение несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Назначение воспитательных колоний и характеристика содержащихся в воспитательных колониях осужденных.

2. Понятие и структура правового положения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы.

3. Общие права и законные интересы несовершеннолетних, осуждённых к лишению свободы и их обеспечение на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы России.

4. Специальные права и законные интересы несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы их обеспечение в современных условиях.

5. Обязанности несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы.

6. Международные документы, регламентирующие права несовершеннолетних осужденных к лишению свободы и специфика их применения в современных условиях в России.

Темы для рефератов и докладов:

1. Правовое положение несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы в дореволюционной России.

2. Права несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы в советском государстве и проблемы их обеспечения.

3. Специфика обеспечения прав несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание на льготных и строгих условиях.

4. Правовые последствия достижения осужденными совершеннолетия.

5. Актуальные проблемы обеспечения прав несовершеннолетних осужденных.

 

Тема 9. Правовой статус осужденных женского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы и специфика его обеспечения в современных условиях

Вопросы к семинарскому занятию:

 

1. Виды исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы в отношении осужденных женского пола.

2. Международное и национальное законодательство в области обеспечения прав осужденных женщин.

3. Содержание правового статуса осужденных женщин в свете требований международных стандартов и рекомендаций Совета Европы и проблемы его обеспечения в современных условиях в России.

4. Проблемы материнства и детства в местах лишения свободы.

5. Правовое регулирование отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.

 

Темы для рефератов и докладов:

 

1. Правовое положение осужденных женского пола в процессе исполнения наказания на различных этапах исторического развития и особенности его обеспечения.

2. Основные средства исправления и их значение для обеспечения правового положение осужденных женского пола.

3. Основные направления воспитательной работы с осужденными женщинами.

4. Криминологическая и педагогическая характеристика личности женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

5. Общая характеристика средств психологического воздействия на осужденных женщин в деятельности сотрудника исправительного учреждения

6. Актуальные проблемы обеспечения прав осужденных женского пола.

7. Совершенствование уголовно - исполнительного законодательства в отношении осужденных женщин в современных условиях.

 

 

Тема 10. Основные направления обеспечения прав осужденных к лишению свободы на современном этапе

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Гуманизация отбывания наказаний как основное условие обеспечения правового положения осужденных в местах лишения свободы.

2. Правовые гарантиии реализации прав и свобод осужденных к лишению свободы в современной России.

3. Пути совершенствования механизма реализации прав осужденных к лишению свободы.

Темы для рефератов и докладов:

1. Проблема гуманизма в целом и гуманизации наказаний в уголовно-исполнительной системе России.

2. Контроль в обеспечении законности при исполнении наказаний, устранении причин и условий, порождающих ее нарушения, в соблюдении прав и законных интересов осужденных в царской и советской России.

3. Контроль общества в обеспечении законности при исполнении наказаний, устранении причин и условий, порождающих ее нарушения, в соблюдении прав и законных интересов осужденных в современных условиях функционирования уголовно-исполнительной системы России

4. Обеспечение правового положения лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, путем различных форм государственного и общественного контроля.

5. Особенности обеспечения правового положения лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в государствах участниках СНГ.

6. Особенности обеспечения правового положения лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в зарубежных государствах.

 

Тема 11. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы

 

Вопросы к семинарскому занятию:

 

1. Понятие, роль и задачи материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы в реализации прав, свобод и законных интересов осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы

2. Жилищные и коммунально-бытовые условия осужденных к лишению свободы

3. Организация питания и нормы вещевого довольствия, предоставляемые осужденным к лишению свободы

4. Общая характеристика медицинского обслуживания осужденных к лишению свободы: задачи и правовое регулирование

5. Медицинское обслуживание осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях ФСИН России

6. Особенности оказания специализированной медицинской помощи осужденным к лишению свободы

 

Темы для рефератов и докладов:

1. Карательная политика государства и ее влияние на материально-бытовое обеспечение лиц, содержащихся в исправительно-трудовых лагерях.

2. Организационно-правовые основы материально-бытового и медицинского обеспечения заключенных в системе исправительно-трудовых лагерей

3. Санитарные требования, предъявляемые к исправительным учреждениям ФСИН России.

4. Вещевое довольствие больных осужденных, проходящих стационарное лечение в лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

 

 

Тема 12. Правовое регулирование общего и профессионального образования, профессиональной подготовки осужденных к лишению свобод

 

 

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Понятие общеобразовательной и профессиональной подготовки осужденных, их значение для исправления осужденных.

2. Правовое регулирование общего образования осужденных к лишению свободы.

3. Правовое регулирование профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы.

Темы для рефератов и докладов:

1. Особенности организации получения образования и профессиональной подготовки несовершеннолетних осужденных.

2. Особенности организации получения образования и профессиональной подготовки осужденных беременных женщин и женщин с детьми.

3. Педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы: их цели и задачи.

 

 

Тема 13. Правовое регулирование труда осужденных, лишенных свободы.

Вопросы к семинарскому занятию:

 

1.Труд осужденных к лишению свободы его понятие, цели и социальное назначение.

2. Становление и развитие форм и методов использования труда осужденных до перехода к рынку.

3. Правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы на современном этапе реформирования УИС.

4. Особенности привлечения к труду осужденных несовершеннолетних и женщин.

5. Экономические эксперименты в исправительных учреждениях и их роль в совершенствовании организационно-правовых структур.

6. Правовое регулирование труда осужденных по международно-правовым документам.

 

Темы для докладов и рефератов:

1. Правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы в дореволюционной России.

2. Правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы в советской России.

3. Особенности правового регулирование труда заключенных к лишению свободы в зарубежных государствах.

4. Особенности правового регулирование труда осужденных к лишению свободы в государствах СНГ.

5. Особенности оплаты и охраны труда осужденных к лишению свободы.

 

Тема 14. Правовое регулирование трудового и бытового устройства освобождаемых из исправительных учреждений и оказания им других видов социальной помощи

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Термин «трудовое и бытовое устройство» в научной литературе по уголовно-исполнительному (исправительно-трудовому) праву, криминологии, педагогике, психологии, социальной работе и Российское законодательство в сфере трудового и бытового устройства и оказания иной социальной помощи освобождаемым из исправительных учреждений, регулирующие данное направление деятельности уголовно-исполнительной системы.

2. История развития института правового регулирования трудового и бытового устройства освобождаемых из мест лишения свободы в России.

3. Содержание, сущность и значение трудового и бытового устройства освобождаемых из исправительных учреждений и оказания им иных видов социальной помощи.

4. Совершенствование механизма трудового и бытового устройства освобождаемых из исправительных учреждений.

 

Темы для докладов и рефератов:

 

1. Особенности правового регулирования трудового и бытового устройства и оказания социальной помощи освобождаемым в зарубежных странах.

2. Особенности правового регулирования трудового и бытового устройства и оказания социальной помощи освобождаемым в странах СНГ.

3. Правовое положение освобождаемых от отбывания наказания в виде лишения свободы.

Тема 15. Правовое положение осужденных к уголовным наказаниям не связанным с изоляцией осужденного от общества и его обеспечение на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы России

Вопросы к семинарскому занятию:

 

Введение

На современном этапе российское общество переживает непростой период своего обновления. Реформированию подвергаются различные сферы социальной жизни, в том числе, уголовно-исполнительная система. В этом процессе Россия обычно ориентировалась на западноевропейские стандарты и достижения; на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы также учитываются интересы и требования мирового сообщества по введению мировых стандартов обращения с заключенными. Необходимо отметить значимость данного процесса, поскольку характер уголовно-исполнительной политики государства отражает как степень развития права в государстве, так и уровень правосознания общества в целом. В этой связи особую актуальность приобретает проблема обеспечения прав человека в уголовно-исполнительной системе. Следует отметить, что речь идет не только о правовом положении осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, но и об обеспечении прав и гарантий самих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Это важно, поскольку только полноценный, уверенный в своих правах сотрудник, может эффективно работать в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, и при этом соблюдать и обеспечивать права осужденных; напротив, сотрудник, не имеющий гарантий достойного существования, чьи права нарушаются государством, не будет уважать права вверенных ему людей, над которыми, в силу своих полномочий, он имеет власть.

На настоящий момент проблема обеспечения прав человека ставится на государственном уровне. Особое значение обеспечению прав человека в уголовно-исполнительной системе придает Министерство юстиции и Управление федеральной службы исполнения наказаний. Как отмечается в Обзоре соблюдения прав человека в уголовно-исполнительной системы России за 2007 г., «несмотря на положительные изменения, вызванные результатами реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, в том числе значительное сокращение спецконтингента, обеспечение прав человека в следственных изоляторах, исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России по-прежнему вызывает тревогу». В целях наиболее эффективного обеспечения прав осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, в соответствии с приказом Минюста России от 25.10.2001 № 1650 «О введении в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации должности помощника начальника территориального органа по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе» введена должность помощника начальника территориального органа по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе.

Таким образом, представляется особая значимость и актуальность изучения курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы» для студентов очной формы обучения по специальности 030501 – «юриспруденция».

Настоящая программа разработана:

- на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 030501 - Юриспруденция;

- с учетом интеграции Российской Федерации в Совет Европы, признанием приоритета норм международного права в области обеспечения прав человека в пенитенциарной сфере;

- с опорой на законодательство Российского государства.

Предметом курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы» являются правовые и организационные основы обеспечения прав человека в уголовно-исполнительной системе.

Задачи курса обусловлены его содержанием и спецификой:

- ознакомить студентов с проблемами обеспечения прав человека в уголовно-исполнительной системе;

- познакомить студентов с основными нормативными актами, регламентирующими права человека в уголовно-исполнительной системе;

- использовать процесс преподавания данного курса для формирования у студентов чувства долга, ответственности за результаты деятельности правоохранительных органов;

- сформировать у студентов способность объективно оценивать современное состояние в области обеспечения прав человека в уголовно-исполнительной системе;

- научить студентов эффективно применять знания по обеспечению прав человека в практической деятельности по исполнению наказания и борьбе с преступностью.

- систематизированное изложение и приобретение студентами устойчивых теоретических и практических знаний, базирующихся на уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве, развитие у них умения и навыков его применения.

В результате изучения курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы», студент должен получить:

Знания:

которые включают:

- предмет, задачи и содержание курса, соотношение его с другими учебными дисциплинами, значение курса для подготовки сотрудников правоохранительных органов и, прежде всего, уголовно-исполнительной системы;

- основные понятия: права человека; правовой статус; законность; справедливость; гуманизм; пытки; жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания;

- обеспечение прав человека в процессе исполнения наказания на различных исторических этапах;

- правовые документы, регламентирующие права человека в уголовно-исполнительной системе;

- правовое положение подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражейс учетом рекомендаций Минимальных стандартных правил обращения с заключенными;

- правовое положение осужденных с учетом рекомендаций Минимальных стандартных правил обращения с заключенными;

- особенности правового положения несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях;

- обеспечение прав осужденных женского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

- правовое положение сотрудников уголовно-исполнительной системы.

умения:

- эффективно применять рациональные формы и методы, зафиксированные в международных документах по обеспечению прав человека в пенитенциарной практике.

Целью данного спецкурса является формирование у студентов знаний, по проблемным вопросам, регламентирующим правовые и организационные основы обеспечения прав человека в уголовно-исполнительной системе.

Спецкурс «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы» призван дать студентам теоретические и практические знания, привить им прочные практические навыки анализа и применения норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства.

Преподавание спецкурса в основе своей ведётся в лекционно-семинарском режиме. Используя лекционный материал, доступный учебник или учебное пособие, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, сту­дент готовится к семинарским занятиям, рассмат­ривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний.

Самостоятельная работа студента начинается с вниматель­ного ознакомления с каждой темой курса, изучением вопросов. Они ориентируют студента, пока­зывают, что он должен знать по данной теме.

Предлагаемый спецкурс рассчитан на один учебный семестр и предполагает сдачу зачета в конце лекционного курса.

Настоящая учебная программа оснащена специальным разделом, содержащим перечень нормативных источников и библиографию новейших учебно-методических изданий и основных монографических исследований, вышедших в свет после принятия уголовного и уголовно-исполнительного кодексов России.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Предмет, задачи и содержание курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы».

 

Предмет, и содержание курса «Права человека и их обеспечение в деятельности уголовно-исполнительной системы».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.166 с.)