Эволюция концепций мотивации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция концепций мотивации



Психологические типы личности

Передовой зарубежный и отечественный опыт стимулирования персонала

Рекомендации по формированию трудовых коллективов

 

УДК 316.334.22+658.3 ББК 60.561.23+65.24 Ш23

Шапиро, Сергей Александрович.

Ш23 Мотивация и стимулирование персонала/С.А. Шапиро. - М.: ГроссМедиа, 2005. - 224 с. - ISBN 5-476-00097-6.

Агентство CIP РГБ.

 

Реальная эффективность любых экономических мероприятий определяется их воздействием на отношение людей к труду. К сожалению, руководители редко учитывают социальные последствия принимаемых решений, которые, как правило, носят не комплексный, а сугубо экономический или технический характер. Любой руководитель осознает, ЧТО необходимо побуждать людей работать на организацию, но при этом считает, что для них достаточно простого материального вознаграждения. Не всегда такая политика бывает успешной, потому что по существу она не верна.

Как же руководителям добиться, чтобы их сотрудники работали эффективно? Об этом подробно рассказано в данной книге. В ней рассмотрены основные концепции и психологические аспекты мотивации труда, методы стимулирования работников и мотивационные ресурсы управления организацией. Исследования мотивации труда, проведенные автором на предприятиях различных форм собственности и сфер деятельности, позволили ему предложить новую систему диагностики мотивации труда работников. Они позволят руководителям выбрать из многообразия ресурсов, методов и схем управления наиболее близкую для себя систему формирования мотивационного механизма и, учтя специфические особенности, присущие только их сфере деятельности, применить ее для увеличения производительности труда работников.


Содержание

 

От автора......................................................................................................................................... 4

Введение.......................................................................................................................................... 5

Глава 1. Что необходимо знать о мотивации и стимулировании персонала..................................... 6

Практикум.................................................................................................................................... 19

Глава 2. Как эволюционировали взгляды руководителей на проблемы эффективного побуждения человека к труду....................................................................................................................................................... 21

§ 2.1. Эволюция концепций мотивации......................................................................................... 21

§ 2.2. Содержательные теории мотивации................................................................................... 27

2.2.1. «Иерархия потребностей» А. Маслоу............................................................................. 27

§ 2.3. Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда.................................................... 29

§ 2.4. Двухфакторная теория Ф. Герцберга (мотивационно-гигиеническая).................................. 31

§ 2.5. Теория СВР К. Алдерфера................................................................................................. 33

§ 2.6. Краткий обзор деятельности отечественных ученых в области исследования трудовой мотивации 33

§ 2.7. Как применить полученные знания в практике управления персоналом организации......... 34

Практикум.................................................................................................................................... 35

Глава 3. Что необходимо знать для того, чтобы разбираться в психологии сотрудников по отношению к совместной работе............................................................................................................................................ 42

§ 3.1. Мотивационные состояния человека, определяющие линию его поведения...................... 42

§ 3.2. Психологические типы личности и их формы..................................................................... 44

§ 3.3. Акцентуация характера (основные классификации психологических типов)....................... 46

§ 3.4. Рекомендации по формированию трудовых коллективов на основе акцентуаций характера 50

Практикум.................................................................................................................................... 50

Глава 4. На каком основании протекают мотивационные процессы, или Почему работники выбирают определенный тип поведения для достижения своих целей......................................................................................... 58

§ 4.1. Процессуальные теории мотивации.................................................................................... 58

Практикум.................................................................................................................................... 65

Глава 5. Какими методами следует стимулировать персонал организации для достижения высокой эффективности труда.............................................................................................................................................. 71

§ 5.1. Сущность стимулирования и классификация стимулов...................................................... 71

§ 5.2. Основные принципы стимулирования................................................................................. 72

§ 5.3. Заработная плата и ее основные характеристики............................................................... 73

§ 5.4. Партисипативное управление и зарубежный опыт оплаты труда........................................ 76

§ 5.5. Государственное регулирование оплаты труда................................................................. 78

§ 5.6. Социальная политика организации......................................................................................... 80

Практикум.................................................................................................................................... 85

Глава 6. Как сформировать эффективный мотивационный механизм в организации...................... 88

§ 6.1. Сущность мотивационного механизма................................................................................ 88

§ 6.2. Элементы внешней и внутренней среды, воздействующие на мотивацию труда персонала организации 89

§ 6.3. Методы мотивации............................................................................................................. 93

6.3.1. Структуры, ответственные за эффективную мотивацию на предприятии........................ 97

§ 6.5. Мотивационные ресурсы управления организацией.......................................................... 100

§ 6.6. Оценка эффективности управления мотивацией, ее формы и методы.............................. 103

Практикум.................................................................................................................................. 109

Заключение................................................................................................................................... 113

Глоссарий..................................................................................................................................... 116

Список литературы....................................................................................................................... 119


 

От автора

Цель настоящей книги - дать возможность руководителям организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности, а также менеджерам среднего и высшего звена разобраться в основополагающих современных методах управления персоналом - мотивации и стимулировании, необходимых для эффективной работы сотрудников на благо организации.

Структура книги состоит из шести глав.

В первой главе рассматриваются общие понятия, помогающие различить между собой схожие на первый взгляд вещи: мотивы, стимулы, потребности, побуждения, используемые в обиходной речи как тождества. Кроме того, рассматриваются различные подходы к мотивации персонала и проводится сравнительный анализ российской и зарубежных концепций мотивации.

Во второй главе проводится анализ эволюции концепций мотивации, рассматриваются содержательные или внутриличностные теории мотивации. Необходимость изучения теорий мотивации заключается в том, что именно на их основе можно создать методики анализа потребностей сотрудников в любом коллективе, а именно потребности побуждают человека работать на организацию и, способствуя ее развитию, достичь собственных целей.

В третьей главе рассматривается психологическая составляющая мотивации персонала. Каждый человек совершает поступки, направленные на удовлетворение его потребностей, путем выбора того или иного типа поведения. А поведение человека определяется направленностью личности, его способностями, типом характера, темпераментом. Для того чтобы правильно выстраивать мотивационную политику в коллективе, необходимо разбираться в этих вещах, но совсем необязательно быть психологом по образованию. В данной главе также разбираются методики создания трудовых коллективов в различных производственных ситуациях.

В четвертой главе освещаются процессуальные теории мотивации, изучение которых позволяет понять, каким путем происходит процесс мотивации, на каких основаниях выстраиваются отношения между сотрудниками организации, как формируется положительный социально-психологический климат в коллективе или, наоборот, почему возникают конфликтные ситуации.

Пятая глава посвящена одному из важнейших аспектов мотивации персонала - стимулированию труда. Здесь рассматриваются формы и методы стимулирования, приводится классификация стимулирующих выплат (в том числе различных видов заработной платы с рассмотрением их достоинств и недостатков). Объясняются принципы формирования социальной политики и приводятся примеры компенсационных выплат на различных предприятиях.

В шестой главе раскрываются методы формирования эффективного мотивационного механизма на предприятиях, обобщающего весь изложенный ранее материал. Показываются различные схемы расчета эффективности мотивационного управления, которые необходимо прогнозировать при планировании расходов на организационные мероприятия, связанные с управлением персоналом и его мотивацией.

В конце каждой главы приведены тесты, которые позволят читателям в игровой форме лучше освоить и понять пройденный материал.

Книга снабжена иллюстрациями и практическими примерами из жизни российских компаний, позволяющими интерпретировать теоретический материал и приблизить его к реальной практике управления. Приведенные ситуации собраны автором в ходе проведения исследований по мотивации персонала в различных компаниях, а также использован практический управленческий опыт работы автора в ряде отечественных компаний.

В конце книги приводится глоссарий, включающий в себя основные понятия, которые встречались в ней, и обогащающий лексический запас терминов, необходимых любому менеджеру.

Автор надеется, что данная книга будет служить полезным практическим пособием для отечественных менеджеров, а также может использоваться в качестве учебного пособия студентами и аспирантами экономических вузов. В то же время она может быть интересна и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами повышения эффективности труда.


Введение

В настоящее время в нашей стране наблюдается кризис труда. Труд перестал быть для многих людей смыслом жизни и превратился в средство выживания. В таких условиях не может идти речи ни о высокопроизводительном и эффективном труде, ни о росте квалификации работников и развитии их инициативы, ни о формировании сильной трудовой мотивации.

Человек включается в общественное производство не только из-за материальной необходимости, но и с учетом самых разных побуждений и интересов.

Реальная эффективность любых экономических мероприятий определяется их воздействием на отношение людей к труду. Изменить это отношение в законодательном порядке нельзя, так как это длительный эволюционный процесс, но его можно ускорить, если трезво оценивать конкретную ситуацию и учитывать причины, ее породившие.

К сожалению, руководители редко принимают в расчет социальные последствия принимаемых решений, а сами решения часто носят не комплексный, а сугубо экономический или технический характер.

Любой руководитель всегда осознает, что необходимо побуждать людей работать на организацию, но при этом считает, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. Иногда такая политика бывает успешной, хотя, по существу, она не верна.

Что же такое мотивация персонала?

Классическое определение мотивации в менеджменте, к которому мы еще вернемся, - это процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Автор рассматривает мотивацию трудовой деятельности как процесс удовлетворения работниками своих потребностей и ожиданий в выбранной ими работе, осуществляемый в результате реализации их целей, согласованных с целями и задачами предприятия, и одновременно с этим как комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности труда работников.

В данном определении сочетаются два основных направления, обычно принимаемые руководителями в качестве тождества: мотивация и стимулирование. Часто, ставя перед работником какую-либо задачу, руководитель говорит работнику: «Я тебя простимулирую» или «Я тебя промотивирую». При этом он думает об одном и том же, то есть о вознаграждении работника за хорошо выполненную работу. На самом деле мотивация и стимулирование - это разные вещи, хотя и служащие для достижения единой цели - повышения эффективности труда работника. Процесс удовлетворения, стоящий в определении на первом месте, - это мотивационная политика, выстраиваемая руководством организации на основании известных им потребностей и интересов работников. Комплекс мер - это стимулирование труда, всегда дополняющее мотивационную политику и являющееся средством удовлетворения конкретных потребностей работника, по большей части материальных.

Для того чтобы осознать в полной мере эту разницу и связанные с ней составляющие мотивационных и стимулирующих процессов, перейдем к прочтению данной книги.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.152.95 (0.014 с.)