Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка «неудовлетворительно»

Вопросы для контроля и самоконтроля.

1.Каковы особенности воспитания в первобытном обществе?

2.В чем суть сократического метода?

3.Сравнить цели и содержание воспитания в Спарте и Афинах. В чем причины различий этих систем воспитания?

4.Какие представления о природе человека лежали в основе педагогических идей Конфуция?

5.Какие важные черты характеризовали христианскую педагогику?

6.Каким методам воспитания и обучения уделялось особое внимание в Средние века?

7.Назовите известных вам представителей педагогической мысли эпохи Возрождения.

8.Почему Я.А.Коменского считают основоположником научной педагогики?

9.На каких принципах предлагал Я.А.Коменский строить новую школу?

10.Охарактеризуйте систему школ, предложенную Я.А.Коменским.

11.На каких принципах Д.Локк предлагал строить взаимоотношения между воспитателем и воспитанником?

12.Что понимал Ж.-Ж. Руссо под естественным и свободным воспитанием?

13.В чем сущность развивающего обучения И.Г.Песталоцци?

14.В чем заключались особенности подхода к воспитанию И.Ф.Гербарта?

15.Какой вклад внес А.Дистервег в разработку педагогической теории и практики?

16.Чем обусловлено появление реформаторской педагогики на рубеже XIX-XXвв?

17.Назовите наиболее ярких представителей зарубежной реформаторской педагогики.

18. В чем достоинства и недостатки педагогики прагматизма?

19.Назовите ученых, чьи труды стали теоретической базой гуманистической педагогики на Западе.

20.В чем заключалось своеобразие древнерусской педагогики?

21.Охарактеризуйте педагогические взгляды и просветительскую деятельность М,В.Ломоносова, Н.И.Новикова, А.Н.Радищева.

22.Какие основные этапы развития образования в России XIX в. вы можете назвать?

23.На основе каких концептуальных идей строит свою педагогическую систему К.Д.Ушинский?

24.Назовите учебные книги К.Д.Ушинского.

25.Почему ранний Л.Толстой настойчиво отказывается от воспитания детей в Яснополянской школе? Как он трактует сущность образования?

26.В чем характерные особенности педагогики Л.Толстого?

27.Какие тенденции обозначились в развитии теории и практики образования в России в к.XIX - нач.XX вв.?

28.Как П.Ф.Каптерев трактует сущность педагогического процесса?

29.Почему педагогику С.Т.Шацкого называют социальной педагогикой?

30.В чем заключается вклад в теорию и практику отечественной педагогики А.С.Макаренко?

31.На каких принципах строился коллектив А.С.Макаренко?

32.Как В.А.Сухомлинский определял цели и содержание воспитания?

33.Каково основное содержание закона РФ «Об образовании» (1992)? Какие новые тенденции развития отечественного образования он отразил?

 

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение для

студентов очной формы обучения

 

1.Современные тенденции в области образования и педагогики в зарубежных странах.

2.Европейское средневековое воспитание.

3.Воспитание у восточных славян в У1-1Х веках..

4.Структура образования и педагогическая мысль России в конце Х1Х-начале ХХ веков.

5.Основные этапы развития теории и практики воспитания в России в период с 1945 по 1985 г.)

 

 

Методические рекомендации к выполнению аналитической таблицы

Заполнение таблицы – важная часть самостоятельной работы студента по курсу. Таблица формируется постепенно, по мере изучения материала в лекционном режиме, подготовки к семинарским занятиям и в процессе самостоятельной работы студента. Выбор имен осуществляется на основе вопросов для самоконтроля, вопросов к экзамену (зачету) и рекомендаций преподавателя.

Структура таблицы:

 

Первая графа – Имя, время, место – требует внесения в таблицу имен мыслителей и педагогов, оставивших наиболее яркий след в истории образования и педагогической науки, и предполагает формирование умения локализовать педагогическое явление во времени и пространстве.

Вторая – Особенности мировоззрения – ориентирует на выявление тех мировоззренческих позиций, которые легли в основание педагогических взглядов того или иного мыслителя.

Третья – Педагогические взгляды (система) – предполагает формирование умение вычленить и кратко сформулировать основные положения авторской педагогической позиции с учетом конкретной социокультурной и социально-экономической ситуации в той или йной стране.

Четвертая – Вклад автора в развитие педагогической теории и практики –

ориентирует на выработку умений выносить оценочные суждения, оперируя педагогическими понятиями и категориями с учетом специфики конкретной исторической ситуации. По мере заполнения этой графы у студента накапливается материал, позволяющий ему проследить основные векторы (тенденции) развития образовательного процесса и педагогической науки.

 

Итогом данного вида самостоятельной работы становится серьезная проработка и глубокое теоретическое осмысление студентом материала.

Сама структура таблицы представляет собой схему построения ответа на вопрос на экзамене (зачете). Таблица может рассматриваться в качестве варианта опорного конспекта по изучаемой дисциплине. В качестве такового она может использоваться студентом на экзамене(зачете) по курсу при условии рукописной формы ее заполнения.

 

Вопросы к экзамену

1.Предмет и задачи курса; роль в профессиональном становлении педагога.

2. Происхождение воспитания. Воспитание в первобытном обществе.

3Спартанская и афинская системы воспитания. Педагогические идеи древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита.

4.Воспитание и школа феодальной Европы (до эпохи Возрождения).

5.Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения. Педагогические идеи Т.Мора, Т.Кампанеллы.

6.Я.А.Коменский о системе школ, содержании образования и классно-урочной форме обучения; его роль в становлении педагогики.

7. Теория воспитания джентльмена (Д. Локк) как отражение педагогического идеала Нового времени.

8.Зарождение идей «свободного воспитания» в педагогике Ж.Ж.Руссо.

9.Педагогические идеи французских материалистов эпохи Просвещения XVIII в.(К.А.Гельвеция, Д.Дидро).

10.Концепция элементарного развивающего образования И.Г.Песталоцци.

11.Дидактическое учение Ф.В.А.Дистервега. Идеи и практика природосообразного обучения.

12.Философско-психологические основы педагогики И.Ф.Гербарта. Теория управления, воспитывающего обучения, нравственного воспитания.

13.Сущность и значение социально – педагогических экспериментов Р.Оуэна.

14. Вклад марксизма в развитие образования и педагогики

15. Продуктивные подходы реформаторской зарубежной педагогики конца XIX-начала XX вв. (А. Бине, Г. Кершенштейнер).

16.Теория и практика прагматистской педагогики (Д.Дьюи): достижения и просчеты.

17. Современные тенденции в области образования в зарубежных странах

18..Характеристика особенностей просвещения и воспитания в Киевской Руси. Основные памятники педагогической мысли XI-XII вв.

19.Просвещение и школа в Русском централизованном государстве (XV-XVIIвв.) Славяно-греко-латинская академия. Спор «латинистов» и «греков» о путях развития российского просвещения Образование и школа Руси в 1Х-ХУ11 вв.

20. Сущность и значение просветительских реформ Петра 1.

21.Вклад М.В.Ломоносова в развитие отечественной педагогической теории и практики.

22.Педагогические аспекты наследия русских просветителей ХУ111в.(Н.И.Новиков, А.Н.Радищев).

23.Идеи и практика сословного дворянского воспитания в образовательных учреждениях закрытого типа в России ХУ111 в.: достижения и просчеты

24.Образовательные реформы в России в первой половине Х1Х века. Становление государственной системы образования. Контрреформирование.

25.Педагогическая деятельность и взгляды Н.И.Пирогова.

26. Педагогические идеи русских революционеров-демократов Х1Х века(А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов).

27.Роль К.Д.Ушинского в становлении и развитии отечественной педагогики.

28.Концепция народности в общественном воспитании К.Д.Ушинского.

29.Идеи и практика свободного образования Л.Н.Толстого.

30.Общественно-педагогическое движение и школьные реформы в России в 60г.Х1Хв. Контрреформы.

31.Коренные изменения в отечественном образовании в 1917-20-х гг. и их результаты.

32.Обшая характеристика педагогической системы А.С.Макаренко (общие условия, цель, ведущий принцип, содержание, методы и средства воспитания).

33.А.С.Макаренко о воспитательном коллективе (его признаках и этапах становления), дисциплине, наказании и поощрении.

34.С.Т.Шацкий о воспитании как организации детской жизни. Социально-педагогические эксперименты Шацкого.

35.Школа и педагогика в России в 1931-1945гг.

36. Основные этапы развития теории и практики воспитания в России в послевоенный период (до 1985г.).

37.Современный этап развития школы и педагогики в Росси. Закон об образовании РФ.1992г.(новая редакция).

38.Личностно-ориентированный характер педагогики В.А.Сухомлинского. Идеи нравственного и трудового воспитания и их реализация.

 

3.Критерии оценивания знаний и умений студентов

Оценка «отлично» ставится на экзамене, если студент демонстрирует:

• Знание учебного материала на основе программы и углублённые сведения по изучаемым проблемам.

• Логическое, последовательное изложение вопроса с опорой на разнообразные источники.

• Определение своей позиции в раскрытии подходов к рассматриваемой проблеме.

• Выявление прогностической значимости исторического – педагогического наследия и возможности его использования для решения современных теоретических и практических педагогических проблем.

Оценка «хорошо»

• Знание учебного материала в пределах программы.

• Раскрытие различных подходов к рассматриваемой проблеме. |,

• Опора при построении ответа на обязательную литературу.

• Включение соответствующих примеров из списка обязательных источников.

 

Оценка «удовлетворительно»

• Знание учебного материала в пределах программы на основе представления одного из научных подходов к рассматриваемой социально-педагогической проблеме.

• Отсутствие собственной критической оценки возможности использования исторического наследия для решения современных социально-педагогических проблем.

• Опора при ответе только на обязательную литературу, отсутствие знаний первоисточников.

Литература

Основная

1.Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли.М.: Владос, 2003.

2.История педагогики: Учеб.. пособие для пед. уч. завед. Под ред. А.И. Пискунова. М.: «ТЦ Сфера»2006..

3.Хрестоматия по истории педагогики. Под общей ред.А.И.Пискунова. В 3-х частях. М.: «ТЦ Сфера»,2006. Платон. Государство / Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 1. Античность. Средневековье / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с 58-63.

4.Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 1. Античность. Средневековье / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с 87- 95.

5.Марк Фабий Квинтилиан. О воспитании оратора / Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 1. Античность. Средневековье / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с 97- 103.

6.Томас Мор. Утопия / Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 1. Античность. Средневековье / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с 303 - 310.

7.Мишель Монтень. Опыты / Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 1. Античность. Средневековье / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с 364 - 372.

8.Владимир Мономах. Поучение детям / Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 1. Античность. Средневековье / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с 435 - 440. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции) / Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Сост. и авт. ввод. Очерков С.Ф. Егоров. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2008, с. 17 – 21.

9. Сильвестр. Домострой / Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т.1.

Античность. Средневековье / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.:

ТЦ Сфера, 2006, с 470 - 479. либо

Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции) / Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Сост. и авт. ввод. очерков С.Ф. Егоров. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2008, с. 26 – 31.

10.Коменский Я.А. Великая дидактика, содержащая универсальную

теорию учить всех всему…/ Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т.

Т. 2. Новое время / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера,

2006, с 10 - 46.

11. Джон Локк. Мысли о воспитании / Хрестоматия по истории

педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под общ. ред. А.И. Пискунова.

– М.: ТЦ Сфера, 2006, с 10 - 46.

12.Татищев В.Н. Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ /

Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под

общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с 121 – 132 либо

Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой

Октябрьской социалистической революции) / Учеб. пособие для

студ. пед. ин-тов / Сост. и авт. ввод. очерков С.Ф. Егоров. – 2-е изд.,

перераб. – М.: Просвещение, 2008, с. 53 – 59.

 

13. Ломоносов М.В. Проект регламента московских гимназий /

Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под

общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с 144 – 150 либо

Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой

Октябрьской социалистической революции) / Учеб. пособие для

студ. пед. ин-тов / Сост. и авт. ввод. очерков С.Ф. Егоров. – 2-е изд.,

перераб. – М.: Просвещение, 2008, с. 61– 65.

14.Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании / Хрестоматия по истории

педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под общ. ред. А.И. Пискунова.

– М.: ТЦ Сфера, 2006, с 153 – 166.

15.Песталоцци И.Г. Лебединая песня / Хрестоматия по истории

педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под общ. ред. А.И. Пискунова.

– М.: ТЦ Сфера, 2006, с 240 - 250.

16.Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания /

Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под

общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с 286 – 301.

17.Дистервег Ф.А.В. Руководство к образованию немецких учителей /

Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под

общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с 304 - 322.

18.Пирогов Н.И. Вопросы жизни / Хрестоматия по истории педагогики:

В 3 т. Т. 2. Новое время / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ

Сфера, 2006, с 330 - 334. либо

Хрестоматия по истории школы и педагогики

в России (до Великой Октябрьской социалистической революции)

/ Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Сост. и авт. ввод. очерков С.Ф.

Егоров. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2008, с. 150– 166.

19.Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы / Хрестоматия по

истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под общ. ред. А.И.

Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с 366 – 369 либо

Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции) / Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Сост. и авт. ввод. очерков С.Ф. Егоров. – 2-е изд., перераб. –

М.: Просвещение, 2008, с. 220 – 232.

20.Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении /

Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время /

Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с 374 – 378 либо

Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до

Великой Октябрьской социалистической революции) / Учеб.

пособие для студ. пед. ин-тов / Сост. и авт. ввод. очерков С.Ф.

Егоров. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2008, с. 245 – 255.

21.Ушинский К.Д. Родное слово / Хрестоматия по истории школы и

педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической

революции) / Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Сост. и авт. ввод.

очерков С.Ф. Егоров. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2008,

с. 232 – 245.

22.Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы /

Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой

Октябрьской социалистической революции) / Учеб. пособие для

студ. пед. ин-тов / Сост. и авт. ввод. очерков С.Ф. Егоров. – 2-е изд.,

перераб. – М.: Просвещение, 2008, с. 282 – 300.

23.Каптерев П.Ф. Педагогический процесс / Хрестоматия по истории

педагогики: В 3 т. Т. 3. Новейшее время / Под общ. ред. А.И.

Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с 48 - 78.

24.Дьюи Д. Демократия и образование / Хрестоматия по истории

педагогики: В 3 т. Т. 3. Новейшее время / Под общ. ред. А.И.

Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с 227 - 256.

25.Шацкий С.Т. Школа для детей или дети для школы / Хрестоматия по

истории педагогики: В 3 т. Т. 3. Новейшее время / Под общ.

ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с 408 - 434.

26.Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания /

Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 3. Новейшее

время / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с

535 - 549.

27.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / Электрон. биб-ка:

readall.ru/lib_page_readall_107158.html.

28.В.А.Сухомлинский. Павлышская средняя школа.М.;просвещение,1979

29.Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония: Часть I. –

Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. - 224 с.

30.Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония: Часть II. –

Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1992. - 176 с.

31.Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония: Часть III. –

Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. 216 с.

 

 

Дополнительная.

 

32. Коджаспирова Галина Михайловна. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опор.конспекты: Учеб.пособие для студентов вузов.-М.:ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-224с.

33.Каптерев П.Ф. История русской педагогики //Педагогика. 1992. №3-4; №7-12.

34.Корчак Я. Как любить детей/Я. Корчак.- М.:Знание, 1991.- 191с.-(Пед.фак.)

35.Курочкина И.Н. Русская педагогика: Страницы становления (VIII – XVIII вв.). М., 2002.

36. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. Екатеринбург, 1995.

37.Латышина Д.И. История педагогики: Учебн. пособие..М.:Форум- Инфра, 1998.

38.История педагогики в России. Хрестоматия. Составитель: С.Ф.Егоров. М.:Академия,1999.

39.Джуринский А.Н. История педагогики. М.: Владос, 1999.

40.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: В 2т. М. 1950.

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1: Особенности образовательной практики и философско-педагогической мысли в Др.Греции (У-1У вв. до н.э.). Зарождение гуманистических традиций образования

1. На основе текстов учебного пособия и фрагментов текстов хрестоматии сопоставить спартанскую и афинскую системы воспитания по параметрам

-цели

-роль государства в образовании граждан

-положение воспитанника

-модели организации педагогического процесса.

Сделать выводы о причинах выявленных различий.

2.Педагогические взгляды Платона.

3.Педагогические идеи Аристотеля.

4. Сократ, Демокрит о воспитании.

5.Выписать из словарей определение понятия «гуманизм».

В каких фактах, идеях образовательного пространства Др. Греции вы усматриваете зарождение гуманистической традиции? Обосновать свою позицию.

Что из духовного опыта древних актуально для современных представлений в области образования?

 

Литература

1. История педагогики: Учеб.пособие для пед. университетов. Под ред. А.И. Пискунова. В 2-х частях. М.:1998 (либо любое другое).

2. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Составитель: А.И.Пискунов. М.:Просвещение,1981.Статьи: Плутарх «Ликург», Платон «Протагор», «Государство».

3. Словари по педагогике, философии.

 

Вопросы для контроля и самоконтроля.

1.Каковы особенности воспитания в первобытном обществе?

2.В чем суть сократического метода?

3.Сравнить цели и содержание воспитания в Спарте и Афинах. В чем причины различий этих систем воспитания?

4.Какие представления о природе человека лежали в основе педагогических идей Конфуция?

5.Какие важные черты характеризовали христианскую педагогику?

6.Каким методам воспитания и обучения уделялось особое внимание в Средние века?

7.Назовите известных вам представителей педагогической мысли эпохи Возрождения.

8.Почему Я.А.Коменского считают основоположником научной педагогики?

9.На каких принципах предлагал Я.А.Коменский строить новую школу?

10.Охарактеризуйте систему школ, предложенную Я.А.Коменским.

11.На каких принципах Д.Локк предлагал строить взаимоотношения между воспитателем и воспитанником?

12.Что понимал Ж.-Ж. Руссо под естественным и свободным воспитанием?

13.В чем сущность развивающего обучения И.Г.Песталоцци?

14.В чем заключались особенности подхода к воспитанию И.Ф.Гербарта?

15.Какой вклад внес А.Дистервег в разработку педагогической теории и практики?

16.Чем обусловлено появление реформаторской педагогики на рубеже XIX-XXвв?

17.Назовите наиболее ярких представителей зарубежной реформаторской педагогики.

18. В чем достоинства и недостатки педагогики прагматизма?

19.Назовите ученых, чьи труды стали теоретической базой гуманистической педагогики на Западе.

20.В чем заключалось своеобразие древнерусской педагогики?

21.Охарактеризуйте педагогические взгляды и просветительскую деятельность М,В.Ломоносова, Н.И.Новикова, А.Н.Радищева.

22.Какие основные этапы развития образования в России XIX в. вы можете назвать?

23.На основе каких концептуальных идей строит свою педагогическую систему К.Д.Ушинский?

24.Назовите учебные книги К.Д.Ушинского.

25.Почему ранний Л.Толстой настойчиво отказывается от воспитания детей в Яснополянской школе? Как он трактует сущность образования?

26.В чем характерные особенности педагогики Л.Толстого?

27.Какие тенденции обозначились в развитии теории и практики образования в России в к.XIX - нач.XX вв.?

28.Как П.Ф.Каптерев трактует сущность педагогического процесса?

29.Почему педагогику С.Т.Шацкого называют социальной педагогикой?

30.В чем заключается вклад в теорию и практику отечественной педагогики А.С.Макаренко?

31.На каких принципах строился коллектив А.С.Макаренко?

32.Как В.А.Сухомлинский определял цели и содержание воспитания?

33.Каково основное содержание закона РФ «Об образовании» (1992)? Какие новые тенденции развития отечественного образования он отразил?

 

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение для

студентов очной формы обучения

 

1.Современные тенденции в области образования и педагогики в зарубежных странах.

2.Европейское средневековое воспитание.

3.Воспитание у восточных славян в У1-1Х веках..

4.Структура образования и педагогическая мысль России в конце Х1Х-начале ХХ веков.

5.Основные этапы развития теории и практики воспитания в России в период с 1945 по 1985 г.)

 

 

Методические рекомендации к выполнению аналитической таблицы

Заполнение таблицы – важная часть самостоятельной работы студента по курсу. Таблица формируется постепенно, по мере изучения материала в лекционном режиме, подготовки к семинарским занятиям и в процессе самостоятельной работы студента. Выбор имен осуществляется на основе вопросов для самоконтроля, вопросов к экзамену (зачету) и рекомендаций преподавателя.

Структура таблицы:

 

Первая графа – Имя, время, место – требует внесения в таблицу имен мыслителей и педагогов, оставивших наиболее яркий след в истории образования и педагогической науки, и предполагает формирование умения локализовать педагогическое явление во времени и пространстве.

Вторая – Особенности мировоззрения – ориентирует на выявление тех мировоззренческих позиций, которые легли в основание педагогических взглядов того или иного мыслителя.

Третья – Педагогические взгляды (система) – предполагает формирование умение вычленить и кратко сформулировать основные положения авторской педагогической позиции с учетом конкретной социокультурной и социально-экономической ситуации в той или йной стране.

Четвертая – Вклад автора в развитие педагогической теории и практики –

ориентирует на выработку умений выносить оценочные суждения, оперируя педагогическими понятиями и категориями с учетом специфики конкретной исторической ситуации. По мере заполнения этой графы у студента накапливается материал, позволяющий ему проследить основные векторы (тенденции) развития образовательного процесса и педагогической науки.

 

Итогом данного вида самостоятельной работы становится серьезная проработка и глубокое теоретическое осмысление студентом материала.

Сама структура таблицы представляет собой схему построения ответа на вопрос на экзамене (зачете). Таблица может рассматриваться в качестве варианта опорного конспекта по изучаемой дисциплине. В качестве такового она может использоваться студентом на экзамене(зачете) по курсу при условии рукописной формы ее заполнения.

 

Вопросы к экзамену

1.Предмет и задачи курса; роль в профессиональном становлении педагога.

2. Происхождение воспитания. Воспитание в первобытном обществе.

3Спартанская и афинская системы воспитания. Педагогические идеи древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита.

4.Воспитание и школа феодальной Европы (до эпохи Возрождения).

5.Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения. Педагогические идеи Т.Мора, Т.Кампанеллы.

6.Я.А.Коменский о системе школ, содержании образования и классно-урочной форме обучения; его роль в становлении педагогики.

7. Теория воспитания джентльмена (Д. Локк) как отражение педагогического идеала Нового времени.

8.Зарождение идей «свободного воспитания» в педагогике Ж.Ж.Руссо.

9.Педагогические идеи французских материалистов эпохи Просвещения XVIII в.(К.А.Гельвеция, Д.Дидро).

10.Концепция элементарного развивающего образования И.Г.Песталоцци.

11.Дидактическое учение Ф.В.А.Дистервега. Идеи и практика природосообразного обучения.

12.Философско-психологические основы педагогики И.Ф.Гербарта. Теория управления, воспитывающего обучения, нравственного воспитания.

13.Сущность и значение социально – педагогических экспериментов Р.Оуэна.

14. Вклад марксизма в развитие образования и педагогики

15. Продуктивные подходы реформаторской зарубежной педагогики конца XIX-начала XX вв. (А. Бине, Г. Кершенштейнер).

16.Теория и практика прагматистской педагогики (Д.Дьюи): достижения и просчеты.

17. Современные тенденции в области образования в зарубежных странах

18..Характеристика особенностей просвещения и воспитания в Киевской Руси. Основные памятники педагогической мысли XI-XII вв.

19.Просвещение и школа в Русском централизованном государстве (XV-XVIIвв.) Славяно-греко-латинская академия. Спор «латинистов» и «греков» о путях развития российского просвещения Образование и школа Руси в 1Х-ХУ11 вв.

20. Сущность и значение просветительских реформ Петра 1.

21.Вклад М.В.Ломоносова в развитие отечественной педагогической теории и практики.

22.Педагогические аспекты наследия русских просветителей ХУ111в.(Н.И.Новиков, А.Н.Радищев).

23.Идеи и практика сословного дворянского воспитания в образовательных учреждениях закрытого типа в России ХУ111 в.: достижения и просчеты

24.Образовательные реформы в России в первой половине Х1Х века. Становление государственной системы образования. Контрреформирование.

25.Педагогическая деятельность и взгляды Н.И.Пирогова.

26. Педагогические идеи русских революционеров-демократов Х1Х века(А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов).

27.Роль К.Д.Ушинского в становлении и развитии отечественной педагогики.

28.Концепция народности в общественном воспитании К.Д.Ушинского.

29.Идеи и практика свободного образования Л.Н.Толстого.

30.Общественно-педагогическое движение и школьные реформы в России в 60г.Х1Хв. Контрреформы.

31.Коренные изменения в отечественном образовании в 1917-20-х гг. и их результаты.

32.Обшая характеристика педагогической системы А.С.Макаренко (общие условия, цель, ведущий принцип, содержание, методы и средства воспитания).

33.А.С.Макаренко о воспитательном коллективе (его признаках и этапах становления), дисциплине, наказании и поощрении.

34.С.Т.Шацкий о воспитании как организации детской жизни. Социально-педагогические эксперименты Шацкого.

35.Школа и педагогика в России в 1931-1945гг.

36. Основные этапы развития теории и практики воспитания в России в послевоенный период (до 1985г.).

37.Современный этап развития школы и педагогики в Росси. Закон об образовании РФ.1992г.(новая редакция).

38.Личностно-ориентированный характер педагогики В.А.Сухомлинского. Идеи нравственного и трудового воспитания и их реализация.

 

3.Критерии оценивания знаний и умений студентов

Оценка «отлично» ставится на экзамене, если студент демонстрирует:

• Знание учебного материала на основе программы и углублённые сведения по изучаемым проблемам.

• Логическое, последовательное изложение вопроса с опорой на разнообразные источники.

• Определение своей позиции в раскрытии подходов к рассматриваемой проблеме.

• Выявление прогностической значимости исторического – педагогического наследия и возможности его использования для решения современных теоретических и практических педагогических проблем.

Оценка «хорошо»

• Знание учебного материала в пределах программы.

• Раскрытие различных подходов к рассматриваемой проблеме. |,

• Опора при построении ответа на обязательную литературу.

• Включение соответствующих примеров из списка обязательных источников.

 

Оценка «удовлетворительно»

• Знание учебного материала в пределах программы на основе представления одного из научных подходов к рассматриваемой социально-педагогической проблеме.

• Отсутствие собственной критической оценки возможности использования исторического наследия для решения современных социально-педагогических проблем.

• Опора при ответе только на обязательную литературу, отсутствие знаний первоисточников.

Оценка «неудовлетворительно»

- Частичное знание учебного материала или его незнание.

• Отсутствие собственной критической оценки возможности использования исторического наследия для решения современных социально-педагогических проблем.

• При ответе нет опоры на литературу, отсутствие знаний первоисточников.

 

Литература

Основная

1.Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли.М.: Владос, 2003.

2.История педагогики: Учеб.. пособие для пед. уч. завед. Под ред. А.И. Пискунова. М.: «ТЦ Сфера»2006..

3.Хрестоматия по истории педагогики. Под общей ред.А.И.Пискунова. В 3-х частях. М.: «ТЦ Сфера»,2006. Платон. Государство / Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 1. Античность. Средневековье / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с 58-63.

4.Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 1. Античность. Средневековье / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с 87- 95.

5.Марк Фабий Квинтилиан. О воспитании оратора / Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 1. Античность. Средневековье / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с 97- 103.

6.Томас Мор. Утопия / Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 1. Античность. Средневековье / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с 303 - 310.

7.Мишель Монтень. Опыты / Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 1. Античность. Средневековье / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с 364 - 372.

8.Владимир Мономах. Поучение детям / Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 1. Античность. Средневековье / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с 435 - 440. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции) / Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Сост. и авт. ввод. Очерков С.Ф. Егоров. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2008, с. 17 – 21.

9. Сильвестр. Домострой / Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т.1.

Античность. Средневековье / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.:

ТЦ Сфера, 2006, с 470 - 479. либо

Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции) / Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Сост. и авт. ввод. очерков С.Ф. Егоров. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2008, с. 26 – 31.

10.Коменский Я.А. Великая дидактика, содержащая универсальную

теорию учить всех всему…/ Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т.

Т. 2. Новое время / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера,

2006, с 10 - 46.

11. Джон Локк. Мысли о воспитании / Хрестоматия по истории

педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под общ. ред. А.И. Пискунова.

– М.: ТЦ Сфера, 2006, с 10 - 46.

12.Татищев В.Н. Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ /

Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под

общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с 121 – 132 либо

Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой

Октябрьской социалистической революции) / Учеб. пособие для

студ. пед. ин-тов / Сост. и авт. ввод. очерков С.Ф. Егоров. – 2-е изд.,

перераб. – М.: Просвещение, 2008, с. 53 – 59.

 

13. Ломоносов М.В. Проект регламента московских гимназий /

Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под

общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с 144 – 150 либо

Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой

Октябрьской социалистической революции) / Учеб. пособие для

студ. пед. ин-тов / Сост. и авт. ввод. очерков С.Ф. Егоров. – 2-е изд.,

перераб. – М.: Просвещение, 2008, с. 61– 65.

14.Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании / Хрестоматия по истории

педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под общ. ред. А.И. Пискунова.

– М.: ТЦ Сфера, 2006, с 153 – 166.

15.Песталоцци И.Г. Лебединая песня / Хрестоматия по истории

педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под общ. ред. А.И. Пискунова.

– М.: ТЦ Сфера, 2006, с 240 - 250.

16.Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания /

Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под

общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с 286 – 301.

17.Дистервег Ф.А.В. Руководство к образованию немецких учителей /

Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под

общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с 304 - 322.

18.Пирогов Н.И. Вопросы жизни / Хрестоматия по истории педагогики:

В 3 т. Т. 2. Новое время / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ

Сфера, 2006, с 330 - 334. либо

Хрестоматия по истории школы и педагогики

в России (до Великой Октябрьской социалистической революции)

/ Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Сост. и авт. ввод. очерков С.Ф.

Егоров. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2008, с. 150– 166.

19.Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы / Хрестоматия по

истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под общ. ред. А.И.

Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с 366 – 369 либо

Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции) / Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Сост. и авт. ввод. очерков С.Ф. Егоров. – 2-е изд., перераб. –

М.: Просвещение, 2008, с. 220 – 232.

20.Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении /

Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время /

Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с 374 – 378 либо

Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до

Великой Октябрьской социалистической революции) / Учеб.

пособие для студ. пед. ин-тов / Сост. и авт. ввод. очерков С.Ф.

Егоров. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2008, с. 245 – 255



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.186.26 (0.015 с.)