Тактика допроса несовершеннолетнего. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тактика допроса несовершеннолетнего.



Тактика допроса несовершеннолетнего строится с учетом его возрастных особенностей. Для несовершеннолетних, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, характерны повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, домысливанию неполно воспринятой картины происшедшего события. Недостаточный уровень развития, ограниченность логического мышления, отсутствие жизненного опыта и профессиональных знании мешают им порой воспринять в целом картину того или иного события и правильно воспроизвести на допросе запечатленную информацию. Однако зато они легко запоминают наиболее яркие моменты и детали происшедшего (например, номер автомашины, броские приметы преступника и т.п.). Жизнь несовершеннолетних эмоционально насыщена и последующие впечатления нередко способствуют забыванию воспринятого. Поэтому их допрос нельзя откладывать на долгое время.

При подготовке к допросу необходимо получить сведения об уровне развития несовершеннолетнего, его интересах, склонностях, привычках, своеобразии семейной микросреды, взаимоотношениях с лицом, в отношении которого будет проводиться допрос. Несовершеннолетний до 16 лет вызывается на допрос через родителей или других законных представителей. Допускается иной порядок в связи с обстоятельствами дела.

При участии в допросе педагога, а также законных представителей или близких родственников нужно заранее убедиться, что характер из взаимоотношений с несовершеннолетним не повлияет отрицательно на допрашиваемого. Эти лица должны быть предупреждены о недопустимости каких-либо подсказок, наводящих вопросов, назидательного тона, раздражения в отношении несовершеннолетнего.

Допрос малолетних предпочтительнее проводить в привычной для них обстановке – в детском учреждении, школе, дома. Желательно начинать допрос с беседы, включающей элементы игры, которая поможет установлению доверительных отношений. Психологическому контакту с допрашиваемым будет способствовать спокойный, уверенный тон следователя, его благожелательная манера общения.

При оценке показаний несовершеннолетнего следует обращать внимание на гладкость, заученность сообщаемых им сведений, использование несвойственных допрашиваемому оборотов, наличие противоречий, что может свидетельствовать о влиянии заинтересованных лиц.

При допросе несовершеннолетних обвиняемых необходимо учитывать их склонность к самооговору в результате воздействия более взрослых участников преступления либо из ложно понятого чувства товарищества. Полученные показания поэтому должны быть обязательно проанализированы с точки зрения наличия в них внутренних противоречий, характерных умолчаний и проговорок, а также противоречий с другими доказательствами.

43. Следственный эксперимент, виды, задачи. Тактические рекомендации

Следственный эксперимент – следственное действие, состоящее в воспроизведении действий, а также обстановки и иных обстоятельств определенного события.

Цель следственного эксперимента – проверка и уточнение данных, имеющих значение для уголовного дела.

Задачи следственного эксперимента:

1. получение новых и проверка имеющихся доказательств;

2. оценка следственных версий о возможности или невозможности существования тех или иных фактов, имеющих значение для дела;

3. получение от подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля правдивых показаний;

4. восстановление в памяти участников преступления отдельных обстоятельств, которые были ими забыты или по поводу которых они добросовестно заблуждались;

5. установление причин и условий, способствующих совершению преступления.

Методы, используемые в ходе следственного эксперимента:

1. моделирование;

2. опытные действия;

3. наблюдение;

4. сравнение.

Виды следственного эксперимента:

1. проверка возможности восприятия каких-либо фактов;

2. проверка совершения определенных действий;

3. проверка наступления какого-либо события;

4. выявление последовательности происшедшего события и механизма образования следов;

5. определение наличия или отсутствия профессиональных или преступных навыков.

Действия следователя до начала проведения следственного эксперимента:

1. принятие решения о производстве следственного эксперимента;

2. тщательное изучение материалов дела;

3. производство других следственных действий;

4. составление плана следственного эксперимента;

5. выбор места и времени проведения следственного эксперимента;

6. подготовка объектов, необходимых для проведения следственного эксперимента;

7. подготовка и проверка научно-технических средств для фиксации хода и результатов следственного эксперимента;

8. ознакомление со специальной литературой;

9. беседы со специалистами;

10. определение круга участников следственного эксперимента.

Действия в начале проведения следственного эксперимента:

1. установление в месте проведения следственного эксперимента изменений, которые произошли с момента проверяемого события;

2. воспроизведение тех условий, без которых невозможно достижение достоверного результата;

3. проверка наличия объектов, необходимых для проведения следственного эксперимента;

4. разъяснение целей и задач предстоящего эксперимента его участникам, их прав и обязанностей, проведение инструктажа.

Общие тактические приемы:

1. условия производства следственного эксперимента должны быть теми же самыми, в которых происходило проверяемое событие, а если полностью воспроизвести условия невозможно или затруднительно, то условия должны быть максимально приближены к исходным;

2. применение при проведении следственного эксперимента подлинных или максимально сходных с ними предметов;

3. опыты должны повторяться не менее трех раз;

4. изменение условий опытных действий;

5. разделение производства следственного эксперимента на этапы;

6. моделирование обстановки для производства опытов.

Подготовка к проведению следственного эксперимента.

Эффективность результатов следственного действия зависит от тщательности его подготовки. Подготовительные действия следователя можно разделить на два этапа: подготовка до выезда на место проведения эксперимента и непосредственно на месте до совершения самих опытных действий.

На первом этапе следователь должен определить цель эксперимента: что именно необходимо выяснить путем его проведения, что является существенным для данного события, какие факты, каким способом и в каких условиях подлежат проверке. Эти данные могут быть получены из материалов уголовного дела, результатов оперативно-розыскных мероприятий или вытекать из следственных версий. Тщательное изучение этих материалов и данных позволяет установить место, время и условия производства следственного эксперимента, круг его участников и роль каждого из них. Важно определить, какие предметы будут использоваться при его проведении.

Подготовка эксперимента требует некоторых организационных мероприятий. Необходимо принять меры к обеспечению охраны места эксперимента, восстановить по возможности прежнюю обстановку, если она была нарушена, предупредить владельцев соответствующих помещений о времени предполагаемого процессуального действия. В некоторых случаях желательно предварительно ознакомиться с местом проведения эксперимента, чтобы определить наиболее целесообразную расстановку его участников и вид связи между ними. После уяснения всех этих вопросов следователь составляет план эксперимента, в котором предусматривает место и время его проведения; круг вопросов, подлежащих разрешению; конкретных участников, роль и место каждого; содержание опытных действий, их последовательность и возможные варианты; меры по обеспечению явки участников; предметы и материалы, необходимые для эксперимента; мероприятия по восстановлению нарушенной обстановки на месте его проведения; требуемые научно-технические средства и средства связи; меры безопасности.

Второй этап подготовительных действий осуществляется на месте проведения эксперимента. До начала опытных действий следует осмотреть и запечатлеть посредством фотосъемки или видеозаписи место их проведения, принять меры, обеспечивающие безопасность его участников, разъяснить им права и обязанности, а в необходимых случаях предупредить об ответственности за разглашение данных эксперимента.

По усмотрению следователя им может быть сообщена цель эксперимента. Необходимо выслушать краткие показания тех лиц, чьи действия, относящиеся к предмету эксперимента, проверяются, выяснить соответствуют ли условия эксперимента тем, в которых происходило проверяемое событие. Каждому участнику следует указать место, где он должен находиться во время эксперимента, определить порядок и содержание его действий. После этого все должны занять свои места.

Основными тактическими требованиями к проведению следственного эксперимента являются создание условий для проведения опытных действий, максимально приближенных к первоначальным условиям, неоднократное повторение этих действий с варьированием условий эксперимента.

Условия проведения эксперимента определяются характером и целью опытных действий. Последние должны производиться, как правило, в том же месте, где произошло проверяемое событие (в том же помещении, на том же участке открытой местности). Эксперимент желательно проводить в то же время суток, при аналогичном по виду и интенсивности освещении (дневном, электрическом), при тех же погодных условиях. Особенно это важно при опытной проверке способностей человека видеть, передвигаться с определенной скоростью, при анализе характера и интенсивности изменения свойств различных веществ. Соблюдение же звуковых условий (сигнал, разговор, степень громкости, тембр и высота звуков) особенно важно при установлении возможности слышать что-либо на определенном расстоянии и в заданных условиях.

Гарантия достоверности результатов опытных действий – неоднократность их проведения и стабильность получаемых результатов.

В тех случаях, когда следователь не располагает точными данными об условиях и иных параметрах проверяемого события (например, длительности воздействия, силе удара), необходимо варьировать обстановку проведения опытных действий, неоднократно проводя каждое из них применительно к каждому из измененных условий.

По отношению к проверяемым фактам и событиям результат следственного эксперимента может быть положительным или отрицательным. Положительный результат подтверждает возможность существования определенных фактов, явившихся предметом эксперимента. Отрицательный результат всегда должен оцениваться с осторожностью, так как несовершение каких-либо действий или неполучение определенных результатов в заданных условиях часто не свидетельствует о принципиальной невозможности их существования. Тогда можно предположить, что не были полностью соблюдены все условия, в которых происходило проверяемое событие.

45. Предъявление для опознания, виды, задачи. Тактические рекомендации

Предъявление для опознания – процессуальное действие, осуществляемое в регламентируемом уголовно-процессуальным законом порядке, состоящее в предъявлении следователем или судом свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиняемому сходных объектов для решения вопроса о наличии или отсутствии тождества либо родовой (групповой) принадлежности с объектом, бывшим ранее предметом восприятия опознающего, о котором он сообщил на допросе.

Следовательно, речь идет о специфической форме идентификации, осуществляемой путем мысленного сопоставления признаков предъявляемого объекта с образом, запечатлевшимся в памяти опознающего. Предъявление для опознания широко распространено в деятельности по раскрытию преступлений и проводится в случаях, когда необходимо выявление относимости к делу опознаваемого объекта.

Способность человека отождествлять материальные объекты путем сопоставления их признаков с теми, которые сохранились в памяти, многократно проверена психологическими экспериментами, подтверждена следственной практикой. Основой предъявления для опознания служат такие психические процессы, как восприятие, запоминание и воспроизведение, рассмотренные ранее применительно к тактике допроса. Специфика состоит в том, что первичное восприятие объекта при обстоятельствах, интересующих следствие, дополняется в ходе опознания повторным, осуществляемым в специально созданных условиях. В результате появляется возможность проверить устойчивость мысленного образа и достоверность признаков объекта, воспроизведенных на допросе.

Объектами идентификации, осуществляемой посредством данного следственного действия, могут быть любые криминалистически значимые объекты материального мира, допускающие их предъявление ранee допрошенному лицу с соблюдением требований закона. Они предъявляются, как правило, в натуре, но иногда также в виде фото-, видео- или электронных изображений.

Виды предъявления для опознания. По характеру опознаваемых объектов различают предъявление для опознания: 1) людей; 2) трупов; 3) животных; 4) вещей (предметов, документов); 5) строений, участков местности.

В зависимости от того, предъявляется сам объект или его изображение, выделяют опознание непосредственное или опосредованное. В зависимости от цели – опознание для отождествления объекта или определения его групповой принадлежности. По характеру используемых признаков – опознание по статическим или динамическим признакам.

Субъекты опознания – лица, допрошенные в качестве свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, если они запомнили признаки объекта и выражают готовность его опознать.

В этом следственном действии должны принимать участие следователь (суд); опознающий; все лица, которые ему предъявляются, и понятые. При необходимости в нем могут участвовать прокурор, переводчик или лицо, понимающее азбуку глухонемых, врач, если опознающий болен, психолог, педагог, если опознающий моложе 14 лет.

Достоверность результатов предъявления для опознания обеспечивается соблюдением общих условий, вытекающих из требований закона и рекомендаций криминалистической тактики. Основные из них следующие:

предварительный допрос опознающего для выяснения признаков объекта. Следователь обязан уточнить не только обстоятельства, при которых допрашиваемый воспринимал объект, но и характерные признаки последнего. Они в дальнейшем позволят оценить достоверность результатов проведенного опознания;

недопустимость предварительного ознакомления опознающего с предъявляемым объектом обеспечит объективность результатов опознания, поможет избежать возможных ошибок или умышленных искажений действительности;

предъявление объекта среди других, подобных ему. Помимо основного объекта опознающему должны быть предъявлены еще по крайней мере два однородных, не имеющих значительных отличий от первого. Если опознающий на допросе не смог достаточно четко описать его признаки, общее число объектов может быть увеличено. Данное условие не распространяется на случаи, когда для опознания предъявляется труп, а также антикварные художественные объекты (картины, иконы, ювелирные изделия и т.п.);

конкретизация признаков, по которым объект опознан. Нельзя удовлетворяться одним лишь утвердительным ответом опознающего на вопрос, узнает ли он какой-либо из предъявленных объектов. Необходимо уточнить, какие именно индивидуальные признаки объекта позволили сделать такое заявление;

недопустимость повторного предъявления объекта. Независимо от результатов опознание обычно не повторяют, ибо в противном случае достоверность полученных результатов крайне сомнительна. Из этого правила в следственной практике допускается два исключения.

1. Если первое опознание осуществлялось по фото-, видео- или иному изображению, особенно недостаточно качественному. Тогда при обнаружении самого объекта он может быть предъявлен в натуре.

2. Когда объект в первый раз был не опознан умышленно, а опознававший сделал об этом заявление и выразил готовность снова участвовать в опознании. Если вследствие важности для дела результатов опознания следователь решит повторить его, предъявляться должны те же самые объекты, что и в первый раз.

Повторное опознание допустимо, если опознающий в момент опознания не мог адекватно воспринимать происходящее под влиянием психологической или физической травмы; внешность опознаваемого не соответствовала внешнему облику на момент события, послужившего поводом для опознания (опознаваемый, ранее носивший усы и бороду, сбрил их; на фотоснимке трупа многие элементы лица были покрыты кровью, грязью, черты лица искажены и т.п.), имелись другие обстоятельства, ставящие под сомнение результаты первоначального опознания.

В ходе предъявления для опознания решаются следующие основные задачи:

– проверяется, действительно ли объект является тем самым, который имеет отношение к расследуемому преступлению;

– выясняется, что представляет собой объект, оказавшийся в распоряжении следователя, если это обстоятельство нельзя установить иным способом;

– проверяются показания, полученные на допросе, если они почему-либо вызывают сомнения.

Психологический процесс узнавания объекта по его мысленному образу, сохранившемуся в памяти, сам по себе не является характерным исключительно для данного следственного действия. Узнавание имеет место при некоторых допросах, в ходе которых используется тактический прием «предъявление доказательств», а также при следственном осмотре, когда его участники делают заявления о характере и принадлежности обнаруженных объектов.

Принципиальным отличием предъявления для опознания от других следственных действий служит прежде всего то, что узнавание здесь главное, основа, тогда как для других оно – факультативный элемент. Кроме того, процесс узнавания при предъявлении для опознания введен в строгие процессуальные рамки, призванные обеспечить надежность получаемой информации. Для других следственных действий, где узнавание факультативно, специальных мер по его контролю не предусмотрено.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.48 (0.029 с.)