Теперь послушайте несколько классификаций функций педагогического общения и сравните с выделенными вами.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теперь послушайте несколько классификаций функций педагогического общения и сравните с выделенными вами.



Теперь послушайте несколько классификаций функций педагогического общения и сравните с выделенными вами.

Функции пед. общения:

- познание личности (диагностика)

- обмен информацией

- организация деятельности

- обмен ролями

- сопереживание

- самоутверждение /И.А. Зазюн/

Функции пед. общения

- передача и обмен информацией

- формирование отношения, убеждений

- корректировка взаимоотношений

- формирование умения взаимодействовать с другими в процессе совместной деятельности /В.В. Торасов/

 

Функции пед. общения

- диагностика

- регуляция совместной деятельности

- обучение

- укрепление познавательных интересов.

 

Функции педагогического общения.

Коммуникативная

Перцептивная

Интерактивная

/А.С. Роботовой/

 

Коммуникация– передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса.

Эффективность коммуникации зависит от…?

 

- положительной мотивации при передачи информации (что это такое?) ее понимание и принятие воспитанниками. (верб, неверб средства)

+важно привлечь внимание, вызвать интерес. (НА ПРАКТИКЕ!!)

Как это можно сделать: * создание проблемных ситуаций (Огурц. Спелые?)

· использовать занимательные факты (Сиквои)

· интересный наглядный материал.

- особенности речи педагога:

* правильность (соответствие литер – яз нормам)

* точность (употребление слов, выражений в свойственных им значениях)

* ясность, простота, логичность, доступность;

* образность, эмоциональность.

- особенности невербальных средств. (отношение к информации, реакция на вопросы и т.д.)

- умение вести диалог: умение слушать и понимать, задавать вопросы.

* если задаете вопрос подождите пока на него ответят

* если высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика высказывать свою точку зрения.

* если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самими учениками.

* делайте паузы во время беседы.

* повторяйте фразы «Как ты думаешь?», «Мне интересно твое мнение.»

Со всеми советами вы согласны? Какими советами вы бы дополнили бы этот перечень? Прием слушания мы будем рассматривать с вами более подробно на следующем занятии.

Перцептивная функция.Как педагог воспринимает, насколько знает воспитанников. Сухомлинский писал, что для учителя особо значимо умение чувствовать рядом с собой человека, чувствовать его душу, его желания.

Важно понять психические особенности учеников, почувствовать их состояние, настроение, изучить ценностные ориентации. Зимняя выделяет как профессиональную заповедь педагога «Пойми ученика». Понять – это значит проникнуть во внутреннее душевное состояние, понять мотивы его действий, поступков, переживаний.

Познание, понимание и оценка в общении – процесс двусторонний. Понимание, принятие друг друга помогает согласовать действия, проявлять взаимное уважение, чувствовать настроение, предупреждать конфликты, устанавливать положительные межличностные отношения.

Интерактивная функция (организация и регуляция совместной деятельности) – управление деятельностью воспитанников. Продуманное общение определяет эффективность разнообразных видов деятельности на уроке, успешность творческого дела, обеспечивает положительный результат взаимодействия. Общение выступает как предпосылка, настрой к деятельности, формирует положительную установку на совместную деятельность. Общение координирует процесс деятельности, создает эмоциональную атмосферу, способствует формированию положительных отношений. Обязательно общение при подведении итогов взаимодействия.

 

Знание функций поможет вам организовать общение со учениками на уроке и вне его как целостной процесс.

Так же для успешной организации общения, необходимы знания о структуре пед. общения, этапах пед. общения.

Назовите этапы построения пед. общения. (1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом – прогностический этап. 2. Организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия – коммуникативная атака. 3. Управление общением в ходе педагогического процесса. 4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.)

Прочитайте педагогическую ситуацию, определите этап построения пед. общения, обоснуйте, дав краткую характеристику.

Структура пед общения. Этапы построения пед. общения.

«Я захватил домой личные дела всех моих детей. Хочу познакомится с каждым из них. Достаю фотокарточки из личных дел, раскладываю их на столе. … Перекладываю фотокарточки, как будто рассаживаю детей по партам. … Передо мной вырисовывается классная комната с детьми. Я стою у доски. Какими будут первые слова, с которыми я обращусь к детям? Эти слова найдены мной давно – «Здравствуйте, дети!». Впрочем, дело не в самих словах, а в том каким голосом я его произнесу, какое будет у меня при этом выражение лица. Мой голос, разумеется должен быть добрым, располагающим. А выражение лица должно соответствовать моему тону.

Что я буду делать на первом уроке?

Я назову свое имя, скажу, что ждал детей с нетерпением. А потом скажу, что так как им тоже не терпится приступить к учению, то перейдем к делу, не теряя ни минуты.К концу же урока предложу познакомится друг с другом…» / Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте дети!»/

 

«Раздается звонок. Я закрываю двери.

- Встаньте, дети!

Дети охотно встают и смотрят на меня с любопытством: «Что будет дальше?»

- Здравствуйте, дети!

- Садитесь… Я ваш учитель. Поздравляю вас с началом школьной жизни! Наверное вам не терпится приступить к занятиям. Ну что же, давайте начнем, не теряя ни минуты!... Наш первый урок мы посвятим родному языку. Вы знаете, какой ваш родной язык?...» / Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте дети!»/

 

«Каждый из вас знает много грузинских слов. Давайте соберем их в этой коробке! Говорите слова разборчиво, а при произнесении каждого слова кладите по одной фишке в эту красочную коробку. Илико пройдет между рядами с этой коробкой и «соберет» ваши слова.

- Разрешите мне бросить в коробку первые слова?

Дети называют слова…

- Можно, я назову еще несколько слов?

И отчеканиваю, бросая одновременно синие фишки:

- Красивый… завтрашний…

Теперь мы вместе с Илико быстро продвигаемся по классу, неся с собой коробку.

- Какие вы еще знаете?

- Ласка… нежность…мечта…

- Спасибо, Майя! Молодец!

- Вера… хочу… прыгает…

- Спасибо Саша! А ты Георгий какие слова назовешь? …..

 

- Давайте подытожим нашу работу. Что мы делали на уроке?

- Понравился вам урок родного языка?» /Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте дети!»/

 

«Марина оформляла кабинет, размышляла, как она начнет преподавать. «Нет, она даст им самого настоящего, подлинного Пушкина. А потом и Лермонтова, и Гоголя!»

Она до деталей обдумывала свой костюм. …

И вот ее первый урок в восьмом классе.

«Легкие как стихи, слова» никто не хотел слушать. Класс был погружен в свои заботы и развлечения:

- Портфель, мой портфель!

- Держи, держи его.

- Васька, какой ты толстый!

-У него обмен веществ нарушен….

Она хотела рассказать, заинтересовать, мыслила перед ними. А они совсем не похожи на тех тонких, отзывчивых детей, с которыми она вожатая, играла…

Почему? Что я сделала не так? …Как сделать для них урок интересным?».

(Воронцова «Нейлоновая туника».)

 

Опыт А. Калабалина, ученика А.С. Макаренко.

«…Антонина Григорьевна обнаружила, что в кладовой не хватает пяти килограмм хлеба…

Через 2 минуты Панин передо мной.

- Почему ты украл?

- Есть хотел, - отвечает он равнодушно.

- Есть?

Тут я вспомнил опыт Антона Семеновича, с пропавшей курицей…И я говорю Панину:

- Так ты хотел съесть? Королев, дай-ка мне эту буханку. Держи, Панин, ешь.

Кто-то позади меня ахнул. Панин отламывает кусок и ест, ест спокойно, равнодушно.

И я чувствую эта сцена безобразна. В ней нет никакого смысла. Все, что происходило сейчас было глупым и смешным. Почему? Такой же случай, такое же наказание, а все не то. Я понимаю, что сделал не то, что следовало…»

 

Эффективность пед. общения зависит не только от знаний функций, структуры общения, но и от стиля общения.

Какие стили общения вы знаете? Авторитарный, демократический, попустительский – либеральный.

Стили педагогического общения.

Есть другая классификация педагогического общения.

Общение – дистанция.

Общение – устрашение.

Общение – заигрывание.

 

Выберите из характеристик представленных вам ту, которая относится к стилю педагогического общения, который дан вам. Придумайте пример или вспомните из своего школьного опыта иллюстрирующий данный стиль общения. Выделите плюсы или минусы данного стиля общения.

 

Общение на основе увлеченности.

В основе этого стиля лежит устойчиво-положительное отношение педагога к детям и делу, стремление совместно решать вопросы организации деятельности. Увлеченность совместным творческим поиском – наиболее продуктивный стиль для всех участников педагогического процесса. Он предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля – единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок. Он наиболее эффективен. Взаимодействие «учитель – ученик» рассматривается как двустороннее субъект – субъектное взаимодействие, предполагающее активность обеих сторон.

 

Общение на основе дружеского расположения.

Этот стиль педагогического общения тоже эффективен. Он проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Этот стиль стимулирует плодотворные взаимоотношения педагога с воспитанниками, но при этом стиле важна мера, «целесообразность дружественности». Взаимодействие «учитель – ученик» рассматривается как двустороннее субъект – субъектное взаимодействие, предполагающее активность обеих сторон.

 

Общение – дистанция.

Этот стиль очень распространен. Его очень часто используют начинающие педагоги для самоутверждения в ученической среде. Суть его в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся постоянно в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция: «Вы не знаете – я знаю». У такого педагога в целом может быть положительное отношение к детям, но организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с учащимися.

 

Общение – устрашение.

Этот стиль общения можно отнести к негативным стилям педагогического общения. Данный стиль строится на жесткой регламентации деятельности, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате, ориентации детей на то, чего делать нельзя. При этом стиле не может быть совместной увлеченности деятельностью, не может быть сотворчества.

 

Общение – заигрывание.

Данный стиль общения основан на желании нравится воспитанникам, завоевать ложный авторитет. Причиной проявления этого стиля является, с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться, а с другой – отсутствие навыков профессиональной деятельности.

 

 

И в конце нашего занятия, как итог я хотела бы обратиться к заповедям общения.

Ознакомившись с Заповедями педагогического общения Канн-Калика и _________ выберите из первого источника 5 на ваш взгляд наиболее важных заповедей и из второго 5.


Задание1.

На основе определений общения, педагогического общения и самостоятельно выделите функции педагогического общения.

Общение – сложный, многоплановый процесс установление и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

- осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера./Андреева Г.М. Социальная психология М., 1989/

- одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности./Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. М., 1996/

- взаимодействие, назначение которого – «изменение одним субъектом намерений, взглядов, убеждений, действий, вообще поведения другого субъекта либо в собственных интересах, либо в интересах социума» /Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988./

- это не только взаимоотношения, контакт между людьми, которые воспринимают, познают друг друга, обмениваются информацией и эмоциями с целью взаимопонимания и взаиморегуляции поведения.

Педагогическое общение – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности./Педагогика: Учебное пособие /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М., 1997/

- это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. /Леонтьев А.А. Педагогическое общение./

 

Задание2.

Прочитайте педагогическую ситуацию, определите этап построения педагогического общения, обоснуйте, дав краткую характеристику.

 

«Я захватил домой личные дела всех моих детей. Хочу познакомится с каждым из них. Достаю фотокарточки из личных дел, раскладываю их на столе. … Перекладываю фотокарточки, как будто рассаживаю детей по партам. … Передо мной вырисовывается классная комната с детьми. Я стою у доски. Какими будут первые слова, с которыми я обращусь к детям? Эти слова найдены мной давно – «Здравствуйте, дети!». Впрочем, дело не в самих словах, а в том каким голосом я его произнесу, какое будет у меня при этом выражение лица. Мой голос, разумеется должен быть добрым, располагающим. А выражение лица должно соответствовать моему тону.

Что я буду делать на первом уроке?

Я назову свое имя, скажу, что ждал детей с нетерпением. А потом скажу, что так как им тоже не терпится приступить к учению, то перейдем к делу, не теряя ни минуты.К концу же урока предложу познакомится друг с другом…» / Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте дети!»/

 

Задание 3.

Прочтите ситуации, определите какой стиль общения, дайте характеристику данного стиля. Отметьте плюсы и минусы данного стиля.

У ребят произошел конфликт с гардеробщицей. На следующий день на дверях школы появилась надпись: «уничтожающая» обидчицу. Та пришла с жалобой на «хулиганов» к классному руководителю. Учительница: «Забудьте об инциденте, сотрите надпись. Меня это не касается это проблемы ваши и ребят». А ученикам сказала, что они сами должны разбираться со своими делами.

 

Задание 4.

Выберите из характеристик представленных вам ту, которая относится к стилю педагогического общения, который дан вам. Придумайте пример или вспомните из своего школьного опыта иллюстрирующий данный стиль общения. Выделите плюсы или минусы данного стиля общения.

 

Общение на основе увлеченности.

Общение на основе дружеского расположения.

Общение – дистанция.

Общение – устрашение.

Общение – заигрывание.

 

В основе этого стиля лежит устойчиво-положительное отношение педагога к детям и делу, стремление совместно решать вопросы организации деятельности. Увлеченность совместным творческим поиском – наиболее продуктивный стиль для всех участников педагогического процесса. Он предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля – единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок. Он наиболее эффективен. Взаимодействие «учитель – ученик» рассматривается как двустороннее субъект – субъектное взаимодействие, предполагающее активность обеих сторон.

 


Задание 1.

На основе определений общения, педагогического общения и самостоятельно выделите функции педагогического общения.

Общение – сложный, многоплановый процесс установление и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

- осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера./Андреева Г.М. Социальная психология М., 1989/

- одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности./Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. М., 1996/

- взаимодействие, назначение которого – «изменение одним субъектом намерений, взглядов, убеждений, действий, вообще поведения другого субъекта либо в собственных интересах, либо в интересах социума» /Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988./

- это не только взаимоотношения, контакт между людьми, которые воспринимают, познают друг друга, обмениваются информацией и эмоциями с целью взаимопонимания и взаиморегуляции поведения.

Педагогическое общение – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности./Педагогика: Учебное пособие /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М., 1997/

- это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. /Леонтьев А.А. Педагогическое общение./

 

Задание 2.

Прочитайте педагогическую ситуацию, определите этап построения пед. общения, обоснуйте, дав краткую характеристику.

«Раздается звонок. Я закрываю двери.

- Встаньте, дети!

Дети охотно встают и смотрят на меня с любопытством: «Что будет дальше?»

- Здравствуйте, дети!

- Садитесь… Я ваш учитель. Поздравляю вас с началом школьной жизни! Наверное вам не терпится приступить к занятиям. Ну что же, давайте начнем, не теряя ни минуты!... Наш первый урок мы посвятим родному языку. Вы знаете, какой ваш родной язык?...» /Ш.А.Амонашвили «Здравствуйте дети!»/

 

Задание 3.

Прочтите ситуацию, определите какой стиль общения, дайте характеристику данного стиля. Отметьте плюсы и минусы данного стиля.

Фрагмент урока в 3 классе: грамматика, чтение.

Голос учителя: звучит требовательно, властно, порой проскальзывают угрозы, иногда звучит снисходительно.

Лицо: сосредоточенное, без улыбки.

- Здравствуйте, ребята…

- Садитесь…

- Достаньте учебники и тетради для домашних заданий…

- Все выполнили домашнее задание?

- Отлично. Сейчас проверим, кто как выполнил.

- Дато, начнем с тебя. Читай первое упражнение.

- У всех так?

- Садись. Лия читай второе упражнение…

- У тебя тоже так?

- У тебя не так? Почему?

- Исправь немедленно… Как тебе не стыдно такую ошибку допускать…

- Как не понял? Сколько раз тебе можно это объяснять? Останешься после уроков…

- Серго, читай…

- Кто подскажет?

- Объясни ему, чтобы тот наконец понял, что такое местоимение…- Ясно теперь?

- Повтори…

- Повтори еще…

Задание 4.

Выберите из характеристик представленных вам ту, которая относится к стилю педагогического общения, который дан вам. Придумайте пример или вспомните из своего школьного опыта иллюстрирующий данный стиль общения. Выделите плюсы или минусы данного стиля общения.

 

Общение на основе увлеченности.

Общение на основе дружеского расположения.

Общение – дистанция.

Общение – устрашение.

Общение – заигрывание.

Этот стиль педагогического общения тоже эффективен. Он проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Этот стиль стимулирует плодотворные взаимоотношения педагога с воспитанниками, но при этом стиле важна мера, «целесообразность дружественности». Взаимодействие «учитель – ученик» рассматривается как двустороннее субъект – субъектное взаимодействие, предполагающее активность обеих сторон.


Задание 1.

На основе определений общения, педагогического общения и самостоятельно выделите функции педагогического общения.

Общение – сложный, многоплановый процесс установление и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

- осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера./Андреева Г.М. Социальная психология М., 1989/

- одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности./Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. М., 1996/

- взаимодействие, назначение которого – «изменение одним субъектом намерений, взглядов, убеждений, действий, вообще поведения другого субъекта либо в собственных интересах, либо в интересах социума» /Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988./

- это не только взаимоотношения, контакт между людьми, которые воспринимают, познают друг друга, обмениваются информацией и эмоциями с целью взаимопонимания и взаиморегуляции поведения.

Педагогическое общение – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности./Педагогика: Учебное пособие /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М., 1997/

- это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. /Леонтьев А.А. Педагогическое общение./

 

Задание 2.

Прочитайте педагогическую ситуацию, определите этап построения пед. общения, обоснуйте, дав краткую характеристику.

 

«Каждый из вас знает много грузинских слов. Давайте соберем их в этой коробке! Говорите слова разборчиво, а при произнесении каждого слова кладите по одной фишке в эту красочную коробку. Илико пройдет между рядами с этой коробкой и «соберет» ваши слова.

- Разрешите мне бросить в коробку первые слова?

Дети называют слова…

- Можно, я назову еще несколько слов?

И отчеканиваю, бросая одновременно синие фишки:

- Красивый… завтрашний…

Теперь мы вместе с Илико быстро продвигаемся по классу, неся с собой коробку.

- Какие вы еще знаете?

- Ласка… нежность…мечта…

- Спасибо, Майя! Молодец!

- Вера… хочу… прыгает…

- Спасибо Саша! А ты Георгий какие слова назовешь? …..

 

- Давайте подытожим нашу работу. Что мы делали на уроке?

- Понравился вам урок родного языка?» /Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте дети!»/

Задание3.

Прочтите ситуацию, определите какой стиль общения, дайте характеристику данного стиля. Отметьте плюсы и минусы данного стиля.

Урок математики

«- Скажите, пожалуйста: сколько здесь кружков?

- Пять!

- Кто может сказать, какая из них цифра пять? – Показываю карточки с цифрами.

- Вот эта, которая в середине! – отвечают многие.

- Вот эта? – беру цифру 3.

- Нет! Которая была рядом!

- Ага, значит, вот эта! – Я достаю цифру 4.

- Нет, - говорит Майя, - вы ошиблись, не ту цифру взяли… Можно, я вам покажу?

- Покажи, пожалуйста!

Майя выбегает, достает из колоды цифру 5.

- Какая это цифра, дети? – показывая всем.

- 5! – отвечают они.

- Спасибо Майя!» /Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте дети!»/

Задание 4.

Выберите из характеристик представленных вам ту, которая относится к стилю педагогического общения, который дан вам. Придумайте пример или вспомните из своего школьного опыта иллюстрирующий данный стиль общения. Выделите плюсы или минусы данного стиля общения.

 

Общение на основе увлеченности.

Общение на основе дружеского расположения.

Общение – дистанция.

Общение – устрашение.

Общение – заигрывание.

 

Этот стиль очень распространен. Его очень часто используют начинающие педагоги для самоутверждения в ученической среде. Суть его в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся постоянно в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция: «Вы не знаете – я знаю». У такого педагога в целом может быть положительное отношение к детям, но организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с учащимися.


Задание 1.

На основе определений общения, педагогического общения и самостоятельно выделите функции педагогического общения.

Общение – сложный, многоплановый процесс установление и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

- осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера./Андреева Г.М. Социальная психология М., 1989/

- одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности./Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. М., 1996/

- взаимодействие, назначение которого – «изменение одним субъектом намерений, взглядов, убеждений, действий, вообще поведения другого субъекта либо в собственных интересах, либо в интересах социума» /Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988./

- это не только взаимоотношения, контакт между людьми, которые воспринимают, познают друг друга, обмениваются информацией и эмоциями с целью взаимопонимания и взаиморегуляции поведения.

Педагогическое общение – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности./Педагогика: Учебное пособие /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М., 1997/

- это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. /Леонтьев А.А. Педагогическое общение./

 

Задание 2.

Прочитайте педагогическую ситуацию, определите этап построения пед. общения, обоснуйте, дав краткую характеристику.

«Марина оформляла кабинет, размышляла, как она начнет преподавать. «Нет, она даст им самого настоящего, подлинного Пушкина. А потом и Лермонтова, и Гоголя!»

Она до деталей обдумывала свой костюм. …

И вот ее первый урок в восьмом классе.

«Легкие как стихи, слова» никто не хотел слушать. Класс был погружен в свои заботы и развлечения:

- Портфель, мой портфель!

- Держи, держи его.

- Васька, какой ты толстый!

-У него обмен веществ нарушен….

Она хотела рассказать, заинтересовать, мыслила перед ними. А они совсем не похожи на тех тонких, отзывчивых детей, с которыми она вожатая, играла…

Почему? Что я сделала не так? …Как сделать для них урок интересным?».

(Воронцова «Нейлоновая туника».)

 

Задание3.

Прочтите ситуацию, определите какой стиль общения, дайте характеристику данного стиля. Отметьте плюсы и минусы данного стиля.

Урок математики

«- Скажите, пожалуйста: сколько здесь кружков?

- Пять!

- Кто может сказать, какая из них цифра пять? – Показываю карточки с цифрами.

- Вот эта, которая в середине! – отвечают многие.

- Вот эта? – беру цифру 3.

- Нет! Которая была рядом!

- Ага, значит, вот эта! – Я достаю цифру 4.

- Нет, - говорит Майя, - вы ошиблись, не ту цифру взяли… Можно, я вам покажу?

- Покажи, пожалуйста!

Майя выбегает, достает из колоды цифру 5.

- Какая это цифра, дети? – показывая всем.

- 5! – отвечают они.

- Спасибо Майя!» /Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте дети!»/

Задание 4.

Выберите из характеристик представленных вам ту, которая относится к стилю педагогического общения, который дан вам. Придумайте пример или вспомните из своего школьного опыта иллюстрирующий данный стиль общения. Выделите плюсы или минусы данного стиля общения.

 

Общение на основе увлеченности.

Общение на основе дружеского расположения.

Общение – дистанция.

Общение – устрашение.

Общение – заигрывание.

 

Этот стиль общения можно отнести к негативным стилям педагогического общения. Данный стиль строится на жесткой регламентации деятельности, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате, ориентации детей на то, чего делать нельзя. При этом стиле не может быть совместной увлеченности деятельностью, не может быть сотворчества.


Задание 1.

На основе определений общения, педагогического общения и самостоятельно выделите функции педагогического общения.

Общение – сложный, многоплановый процесс установление и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

- осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера./Андреева Г.М. Социальная психология М., 1989/

- одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности./Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. М., 1996/

- взаимодействие, назначение которого – «изменение одним субъектом намерений, взглядов, убеждений, действий, вообще поведения другого субъекта либо в собственных интересах, либо в интересах социума» /Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988./

- это не только взаимоотношения, контакт между людьми, которые воспринимают, познают друг друга, обмениваются информацией и эмоциями с целью взаимопонимания и взаиморегуляции поведения.

Педагогическое общение – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности./Педагогика: Учебное пособие /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М., 1997/

- это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. /Леонтьев А.А. Педагогическое общение./

 

Задание2.

Прочитайте педагогическую ситуацию, определите этап построения пед. общения, обоснуйте, дав краткую характеристику.

Опыт А. Калабалина, ученика А.С. Макаренко.

«…Антонина Григорьевна обнаружила, что в кладовой не хватает пяти килограмм хлеба…

Через 2 минуты Панин передо мной.

- Почему ты украл?

- Есть хотел, - отвечает он равнодушно.

- Есть?

Тут я вспомнил опыт Антона Семеновича, с пропавшей курицей…И я говорю Панину:

- Так ты хотел съесть? Королев, дай-ка мне эту буханку. Держи, Панин, ешь.

Кто-то позади меня ахнул. Панин отламывает кусок и ест, ест спокойно, равнодушно.

И я чувствую эта сцена безобразна. В ней нет никакого смысла. Все, что происходило сейчас было глупым и смешным. Почему? Такой же случай, такое же наказание, а все не то. Я понимаю, что сделал не то, что следовало…»

 

 

Задание 3.

Прочтите ситуацию, определите какой стиль общения, дайте характеристику данного стиля. Отметьте плюсы и минусы данного стиля.

Фрагмент урока в 3 классе: грамматика, чтение.

Голос учителя: звучит требовательно, властно, порой проскальзывают угрозы, иногда звучит снисходительно.

Лицо: сосредоточенное, без улыбки.

- Здравствуйте, ребята…

- Садитесь…

- Достаньте учебники и тетради для домашних заданий…

- Все выполнили домашнее задание?

- Отлично. Сейчас проверим, кто как выполнил.

- Дато, начнем с тебя. Читай первое упражнение.

- У всех так?

- Садись. Лия читай второе упражнение…

- У тебя тоже так?

- У тебя не так? Почему?

- Исправь немедленно… Как тебе не стыдно такую ошибку допускать…

- Как не понял? Сколько раз тебе можно это объяснять? Останешься после уроков…

Задание 4.

Выберите из характеристик представленных вам ту, которая относится к стилю педагогического общения, который дан вам. Придумайте пример или вспомните из своего школьного опыта иллюстрирующий данный стиль общения. Выделите плюсы или минусы данного стиля общения.

 

Общение на основе увлеченности.

Общение на основе дружеского расположения.

Общение – дистанция.

Общение – устрашение.

Общение – заигрывание.

 

Данный стиль общения основан на желании нравится воспитанникам, завоевать ложный авторитет. Причиной проявления этого стиля является, с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться, а с другой – отсутствие навыков профессиональной деятельности.

Прочтите ситуацию, определите стиль педагогического руководства. Отметьте плюсы и минусы данного стиля.

Фрагмент урока в 3 классе: грамматика, чтение.

Голос учителя: звучит требовательно, властно, порой проскальзывают угрозы, иногда звучит снисходительно.

Лицо: сосредоточенное, без улыбки.

- Здравствуйте, ребята…

- Садитесь…

- Достаньте учебники и тетради для домашних заданий…

- Все выполнили домашнее задание?

- Отлично. Сейчас проверим, кто как выполнил.

- Дато, начнем с тебя. Читай первое упражнение.

- У всех так?

- Садись. Лия читай второе упражнение…

- У тебя тоже так?

- У тебя не так? Почему?

- Исправь немедленно… Как тебе не стыдно такую ошибку допускать…

- Как не понял? Сколько раз тебе можно это объяснять? Останешься после уроков…

 

Прочтите ситуацию, определите стиль педагогич



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.243.21 (0.014 с.)