ТОП 10:

Общая характеристика Закона РФ “Об охране окружающей среды” от 10 января 2002 г.



 

12 января 2002 г. вступил в силу Федеральный закон ≪Об охране окружающей среды≫и с этого дня утратил силу действовавший ранее Закон ≪Об охране окружающей природной среды≫. Данный Закон определяет задачи всего природоохранительного законодательства РФ, регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду. Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, в целях удовлетворения потребностей общества. В ст. 1 Закона содержится перечень определений. К природопользованиютеперь относятся не только действия по ее хозяйственной эксплуатации, но и воздействие на данные природные объекты. В ст. 2 сформулированы принципы охраны окружающей среды,среди которых доминирует принцип приоритета жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения. Данные принципы реализуются в содержании всего законодательства об охране окружающей среды. Закон закрепляет право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду. Статья 11 Закона говорит о том, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды. В ст. 15-24 Закона определен экономический механизм охраны окружающей среды. Сюда включаются планирование, финансирование, обеспечение экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, лицензирование, учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов, установление лимитов на природопользование и платность использования природных ресурсов, экологическое страхование, экономическое стимулирование охраны окружающей среды и т. д.

Закон ≪Об охране окружающей среды≫ содержит общие положения, касающиеся порядка проведения государственной и общественной экологической экспертизы.В нем предусмотрены экологические требования строительства, проектирования, реконструкции, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов. Выполнение данных требований позволяет предотвратить причинение вреда окружающей природной среде. Глава 9 Закона посвящена чрезвычайным экологическим ситуациям и мерам по восстановлению окружающей средына территориях, объявленных зонами чрезвычайной экологической ситуации и зонами экологического кризиса. Данная глава содержит общие положения правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов. К ним относятся государственныеприродные заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники, редкие растения и животные, зеленые зоны; курортные и лечебно-оздоровительные зоны. Специальный раздел Закона (ст. 68-72) посвящен вопросам экологического контроля.Закон также регулирует вопросы экологического воспитания, образования, организации научных исследований, а также вопросы ответственности за экологические правонарушения, возмещение вреда, и еще вопросы международного сотрудничества области охраны окружающей среды.


8. Законы как источники экологического права.

Законы:

1) природоохранного и природоресурсного законодательства

- ФЗ "об охране ОС"

- Водный Кодекс РФ (отменил лицензирование на водопользование. Водные объекты, кроме прудов и обводнённых карьеров - в фед. собств-сти. Увеличилось кол-во водных О-ктов, кот. м.б. в частн. собств-сти)

- Лесной кодекс РФ (отменил понятие "древесно-кустарниковой растит-сти"; земли лесного фонда признаны фед. собств-стью; отмена разрешительной документации на лесопользование)

- Закон "о недрах" (все недра в гос. собств-сти; ввод лицензий на добычу полезных ископаемых)

2) законодательство других отраслей

- НК (предусмотрены налоги и сборы в отнош. прир-х рес-сов и О-ктов)


9. Подзаконные нормативные правовые акты (кроме законов) как источники экологического права.

-указы Президента

- постановл-я Пр-ва

- ведомственные нпа.

Внастоящее время значение указов президента заключается в установлении организационной структуры фед.органов исполнительной власти .

Функции органов исполнительной власти: -нормотворчество-министерство прир.ресурсов и эколоии

--гос услуги-агенство по недрам польз-я

--контроль и надзор – фед.служба по контролю и надзору в сфере природопол-я

 

Значения Постановления правительства

Детализация и конкретизация положений фед.закон-ва + реализация указов през-та

Ведомства в НПА в области экологии разрабатываются и принимаются как правило мин-ом прир-х ресурсов и экологии РФ в форме разл приказов методик.


10. Государственное управление в области охраны окружающей среды.

К управленческие ф-ии в обл охраны окр среды и прородопользования осущ-ся органами гос власти и МСУ.

В соот с гл2 ФЗ Об охране ОС к функциям ОГВ в том числе федер-х и регион-х отностяся:

1)нормотрворчество 2) гос-й экол-й мониторинг 3) гос экол контроль 4) экол нормирование 5)экол экспертиза 6) плата за негативное воздействие на окр среду 7) образование особо охр прир тер-й в том числе ведение в красную книгу 8)обращение в суд с требованиями об ограничении либо прекращении деят-ти осущ-й с нарушением законодательсва 9)предявление исковых требований.

Функции органов МСУ

1)сбор вызовбытовых отходов и мусора 2)утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов 3)организацие мероприятий по охране окр среды.

Сущ несколько класс-й системы органов гос управ-я: в зависимости от компетенции- органы общей компетенции (фед собрание,презилент,правительство РФ.

Органы спец.компетенции (министерство прродных ресурсов и экологии. Фед служба по надзору природопользования)

В зависимости от фед-го или регионального уровня урправления: - федеральные; - региональные органы исп власти.

Возглавляет структуру органов исп власти в области экол-х отношений – Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Компетенция Фед службы по надзору с сфере природопользования.

Яв-ся основным органом гос экологического надзора.Так например осущ-ет контроль в отношении лесов,водных объектов,недр.

Компетенция Фед службы по экологич и атомному надзору.

1)осущ ведение гос кадастра опасных отдохов.

2) выдает разрешения на выбросы и сбросы запрещающих в-в в окр.среду

3)проводитгос экол.экспертизу

Компетенция Фед агентства водных ресурсов

1)заключает договоры водопользования

2)осущ гос рег-ю договоров водопользования

3) принимает решения о предоставлении и прекращении права водопользования

4) осущ-ет гос мониторинг водных объектов

Компетенция фед агентства по недропользованию

1)осущ проведение торгов по предоставлению недр в пользование

2)выдает лицензии на недропользование

3)осущ-ет ведение гос кадастра месторождения полезных ископаемых

Компетенция фед агентства лесного хоз-ва

Нах-ся ведении мин-ва с/х РФ.

В наст время данное агентство рассматривает: 1) материалы о переводе земель лесного фонда в состав земель др категории

2) осущ отнесения лесов к эксплуатационным резервным и защитным

3)проводит мониторинг лесов

В РТ действуют 3 органа исп власт:

1)министерства экологии и прир ресурсов

2) мин-во лесного хозяйства РТ

3) мин-во земельных и имущ-х отношений (осущ предоставление земельных уч-в гражданам


11. Понятие и особенности права собственности на природные объекты.

Институт права собственности яв-ся комплексным.

Пр. собств-сти на прир. рес-сы поним-ся в 2-х аспектах:

- как объективное ПС. Это сист. пр. норм, регулирующих отнош-я по владению, польз-ю и распоряж-ю прир-ми рес-сами. Форма проявл-я – нпа (ГК,ЗК,ЛК,ВК)

- как субъективное ПС. Это совок-сть правомочий собственника по влад-ю, польз-ю, распоряж-ю принадлежащими ему прир-ми рес-сами по своему усмотр-ю. В его основе лежит воля собственника, которая в отношении прир-х рес-сов не явл-ся безграничной. Она ограничена О-ктивным правом собств-сти. Не яв-ся абсолютным.

Особенность ПС на природные ресурсы закл-ся в том что в закон-ве закреп-ся положения направленные на установления обяз-тей и ограничение прав собственников прир.ресурсов.Напр.ст209 ГК во всех природоресурсных нпа закреплен принцип целевого использования прир-х ресурсов,обяз-ти пользователей.

Содержание ПС составляет 3 полномочия

-владение (фактическое обладание прир.ресурсом)

-пользование (закл-ся в извлечении из прир-х ресурсов полезных свойств,например добыча полезных ископаемых)

-распоряжение (возможность определить юр.судьбу прир.ресурса)

Действующее закон-во предусматривает 1)что если отсутствует 1 из 3х правомочий то отсутствует и само право собственности.2) отсутствие полномочия распоряженияàвозникают ограниченные вещные права, производные от право собственности. Напр.право пост.бессрочного пользования.

Объекты ПС

- недвижимые вещи (в соот.со ст.130 гк это только земельные участки и участки недр) До 1 янв 2007 лесные участки и обособленные водные объекты тоже относились к недвижимым вещам

- движимые вещи (полезные ископаемые, заготовленная древесина, объекты животного мира и др)

Пр. собств-сти на прир. О-кты мб:

- частной ( определяется как собственность грждан и юр.лиц)

-мун. (определяется как собственность городских, сельских насел.пунктов и др.МО)В мун.собсвености нахся: зем.участки,пруды и обводненные карьеры, леса,произрастающие на землях МО, заказники, памятники природы и др.

.- гос


12. Право государственной собственности на природные объекты.

Государственная собственность на природные ресурсы яв-ся основной формой собственности среди др. в отношении природных ресурсов. ГС установлена практически на все природные ресурсы.

2 вида:

- Фед собств-сть

- Собств-сть С-ктов.

В искл. фед. собств-сти мб:

- леса, нах-ся на землях лесного фонда

- водные О-кты (кроме прудов и обводнённых карьеров)

- участки недр федерального знач-я

- О-кты животного мира, перечень кот-х утвержд. пр-вом РФ это животные занесенные в красную книгу или нах-ся на особо охр.прир.тер-х)

В собств-си С-ктов:

- леса, произрастающие на землях С-ктов.

- пруды и обводнённые карьеры

- участки недр, не отнесённые к фед. перечню.

- О-кты жив-го мира, не попадающие под фед. перечень.

Право гос. собств-сти осущ-ся через орг. исп. вл. : Например на фед.уровне - прав-во, соответствующие агентства (фед. агентство по недропольз-ю; фед. агентство по управл-ю гос-ным им-вом). На уровне субъектов РФ - право собств-сти осущ. региональный орг. исп. вл. В РТ - кабмин, мин-во земельных и им-ных отнош-ий, мин-во экологии и прир-х ресурсов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.182.81 (0.018 с.)