Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Доходы государственного бюджета

Бюджетная классификация РФ

Изучаемые вопросы

Бюджетная классификация РФ и её виды. Общая характеристика доходов бюджетов. Характеристика федерального бюджета. Характеристика структуры региональных бюджетов. Характеристика поступлений и расходов местных бюджетов.

Теоретические положения

Бюджетная классификацияявляется группировкой доходов, расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

- классификацию доходов бюджетов;

- классификацию расходов бюджетов;

- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

- классификацию операций публично – правовых образований.

1. Классификация доходов бюджетов– это группировка дохо­дов бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования, установленными соответствую­щими законодательными актами. Группы доходовсостоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджета являются:

- налоговые доходы;

- неналоговые доходы;

- безвозмездные поступления.

Единый для бюджетов бюджетной системы РФ перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Код классификации доходов состоит:

- из кода главного администратора доходов бюджета;

- кода вида дохода;

- кода подвида дохода;

- кода классификации операций сектора государственного управления, относящиеся к доходам бюджетов.

2. Классификация расходов бюджетовпред­ставляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение ос­новных функций государства.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

- общегосударственные вопросы;

- национальная оборона;

- национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

- национальная экономика;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- охрана окружающей среды;

- образование;

- культура, кинематография, средства массовой информации;

- здравоохранение, физическая культура и спорт;

- социальная политика;

- межбюджетные трансферты.

3. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:

- источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

- источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов;

4. Классификация операций сектора государственного управления.

Единым для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и статьями операций сектора государственного управления являются:

- доходы;

- расходы;

- поступление нефинансовых активов;

- выбытие нефинансовых активов;

- поступление финансовых активов;

- выбытие финансовых активов;

- увеличение обязательств;

- уменьшение обязательств.

Расходы и доходы бюджета тесно взаимосвязаны. Расходы должны количественно соответствовать доходам. Они влияют друг на друга. Поэтому важно установить объем и сроки осуществления бюджетных расходов, которые будут обеспечивать решение социально-экономических задач при минимальных затратах с максимальным эффектом.

Если расходы превышают доходы, то возникает дефицит бюджета. Финансирование бюджетного дефицита может происходить за счет государственных займов (внешних и внутренних), а также за счет денежной эмиссии.

Межбюджетные отношения

Изучаемые вопросы

Принципы межбюджетных отношений. Доходы территориальных бюджетов. Классификация источников формирования территориальных бюджетов. Методы бюджетного регулирования и способы распределения доходов между бюджетами. Совершенствование механизма распределения средств между бюджетами. Межбюджетные отношения: экономические и социальные аспекты.

Теоретические положения

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и использованием соответствующих бюджетов.

Принципы межбюджетных отношений:

1 Распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ.

2 Разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ.

3 Равенство бюджетных прав субъектов РФ.

4 Выравнивание уровней муниципальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.

5 Равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ – в местные бюджеты.

В механизме межбюджетных отношений в России одно­временно присутствуют два подхода: с одной стороны, унифи­цированный подход к регионам при формировании бюджетных доходов на основе твердого закрепления нормативов отчисле­ний (налогам) по утвержденным ставкам, с другой – диффе­ренцированный подход – главным образом на стадии формиро­вания расходной части бюджета. Это приводит к негативным последствиям, особенно для тех регионов, которые остро нуж­даются в бюджетных трансфертах.

В существующей системе межбюджетных отношений име­ет место многоканальное финансирование одних и тех же бюд­жетных потребностей субъектов РФ. Зачастую это приводит к необоснованному завышению расходов федерального бюдже­та, потере стимула субъектов РФ к развитию собственной до­ходной базы и сокращению своих расходов.

Финансовые отношения, которые складываются между государством и юридическими и физическими лицами, называютсябюджетными отношениями. Бюджетные отношениявключают:

· отношения, складывающиеся в процессе формирования до­ходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

· отношения, возникающие в процессе составления и рас­смотрения проектов бюджетов всех уровней, утверждения и ис­полнения бюджетов, контроля за их реализацией.

Тема 4. Доходы государственного бюджета

4.1. Экономическое содержание и классификация доходов бюджета

Изучаемые вопросы

Общая характеристика доходов бюджетов: закрепленные доходы (налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные перечисления), регулирующие доходы (дотации, субвенции, субсидии, бюджетный кредит, бюджетная ссуда.). Налоги как экономическая категория. Налоговые отношения. Функции налогов. Налоговая политика и налоговый механизм. Налоговая система РФ, принципы её построения. Классификация налогов и сборов. Разграничение налоговых доходов.

Теоретические положения

В соответствии с бюджетной классификацией существуют следующие виды доходов государственного бюджета:

· налоговые,

· неналоговые,

· безвозмездные перечисления,

· доходы целевых бюджетных фондов, которые учитываются обособленно.

Налоговые доходы. Налог – обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в размерах и в сроки, установленные законом. Налог выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизации финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства.

Налоговые доходы разграничены между бюджетами различных уровней. В связи с этим выделяют:

- федеральные налоги,

- региональные налоги,

- местные налоги.

Федеральные налоги и сборы формируют доходную часть Федерального бюджета РФ. Они устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории всей страны. К федеральным налогам и сборам относят налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль организаций, налоги на доходы физических лиц, единый социальный налог и т.д.

Региональные налоги формируют доходную часть региональных бюджетов (бюджетов субъектов РФ). Региональные налоги вводятся представительными (законодательными) органами власти субъекта РФ и взимаются на территории соответствующего субъекта. К этим налогам относят: налоги на имущество организаций, налог на игорный бизнес.

Местные налоги и сборы, формируют, соответственно, доходы местных (муниципальных) бюджетов. Эти налоги и сборы устанавливаются и вводятся на соответствующей территории представительным органом местного самоуправления и обязательны к уплате на территории этого муниципального образования. К местным налогам относят земельный налог, налог на имущество физических лиц и т.д.

Неналоговые доходы. Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает в себя:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответствующих органов власти;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

- доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- доходы от осуществления государством внешнеэкономической деятельности.

Безвозмездные перечисления образуются за счет перечислений от нерезидентов, бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов, государственных организаций и т.п.

Механизм бюджетного выравнивания развития отдельных территорий осуществляется с помощью федеральных трансфертов. В связи с этим в структуре доходов территориальных бюджетов (региональных и местных бюджетов) выделяются так называемые регулирующие доходы.

Средства вышестоящих бюджетов могут быть переданы нижестоящим бюджетам в форме дотаций, субсидий, субвенций.

Дотация – средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенция – средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов.

Субсидия – средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Доходы бюджета, кроме субсидий из Федерального фонда компенсаций или региональных фондов компенсаций, называются собственными доходами бюджета.

В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. Так, доходы федеральных целевых бюджетных фондов распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом (ст. 54 Бюджетного кодекса РФ).

Налоги –это индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного введения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В доходах бюджета налогам принадлежит решающая роль. Ни одно государство не может существовать без налогов. Они отражают конкретные историко-экономические условия жизни людей и государства.

В отличие от налоговсбор предполагает обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий органами власти и местного самоуправления.

Централизованный фонд финансовых ресурсов, сформированный главным образом за счет налогов, становится собственностью государства и используется для военно-политических и социально-экономических мероприятий.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налогам присущи четыре основные функции: фискальная, регулирующая, социальная и контрольная, каждая из которых отражает отдельную сторону этой финансовой категории.

1. Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения общественных потребностей. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд государства и обеспечиваются материальные условия государственного функционирования.

2. Регулирующая функция налогов означает, что налоги, являясь активным инструментом перераспределительного процесса, воздействуют на социально-экономических отношения в стране. Необходимость налогового регулирования порождена рыночными отношениями. Изменяя налоговые элементы, государство получает возможность воздействовать на процесс производства, его отдельные этапы (создание материальных благ), распределении и перераспределение (обмен и использование), т.е. управлять экономикой в целом. Конечная цель налогового регулирования – уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов, граждан, создавая тем самым общий благоприятный налоговый климат.

3. Социальная функция поддерживает общественное (социальное) равновесие путем сглаживаниянеравенства в доходах, прибылях, приводящее к отрицательным последствиям. Такое равновесие устанавливается между объектами макроэкономики – домашними хозяйствами (главными потребителями товаров и услуг) и фирмами (главными производителями, а также отраслями, рынками товаров, услуг, ресурсов). С этой целью государство во всем мире вводит прогрессивное налогообложение (т.е. более низкие ставки налогов с малых доходов физических и юридических лиц, и наоборот), освобождает от некоторых налогов отдельные категории субъектов (малоимущих, инвалидов, пенсионеров, многосемейных) устанавливает низкое обложение социально значимых товаров и услуг путем понижения ставок НДС или повышение косвенных налогов на предметы роскоши.

4. Контрольная функция налогов создает условия для оценки пропорций в общественном производстве страны: между спросом и предложением, между доходами отдельных социальных групп, между темпами экономического развития регионов. Между трудом и капиталом, а также между крупным, средним и малым бизнесом.

В условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся важным инструментом независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не способен рассчитаться с государством. В то же время нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений в саму налоговую систему или в социальную политику.

Классификация налогов и сборов – это их систематизация, группировка по заранее установленным признакам. Экономическое её назначение в том, что она дает возможность устанавливать связь бюджета с предпринимателями и выявлять роль налоговых форм в хозяйственном механизме. Практическое значение – обеспечение возможности кодификации налогов и сборов с целью учета и контроля над налоговыми процедурами с целью использования информационных технологий.

Современная налоговая система России в зависимости от уровней бюджетной системы в соответствии с НК РФ включает:

- федеральные налоги и сборы: НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина;

- региональные налоги: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог;

- местные налоги: земельный и имущество физических лиц.

Важной проблемой налоговой системы, особенно для федеративных государств, является разграничение налоговых доходов между бюджетами различных уровней.

Распределение налоговых поступлений между бюджетами разного уровня должно способствовать выравниванию финансовой обеспеченности регионов и сокращению дотационности бюджетов РФ.

В ходе реализации Программ развития бюджетного федерализма, принятых Правительством РФ в 2001 г., должна быть повышена роль собственных доходов региональных и местных бюджетов, для этого необходимо:

1)расширение налоговых полномочий региональных властей и муниципальных органов;

2)закрепление отчислений от федеральных налогов за региональными и местными бюджетами на долгосрочной основе;

3)сокращение масштабов распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы;

4)обеспечение уплаты налогов, поступающих в территориальные бюджеты по месту фактической деятельности предприятий;

5)ликвидация внутренних офшорных зон.

Федеральные налоги

Изучаемые вопросы

Налог на добавленную стоимость: налогоплательщики, объекты, ставки. Акцизы. Налог на прибыль организаций. Налог на доходы физических лиц. Единый социальный налог. Водный налог. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Налог на добычу полезных ископаемых.

Теоретические положения

Единый социальный налог

ЕСН поступает в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования РФ для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

Законодательством определены две группы плательщиков ЕСН:

- лица, производящие выплаты физическим лицам. К ним относятся: организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

- индивидуальные предприниматели и адвокаты в отношении собственных доходов.

Члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

Для каждой группы налогоплательщиков установлены свои объекты налогообложения.

Налоговым периодом по ЕСН является календарный год.

Ставки налога устанавливаются в зависимости от вида деятельности, организационно-правового статуса и величины дохода на каждого работника по категориям налогоплательщиков. Базовая ставка для организаций установлена в размере 26%, которая применяется при доходах, не превышающих 280 тыс.руб. Далее используются регрессивные налоговые ставки

Водный налог

Водный налог полностью поступает в федеральный бюджет.

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и особое водопользование.

Объектом налогообложения признается:

- забор воды из водных объектов;

- использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

- использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

- использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Территориальные налоги

Изучаемые вопросы

Виды территориальных налогов. Функции территориальных налогов: фискальная, регулирующая. Налог на имущество организаций. Налог на владельцев транспортных средств. Налог на игорный бизнес.

Теоретические положения

Территориальные налоги – это налоги, устанавливаемые и вводимые в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законодательными актами представительных органов субъектов РФ и актами муниципальных образований, обязательные к уплате на подведомственной им территории и предназначенные для финансового обеспечения экономического и социального развития территорий.

Эти налоги выполняют две функции – фискальную и регулирующую.

Фискальная функция способствует формированию доходов территориальных бюджетов. Фискальную функцию выполняют земельный налог, налоги на имущество, налог на рекламу.

Функцию регулирования экономики выполняют налог на игорный бизнес, налог с владельцев транспортных средств.

Виды территориальных налогов регламентированы и не могут выходить за пределы перечня налогов и сборов, установленного НК РФ.

Территориальные налоги и сборы устанавливаются территориальными представительными органами власти, следовательно, лишь в тех территориально-административных образованиях, где образованы и функционируют такие органы. Они вправе вводить или не вводить на соответствующей территории территориальные налоги и сборы, утвержденные НК РФ. Они вправе устанавливать ставки налогов, но в пределах, определенных НК РФ, вводить налоговые льготы, порядок уплаты налогов.

Налог на игорный бизнес

Плательщиками признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Объектами налогообложения признаются:

1)игровой стол;

2)игровой автомат;

3)касса тотализатора;

4)касса букмекерской конторы.

По каждому из объектов налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Местные налоги

Изучаемые вопросы

Земельный налог: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговые ставки. Налоги на имущество физических лиц.

Теоретические вопросы

Местными признаются налоги, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования.

Земельный налог

Налогоплательщиками этого налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Неналоговые доходы бюджета

Изучаемые вопросы

Характеристика неналоговых доходов бюджета.

Теоретические положения

Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает в себя:

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещении вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия.

5. Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Иные неналоговые доходы.

Бюджетная классификация РФ

Изучаемые вопросы

Бюджетная классификация РФ и её виды. Общая характеристика доходов бюджетов. Характеристика федерального бюджета. Характеристика структуры региональных бюджетов. Характеристика поступлений и расходов местных бюджетов.

Теоретические положения

Бюджетная классификацияявляется группировкой доходов, расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

- классификацию доходов бюджетов;

- классификацию расходов бюджетов;

- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

- классификацию операций публично – правовых образований.

1. Классификация доходов бюджетов– это группировка дохо­дов бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования, установленными соответствую­щими законодательными актами. Группы доходовсостоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджета являются:

- налоговые доходы;

- неналоговые доходы;

- безвозмездные поступления.

Единый для бюджетов бюджетной системы РФ перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Код классификации доходов состоит:

- из кода главного администратора доходов бюджета;

- кода вида дохода;

- кода подвида дохода;

- кода классификации операций сектора государственного управления, относящиеся к доходам бюджетов.

2. Классификация расходов бюджетовпред­ставляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение ос­новных функций государства.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

- общегосударственные вопросы;

- национальная оборона;

- национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

- национальная экономика;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- охрана окружающей среды;

- образование;

- культура, кинематография, средства массовой информации;

- здравоохранение, физическая культура и спорт;

- социальная политика;

- межбюджетные трансферты.

3. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:

- источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

- источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов;

4. Классификация операций сектора государственного управления.

Единым для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и статьями операций сектора государственного управления являются:

- доходы;

- расходы;

- поступление нефинансовых активов;

- выбытие нефинансовых активов;

- поступление финансовых активов;

- выбытие финансовых активов;

- увеличение обязательств;

- уменьшение обязательств.

Расходы и доходы бюджета тесно взаимосвязаны. Расходы должны количественно соответствовать доходам. Они влияют друг на друга. Поэтому важно установить объем и сроки осуществления бюджетных расходов, которые будут обеспечивать решение социально-экономических задач при минимальных затратах с максимальным эффектом.

Если расходы превышают доходы, то возникает дефицит бюджета. Финансирование бюджетного дефицита может происходить за счет государственных займов (внешних и внутренних), а также за счет денежной эмиссии.

Межбюджетные отношения

Изучаемые вопросы

Принципы межбюджетных отношений. Доходы территориальных бюджетов. Классификация источников формирования территориальных бюджетов. Методы бюджетного регулирования и способы распределения доходов между бюджетами. Совершенствование механизма распределения средств между бюджетами. Межбюджетные отношения: экономические и социальные аспекты.

Теоретические положения

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и использованием соответствующих бюджетов.

Принципы межбюджетных отношений:

1 Распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ.

2 Разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ.

3 Равенство бюджетных прав субъектов РФ.

4 Выравнивание уровней муниципальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.

5 Равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ – в местные бюджеты.

В механизме межбюджетных отношений в России одно­временно присутствуют два подхода: с одной стороны, унифи­цированный подход к регионам при формировании бюджетных доходов на основе твердого закрепления нормативов отчисле­ний (налогам) по утвержденным ставкам, с другой – диффе­ренцированный подход – главным образом на стадии формиро­вания расходной части бюджета. Это приводит к негативным последствиям, особенно для тех регионов, которые остро нуж­даются в бюджетных трансфертах.

В существующей системе межбюджетных отношений име­ет место многоканальное финансирование одних и тех же бюд­жетных потребностей субъектов РФ. Зачастую это приводит к необоснованному завышению расходов федерального бюдже­та, потере стимула субъектов РФ к развитию собственной до­ходной базы и сокращению своих расходов.

Финансовые отношения, которые складываются между государством и юридическими и физическими лицами, называютсябюджетными отношениями. Бюджетные отношениявключают:

· отношения, складывающиеся в процессе формирования до­ходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

· отношения, возникающие в процессе составления и рас­смотрения проектов бюджетов всех уровней, утверждения и ис­полнения бюджетов, контроля за их реализацией.

Тема 4. Доходы государственного бюджета

4.1. Экономическое содержание и классификация доходов бюджета

Изучаемые вопросы

Общая характеристика доходов бюджетов: закрепленные доходы (налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные перечисления), регулирующие доходы (дотации, субвенции, субсидии, бюджетный кредит, бюджетная ссуда.). Налоги как экономическая категория. Налоговые отношения. Функции налогов. Налоговая политика и налоговый механизм. Налоговая система РФ, принципы её построения. Классификация налогов и сборов. Разграничение налоговых доходов.

Теоретические положения

В соответствии с бюджетной классификацией существуют следующие виды доходов государственного бюджета:

· налоговые,

· неналоговые,

· безвозмездные перечисления,

· доходы целевых бюджетных фондов, которые учитываются обособленно.

Налоговые доходы. Налог – обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в размерах и в сроки, установленные законом. Налог выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизации финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства.

Налоговые доходы разграничены между бюджетами различных уровней. В связи с этим выделяют:

- федеральные налоги,

- региональные налоги,

- местные налоги.

Федеральные налоги и сборы формируют доходную часть Федерального бюджета РФ. Они устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории всей страны. К федеральным налогам и сборам относят налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль организаций, налоги на доходы физических лиц, единый социальный налог и т.д.

Региональные налоги формируют доходную часть региональных бюджетов (бюджетов субъектов РФ). Региональные налоги вводятся представительными (законодательными) органами власти субъекта РФ и взимаются на территории соответствующего субъекта. К этим налогам относят: налоги на имущество организаций, налог на игорный бизнес.

Местные налоги и сборы, формируют, соответственно, доходы местных (муниципальных) бюджетов. Эти налоги и сборы устанавливаются и вводятся на соответствующей территории представительным органом местного самоуправления и обязательны к уплате на территории этого муниципального образования. К местным налогам относят земельный налог, налог на имущество физических лиц и т.д.

Неналоговые доходы. Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает в себя:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответствующих органов власти;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

- доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- доходы от осуществления государством внешнеэкономическ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.190 (0.014 с.)