Виды государственных расходов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды государственных расходов



Вся система государственных расходов классифицируется по многим признакам на конкретные виды. Одна из возможных классификаций представлена на рис. 3.

В самом общем виде государственные расходы могут быть разделены на две большие группы:

· расходы, обусловленные внутренними проблемами;

· расходы, связанные с внешними функциями государства.

Основную часть расходов составляет первая группа.

По целевому назначению расходы подразделяются на три группы.

Капитальные расходы связаны с затратами на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности в плане их расширения, реконструкции, технического перевооружения, т. е. с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.

Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций и включают: текущие затраты на содержание органов власти,

 

 

       
   
 
 

 

 


 

Рис.3. Классификация государственных расходов   рооордод  

правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, выплата процентов по государственному долгу и др.

Страховые и резервные фонды формируются в целях предупреждения и возмещения материального ущерба от непредвиденных событий.

По общественному назначению государственные расходы делятся на пять групп.

Расходы на социальные нужды – один из важнейших видов расходов, включающий расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование. Примерно 3/4 их общего объема финансируется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы существенно возрастает роль местных финансов в покрытии расходов по расширению социально-бытовой инфраструктуры, содержанию учреждений просвещения и здравоохранения. Расходы имеют тенденцию роста, ввиду развития научно-технического прогресса. За счет социальных расходов государства финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, квалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице и т. п.

Внешнеэкономические расходы связаны с тем, что государство тем или иным способом помогает производителю пробиться на рынок. Это прямые субсидии компаниям из бюджета, освобождение экспортеров от налогов, предоставление кредита экспортеру или импортеру на льготных условиях, страхование экспорта и т. д. В эту группу можно отнести и затраты государства на реализацию различных международных договоров, культурных, научных и других связей.

Экономические расходы имеют важное народнохозяйственное значение. Они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей народного хозяйства. Важное место принадлежит инвестициям. Они расходуются на финансирование отраслей инфраструктуры (транспорт, связь дороги, мелиорация), которые требуют огромных капиталовложений, поскольку низкорентабельны; финансирование новых прогрессивных отраслей, такие как атомная, космическая; финансирование убыточных отраслей (угледобывающих, сельского хозяйства); финансирование научно ―исследовательских работ, особенно фундаментальных, требующих крупного сосредоточение финансовых ресурсов.

Расходы на оборону страны (военные расходы) относятся к важнейшим государственным расходов. В их состав включаются расходы на:

· содержание личного состава;

· вооружение;

· материально-техническое оснащение;

· строительство военных объектов, на военные исследования и разработки;

· пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей;

· подготовку кадров;

· создание запасов и резервов на случай войны и др.

Это прямые военные расходы. Существуют и косвенные военные расходы, т.е. расходы, связанные с ликвидацией последствий войны, на восстановление разрушенного хозяйства.

При формировании военного бюджета следует учитывать его безвозвратный и непроизводительный характер. Лишь часть затрат, а именно затраты на военные исследования и разработки, могут косвенно принести экономический эффект.

Расходы на управление – это самая противоречивая статья государственных расходов. Они отличаются постоянным возрастанием, с одной стороны, и отсутствием критериев оценки результативности – с другой. В состав этих расходов входят:

· расходы на содержание законодательных и исполнительных органов государственной власти;

· расходы на содержание судебной власти, правоохранительных органов и прокуратуры.

Структурно в расходах на управление преобладают расходы на заработную плату, командировочные и служебные разъезды, оплату транспортных, коммунальных услуг и услуг связи, на пенсии и пособия.

Для обеспечения экономического расходования средств на содержание аппарата управления разработана система мер их государственного регулирования:

· лимитирование расходов;

· сокращение расходов в связи с проводимыми мероприятиями по совершенствованию аппарата управления;

· нормирование численности работников аппарата управления и расходов на его содержание.

По характеру потребностей расходы делятся на две группы.

Обыкновенные отвечают постоянным потребностям государства и возобновляются с каждым финансовым годом.

Чрезвычайные обусловлены случайными и изменчивыми потребностями.

В финансовой науке признано, что обыкновенные расходы покрываются обыкновенными доходами (налогами, пошлинами и др.), а чрезвычайные ― посредствам чрезвычайных поступлений (продажа государственного имущества или выпуск государственных займов).

Среди государственных расходов особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Они возникают при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита. Формами привлечения заемных средств для финансирования государственных расходов могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Центрального банка РФ, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.)

Классификация государственных расходов по признаку участия в общественном воспроизводстве характеризует совокупную роль государства в регулировании экономического и социального развития общества.

По отраслевому признаку расходы группируются в материальном производстве по отраслям народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь и т. д. В непроизводственной сфере выделяются расходы на управление, социально ―культурные мероприятия и военные цели.

В области государственных расходов имеют место существенные недостатки:

· бюджетные средства используются малоэффективно;

· не решены многие насущные проблемы социальной политики;

· широко распространена практика нецелевого расходования средств;

· продолжается списание долгов в аграрном и других секторах экономики.

Основные задачи в области государственных расходов:

· сократить число федеральных целевых программ с целью концентрации средств на наиболее эффективных проектах;

· снизить расходы на содержание государственного аппарата;

· продолжить децентрализацию инвестиционного процесса;

· повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс;

· обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Как можно классифицировать государственные расходы?

2. Какие принципы положены в основу построения системы государственных расходов?

3. Назовите методы финансирования государственных расходов.

4. Что такое производительные и непроизводительные государственные расходы?

5. От чего зависят изменения в объеме, составе и структуре государственных расходов?

 

Практическое задание

 

Проанализируйте структуру и динамику государственных расходов России за последние 5 лет.

 

Термины и понятия

 

Государственный бюджет, бюджетный механизм, бюджетная политика, бюджетный дефицит, бюджетный профицит, налог, займы, эмиссия денег, налоговая система, налоговая политика, прямые налоги, косвенные налоги, бюджетные ассигнования, бюджетная норма, бюджетная ссуда, бюджет текущих расходов, бюджет развития, секвестр расходов.

Тесты по модулю 4

 

1.Бюджет следует рассматривать в качестве:

а) экономической категории;

б) финансового инструмента рыночной экономики;

в) метода экономического хозяйствования

2. Государственный бюджет – это:

а) финансовая программа государства;

б) основной финансовый план государства;

в) финансовая концепция экономической политики государства.

3. Какой итог бюджета представляется наиболее благоприятным?

а) равенство доходов и расходов;

б) превышение доходами расходов;

в) превышение расходами доходов.

4. Что является основным источником государственных доходов?

а) прибыль;

б) косвенные налоги;

в) национальный доход.

5. Назовите метод мобилизации государственных доходов.

а) трансферты;

б) займы;

в) субвенции.

6. Являются ли государственными доходами поступления от приватизации государственной собственности?

а) «нет»;

б) «да».

7. Какой вид платежей относится к косвенному налогу?

а) налог на прибыль;

б) налог на имущество;

в) налог на добавленную стоимость.

8. К принципу организации государственных расходов относится:

а) срочность;

б) целевое направление средств;

в) возвратность.

9. Финансирование расходов в непроизводственной сфере – это:

а) расходы на управление;

б) расходы внутриотраслевые;

в) расходы сельского хозяйства.

10. Капитальные государственные расходы, это расходы, обеспечивающие:

а) оплату труда, социальные выплаты;

б) инновационную и инвестиционную деятельность;

в) затраты на науку.

11. Из какого бюджета финансируются расходы на оборону?

а) местных;

б) региональных;

в) федерального.

12. За счет каких источников обслуживается государственный долг России?

а) за счет целевых внебюджетных фондов;

б) за счет прибыли предприятий;

в) за счет средств государственного бюджета.

 

Тесты по дисциплине «Финансы»

 

1. Как проявляются финансы на поверхности общественных явлений?

а) как система финансовых органов;

б) как движение денежных средств;

в) как экономические отношения.

2. Между какими звеньями финансовой системы возникают самые тесные взаимосвязи?

а) госбюджет и финансы коммерческих организаций;

б) финансами коммерческих предприятий;

в) имущественным страхованием и коммерческими предприятиями.

3. Что лежит в основе бюджетного устройства России?

а) отраслевая структура экономики;

б) формы собственности;

в) административно-территориальное деление РФ.

4. Бюджетный процесс – это процесс…

а) рассмотрение и принятие бюджета;

б) принятие и исполнение бюджета;

в) подготовки проекта, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета.

5. Взносы в социальные внебюджетные фонды входя в цену товара?

а) «да»;

б) «нет».

6. В процентах к какому показателю осуществляются отчисления в Пенсионный фонд?

а) выручке от реализации продукции;

б) прибыли;

в) фонду оплаты труда.

7. Какие сделки государства не относятся к государственному кредиту?

а) государственные займы, распространяемые среди населения;

б) ссуды федерального бюджета нижестоящим бюджетам;

в) товарные ссуды государства правительствам зарубежных стран;

8. Чем государственный кредит отличается от налога?

а) носит обязательный характер;

б) является частью доходов государства;

в) носит возвратный характер.

9. Государственный кредит увеличивает финансовые ресурсы государства?

а) «да»;

б) «нет».

10. Какая функция не относится к функциям страхования?

а) предупредительная;

б) фискальная;

в) контрольная.

11. Чем отличается личное страхование от имущественного?

а) объектом страхования;

б) размером страховых взносов;

в) периодичностью выплат.

12. Страховой компании разрешается заниматься….

а) выпуском ценных бумаг;

б) кредитованием;

в) торговой деятельностью.

13. Что является финансовым ресурсом предприятия?

а) фонд оплаты труда;

б) прибыль;

в) ремонтный фонд.

14. Выручка от реализации продукции предприятия – это…

а) вновь созданная на предприятии стоимость;

б) фонд возмещения материальных затрат плюс фонд накопления;

в) вся стоимость, созданная на предприятии.

15. Кто осуществляет стратегическое управление финансами?

а) Федеральное собрание РФ;

б) Правительство РФ;

в) Федеральное казначейство.

16. Какой вид контроля осуществляет Счетная палата РФ?

а) контроль за финансовой дисциплиной предприятия;

б) контроль за своевременностью уплаты налогов и сборов;

в) контроль за обслуживанием государственного долга.

17. Чем отличаются планово-директивный и регулирующий типы финансовой политики?

а) глубиной финансового регламентирования;

б) формами взаимодействия на хозяйствующие субъекты

18. Как соотносятся понятия хозяйственный, финансовый и бюджетный механизм?

а) хозяйственный механизм не включает финансовый, а финансовый включает бюджетный

б) финансовый механизм включает хозяйственный;

в) хозяйственный механизм включает финансовый, а финансовый механизм включает бюджетный.

19. Какие отношения выражает бюджет?

а) отношения по поводу функционирования ссудного капитала;

б) отношения по поводу обращения денежных ресурсов;

в) отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств.

20. Что не относится к характерным свойствам бюджета?

а) научность;

б) стихийность;

в) целенаправленность.

21. Государственные доходы по формам денежных поступлений классифицируются на:

а) платежи юридических лиц и населения;

б) налоговые и неналоговые платежи;

в) добровольные и обязательный платежи.

22. Прямые налоги увеличивают цену товара?

а) «да»;

б) «нет».

23. Назовите правильную структуру налогов и сборов РФ

а) федеральные, территориальные;

б) федеральные, региональные, местные;

в) государственные, региональные.

24. Как вы считаете:

а) госрасходы = расходам госбюджета;

б) госрасходы < расходов госбюджета;

в) госрасходы > расходов госбюджета.

25. Какая группа государственных расходов занимает наибольший удельный вес в общей сумме расходов?

а) расходы на образование;

б) расходы на управление;

в) обслуживание государственного долга.

26. Укажите форму финансирования государственных расходов

а) займы;

б) бюджетные ассигнования;

в) кредиты.

27. Для чего применяется секвестр расходов?

а) для расшифровки статей бюджета;

б) для целей бюджетного контроля;

в) для сокращения бюджетных расходов.

 

Список литературы

 

Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: Учебник М., 1999

Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы.- М., 2000

Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М., 1995

Балабанов А.И. Балабанов И.Т. Финансы: Учебное пособие - СПБ, 2000

Берлин С.И. Теория финансов: Учебное пособие. - М., 1998

Брайчева Т.В. Государственные финансы - СПБ: Питер, 2001

Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. - М., 2000

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98г. №145-ФЗ

Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др. - М., 2000

Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов. - М., 2003

Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие - М.,2001

Государственный бюджет: Учебное пособие / Под ред. М.И. Ткачук, Минск, 2000

Государственные и территориальные финансы: Учебник / Под ред. Л.И. Сергеева. - М.,2003

Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля - М., 2000

Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие - М., 2002

Законодательные и нормативные документы, регулирующие бюджетно-финансовые и налоговые вопросы.

Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие - М., 2003

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. - М.,2002

Моляков Д.С., Шохин Е.И. Теория финансов предприятий. - М., 2000

Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль. - М., 2002

Сабанти Б.М. Теория финансов: Учебное пособие. - М., 1998

Современные государственные финансы: Учебник / Под ред. Н.Г. Сычева, В.В. Ильина. - М., 2002

Тренев Н.Н. Управление финансами: Учебное пособие. - М., 2002

Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.,2003

Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского и др., - М.,2002

Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Ковалевой А.М. - М.,2002

Финансы: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Родионовой - М.,2000

Финансы: денежное обращение и кредит: Финансы: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. - М., 1999

Финансы деньги кредит: Учебник / Под ред. О.В. Соколовой. - М.,2003

Финансовый словарь. Под ред. Благодатин и др. - М.,1999

Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.,1997

Шохин С.О. Проблемы и перспективы финансового контроля в Российской Федерации. - М.,2000

Шеремет А.Д. Финансы предприятий. Учебник. - М.,2003

Шуляк П.М., Белотелова Н.П. Финансы: Учебное пособие. - М., 2000

Яндиев М.И. Финансы регионов. - М.,2002

Словарь основных терминов

 

Акциз ― вид косвенного налога, включаемого в цену товара или тарифа.

Акция ― вид ценной бумаги, свидетельствующий о внесении определенной суммы денег в капитал АО и дающий право ее владельцу на получение прибыли в виде дивиденда.

Аренда ― наем помещения, земельной площади и т.п. во временное пользование.

Аудиторский контроль ― независимый вневедомственный финансовый контроль.

Бюджет ― форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственной власти и местного самоуправления.

Бюджетная система ― основанная на экономических отношениях и государственном устройстве совокупность всех видов бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, регулируемая нормами права РФ и ее субъектов.

Бюджетное устройство ― организация бюджетной системы, принципы ее построения.

Бюджетный процесс ― регламентируемая нормами права деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, обеспечению контроля за их исполнением.

Бюджет развития ― расходы бюджета, обеспечивающие инвестиционную деятельность.

Бюджетная классификация ― законодательно устанавливаемая по однородным признакам группировка доходов и расходов, источников покрытия его дефицита, используемая для составления исполнения бюджета.

Бюджетное регулирование ― процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разного уровня в целях выравнивания доходной базы бюджетов до минимально необходимого уровня.

Валовой внутренний продукт (ВВП) ― стоимость товаров и услуг, произведенных в стране за год в рыночных ценах за минусом промежуточного потребления.

Воспроизводство ― непрерывное движение и возобновление процесса производства.

Внутренний долг ― совокупность долговых обязательств, выраженных в валюте РФ.

Внешний долг ― совокупность долговых обязательств выраженных в иностранной валюте.

Государственный долг ― совокупность долговых обязательств органов государственной власти.

Дефицит бюджета ― финансовое явление, когда расходы превышают доходы бюджета.

Дефолт ― отказ от уплаты долгов.

Децентрализация ― передача полномочий и ответственности за расходование бюджетных средств на самые нижние уровни государственной власти.

Диверсификация ― распределение сфер деятельности инвестированием денег в различные виды ценных бумаг и различные районы и отрасли с целью минимизации риска.

Дотация ― бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Доходы ― финансовая база деятельности государства.

Займы ― форма внутреннего государственного кредита.

Инвестор ― юридическое лицо, вкладывающее финансовые ресурсы в строительство новых объектов, развитие действующих предприятий, расширение сферы услуг и т.п.

Казначейство ― финансовый орган, ведающий кассовым исполнением бюджета.

Консолидированный бюджет ― совокупность бюджетов на соответствующей территории.

Коммерческий расчет ― метод ведения хозяйства, заключающийся в соизмерении в денежной форме затрат и результатов. Его целью является получение максимума прибыли при минимуме затрат.

Косвенные налоги ― налоги, взимаемые в виде надбавки к цене товара.

Налоги ― обязательные платежи, взимаемые органами государственной власти с юридических и физических лиц и зачисляемые в бюджеты разных уровней.

Накопление ― превращение части прибавочной стоимости в капитал.

Налогообложение ― система мер, устанавливаемая государством для юридических и физических лиц по определенным видам налогов, их ставками и налогооблагаемой базе.

Налоговая система ― совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в законодательно установленном порядке.

Потребление ― конечная стадия воспроизводственного процесса.

Профицит ― финансовое явление, когда доходы бюджета превышают его расходы.

Прибыль ― финансовый результат деятельности предприятий, функционирующих на началах коммерческого расчета. Как экономическая категория представляет собой чистый доход, созданный прибавочным трудом.

Распределение ― стадия воспроизводственного процесса, являющаяся областью возникновения и функционирования финансов.

Расходы ― система денежных отношений для удовлетворения общественных потребностей.

Ресурсы финансовые ― специфическая форма движения денежных средств, материальные носители финансовых отношений, формирующиеся у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений.

Рефинансирование ― покрытие старых займов путем выпуска новых.

Рынок ― система экономических отношений, складывающихся в процессе общественного воспроизводства, для которых характерна свобода субъектов в выборе покупателей и продавцов, определении цен, формировании и использовании ресурсных источников.

Роспись бюджета ― документ, составляемый в процессе исполнения бюджета, о поквартальном распределении доходов и расходов соответствующего бюджета с распределением по подразделениям бюджетной классификации и бюджетополучателям.

Рынок ценных бумаг ― часть рынка ссудных капиталов, где осуществляется купля― продажа ценных бумаг.

Секвестр ― пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных, в течение времени, оставшегося до конца текущего года.

Субвенция ― бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах на конкретные цели.

Субсидии ― бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Финансовая политика ― деятельность государства по целенаправленному использованию финансов.

Финансовая система ― система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Финансовый аппарат ― органы, осуществляющие управление финансами.

Финансовый механизм ― система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Финансы ― система экономических отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства.

Функции финансов ― проявление сущности финансов в действии.

Цена ― денежное выражение стоимости товара.

Эмиссия ― выпуск в обращение денежных знаков и ценных бумаг.

Эмитент ― субъект, осуществляющий эмиссию денежных знаков или ценных бумаг.

Экономическая категория ― совокупность однородных экономических отношений, выраженная в обобщенном абстрактном виде одной из сторон общественного бытия.

Экономический инструмент (рычаг) ― экономическая категория, сознательно, целенаправленно используемая в интересах субъектов хозяйствования и государства. Может оказать на общественное производство количественное и качественное воздействие.

Экономический стимул ― такой экономический рычаг, с помощью которого удается влиять на материальные интересы субъектов хозяйствования. Влияние на материальные интересы происходит через формы организации финансовых отношениях.

 

Ответы на тесты

Наименование модулей Номера тестов
                               
1. Основы финансов б в б в а                      
2. Финансовая система государства в б а б в б в б в б б в в в а б
3. Финансовый механизм б в а б а б б б б в            
4. Государственный финансы а б а в б б в б а б в в        

Филина Алина Григорьевна

Финансы

Учебно-практическое пособие

 

 

Подписано к печати:

Тираж:

Заказ №



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 987; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.139 с.)