Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По уровню среднедушевого дохода

Поиск

Цифра 15 - это так называемый децильный коэффициент, которым экономисты традиционно измеряют глубину социального расслоения. При его расчете сравниваются кошельки 10% самых бедных и 10% самых богатых.

В России этот коэффициент начал расти с 90-х и лишь в последние несколько лет немного притормозил и даже начал потихонечку уменьшаться (так, в 2009-м он равнялся 16,7, а в 2008-м - 16,8). Как видно, положительная динамика, хоть и микроскопическая, налицо. Это говорит о том, что "государство выполняет свои обязательства по увеличению оплаты труда, пенсий, пособий, социальной поддержке отдельных групп населения", объясняют в Минэкономразвития. 0% наших соотечественников владеют 29,6% совокупных доходов (в деньгах это два триллиона рублей). В первом квартале 2009 года это соотношение было похожим - на долю богатеев приходилось 30% общего богатства. Директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий считает, что выкладки Росстата нельзя воспринимать всерьез:
- Цифра сильно занижена, это какие-то статистические манипуляции. Обычно при капитализме в развитых странах - то есть в государствах с очень высокой степенью социального перераспределения - 10% населения владеет примерно половиной всех доходов, а в странах со слабой системой перераспределения, таких как Россия, - 70-80%. Думаю, это некий идеологический показатель, взятый на глаз. Поэтому-то он почти и не меняется.
Что же касается бедняков, то их количество, по данным статистиков, заметно уменьшилось. Так, заработки менее 2 тысяч рублей в месяц в первом квартале наблюдаются у 0,8% россиян, при том что в январе-марте 2009-го "на дне" прозябали 1,5% населения. Вместе с тем самые малоимущие сограждане по-прежнему живут отчаянно плохо. В кошельках 10% наименее обеспеченного населения страны скопилось всего лишь 2% общей суммы денежных доходов. Данный показатель также практически не отличается от данных за предыдущие годы (в I квартале 2009 года - 2%, в I квартале 2008 года - 1,9%). Лучше всего нищим жилось в 2005-м, когда их заработки составляли 2,1% от общей суммы доходов населения страны.

4. Общий уровень потребления материальных благ и услуг

Потребительские расходы домашних хозяйств - это часть денежных расходов, которые направляются на покупку продуктов питания (включая расходы на питание вне дома), алкогольных напитков, непродовольственных товаров и оплату услуг.

В 2011 г. потребительские расходы составили 74 % всех денежных расходов домохозяйств. По сравнению с предыдущим годом снизились расходы на покупку алкогольных напитков и питание вне дома. Первоочередные затраты - на покупку продуктов для домашнего питания, одежды и обуви, оплату услуг по содержанию жилья - составили 55% потребительских расходов. Среди них большая часть средств уходит на мясо и мясопродукты, на молоко и молочные продукты, хлеб и хлебные продукты, овощи и фрукты, на одежду и обувь, на транспортные средства, на мебель, домашнее оборудование, на телерадиоаппаратуру, предметы для отдыха и увлечений. В общем объеме расходов на оплату услуг 44 % составили траты на жилищно-коммунальные услуги.

Состав потребительских расходов зависит от благосостояния домохозяйств. Так, в 2011 г. затраты на одного человека домохозяйств с наибольшими доходами почти в семь раз больше, чем в домохозяйствах с наименьшими доходами.

Наименее обеспеченные домохозяйства почти половину средств расходовали на питание, треть - на оплату услуг (преимущественно жилищно-коммунальных). Наиболее обеспеченные домохозяйства, как на питание, так и на оплату услуг потратили менее четверти своих расходов.

Доля затрат на покупку непродовольственных товаров у домашних хозяйств с наибольшими доходами почти втрое превысил аналогичный показатель в группе наименее обеспеченных домохозяйств (52 % против 19 %), в основном за счет приобретения автомобилей. А в домохозяйствах с низкими доходами деньги в основном использовали на покупку предметов первой необходимости: одежду и обувь, медицинские товары и теле- радиоаппаратуры.

Одними из факторов, влияющих на формирование потребительских расходов домашних хозяйств, являются место жительства, размер и состав домохозяйств. Так, среднедушевые потребительские расходы домохозяйства горожанина на 30 % выше, чем у сельского жителя, за счет больших расходов на питание и оплату различных услуг. У сельских жителей денежные средства преимущественно направлялись на непродовольственные товары (одежду и обувь, мебель, телерадиоаппаратуру и топливо). Это объясняется тем, что в селах в качестве источника поступления продуктов питания чаще выступают личные подсобные хозяйства. В домохозяйствах, проживающих в сельской местности, стоимость натуральных поступлений продуктов питания (из личного подсобного хозяйства и самозаготовок) была в 3 раза выше, чем у городских домохозяйств.

Среднедушевые расходы домохозяйств одиночек в 2 раза выше, чем у тех домохозяйств, в которых четверо и более человек. Более высокие среднедушевые потребительские расходы приходились на домохозяйства с одним ребенком: в 2 раза выше, чем в семьях с тремя детьми.

СОСТАВ РАСПОЛАГАЕМЫХ РЕСУРСОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ
РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ
(в среднем на члена домашнего хозяйства в месяц; рублей)

 

5. Белково-калорийная ценность суточного рациона питания

(потребление калорий, белков, жиров и углеводов на душу населения в сутки)

Потребление основных продуктов питания, кг в год:

Но при всех показателях, Росстат утверждает, что россияне стали меньше есть. Доля продуктов питания в повседневных расходах значительно снизилась. Непродовольственные товары стали востребованными более чем в полтора раза.

 

Скорее всего, нестабильность в экономике и ожидание кризиса провоцируют население делать упор на приобретение крупных покупок, а также срочно затевать ремонты и модернизировать дачи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.206 (0.008 с.)