Аудит как независимая форма контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аудит как независимая форма контроля



Аудит как независимая форма контроля

Министерство образования Российской Федерации

Хабаровский государственный технический университет

ДВИОТУПБ

Кафедра «Финансы и кредит и бухгалтерский учет»

Специальность «Финансы и кредит» №0010418

 

Аудит как независимая форма контроля

Курсовая работа

По дисциплине Финансы

 

Выполнила: студентка гр. ФК – 02у

Егорова Е.А.

Проверила: Репина О.В.

 

Хабаровск 2001г.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Аудиторская деятельность 4

1.1 Сущность аудита и аудиторской деятельности. 4

1.2 Характеристика Аудиторской деятельности, пользователи информации финансовой отчетности 8

1.3 Цели и задачи аудиторской деятельности 10

Аудит 11

ГЛАВА 2. Виды аудита 15

2.1 Внутренний и внешний аудит 15

2.2 Управленческий и хозяйственный аудит 20

2.3 Обязательный, первоначальный и др. 20

Глава 3. Проведение аудита 23

3.1 Принципы проведения аудита 23

3.2 Объем аудита бухгалтерской отчетности и стадии аудиторской проверки 25

3.3 Независимость аудиторов 30

Заключение 32

Литература 33

 

Введение

Аудит имеет достаточно давнюю историю. Первые независимые ауди­торы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы.

Аудит — это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономическо­го объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или ка­сающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной сто­роне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понима­ется независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчет­ности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении досто­верности и правдивости финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйствен­ного права и налогового законодательства.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предпри­ятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность.(собственники, акционеры, инвесторы), а также госу­дарства как потребителя информации о результатах деятельности пред­приятий.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффектив­ность функционирования рынка капитала и дает возможность оцени­вать и прогнозировать последствия принятия экономических реше­ний.

Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хо­зяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по исполь­зованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих опе­раций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна под­крепляться возможностью получать и использовать финансовую ин­формацию всеми участниками сделок. Достоверность информации под­тверждается независимым аудитором.

Собственники и прежде всего коллективные собственники — ак­ционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоя­тельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочис­ленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным за­писям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельно­сти предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо го­сударству для принятия решений в области экономики и налогообло­жения.

Аудиторские проверки необходимы и государственным.органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

В России за последние годы проведена определенная работа по становлению института аудиторства. Принят Указ Президента об аудиторской деятельности в РФ № 2263 от 22.12.93. Этим Указом утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Феде­рации, образована Комиссия по аудиторской деятельно­сти при Президенте Российской Федерации. За период после принятия данного Указа Правительством РФ ут­вержден ряд нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации, оп­ределены порядок проведения аттестации на право осу­ществления аудиторской деятельности и порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности, определены субъекты, которые должны подвергаться обя­зательному аудиту,

Комиссией по аудиторской деятельности при Прези­денте РФ предоставлено право проводить квалификационные экзамены (аттестацию) по общему аудиту более чем тридцати вузам и другим организациям, при кото­рых созданы специальные центры по проведению ква­лификационных экзаменов на право заниматься ауди­торской деятельностью. За прошедший период в этих центрах успешно сдали экзамены и получили аттестаты в области общего аудита более 26 000 аудиторов, в области инвестиционных институтов — 1600 человек. Аналогич­ную работу в области банковского аудита проводит Цен­тральный банк РФ, в области страхового аудита—Ми­нистерство финансов (ранее Росстрахнадзор).

В моей курсовой освещены теоретические основы аудитор­ской деятельности, приведены понятие, цели и задачи аудита как независимого вида контроля. Рассмотрены правовые и организационные принципы аудиторской деятельности, приве­дена общая классификация аудиторских деятельности. Рассмотрены виды аудиторских услуг: обязательный и инициативный аудит, сопутствующие аудиту виды услуг. Подробно рассмотрена независимость аудиторов, и многое другое.

Мне нравится независимость аудиторов, я сама хотела бы быть аудитором.

 

Глава 1. Аудиторская деятельность

Аудит

Сопутствующие аудиту услуги

Внутренний

Внешний

Консультации по учету, налогообложению, составлению отчетности и др.

Обязательный

 

Инициативный

 

Ведение учета

 

Восстановление учета

По специальным аудиторским заданиям

Анализ хозяйственной деятельности и др.

 

 

Рис. 1.1. Общая классификация аудиторской деятельности в России

Главная цель внешнего аудита — дать объективные, реаль­ные и точные сведения об аудируемом объекте.

Достижению главной цели способствуют особенности (требования) ведения аудиторской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденциаль­ность, профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора; использование методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; уме­ние принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его реко­мендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содействие росту авторитета аудиторской профессии.

Перечисленные выше особенности определяют нормы пове­дения аудитора.

Независимость аудитора обусловливается тем, что он не яв­ляется сотрудником государственного учреждения, не подчинен контрольно-ревизионным органам и не работает под их контро­лем, соблюдает стандарты профессионального аудиторского объединения (ассоциации), не имеет на проверяемых предпри­ятиях никаких имущественных или личных интересов. Объек­тивность обеспечивается высокой профессиональной подготов­кой аудитора, большим практическим опытом, знанием новей­шей методической литературы.

Конфиденциальность — важнейшее требование при осуществ­лении аудиторской деятельности. Аудитор не должен предостав­лять никакому органу каких-либо сведений о хозяйственной деятельности проверяемого им объекта. За разглашение секре­тов своих клиентов он должен нести ответственность по закону, а также моральную, а если предусмотрено договором, то и мате­риальную* ответственность.

Аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, заботиться о поддержании ее на должном уров­не, соблюдать требования нормативных документов. Аудитор не должен оказывать клиенту услуги в тех областях экономики, в которых не имеет достаточных профессиональных знаний.

Применение методов статистики и экономического анализа позволяет организовать анализ проведенных проверок на высоком научном уровне, получить более объективные и достовер­ные данные для принятия решений.

Применение новых информационных технологий заключается преимущественно в использовании вычислительной техники для организации аудиторской деятельности. Это касается и прове­дения проверки, и анализа отчетности, ведения и восстановле­ния учета.

По результатам проверки аудитор может сделать необходимые рациональные выводы, которые помогут клиенту в организации работы и ведении бухгалтерского учета.

Ответственность аудитора проявляется в том, что он отве­чает за свое заключение о финансовых отчетах проверяемого предприятия. Ответственность за содержание отчетов несет ру­ководство проверяемого предприятия.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудитор­скими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и фи­нансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Внешний аудит в Российской Федерации с точки зрения на­правлений аудиторской деятельности и отраслевых особенно­стей подразделяется на.общий аудит, страховой аудит, аудит банков, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

Внутренний аудит представляет собой независимую деятель­ность в организации по проверке и оценке ее работы в интере­сах руководителей. Цель внутреннего аудита — помочь сотруд­никам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредст­венно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия или его учре­дителей, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в федеральном законе или постановлении Правительства РФ.

Основная цель инициативного аудита — выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в на­логообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчет­ности.

Инициативный аудит проводится обычно по решению руко­водства экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми различными: контроль и анализ состояния бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов; выяв­ление состояния финансовой отчетности; организация делопро­изводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета; оценка состояния рас­четов по налогообложению и др.

Можно назвать несколько причин проведения инициатив­ного аудита. Во-первых, многие предприятия, особенно эксгосударственные, ранее подвергавшиеся тщательному внутриве­домственному контролю, прошедшие в последние годы проце­дуру приватизации и акционирования и превратившиеся в ак­ционерные общества, лишились контроля со стороны специаль­ных органов. Во-вторых, текучесть бухгалтерских кадров, кото­рая в свою очередь вызывается различными обстоятельствами — недостаточно высокой оплатой, нежеланием руководства новых экономических структур относиться к главному бухгалтеру как к одному из основных контролеров за законностью хозяйственных операций и др. В-третьих, низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях, особенно на вновь образо­ванных.

Руководители предприятий и организаций, сталкивающиеся с такими проблемами, сами обращаются в аудиторские фирмы с просьбами о помощи.

Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим, т. е. в этом случае контролю и анализу подверга­ются только отдельные разделы и участки учета. Различной мо­жет быть и глубина проверки: полная и сплошная проверка данных учета начиная с первичных документов, проведение инвентаризации активов и обязательств, выборочная проверка данных первичного учета или только данных, содержащихся в учетных регистрах и отчетности.

Если инициативный аудит носит комплексный характер, то охватывает все приведенные выше цели. Методика проведения инициативного аудита не отличается от проведения обязатель­ного аудита.

Обязательный аудит в нашей стране проводится в соответст­вии с Постановлением Правительства РФ от 07.12.94г.

Аудит по специальным аудиторским заданиям проводится по Проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, качест­венного состояния имущества, юридической и экономической экспертизы договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, эффективности использования капитала и другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.

В последовательном развитии аудита можно выделить три стадии: подтверждающую, системно-ориентированную и стадию аудита, базирующуюся на риске.

На подтверждающей стадии аудита при проведении провер­ки аудитор-бухгалтер проверял и подтверждал практически каж­дою хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером созда­вал собственные учетные регистры. В настоящее время такую услугу назвали бы восстановлением или ведением учета.

Поскольку аудит — деятельность предпринимательская, направленная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять такие методы проверки, которые позволили бы максимально сократить время на проведение проверки, не снижая качества.

Системно-ориентированный аудит предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Развитие аудита на данной стадии привело к тому, что аудиторы стали прово­дить экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита.

Аудит, базирующийся на риске, — такой вид аудита, когда проверка может проводиться выборочно исходя из условий ра­боты предприятия, в основном узких мест (критических точек) в его работе. Сосредоточив аудиторскую работу в областях с более высоким риском, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском. Те, кто полагается на суж­дение аудиторов, считают, что это может обеспечить более эф­фективную в отношении затрат проверку.

По объекту изучения принято выделять три вида аудита: финансовый, на соответствие и операционный

Финансовый аудит (аудит финансовой отчетности) преду­сматривает оценку достоверности финансовой информации. В качестве критериев оценки обычно выступают общепринятые принципы организации бухгалтерского учета. Финансовый ау­дит проводится преимущественно независимыми аудиторами, результатом работы которых является заключение относительно финансовых отчетов. По форме и содержанию финансовый ау­дит наиболее близок к аудиту, осуществляемому в России.

Аудит на соответствие предназначен для выявления соблю­дения предприятием конкретных правил, норм, законов, инст­рукций, договорных обязательств, которые оказывают воздейст­вие на результаты операции или отчеты. В процессе проверки на соответствие устанавливают, соответствует ли деятельность предприятия его уставу, правильно ли начисляются средства на оплату труда, обоснованно ли производится начисление и упла­та налогов и др. Проверки на соответствие требуют установле­ния соответствующих критериев для оценки финансовой отчет­ности.

Операционный аудит используется для проверки процедур и методов функционирования предприятия, для оценки произво­дительности и эффективности. Его можно эффективно исполь­зовать для проверки выполнения бизнес-планов, смет, различ­ных целевых программ, работы персонала и др. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы предприятия или деятельности администрации.

В зависимости от намеченных целей операци­онный аудит проводится: на межотраслевом, отраслевом, внут­рихозяйственном уровне; внешними или внутренними аудито­рами; в интересах внешних либо внутренних пользователей.

 

 

ГЛАВА 2. Виды аудита

Внутренний и внешний аудит

Основными видами аудита являются внутренний и внешний аудит.

Внутренний аудит. Его основная задача — решение отдельных фун­кциональных проблем управления, разработка и проверка информа­ционных систем предприятия. Внутренний аудит — неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Он может быть и независи­мым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности в РФ определяет внутренний аудит как организованная экономическим субъектом, дей­ствующая в интересах его руководства и (или) собственников, регла­ментированная внутренними документами система контроля за соблю­дением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и на­дежностью функционирования системы внутреннего контроля.

Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством и (или) собственниками в зависимости от:

  1. содержания и специфики деятельности экономического субъекта;
  2. объемов показателей финансово-экономической деятельности эко­номического субъекта;
  3. сложившейся системы управления экономического субъекта;
  4. состояния внутреннего контроля.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные служ­бы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъек­та, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внут­реннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.

К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собствен­никами и (или) руководством экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

Работа внутреннего аудита имеет для руководства и (или) соб­ственников экономического субъекта информационное и консульта­ционное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его ру­ководства.

Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимос­ти от особенностей экономического субъекта и требований его руко­водства и (или) собственников. Как правило, функции внутреннего аудита включают:

  1. проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;
  2. проверки бухгалтерской и оперативной информации, включая эк­спертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных ста­тей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
  3. проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
  4. проверку деятельности различных звеньев управления;
  5. оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изуче­ние и оценку контрольных проверок в филиалах, структурных под­разделениях экономического субъекта;
  6. проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности иму­щества экономического субъекта;
  7. работу над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
  8. оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
  9. специальные расследования отдельных случаев, например подо­зрений в злоупотреблениях;
  10. разработку и представление предложений по устранению выяв­ленных недостатков и рекомендаций по повышению эффектив­ности управления.

Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначивше­му его руководству и (или) собственникам и независим от руководи­телей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п.

Институтом внутренних аудиторов США (Institute of Internal Auditors) было разработано следующее определение:

Внутренний аудит — это независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Цель внутреннего аудита — помочь членам организации эффективно выпол­нять свои функции. Внутренние аудиторы предоставляют своей органи­зации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок.

Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате предприятия и подчиненные его руководству. Задачи внутреннего ауди­та определяются руководством, исходя из потребностей управления, как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.

Деятельность внутреннего аудитора заключается в выполнении ши­рокого круга различных функций, входящих в его обязанности.

Эти функции включают:

  1. проверку систем контроля, направленную на выработку полити­ки компании в рамках законодательства;
  2. оценку экономичности и эффективности операций компании;
  3. проверку уровня достижений программных целей;
  4. подтверждение достоверности информации, используемой руко­водством при принятии решений.

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности са­мой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, ру­ководство предприятия может оперативно и своевременно осуществ­лять необходимые изменения внутри предприятия.

В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчи­ненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако фун­кции внутренних аудиторов шире.

Внутренний аудит решает следующие задачи:

  1. Контроль за состоянием активов и недопущение убытков.
  2. Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных про­цедур.
  3. Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.
  4. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой ин­формационной системой.

Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно отличаются.

В табл. 1.3 перечислены основные особенности и отличия внутрен­него и внешнего аудита.

 

Таблица 1.3 Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита

Элементы Внутренний аудит Внешний аудит
Постановка задач Определяется руководством, исходя из потребностей управ­ления: как внутренними подраз­делениями предприятия,так и предприятием в целом Определяется договором между независимыми сто­ронами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)
Объект Решение отдельных функцио­нальных задач управления, раз­работка и проверка информа­ционных систем предприятия Главным образом система учета и отчетности предприятия
Цель Определяется руководством предприятия Определяется законодатель­ством по аудиту: оценка достоверности финансо­вой отчетности и подтверж­дение соблюдений действующего законода­тельства
Средства Выбираются самостоятельно (либо определяются стандарта­ми внутреннего аудита) Определяются общеприня­тыми аудиторскими стандартами
Вид дея­тельности Организа­ция работы Исполнительская деятельность Выполнение конкретных заданий руководства Предпринимательская деятельность Определяется аудитором самостоятельно,исходя из общепринятых норм и пра­вил аудиторской проверки
Взаимо­отношения Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него Равноправное партнерство, независимость
Субъекты Сотрудники, подчиненные руко­водству предприятия и находя­щиеся в штате предприятия Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на пра­во заниматься этим ви­дом предпринимательства
Квалифика­ция Определяется по усмотрению руководства предприятия Регламентируется государством
Оплата Начисление заработной платы по штатному расписанию Оплата предоставленных услуг по договору
Ответствен­ность Перед руководством за выполнение обязанностей Перед клиентом и перед третьими лицами, установ­ленная законодательными и нормативными актами
Методы Методы могут быть и одинаковыми при решении одинаковых задач (например, оценка достоверности информации). Имеются различия в степени точности и детальности
Отчетность Перед руководством Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту

 

Глава 3. Проведение аудита

Принципы проведения аудита

Основные принципы аудита сформулированы в правиле (стандар­те) аудиторской деятельности РФ «Цели и основные принципы, свя­занные с аудитом бухгалтерской отчетности».

Аудиторские организации в ходе осуществления своей деятельнос­ти обязаны соблюдать профессиональные этические принципы аудита и использовать их в качестве основы для принятия любых решений профессионального характера.

Основные профессиональные этические принципы, связанные с аудиторской деятельностью, включают: независимость; честность; объективность; профессиональную компетентность; добросовестность; конфиденциальность; профессиональное поведение.

Независимость — принцип аудита, заключающийся в обязатель­ности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финан­совой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтере­сованности в делах проверяемого экономического субъекта, превы­шающей отношения по договору на осуществление аудиторских ус­луг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Требования к аудиту в части обеспечения независимости и критерии того, что ауди­тор не является зависимым, регламентируются нормативными доку­ментами по аудиторской деятельности, а также этическими кодекса­ми аудиторов. Независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических обстоя­тельств.

Честность — принцип аудита, заключающийся в обязательной при­верженности аудитора профессиональному долгу, а также следовании общим нормам морали.

Объективность — принцип аудита, заключающийся в обязательно­сти применения аудитором непредвзятого, беспристрастного и само­стоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием, подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию суждений, выводов и заключений.

Профессиональная компетентность — принцип аудита, заключаю­щийся в том, что аудитор должен владеть необходимым объемом зна­ний и навыков, позволяющим ему обеспечивать квалифицированное, качественное, отвечающее современным требованиям оказание про­фессиональных услуг. Аудиторской организации для обеспечения ква­лифицированного проведения аудита надлежит привлекать подготов­ленных, профессионально компетентных специалистов и осуществлять контроль за качеством их работы.

Аудиторская организация не должна оказывать услуги, выходящие за рамки профессиональной компетентности и пределы ее полномо­чий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление ауди­торской деятельности.

Добросовестность — принцип аудита, заключающийся в обязатель­ности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тща­тельностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим исполь­зованием своих способностей. Принцип добросовестности подразуме­вает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

Конфиденциальность — принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечивать со­хранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе ауди­та, и не вправе передавать эти документы или их копии (как полнос­тью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то, что разглашение или распространение информации об экономическом субъекте не наносит ему по представлениям аудитора материального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиден­циальности обязательно вне зависимости от продолжения или прекра­щения отношений с клиентом и без ограничения по времени.

Профессиональное поведение — принцип аудита, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов и в том, что ауди­тор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершении поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторс­кой профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу.

Если аудиторская организация (аудитор как физическое лицо) яв­ляется членом профессионального объединения, ей (ему) следует со­блюдать, наряду с вышеуказанными этическими принципами, также и правила этики, предусмотренные документами, принятыми на доб­ровольной основе профессиональным объединением, в котором со­стоит данная аудиторская организация (аудитор).

Аудиторская организация обязана осуществлять профессиональную деятельность, связанную с проведением аудита, предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключе­ния, в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятель­ности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Независимость аудиторов

Согласно определению проверка достоверности отчетности проводится независимым аудитором.

Независимость аудитора определяется:

  1. свободным выбором аудитора (аудиторской фирмы) хозяйствую­щим субъектом;
  2. договорными отношениями между аудитором (аудиторской фир­мой) и клиентом, что позволяет аудитору свободно выбирать своего клиента и быть независимым от указаний каких-либо государ­ственных органов;
  3. возможностью отказать клиенту в выдаче аудиторского заключе­ния до устранения отмеченных недостатков;
  4. невозможностью аудиторской проверки при родственных или де­ловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности;
  5. запрещение аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяй­ственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не свя­занной с выполнением аудиторских, консультационных и других услуг, разрешенных законодательством.

Аудиторы должны быть независимы от аудитируемой организации, от любой третьей стороны, от собственников и руководителей ауди­торской организации.

Среди этических требований, предъявляемых к профессии аудито­ра, независимость является основополагающей.

Вопрос о независимости аудиторов включается не только в закон об аудите и другие нормативные акты, но и в этический кодекс ауди­тора. Так, в кодексе профессиональной этики аудиторов РФ перечис­ляются основные обстоятельства, наносящие ущерб независимости ауди­тора либо позволяющие сомневаться в его фактической независимости:

  1. предстоящие (возможные) или ведущиеся судебные (арбитраж­ные) дела с организацией клиента;
  2. финансовое участие аудитора в делах организации клиента в любой форме;
  3. финансовая и имущественная зависимости аудитора от клиента (совместное участие в инвестициях, в другие организации, кредитова­ние, кроме банковского, и др.);
  4. косвенное финансовое участие (финансовая зависимость) в орга­низации клиента через родственников, служащих фирмы, через ос­новные и дочерние организации и т.п.;
  5. родственные и личные дружеские отношения с директорами и высшим управляющим персоналом организации клиента;
  6. чрезмерная гостеприимность клиента, а также получение от него товаров и услуг по ценам, существенно сниженным относительно ре­альных рыночных цен;
  7. участие аудитора (руководителей аудиторской фирмы) в любых органах управления организации клиента, его основных и дочерних организаций;
  8. неосторожные рекомендации и советы аудиторов (руководите­лей аудиторских фирм) о финансовых вложениях в организации, в которых они сами имеют какие-либо финансовые интересы;
  9. прежняя работа аудитора в организации клиента либо в его уп­равляющей организации на любых должностях;
  10. если рассматривается вопрос о назначении аудитора на руково­дящую и иную должность в организации клиента.

По вышеперечисленным обстоятельствам независимость считается нарушенной, если они возникли, продолжали существовать или были Прекращены в периоде, за который должны быть выполнены профес­сиональные аудиторские услуги.

Независимость аудиторской фирмы вызывает сомнения в случае:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.058 с.)