ТОП 10:

Образы церковников выписаны Пулманом одной черной краской



Герои романа узнают от ведьм пророчество о Лайре: она должна стать новой Евой, вновь, как и праматерь человечества, пережить искушение, поддавшись которому может спасти весь мир. Церковь также узнает об этом и пытается убить девочку до того, как та впадет в грех. Образы церковников выписаны Пулманом одной черной краской: фанатичные и циничные одновременно, садистски жестокие, но при этом тупые, неповоротливые и неумелые. Непонятно, как таким неудачникам удавалось так долго править миром. Единственный более-менее человечный церковник – это «московитский» поп отец Семён, встреченный Уиллом на крайнем севере. Конечно, он – грязный, бесцеремонный и полуграмотный (правда, при этом каким-то образом отлично говорит по-английски), к тому же беспробудный пьяница. Но, по крайней мере, добродушный, по-своему гостеприимный и не злонамеренный.

Разумеется, верховным церковникам, задействовавшим как термоядерное, но при этом наводящееся при помощи симпатической магии оружие, так и киллера-одиночку с винтовкой, не удается убить Лайру. Но пока все это происходит, чтобы выиграть время для находящейся в смертельно опасной ситуации героини, ее неубедительно (с точки зрения правды характеров) раскаявшиеся и воссоединившиеся родители создают диверсионный план. Великая манипуляторша и неистребимая сногсшибательная красавица миссис Коултер покоряет сердце регента Метатрона, который, при всем своем заявленном властолюбии и мудрости, оказывается сластолюбивым и наивным похотливцем, потерявшим разум от обычного женского кокетства. Он спускается в бездну, где лорд Азриель и его бывшая жена жертвенно прыгают на него и в яростной борьбе гибнут вместе с ним в бездонной пропасти.

Тем временем Лайра с Уиллом выбираются из гущи боя и попадают в почти идеальный буколистический мир, где в гармонии с природой живут разумные ромбовидные четвероногие существа с хоботом, катающиеся на колесах. Они освоили такой способ передвижения на заре веков по совету мудрого змея, данному их прародительнице: дескать, наденете колеса на ноги – и станете, как боги. Аборигены рассматривают этот разговор со змеем как величайшее благословение жизни всего народа, даровавшее ему способ передвижения, а с ним свободу и творчество. Их повседневная жизнь напоминает идеализированные описания быта американских индейцев – мудрых и наивных одновременно, идеально поддерживающих экологический баланс, но невинно страдающих от последствий деятельности белых колонизаторов.

В этом мире уставших и израненных детей поджидает ранее попавшая туда и уже освоившаяся на месте доктор Мэлоун. Четвероногие колесные сообщают ей, что во вселенной происходит катастрофа: по неясным причинам, скорее всего связанным с техногенным развитием человечества, из мира улетает разумная пыль, а вместе с ней – жизнь, радость и надежда на эволюционное развитие. Более того, в мире, где живут бедные невинные аборигены, от недостатка пыли стали вымирать гигантские деревья, производящие колеса, и симпатичные четвероногие разумные существа оказались перед риском лишиться средства передвижения, без которого они долго не протянут.

Доктор Мэлоун, бывшая монахиня, пробуждает у 12-летних подростков сексуальную страсть, и они, уединившись, совокупляются

Мэри Мэлоун, которой в новой драме искупления уготована роль змея (о чем ей заблаговременно сообщают ангелы из партии Ксафании), подробно рассказывает двум подросткам о том, как она, молодая монахиня, заглядевшись на научном конгрессе на коллегу-итальянца, впала в блудный грех, который привел ее к восстанию против Бога, после чего она утратила веру и выкинула свой крест в море. Фактически она излагает им историю религиозного обращения, но только с обратным знаком. Своим рассказом доктор Мэлоун растлевает детей, пробуждая у 12-летних подростков сексуальную страсть, и они, уединившись, в тот же вечер совокупляются. Так совершается новое грехопадение, мир обогащается, пыль остается в нем и начинает щедро опылять все существующее, а с ней появляется смысл жизни, рождается надежда и воцаряются свобода с творческим развитием и прогрессом. Армии погибшего лорда Азриэля побеждают полчища Царства Небесного. Бога больше нет, начинает строиться Небесная Республика, церковь унижена и ослаблена, во вселенной теоретически воцаряются мир и гармония. «Теоретически» – так как только что происшедшая великая драма остается незамеченной в мирах двух главных героев. Хотя внешне там все остается по-прежнему.

Однако юные любовники должны расстаться: жизнь вне своего мира истощает демонов, что чревато ранней смертью для их хозяев. Теперь перед преждевременно повзрослевшими подростками стоит великая задача: каждый из них в своей родной вселенной должен проповедовать новую веру: о том, что уготованное злым, но теперь уже несуществующим Богом жалкое посмертное существование можно преодолеть и раствориться в блаженном небытии, распавшись на атомы, которые станут частью окружающей природы. Для этого нужно так прожить жизнь, чтобы было о чем рассказать жадным до интересненького гарпиям. Такое впечатление, что англичанин Пулман каким-то образом ознакомился с навязшей в зубах у всех бывших советских школьников цитатой из коммуниста Николая Островского: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества».

Герои книги Пулмана ставят перед собой ровно такую задачу. Только освобождение человечества, которому они посвящают свою жизнь, не социальное, а метафизическое, но такое же революционное. Впрочем, хрен редьки не слаще, и небытие остается небытием, как его ни идеализируй.

Выводы

Кадр из фильма «Золотой компас». Позади героя православные царские врата







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.51.159 (0.007 с.)