Сущность, виды, функции и формы конкуренции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, виды, функции и формы конкуренции.



Конкуренция – состязание, борьба между продавцами, производителями товаров и услуг за наиболее выгодное положение на рынке. Она является одним из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.
Функции конкуренции:
1. Регулирующая – конкуренция определяет структуру и объемы производства продукции в обществе и обеспечивает тем самым максимальный уровень благосостояния.
2. Функция размещения ресурсов– в результате конкуренции экономические ресурсы концентрируются там, где они могут быть использованы с максимальной отдачей.
3. Инновационная – конкуренция заставляет производителей внедрять более эффективные технологии, осуществлять нововведения.
4. Распределительная – конкуренция распределяет созданную собственность.

Виды конкуренции:
1. Внутриотраслевая – соревнуются фирмы одной отрасли. 2. Межотраслевая – борьба за наиболее выгодные сферы приложения капитала3. Ценовая – осуществляется по средствам снижения цен.
4. Неценовая – конкуренция, при которой возрастает качество продукции и условий продаж при неизменных ценах. 5. Совершенная – в условиях совершенной конкуренции ни одна из фирм отрасли не в состоянии изменить рыночную ситуацию.
6. Несовершенная – в условиях несовершенной конкуренции одна фирма в состоянии повлиять на рыночную ситуацию: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Различают три формы конкуренции:

1) функциональную;

2) видовую (личностную);

3) предметную.

Функциональная конкуренция – возникает потому, что любую потребность можно удовлетворить различными способами. Видовая(личностная) конкуренция – т. е. имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству..

 

8. Совершенная конкуренция. Поведение фирмы в условиях совершенной конкурен­ции.

Совершенная конкуренция. Характеризуется:

· большим количеством продавцов и покупателей на рынке;

· однородная продукция – одинакова по свойствам и качеству;

· неспособность производителя повлиять на цену; устанавливается равновесная цена;

· полная свобода входа и выхода с рынка.

 

Последствия совершенной конкуренции:

· Способствует развитию научно-технического прогресса;

· Чуткая реакция на изменения спроса, удешевление продукции за счет снижения издержек;

· Нестабильность бизнеса, создание условий для безработицы, банкротства отдельных предпринимателей;

· Увеличение дифференциации доходов в обществе и несправедливое распределение;

· Перепроизводство товаров, недогрузка производственных мощностей.

Последствия совершенной конкуренции:

· Способствует развитию научно-технического прогресса;

· Чуткая реакция на изменения спроса, удешевление продукции за счет снижения издержек;

· Нестабильность бизнеса, создание условий для безработицы, банкротства отдельных предпринимателей;

· Увеличение дифференциации доходов в обществе и несправедливое распределение;

· Перепроизводство товаров, недогрузка производственных мощностей.

 

9.Несовершенная конкуренция. Поведение фирмы в условиях несовершенной конку­ренции.


На рынке чистой монополии господствует только один продавец.Задачей монополиста на рынке является сохранение монопольного положения, которое позволяет управлять ситуацией на рынке в соответствии с целями фирмы.Важнейшей характеристикой данного рынка является возможность монополиста устанавливать цену на свою продукцию. Выбирая выгодное для себя соотношение объема выпуска и цены в соответствии со спросом на свою продукцию, монополист обеспечивает реализацию своих экономических целей. На данном рынке формируются цены, позволяющие получать более высокую прибыль, чем на рынке совершенной конкуренции. Несмотря на привлекательность рынка для конкурента, проникнуть туда новой фирме невозможно из-за наличия барьеров. К барьерам относят юридические и экономические условия, не позволяющие проникновению конкурентов на данный рынок.

К юридическим барьерам относят юридически закрепленные права на производство продукта или ресурсы: патенты, лицензии. К экономическим барьерам относят высокие единовременные капиталовложения, длительность срока окупаемости, размер рынка и экономически целесообразный масштаб фирмы.

 

Олигополистическая конкуренция возникает между немногими крупными фирмами, товары которых могут быть как однородными (сталь), так и дифференцированными (электротехника,автомобили). На такой рынок новой фирме проникнуть крайне сложно.

Рынок монополистической конкуренции состоит из большого

количества фирм. Товары здесь не вполне взаимозаменяемы и отличаются друг от друга не только физическими характеристиками, качеством, оформлением, но и потребительским предпочтением. Рынку монополистической конкуренции присущи дифференциация товаров, выпускаемых фирмами-конкурентами как за счет различий в потребительских свойствах, так и вследствие оказания неодинаковых дополнительных услуг; легкость проникновения на_рынок. В обстановке монополистической конкуренции фирма формирует цену на производимую ею продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, устанавливаемые конкурентами, а также собственные издержки производства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.005 с.)