Управление предприятием: понятие, методы, модели функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление предприятием: понятие, методы, модели функции



Процесс управления имеет иерархическую структуру и включает несколько подуровней по направлениям деятельности (производство, сбыт, снабжение, финансы и др.), которые в свою очередь включают соответствующие подпроцессы.

Управление предприятием всегда должно иметь некоторую цель (согласитесь, в противном случае этот процесс становится просто бессмысленным). В качестве примеров целей управления можно привести снижение издержек производства, повышение прибыли и др. Цель процесса управления должна быть сформулирована явно и, по возможности, с применением количественных оценок.

Система управления существует на любом предприятии независимо от того, задумывались ли вы явно о ее структуре и задачах. В рамках системы управления можно выделить объект управления и управляющую часть. В качестве объекта управления здесь выступает производственный процесс, а в качестве управляющей части – управленческие службы предприятия. Система управления предприятием функционирует на основе установленных документально (положения о подразделениях, должностные инструкции и т.п.) или сложившихся практически правил. На каждом уровне иерархии системы управления в той или иной степени реализуется набор функций управления.

В процессе управления предприятиями, относящимися к выделенной в предыдущем разделе группе, необходимо эффективное решение комплекса задач, основные виды которых в общем случае могут быть определены следующим образом

1)управление финансами;

2)управление производством;

3)управление сбытом и снабжением;

4)управление внутренними службами;

5)управление кадрами.

три вида учета:

оперативный учет – обеспечивает сбор первичной информации и является основным поставщиком данных для остальных видов учета;

управленческий учет – направлен на получение информации для детального анализа деятельности предприятия, прогнозирования и принятия решений;

бухгалтерский учет – обеспечивает получение необходимой бухгалтерской отчетности;

Структурные методы имеют три основные особенности:

1)расчленение сложной системы на части, представляемые как «черные ящики», а каждый черный ящик реализует определенную функцию системы управления;

2)иерархическое упорядочение выделенных элементов системы с определением взаимосвязей между ними;

3)использование графического представления взаимосвязей элементов системы;

Классификация и характеристика организационных структур предприятий. Современная структура управления в энергетике

Организационная структура — совокуп­ность подразделений организации, взаимо­связанных в процессе разработки, реализа­ции и контроля выполнения планов организации. Эта структура включает в себя уровни и ступени управления, управ­ленческие связи между ними.

Простейшую структуру, в которой между подразделениями нет какой-либо спе­циализации и разделение осуществляется лишь по количественному признаку, при­нято называть линейной. Развитие рыноч­ных отношений, совершенствование зна­ний и технологий привели к усложнению большинства организаций и специализации управленческого труда. Первой структу­рой, отличающейся от простой линейной, стала функциональная, или линейно-фун­кциональная структура (еще ее называют традиционной). Она широко используется в компаниях среднего размера с подразделе­ниями, каждое из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязан­ности — функцию. Создание функциональ­ной структуры сводится к группированию сотрудников по тем широким задачам (функциям), которые они выполняют.

Дальнейшее развитие экономики и орга­низаций, особенно процесс слияний и погло­щений, который привел к появлению огромных фирм, ведущих свою деятель­ность в разных сферах бизнеса и на разных географических и продуктовых рынках, сделало практически невозможным эффек­тивное управление в рамках функциональ­ного разделения труда. Функциональные управленцы должны были хорошо пони­мать не только специфику своей функции, но и специфику каждого вида бизнеса, который ведет компания.

В качестве решения данной проблемы были разработаны дивизиональные орга­низационные структуры нескольких раз­новидностей.

В дивизионально-продуктовой струк­туре подразделения (дивизионы*) созда­ются по основному продукту (например, дивизион турбин, дивизион водогрейных котлов, дивизион авиационных двигате­лей).

В современной практике дивизионы часто назы­вают бизнес-единицами.

В дивизиональной структуре, ориенти­рованной на потребителя, подразделения группируются вокруг определенных групп потребителей (например, сбыт электро­энергии на оптовом рынке, сбыт электро­энергии розничным потребителям). Цель такой структуры — обслуживать группы разных потребителей так же хорошо, как и в организации, которая обслуживает всего одну группу потребителей.

Одной из наиболее распространенных дивизиональных структур является регио­нальная, т.е. по месту расположения подраз­делений фирмы (под регионом может пони­маться не только регион страны, но и регион мира или отдельная страна). Региональная структура облегчает решение проблем, свя­занных с региональной спецификой: мест­ным законодательством, обычаями и нуж­дами потребителей. Такой подход упрощает связь организации с местными клиентами или поставщиками ресурсов.

Информационные технологии управления

ИТ все шире используются для повышения эффективности бизнеса путем внедрения решений по автоматизации ключевых биз­нес-процессов. Сейчас уже невозможно представить современное предприятие без использования информационно-телекомму­никационных систем. Роль ИТ на предпри­ятиях в настоящий момент можно опреде­лить как критически важную или очень важную, а влияние ИТ на основную деятельность обусловливает высокие тре­бования со стороны бизнеса к надежности и качеству работы ИТ-служб. В текущих условиях происходят следующие важные изменения, влияющие на роль ИТ:

• реструктуризация холдинга привела к появлению новых компаний целевой структуры, которые будут конкурировать между собой на свободном рынке электро­энергии. В этих условиях роль ИТ как важ­нейшего элемента системы управления компанией неизбежно возрастает, и их начинают рассматривать как фактор конку­рентного преимущества;

• формирование конкурентного рынка электроэнергии выдвигает новые, более динамичные требования к условиям информационного обмена. Соответствие требованиям рынка (например, требова­ниям, выдвигаемым НП «АТС») приводит к реализации масштабных ИТ-проектов на предприятиях энергетики, таких как внед­рение систем коммерческого учета электро­энергии, биллинга и т.п.

Для повышения качества управленче­ских процессов и достижения конкурентных преимуществ необходимо полноценное обеспечение информацией как отдельных подразделений, так и руководства компа­ний. В текущей ситуации и в будущем основной задачей информационных техно­логий будет поддержание горизонтальных и вертикальных информационных потоков на уровне, необходимом бизнес-пользова­телям.

Автоматизация отдельных бизнес-про­цессов — важнейшая задача ИТ. Быстрое развитие сетей электросвязи с интернацио­нальной структурой приводит к отказу от классических локальных рабочих инфор­мационных пространств предприятий. Эти тенденции ведут к развитию единого информационного пространства для всех субъектов рынка.

Деятельность в области ИТ можно раз­делить на два основных направления: локальные ИТ-сервисы в рамках хозяйству­ющего субъекта и интеграционные инфор­мационные сервисы. Основой для решения описанных выше задач будет формирова­ние единых стандартов деятельности для всего информационного пространства энергетики России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.005 с.)