Конкуренция, ее функции и виды. Совершенная и несовершенная конкуренция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкуренция, ее функции и виды. Совершенная и несовершенная конкуренция



 

Конкуренция — это борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыт товаров и услуг, между потребителями за товары производителей, а также производителями и потребителями за источники доходов.

Конкуренция выступает в нескольких видах. С позиций функционального проявления конкуренция бывает отраслевой (между производителями одной отрасли) и межотраслевой (между производителями разных отраслей, которые соперничают за деньги потребителей). Если продавцы влияют на спрос посредством изменения в цене, то конкуренция выступает как ценовая. Она сводится к экономическому подавлению соперника (к его разорению) через сбивание цен. При неценовой конкуренции продавцы делают упор на отличительные особенности своего товара, его качество, продвижение, упаковку, поставку, сервис.

вид конкуренции называют чистой (свободной), или совершенной конкуренцией.

Свободная конкуренция означает ничем не ограниченную “войну всех против нсех”.

функции конкуренции:

1. Конкуренция способствует установлению равновесной цены. Так, если рыночная цена устанавливается выше равновесной, — предложение товаров превышает их спрос — образуется избыток товаров. В результате обостряется противоборство среди продавцов, которые стремятся продать свои товары подороже. В этой борьбе побеждает тот продавец, который продает свои товары дешевле других, т.е. он стимулирует спрос, сбивая цену на товар. Если же цена опускается ниже равновесной точки, — спрос превышает предложение—возникает дефицит товаров.

2. Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации продукции. Благодаря конкуренции в любой отрасли производства в каждый данный момент устанавливается общая (равная) цена на однородную продукцию, которая обладает одинаковым качеством.

3. Конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Больший доход может получить лишь тот производитель, который затрачивает меньше ресурсов на единицу продукции, у кого выше качество.

4. Конкуренция усиливает социально-экономическое расслоение агентов рынка. В конкуренции участвуют товаропроизводители, имеющие неодинаковую экономическую силу. Соперничество продавцов и покупателей существенно меняет всю структуру рыночного хозяйства.

Совершенная конкуренция (Свободная конкуренция) означает ничем не ограниченную “войну всех против нсех”. Соперничество на рынке развора чивается по трем “фронтам” — среди продавцов товаров, среди покупателей и между продавцами и покупателями.

Несовершенная конкуренция, в отличие от свободной, совершенной, ограничена влиянием монополий и государства.

Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции: 1) чистая монополия; 2) монополистическая конкуренция; 3) олигополия.

 

Монополия, ее сущность, формы и рыночная власть. Монополистическая конкуренция и олигополия. Антимонопольное регулирование.

 

Монополия — исключительное право определенной деятельности (производства, торговли), принадлежащее одному лицу или государству.

Сущность монополии характеризуется следующими моментами:

1) монополия возникает из господства в производстве;

2) господствуя в производстве, монополия господствует на Рынке;

3) благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль.

В зависимости от характера и причин возникновения можно выделить:

естественные монополии

легальные монополии

искусственные монополии.

Монополии можно классифицировать по разным видам. По месту в торговых сделках различают объединения, единолично продающие определенные товары множеству продавцов (монополия), и объединения, единолично скупающие какие-то продукты у всех продавцов (монопсония).

По масштабам охвата рынка монополия может установиться в отраслевом масштабе (чистая монополия или монопсония) или охватить масштаб национального хозяйства (абсолютная монополия).

Mонополистическая конкуренция полагает, что каждая фирма продает свой особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью. В условиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а дифференцированную продукцию и тем самым становится своеобразным “монополистом” своей марки товара.

Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин “олигополия” применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.

На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти), и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Фирмы производят однородные (руда, сталь, нефть, цемент) или дифференцированные продукты (автомобили). Контроль над ценой ограничен.

Характерной особенностью олигополистического рынка является зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них — необходимость значительных капиталовложений для создания крупных предприятий.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ( монополия -от греч. monos - один и poleo -продано) - система нормативно-правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополий, связанных с властью, позволяющих им подавлять свободную конкуренцию и контролировать цены.

 

Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата, ее сущность, функции и организация.

 

Pынок труда — это особая форма отношений между людьми, осуществляемая посредством купли-прода- жи услуги труда и обеспечивающая занятость населения.

Спрос на труд — это потребность работодателя в заполнении вакантных рабочих мест фирмы.

Предложение труда — это имеющиеся у наемного работника возможность и желание предоставить свою услугу труда за определенную плату работодателю. Различают индивидуальное и рыночное предложение труда.

1.Индивидуальное предложение труда у каждого продавца имеет свои особенности, которые связаны со многими характеристиками как самого работника (интересы, склонности, потребности, здоровье т.д.), так и его семьи, места жительства и т.д.

2. Рыночное предложение труда — это суммарное предложение всех продавцов труда данной профессии.

заработная плата есть форма цены труда как денежное выражение стоимости и потребительной стоимости услуги труда наемного работника.

Сущность заработной платы обусловлена и теми отношениями, которые она выражает.

Сущность заработной платы раскрывается в ее функциях, показывающих, какую роль она играет в воспроизводственном процессе.x Целесообразно выделить две группы функций заработной платы, соответствующих интересам двух основных субъектов предпринимательской деятельности: предпринимателя и наемного работника.

 

Функции заработной платы, отражающие интересы предпринимателя:

1) распределительная

2)учетная

3)как факторный показатель эффективности использования трудового ресурса

Функции з аработной платы, отражающие интересы наемных работников:

1)воспроизводственная

2)стимулирующая

3)статусная

Организация заработной платы как выражение функционирующих организационно-экономических отношений включает следующие структурные направления: формирование элементов организации заработной платы, применение различных форм и систем оплаты труда, дифференциация заработной платы.

Элементы организации заработной платы. Для правильной организации оплаты труда важное значение имеют тарифная система и нормы труда.

Тарифная система, обеспечивающая регулирование заработной платы по качеству труда, как правило, состоит из трех основных элементов: 1)тарифной сетки

2)тарифных ставок

3)тарифно-квалификационного справочника.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.007 с.)