Сущность. Формы и методы гос. Регулирования.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность. Формы и методы гос. Регулирования.



Сущность. Формы и методы гос. Регулирования.

Государственное регулирование экономики - целенаправленный и активное воздействие государственных и надгосударственных органов управления на функционирование и развитие целостной экономической системы путем использования е экономических законов и решения экономических противоречий с помощью определенной совокупности форм и методы.

Сущность государственного регулирования экономики комплексно раскрывают его основные функции, которые являются, с одной стороны, логическим продолжением функций государства, их конкретизацией, а с другой - обусловлены несостоятельностью рыночного механизма саморегулирования и монополистической планомерности обеспечить стабильное развитие экономической системы.

Формы гос регулирования

1)Государственное прогнозирование и программирование экономики — разработка и принятие разнообразных прогнозов и программ (планов). Их назначение — дать участникам экономики информацию об ожидаемых изменениях в различных сферах общественного производства, реальном состоянии и тенденциях научно-технического, экономического и социального развития страны.

2) Бюджетное регулирование

3) Государственное потребление и государственный заказ. С целью сглаживания экономического цикла государство может увеличивать объем заказа в период кризиса и депрессии и сокращать его в периоды подъема во избежание перегрева экономики.

4) Денежно-кредитное регулирование имеет основными целями: защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности;

5) Приватизация и национализация собственности — формы государственного регулирования, применяемые для решения комплекса социально-экономических задач.

По характеру действия выделяют методы административные и экономические. Административные основываются на силе власти и предусматривают:

— законодательные ограничения

— порядок организации, ведения и ликвидации бизнеса

Такие методы являются формализованными, преимущественно предписывающими (что и как надо сделать в обязательном порядке), влияют на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий.

Экономические методы призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное налогообложение и др.

По способу применения различают методы прямого и косвенного воздействия.

 

 

Билет №15

Концепции гос регулирования

ГРЭ — представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями. К общественным организациям, которые также участвуют в регулировании экономики, можно отнести профсоюзы, союзы предпринимателей и фермеров, советы по экологии и пр.

Взгляды на необходимость государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности развивались тогда экономической школой — меркантилизмом. Меркантилизм как экономическая школа развивался в Англии, Италии и Франции. Наиболее выдающийся представитель этой школы — А. Монкретьен (фр.). Впервые ввел термин "политическая экономия". Основной труд так и назывался "Трактат политической экономии" (1615 г.).

Меркантилисты считали основным источником богатства деньги, точнее говоря — торговлю, а поэтому накопление денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти, поддержки ремесленников и протекционизма торговли на внешнем рынке.

В середине ХVШ в. как реакция на меркантилизм во Франции возникло новое направление экономической мысли — физиократизм (rp.philsis — природа + kratos — власть, сила, господство). Основатель Фр. Кенэ —

Физиократы считали, что внимание правительства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на земледелие, где, по их мнению, создается богатство общества.

В практических выводах физиократы добивались осуществления государством экономической политики, направленной на развитие крупного земледелия.

классической школы. Яркие представители этого направления экономической мысли: В.Петти, А.Смит, Д.Рикардо.

Впервые наиболее полно основные идеи классической школы обосновал А.Смит в своем "Исследовании о природе и причинах богатства народов"— (1776 г.). Согласно его трактовке рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит "невидимая рука" — личный интерес, основанный на частной собственности и связанный со стремлением к получению прибыли. Личный интерес выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из центральных идей учения А.Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. Классическое направление господствовало довольно длительное время, пока кризисные явления 1929—1933 гг. не поставили под сомнение многие его положения.

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж.Кейнса. Идеи, совершившие переворот в классических воззрениях на рыночную экономику, изложены были в кн. "Общая теория занятости, процента и денег" — (1936 г.). Это означает появление нового направления во взглядах на ГРЭ — кейнсианства. В отличие от классической теории, Кейнс полагал, что государство может регулировать развитие экономики, воздействуя на совокупный спрос

Билет №16

Сущность, виды и инструменты фискальной полит.

Фискальная полит представляет собой комплекс мер правительства по изменению гос расходов, налогообложения и составляющие гос бюджета, которые направлены на обеспечение полной занятости и производства нетрадиционного ВВП.

Инструментами фискальной полит являются гос расходы и налоги. Воздействие налогов и гос расходов на величину и динамику ВВП противоположно увеличению расходов и ведет к росту ВВП , а увеличение налогов ведет к росту совокупного спроса и снижению ВВП.

Если правительство использует меры фискальной полит для того, чтобы приблизить объем выпуска к потенциальному ( в условиях полной занятости ресурсов), то такая полит наз-ся стабилизационная.

Фискальная полит в зависимости от механизма регулирования делится на дискреционную и недискреционную.

Дискреционная фискальная политика — это сознательное манипулирование налогами и государственными расходами, осуществляемое Конгрессом для изменения реального ВВП и уровня занятости, контроля за инфляцией и стимулирования экономического роста. Термин «дискреционный» означает, что налоги и государственные расходы изменяются по усмотрению федерального правительства. Следовательно, это происходит не автоматически, а только с согласия Конгресса.

Недискреционная Использование встроенного стабилизатора объясняется тем, что в реальности налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога (чистый налог равен общей величине налоговых поступлений за вычетом трансфертных платежей и субсидий), который изменяется прямо пропорционально величине ВВП.

Сдерживающая фискальная политика, которая проявляется в смещении кривой совокупного спроса влево, направлена на борьбу с инфляцией спроса. Она предполагает сокращение государственных расходов, повышение налогов или сочетание обеих мер.

 

 

Билет №17

Сущность. Формы и методы гос. Регулирования.

Государственное регулирование экономики - целенаправленный и активное воздействие государственных и надгосударственных органов управления на функционирование и развитие целостной экономической системы путем использования е экономических законов и решения экономических противоречий с помощью определенной совокупности форм и методы.

Сущность государственного регулирования экономики комплексно раскрывают его основные функции, которые являются, с одной стороны, логическим продолжением функций государства, их конкретизацией, а с другой - обусловлены несостоятельностью рыночного механизма саморегулирования и монополистической планомерности обеспечить стабильное развитие экономической системы.

Формы гос регулирования

1)Государственное прогнозирование и программирование экономики — разработка и принятие разнообразных прогнозов и программ (планов). Их назначение — дать участникам экономики информацию об ожидаемых изменениях в различных сферах общественного производства, реальном состоянии и тенденциях научно-технического, экономического и социального развития страны.

2) Бюджетное регулирование

3) Государственное потребление и государственный заказ. С целью сглаживания экономического цикла государство может увеличивать объем заказа в период кризиса и депрессии и сокращать его в периоды подъема во избежание перегрева экономики.

4) Денежно-кредитное регулирование имеет основными целями: защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности;

5) Приватизация и национализация собственности — формы государственного регулирования, применяемые для решения комплекса социально-экономических задач.

По характеру действия выделяют методы административные и экономические. Административные основываются на силе власти и предусматривают:

— законодательные ограничения

— порядок организации, ведения и ликвидации бизнеса

Такие методы являются формализованными, преимущественно предписывающими (что и как надо сделать в обязательном порядке), влияют на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий.

Экономические методы призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное налогообложение и др.

По способу применения различают методы прямого и косвенного воздействия.

 

 

Билет №15

Концепции гос регулирования

ГРЭ — представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями. К общественным организациям, которые также участвуют в регулировании экономики, можно отнести профсоюзы, союзы предпринимателей и фермеров, советы по экологии и пр.

Взгляды на необходимость государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности развивались тогда экономической школой — меркантилизмом. Меркантилизм как экономическая школа развивался в Англии, Италии и Франции. Наиболее выдающийся представитель этой школы — А. Монкретьен (фр.). Впервые ввел термин "политическая экономия". Основной труд так и назывался "Трактат политической экономии" (1615 г.).

Меркантилисты считали основным источником богатства деньги, точнее говоря — торговлю, а поэтому накопление денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти, поддержки ремесленников и протекционизма торговли на внешнем рынке.

В середине ХVШ в. как реакция на меркантилизм во Франции возникло новое направление экономической мысли — физиократизм (rp.philsis — природа + kratos — власть, сила, господство). Основатель Фр. Кенэ —

Физиократы считали, что внимание правительства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на земледелие, где, по их мнению, создается богатство общества.

В практических выводах физиократы добивались осуществления государством экономической политики, направленной на развитие крупного земледелия.

классической школы. Яркие представители этого направления экономической мысли: В.Петти, А.Смит, Д.Рикардо.

Впервые наиболее полно основные идеи классической школы обосновал А.Смит в своем "Исследовании о природе и причинах богатства народов"— (1776 г.). Согласно его трактовке рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит "невидимая рука" — личный интерес, основанный на частной собственности и связанный со стремлением к получению прибыли. Личный интерес выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из центральных идей учения А.Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. Классическое направление господствовало довольно длительное время, пока кризисные явления 1929—1933 гг. не поставили под сомнение многие его положения.

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж.Кейнса. Идеи, совершившие переворот в классических воззрениях на рыночную экономику, изложены были в кн. "Общая теория занятости, процента и денег" — (1936 г.). Это означает появление нового направления во взглядах на ГРЭ — кейнсианства. В отличие от классической теории, Кейнс полагал, что государство может регулировать развитие экономики, воздействуя на совокупный спрос

Билет №16



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.50.33 (0.01 с.)