ТОП 10:

Идеи трудового воспитания в педагогических теориях Локка, Руссо, Песталоцци, Оуэна и Кершенштейнера.



а) Локк рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремёсел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю. Труд предотвращает возможность вредной праздности.

б) По мнению Руссо физический труд – это неизбежная обязанность общественного человека. Свободный человек должен владеть разными видами ремёсел, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свою свободу. Труд – общественная обязанность свободного человека, это и воспитательное средство.

в) Попытка соединения обучения с про­изводительным трудом была одним из важных положений в педагогической практике и теории Песталоцци. Во время работы, а также в свободные от нее часы учитель ведет занятия с детьми, обучает их грамоте, счету, дру­гим жизненно необходимым знаниям. Песталоцци подчеркивал значение трудового воспитания для формирования человека. Песталоцци придавал труду детей широкое воспитательное значение. Он указывал, что «труд учит презирать слова, оторванные от дела», помогает вырабаты­вать такие качества, как точность, правдивость, способствует соз­данию правильных взаимоотношений между детьми и взрослыми и самими детьми. Правильно организованная физическая работа детей содействует развитию их ума и нравственных сил. Песталоцци стремился под­готовить детей трудящихся к предстоящей им работе «в индуст­рии», на промышленных предприятиях.

г) Большое значение Оуэн придавал трудовому воспитанию де­тей. С детства они видели труд взрослых, а в школе сами приобре­тали некоторые трудовые навыки. Мальчики овладевали простей­шими приемами ремесленного труда, занимались садоводством, а девочки обучались кройке и шитью, учились приготовлять пищу. С десятилетнего возраста дети посещали вечернюю школу, а днем работали на фабрике. Оуэн осуществлял соединение обучения с производительным фабричным трудом детей.

д) Г. Кершенштейнер. Трудовая школа- это образовательное учреждение, которое готовит детей из народа к будущей трудовой деятельности.

Цель: выработка элементарных трудовых навыков, но не соощающих систематических знаний.

Считал, что 90% детей обладают образным мышлением, а не абстрактным и поэтому им необходим ручной труд. Считал его самостоятельным учебным предметом.

 

 

1 Воспитание в первобытном обществе.На первой ступени развития первобытного общества — в дородовом обществе — люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой.. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия..
Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие уже физических сил для полноценного участия в общей жизни
Родившийся человек сначала попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом.

Войдя в соответствующий биологический возраст и получив некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую возрастную группу. В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Все в этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчинять себя интересам рода, требованиям старших.
В результате дальнейшего развития родовая община стала «самоуправляющейся, вооруженной организацией» (Ф. Энгельс). Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки, усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально выделенные старейшины рода. Стало уделяться больше внимания усвоению начатков знаний, а с появлением письменности и письму.

 

 

19.Принцип природосообразности воспитания, его трактовка в педагогических теориях Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, ИГ. Песталоцци, А. Дистервега.

а) Через все педагогические сочинения Коменского проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сооб­разоваться с природой. Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам. Он указывает, что «точный порядок школы надо заимствовать от природы». Он пытается ус­тановить закономерности воспитания путем аналогий с законами природы. Коменский вводит ссылки на природу и пытается сформулиро­вать общие закономерности природы и вос­питания. Наряду с пониманием принципа природосообразности воспита­ния как следования всеобщим законам природы у Коменского встречаются ссылки на природу (врожденные черты) человека и на природные возрастные особенности детей.

б) Дети должны воспитываться, по Руссо, естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учиты­вать его возрастные особенности. Он считал, что воспитание получают из трех источников: от при­роды, от окружающих людей и от вещей. Воспитание природой, по его мнению, осуществляется путем «внутреннего» развития челове­ческих способностей, развития органов чувств. Правильным вос­питание будет тогда, когда все три фактора (воспитание приро­дой, людьми, вещами или внешними обстоятельствами) действуют согласованно, в одном направлении.

в) Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в со­гласии с его природой. Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци,— это согласие с природой. Оказать детям помощь в развитии всех человеческих сил и должно правильно поставленное воспитание.

г) Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал вслед за Песталоцци природосообразность. Природосообразность воспита­ния в его трактовке — это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особен­ностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать свое­образие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психо­логии «основу науки о воспитании».

 

20.Теория развивающего обучения в трудах ИГ. Песталоцци, А. Дистервега.

а) Песталоцци строил весь процесс обучения путем постепенного и последовательного перехода от части к целому. Такой путь обучения он пытался сделать универсальным, что является неправильным. Обучение должно идти, по его мнению, в строгой последова­тельности. Ребенку следует давать лишь то, к чему он вполне подготовлен, но не следует преподносить ему то, с чем он не может справиться. Необходимо наряду с умением мыслить развивать у детей и практические навыки. Разум, указывал он, всего лучше развива­ется посредством занятий, связанных с трудом и практикой. Он считал, что школа, развивая способности детей, наполняя их ум знаниями, должна обязательно прививать им умение и навыки. Умение действовать развивается специальными систематичес­кими упражнениями, расположенными в порядке нарастающей трудности — «от навыка в крайне простых делах к навыку в край­не сложных».

б) Как и Песталоцци, Дис­тервег полагал, что главной задачей обучения является развитие умственных сил и способностей детей. Но он сделал значительный шаг вперед по сравнению с Песталоцци, указав, что формальное образование неразрывно связано с материальным. Обучение должно спо­собствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Дистервег создал дидактику развивающего обучения, ее основ­ные требования он изложил в виде 33 законов и правил обучения. Он прежде всего настаивал на том, чтобы обучать природосообразно, в соответствии с особенностями детского восприятия. От примеров надо идти к правилам, от предметов и конкретных пред­ставлений о них — к обозначающим их словам. Придавая такое большое значение ознакомлению детей с предметами, непосредст­венно доступными их органам чувств, Дистервег в то же время подчеркивает необходимость продумывания и осознания ребенком всего чувственно воспринимаемого им материала. Большое значение Дистервег придает сознательному усвоению изучаемого материала. Много внимания Дистервег уделяет закреплению материала. Успешное обучение, по справедливому утверждению Дистер­вега, всегда носит воспитывающий характер. Эффективность метода обучения определяется, по Дистервегу, тем, насколько он содействует возбуждению умст­венных сил учащихся.

21.Принцип наглядности обучения в дидактических взглядах Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, ИГ. Песталоцци, А. Дистервега.

а) Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Всё, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путём осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними.

б) Дидактика Руссо основана на развитии у ребёнка самодеятельности, умения наблюдать, сообразительности. Всё должно быть предоставлено восприятию ребёнка с максимальной наглядностью. По его мнению, наглядность – сама природа, сами жизненные факты. Руссо выступает за реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы. Вместе с тем он ярко показал большое значение воспитания наблюдательности, пытливости и активности ребёнка, важность для обучения его непосредственного общения с природой и жизнью.

в) Взгляды Песталоцци на умственное образование определяются концепцией, в основе которой лежит утверждение, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем соз­нанием при помощи априорных идей. Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основывать­ся на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщени­ям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слу­ховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить.

г) Придавая такое большое значение ознакомлению детей с предметами, непосредст­венно доступными их органам чувств, Дистервег в то же время подчеркивает необходимость продумывания и осознания ребенком всего чувственно воспринимаемого им материала. Наглядное обу­чение у него связано с правилами «от близкого к далекому», «от простого к сложному», «от более легкого к более трудному», «от известного к неизвестному».

23.Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (конец ХУI в.). Воспитание и обучение у древних славян..
Воспитание детей восточных славян при первобытнообщинном строе осуществлялось путем непосредственного участия детей во всей повседневной жизни общины, в трудовой деятельности соответственно с возрастом, в сопровождающих ее обрядах, празднествах, культовых актах и т. п. Дети воспитывались всей родовой общиной: в раннем возрасте до 7—8 лет — женщинами, а затем мальчики и юноши — мужчинами, а девочки и девушки — женщинами.Имелись дома молодежи, в деятельности которых важное место занимала подготовка к «посвящениям» (инициациям) в следующую возрастную группу.
С появлением парной семьи произошла замена общественного воспитания детей семейным воспитанием. Семья во главе с отцом стала массовым органом воспитания и обучения детей. В связи с классовым расслоением общества появляется неравное воспитание для детей разных социальных слоев.

Просвещение, школа и педагогическая мысль в Русском государстве в XV—XVI веках.. В это время происходит развитие товарно-денежных отношений, ремесла и промыслов, рост городов, культуры и просвещения. Во главе северо-восточных земель становится Московское княжество, которое объединяет народ на борьбу с монголо-татарским игом. Эта борьба закончилась полной победой русского войска над ханами в 1380 году.
Деятельность некоторых учителей из простого народа отличалась по своему содержанию от просвещения, насаждаемого церковью, большим свободомыслием, гуманизмом и рационализмом, характерными для еретических движений.
Так, в конце XV века член московского еретического кружка Федор Курицын создал гуманистическое произведение «Написание о грамоте», Автор призывал к «самовластию души» и свободе разума и утверждал, что путь к этому — сознательное, а не догматическое изучение знаний. Процесс овладения грамотой и знаниями представляет собой не механическое усвоение содержания книг, а свободную деятельность: «Грамота есть самовластие». Она результат деятельности свобод ной души, свободной воли, свободного разума.

24.0бразование и педагогическая мысль в Русском государстве ХУН веке.

Появляется много литературных произведений, в том числе ряд светских и сатирических повестей, биографий различных дея­телей, а также много рукописных азбуковников и печатных бук­варей; развивается книгопечатание. Происходит постепенный переход от славянского обозначения чисел к так называемой арабской цифровой системе, что имело большое значение для развития математических знаний и обучения математике. XVII век, особенно вторая его половина, был в истории Рос­сии периодом, подготовившим просветительные реформы начала XVIII века. Число начальных школ при церквах и в монастырях, где обу­чали чтению и письму, возросло. Обучение чтению велось во вто­рой половине XVII века по печатным букварям. Кроме элементарных школ грамоты, в некоторых крупных го­родах и монастырях, по-видимому, открывали и школы повышен­ного типа, которые называли грамматическими. Но и домашнее обучение при помощи более квалифицированных «мастеров грамо­ты» тоже усложнилось. Во второй половине XVII века в Москве возникает одна за другой несколько греко-латинских школ. Большая часть школ открывалась не по инициативе церкви, а просвещенными людьми или правительством, иногда и при сопротивлении церкви. Славяно-греко-латинская академия. Инициатором создания такой академии был прибывший в Москву из Белоруссии известный писатель и педа­гог Симеон Полоцкий. Академия имела целью подготовку обра­зованных людей, необходимых государству и церкви.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.007 с.)