Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Киевская Русь в IX – первой четверти XII вв.

Поиск

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ

Восточные славяне в древности. Образование государства Киевская Русь.

Происхождение восточных славян

 

Предки славян – праславяне - принадлежали к индоевропейской семье народов, населявших обширные территории Европейского материка, протянувшиеся от Европы до Индии, в IV-III тысячелетиях до нашей эры.

Во второй половине I тысячелетия до нашей эры древние славяне заселили земли от Эльбы и Одера на Западе до Верхнего Приднепровья и Среднего Поднепровья на Востоке. В период совместного проживания славянские племена говорили на одном праславянском языке. Однако по мере расселения они стали всё больше отдаляться друг от друга, что особенно проявлялось в языке и культуре.

Несколько позже славянская семья разделилась на три ветви, послужившие основой для трёх современных наций – западных славян (поляки, чехи, словаки), южных славян (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы), восточных славян (русские, белорусы, украинцы).

Расселение восточных славян в древности

 

В VI-IX веках восточные славяне заселили территорию, протянувшуюся с востока на запад от верховьев Дона и Средней Оки до Карпат и с юга на север от Среднего Поднепровья до Невы и Ладожского озера. Основным занятием восточнославянских племён было земледелие.

В процессе расселения славянских племён по Восточно-Европейской равнине у них происходит постепенное разложение первобытнообщинного строя. Как говорится в «Повести временных лет», отдельные племена объединялись вокруг одного наиболее сильного племени в племенные союзы или княжения. В летописях упоминается более десятка подобных объединений и мест их расселения. Восточно-племенные союзы возглавлялись князьями из племенной знати. Особо важные для племени решения принимались на общих собраниях – вечевых сходах.

Наиболее влиятельным, по мнению историков, было объединение полян, населявших территорию среднего течения Днепра. Земля полян согласно древним летописям носила название «Русь». Её и принято считать ядром древнерусского государства.

Процесс собирания славянских земель в единое целое происходил с севера на юг вокруг двух центров: на северо-западе – Новгород, на юге - Киев. В итоге сформировалась Новгородско-Киевская Русь. Условно датой этого объединения принято считать вокняжение Олега - 882 г. Двоецентрие фактически сохранялось и в дальнейшем, несмотря на то, что столицей был назван Киев.

Образование славянского государства

 

Образование Древнерусского государства (Киевской Руси) явилось закономерным завершением процесса разложения первобытнообщинного строя у полутора десятка славянских племенных союзов. Однако первобытно-общинные традиции сохранялись ещё долгое время практически во всех сферах жизни восточных славян.

На сегодняшний день существует несколько теорий образования Древнерусского государства. Согласно одной из самых известных – норманнской – первое государство восточных славян было создано под влиянием скандинавского этноса. Эта широко популярная на протяжении длительного времени теория основана на факте присутствия на Руси в IX-X веках дружинников-варягов и варяжском происхождении династии Рюриковичей. Однако в настоящее время большинство историков сошлись во мнении о том, что норманнская теория явилась следствием неверного толкования древних летописей, и древнерусская государственность имеет всё же славянские корни. При этом признаётся, что скандинавские варяги принимали в её становлении активное участие.

 

Киевская Русь, государство 9 — начала 12 вв. в Восточной Европе, возникшее в последней четверти 9 в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева, а также земель (поселения в районе Старой Ладоги, Гнездова), расположенных вдоль пути «из варяг в греки». В период своего расцвета Древнерусское государство охватывало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе, до верховьев Северной Двины на севере. Образованию государства предшествовал длительный период (с 6 в.) созревания его предпосылок в недрах военной демократии. За время существования Древнерусского государства восточнославянские племена сложились в древнерусскую народность.

 

Татаро-монгольское нашествие. Нашествие крестоносцев на Русь.

В начале 13 века нашей эры в бескрайних азиатских степях возникла могущественная империя монголов под предводительством воинственного полководца, умного и коварного политика Чингисхана. Он создал из разрозненных племен могучую армию со строжайшей дисциплиной (за малейшую провинность — смертная казнь). Войско Чингисхана покорило Китай, откуда монголы получили самые современные стенобитные орудия. Это очень им помогло при завоевании Средней Азии, Кавказа и Руси.

 

Русь накануне татаро-монгольского вторжения, была раздроблена на мелкие княжества. Многочисленные князья враждовали, и не было вождя, подобного Владимиру Мономаху, который мог бы объединить все силы русских земель. Разведывательный отряд монголов подошел к границе Руси. Дружины южнорусских князей и половцев, в чьи земли вторглись монголы, объединились, чтобы дать бой. Но битва на реке Калке в мае 1223 года закончилась их сокрушительным поражением, главной причиной которого стал разлад в действиях русских князей. Почти все войско погибло. Монголы, измотанные долгим походом, решили не идти в глубь русской земли, а отошли назад в степи.

 

После смерти Чингисхана его дети и внуки разделили завоеванные земли на части (улусы). Внуку Чингисхана Батыю досталась еще не завоеванная земля, лежавшая западнее владений монголов.

 

В 1237 году огромное войско Батыя двинулось на Русь. Поход монголов был тщательно подготовлен, а русские князья, надеясь отбиться в одиночку, не хотели помогать друг другу. Войско Батыя составляло около 150 тыс человек. Под ударами монгольских отрядов пала Рязань. Русские былинные богатыри — такие, как рязанский воевода Евпатий Коловрат — героически погибали, но не могли остановить воинственного хана. Батый двинулся дальше, на Владимир, а по пути разорил Коломну и Москву.

 

Один за другим гибли русские города: Суздаль, Владимир, Ростов, Углич, Ярославль, Тверь и др. Дружина великого владимирского князя Юрия Всеволодовича (сына Всеволода Большое гнездо) отступила в Заволжье, чтобы собрать силы для отпора захватчиков. Но в марте 1238 года русские были разбиты в битве на реке Сить, а сам князь пал смертью храбрых. Казалось, нет спасения от татарского меча и аркана.

 

Батый не дошел всего сто верст до Новгорода Великого, из-за распутицы и падежа лошадей повернув назад. На обратном пути ожесточенное сопротивление оказал Козельск, который монголы прозвали «злым городом».

 

В декабре 1240 года в результате осады пал древний Киев. Некогда многолюдный город превратился в маленькое поселение. После незавершенного похода в Западную Европу до «последнего моря» (Атлантического океана) Батый повернул свое воинство в степь, где основал кочевое государство Золотую Орду.

 

Монголо-татарское иго разделило историю Руси на два времени — до и после нашествия. Были уничтожены десятки русских городов, целые княжества обезлюдели, тысячами русские люди угонялись в Орду. Несколько веков Русь платила татарский «выход» (десятую часть всех доходов) ханам Золотой Орды. Гордые Рюриковичи униженно просили у хана ярлык (письменный документ от монгольских ханов) на княжение. Борясь за этот ярлык, князья обращались за помощью к Орде и сами приводили татарские отряды на русскую землю. Но и в ослабленной и униженной Руси сохранялась память о величии единого государства, которое могло давать достойный отпор внешнему врагу.

Русская культура в XVII в.

Особенности культуры XVII в. XVII в. завершает период средневековья, примерно со II половины века начинается развитие Новой культуры, отмеченной все большим обмирщением, утверждением светского начала, определенным сближением с Западной Европой. Большое влияние на развитие культуры XVII в. оказали события общественно-политической жизни: Смутное время, народные восстания, раскол, оформление системы крепостного права, новые явления в экономике. Просвещение. Важным показателем и одновременно условием развития культуры является просвещение. Грамотность распространялась преимущественно в городах и среди мужского населения (24% посадского населения). Это было связано с оживлением торгово-промышленной жизни, усложнением системы государственного аппарата (в Москве 1600 дьяков служили в приказах). В XVII в. существовало несколько печатных и рукописных учебных пособий: Буквари В. Бурцева 1634 г. (тираж до 2400 экз.), «Грамматика» М. Смотрицкого 1648 г., «Считание удобное» (Таблица умножения) 1682г. Но в основном обучение грамоте происходило по Псалтырю и другим религиозным текстам. Потребность в образованных людях приводила к созданию школ. Использовался опыт организации школ на Украине и в Белоруссии, привлекались учителя. В 1649 г. открылась школа Ф. Ртищева, который пригласил в Москву из Киева 30 ученых монахов для организации школы в Андреевском монастыре. Здесь преподавались греческий, латинский языки, философия, риторика. В 1640-е гг. была также открыта школа Епифания Славинецкого в Чудовом монастыре, в 1665 г. — школа Семиона Полоцкого в Заиконоспасском монастыре (Семион Полоцкий — выходец из Белоруссии, обученный русской грамматике, латыни). В 1681 г. по инициативе патриарха открыта Типографская школа, которую возглавили русский монах Тимофей и грек Мануил. В 1682 г. в кельях Богоявленского монастыря начали преподавать братья Лихуды. В 1686 г. было построено специальное здание в Заиконоспасском монастыре, в котором открылось первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. Целью Академии была подготовка грамотного духовенства и приказной администрации. В ней преподавались и духовные и светские науки: грамматика, риторика, пиитика (наука стихотворства, искусство и знанье писать стихи, поэзия), философия и богословие, славянский, греческий, польский и латинский языки. Однако, после ссылки Лихудов в 1701 г. в Ипатьевский монастырь академия постепенно пришла в упадок. Наука. В науке шло дальнейшее накопление научных знаний, которые в это время носили прикладной, практический характер, без теоретического осмысления, системы. Большое распространение получили переводные компилятивные трактаты на различные темы, однако переводчики нередко пренебрегали теоретической частью, обращая внимание лишь на практические рекомендации и, кроме того, механически сводили сведения, почерпнутые из различных источников, допол­няя их вполне оригинальным авторским текстом. Из сочинений такого рода можно назвать «Книгу сошного письма», содержащую сведения по геометрии, применению геометрических знаний при измерении земельных площадей и т.д., «Устав ратных, пушечных и др. дел, касающихся до воинской науки» Онисима Михайлова (1621 г.). Широкое распространение получили различные «Травники», «Лечебники», «Фармакопея» Ивана Венедиктова (фармакология), «О строении тела человеческого» — перевод Епифания Славинецкого. XVII век — век великих географических открытий. В 1675-1678 г. совер­шил научную экспедицию в Китай О.Н. Спафарий. По материалам экспеди­ции было составлено «Описание первыя части Вселенныя, именуемой Азии», «Сказание о великой реке Амуре». В 1692-1695 г. голландец Исбрант Идес совершил путешествие в Китай по поручению царей Иоанна и Петра Алек­сеевичей и составил описание части России в районе границы с Китаем. Продолжалось исследование Сибири: в 1632 г. казаки добрались до р. Лены и основали там город Якутск. Елисей Буза спустился по Лене до устья, от­крыл р. Яну и р. Индигирку, а Копылов добрался до Охотского моря (1639) и об­следовал его побережье между р. Удою и Тацем. В 1643 г. Колесников дошел до Байкала. В том же году Поярков открыл Амур, поднялся по Алдану (при­ток Лены) и спустился по Зее в Амур. В следующем году он спустился по Амуру и вернулся в Лену через Охотское море. Бассейн Амура был исследо­ван в 1650-1651 гг. Хабаровым. В 1654 г. были открыты реки Аргун, Селенга и Ингода. В 1644 г. Стадухин дошел до р. Колымы. В 1647-1648 гг, Дежнев совершил плавание вокруг восточной оконечности Азии; открыл р. Анадырь. Проводились исследования и в Центральной Азии. В 1690г. морской офицер Дубровин составил карту Туркестана. В ходе географических открытий делаются попытки составления карт. Первая карта Московского государства была составлена еще на рубеже XVI-XVII вв. (по одним сведениям — при Иване Грозном, по другим — при Борисе Годунове). В 1640 г. составлена «Роспись Сибирским городам и острогам», а в 1672 — «Чертеж Сибирской земли». Определенный интерес появляется в XVII в. к изучению истории. Суще­ствуют многочисленные списки различных исторических сочинений — Сказания о ранней славянской истории, повести о начале Москвы, «Повесть об Азовском осадном сидении» и др. Первое печатное историческое произведе­ние, содержащее краткий обзор русской истории с древних времен до 70-х гг. XVII века, — «Синопсис» Иннокентия Гизеля — появилось в 1678 г. Литература и общественная мысль. Происходят большие изменения в литературе: появляются новые жанры, видоизменяются старые. Постепенно летописная форма изживала себя, уступая другим видам исторических сочинений. Последние летописи — «Новый летописец», Сибирские летописи (или Есиповские по имени дьяка Сибирского архиепископа). В них нет погодной сетки изложения, централь­ная фигура Сибирских летописей — Ермак Тимофеевич. Сквозной темой значительного количества литературных произведений стало: осмысление событий смуты - «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраама Палицына, сочинения Катырева-Ростовцева, Ивана Хворостина, так называемые «Псковские летопи­си»; обоснование принципов абсолютизма - Юрий Крижанич «Думы политич­ны», «Политика», Симеон Полоцкий); проблемы, связанные с экономической жизнью страны - Ю. Крижанич, Б. Морозов, В. Голицын, А. Ордин-Нащекин и др.). К этому времени относится выдвижение идеи самодержавия для блага подданных (Ю. Крижанич). Те же мысли, что и Ю. Крижанич, высказывал С. Полоцкий. Кроме того, он отрицал принцип знатности и родовитости, цен­ность человека видел не в его происхождении, а в моральных качествах, знани­ях и т.д. Рисовал идеальный образ монарха (причем «просвещенного») в своих поучениях, адресованных царю. Заложил основы учения о «просвещенном аб­солютизме». Рядом авторов (Ю. Крижанич, Б. Морозов, В. Голицын) делается вывод о важности развития торговли и промышленности для усиления государ­ства, предлагаются проекты преобразований экономики. Один из сторонников экономических преобразований — А. Ордин-Нащокин — автор Новоторгового устава 1667г., Псковской городской реформы 1665 г. Он стремился провести ряд преобразований, направленных на поддержку купечества, способствующих развитию торговли, ограничению власти бояр, воевод, передаче части админи­стративных и судебных функций в руки органа самоуправления, выступал за создание кредитных учреждений. Происходит сближение фольклора и письменности: появляются первые записи произведений устного народного творчества; литературный язык становится ближе к живому народному языку, очищается от церковной лек­сики. Для литературы XVII в. характерен переход от исторических литера­турных героев к вымышленным, создание обобщенных литературных обра­зов. Появляются новые жанры: демократическая сатира («О куре и лисице», «Служба кабаку», «Каля-зинская челобитная» и др.); жития постепенно превращаются в биографическую повесть («Повесть о Улиании Осорьиной», автор которой — сын Ульяны, муромский дворя­нин Дружина Осорьин); автобиографическая повесть («Житие» протопопа Аввакума, осве­щающее события церковного раскола середины XVII в.); бытовая повесть («Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе-Злосчастии»). В бытовой повести центральной становится тема столкнове­ния двух мировоззрений: старшего поколения, стоящего за традиционную семейную, общественную мораль, и молодого поколения, стремящегося к независимости, склонного к инициативе и личной активности. Но авторы XVII в. показывают обреченность героев, невозможность счастливой жизни вне традиционного уклада. Некоторым исключением является «Повесть о Фроле Скобееве», в которой отсутствует религиозная дидактика. Широкое распространение получила переводная художественная литература: «Повесть о Бове-королевиче», «Повесть о Василии Златовласом», «История о храбром рыцаре Петре Златых Ключей...». В XVII в появляется силлабическое стихосложение (упорядочено число слогов в строке, пауза в середине строки, ударение на предпоследнем слоге по­следнего слова). Первым поэтом и теоретиком силлабического стиха был Симеон Полоцкий (Два сборника: «Рифмологион», «Вертоград многоцветный»). Продолжатели, ученики Полоцкого — Карион Истомин, Сильвестр Медведев. Архитектура. В развитии архитектуры XVII в. можно выделить три этапа: 1) первая треть XVII в. Общий характер архитектуры этого периода мало отличается от архитектуры XVI в. Продолжается строительство шатровых храмов. В 20-х годах проведены работы по восстановлению стен и башен Московского Кремля. Из новых архитектурных тенденций можно отметить появление небольших по объему бесстолпных каменных храмов. Но внешняя отделка этих храмов напоминает традиционные крестово-куполные постройки. Постройки этого периода: Церковь Покрова в Рубцове (1619-1625) близка по стилю к церквям Годуновского времени; Дивная церковь в Угличе (1628), церковь в Медведкове (1634-1635), первое светское здание на территории Кремля Теремной дворец (1635-1636), достраивается Спасская башня Кремля. Из архитекторов, работавих над реставрацией и достройкой Кремля можно отметить Бажена Огурцова, Антипа Константинова, Трефила Шарутина и Лариона Ушакова. 2) 40-80-е гг. XVII в. Начинается формирование Московского стиля или узорочья. Это типичный стиль XVII в., для которого характерны живописная асимметричная группировка масс, усложнение архитектурной формы, которая уже не отражает конструкцию, обилие декора, полихромность, отказ от вертикализма, характерного для шатрового зодчества (сохраняется (только в колокольнях; колокольня с шатром становится композиционной сью постройки). В последних постройках шатрового стиля появляется два ли даже три шатра одинаковых по высоте. Типичным для Московского стиля становятся боченкообразные колонки, арки с висячей гирькой, набор­ные кирпичные наличники окон, использование поливных изразцов для декора, в том числе, и фасада и т.д. Постройки этого периода: Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649-1652), Троицы в Никитниках (1631-1634), Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря (1656-1685). Характерной особенностью этого этапа является строительство посадских храмов на средства купцов и жителей посада. Разбогатевшие купцы увековечили свои имена постройкой храмов: Ильи Пророка (купец Скрипин), Иоанна Златоуста в Коровниках, Иоанна Предтечи в Толчкове. 3) конец XVII в. Происходит отход от старых приемов, утверждение зодчества Нового времени, победа светского начала. Постройки этого периода: Резиденция ростовского митрополита на озере Неро (Ростовский Кремль), Надвратный терем Крутицкого митрополичьего подворья (архитектор Старцев, Ковлев). Появляется новый стиль — «Московское» или «Нарышкинское» барокко (большинство храмов этого стиля построено в Москве по заказу бояр Нарыш­киных). Основные черты этого стиля — центричность, ярусность, симметрия, равновесие масс. Все эти черты уже были известны ранее, но в этом стиле сло­жились в определенную систему, вполне самобытную, однако, учитывая при­менение определенных характерных ордерных деталей, близких европейскому барокко, стиль получил название «Нарышкинского барокко». Типичные образ­цы — церкви в подмосковных усадьбах знати: Церковь Покрова в Филях (1693-1695), Церковь Знамения в Дубровицах (1690-1704), Церковь в Троице-Лыкове (1690-1694), Троицы в Уборах (1693-1697, архитектор Яков Бухвостов). Примеры гражданской архитектуры: палаты Голицына в Охотном ряду, дом боярина Троекурова. Появляются также общественные здания: Печатный двор (1679), Мо­нетный двор (1696), здания приказов (аптека на Красной площади), Сретен­ские ворота Земляного города (буд. Сухарева башня, архитектор М.Чоглоков 1692-1701). Изобразительное искусство. В живописи рубежа ХVI -ХVII вв. сложились два художественных направ­ления: Годуновская школа и Строгановская школа. Большинство произведений первого направления исполнялось по заказу Бориса Годунова. Для них харак­терны следование монументальным образам Рублева и Дионисия, архаичность и эклектичность. Строгановская школа также получила свое название по имени заказчиков. Художники этого направления — Прокопий Чирин, Никита, Назарий, Федор и Истома Савины. Строгановская икона — небольшой по размерам молельный образ, драгоценная миниатюра, рассчитанная на ценителя искусст­ва; характерная особенность — очень мелкое письмо, изощренность рисунка, богатство орнаментации, обилие золота и серебра. Середина XVII в. — время борьбы двух различных эстетических воззре­ний. Выразителем одного из них стал Симон Ушаков. Свои взгляды на иконописание он выразил в сочинении «Слово к люботщательному иконного писания». Для него характерен фактический разрыв с древнерусской иконо­писной традицией, основное внимание направлено на художественную, эс­тетическую сторону работы. Наиболее известные иконы С.Ушакова — «Спас Нерукотворный», «Троица». Выразителем противоположных взгля­дов, защитником старой традиции стал протопоп Аввакум. Происходят значительные изменения и во фресковой живописи. Изо­бражения мельчают, с большим трудом читаются на расстоянии, жанровые сценки переплетаются с затейливым орнаментом. Отличительная черта — декоративизм, праздничность, постоянный интерес к человеку в его повсе­дневной жизни, акцент в сюжетах Священного писания на красоте природы, труде человека. Примеры фресковой живописи этого периода — Ярослав­ские фрески Гурия Никитина, Силы Савина, Дмитрия Григорьева-Плеханова; фрески церкви Троицы в Никитниках в Москве. Светские росписи известны только по свидетельствам современников: Коломенский дворец, Грановитая палата (С. Ушаков, дьяк Клементьев). В конце века появляются Парсуны (сохранились, например, парсуны (произведение переходного периода от иконописи к светской портретной живописи), изображающие Скопина-Шуйского, Федора Иоанновича, Ивана IV). Это попытка портретного изображения приемами иконописи

17. Россия в последней четверти XVII в.: внутренняя и внешняя политика.

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVII в. БУНТАШНЫЙ ВЕК

 

Царь Михаил Федорович. В июле 1613 г. первый русский царь из династии Романовых венчался на царство. Он взошел на престол юношей неполных 17 лет. Вельможи, ближние предстатели у трона, видели в Михаиле Федоровиче, с его робостью и хилым здоровьем, добротою и простотою, своего рода "второе издание" царя Федора Ивановича. Отсюда их расчеты на его "повадливость". Так и пошло при дворе, но - до поры, до времени, точнее же - до возвращения царева отца из польского плена в 1619 г. Умный, властный, даровитый Филарет, ставший патриархом, правил не только своим духовным ведомством, но и вместе с сыном всем государством Российским. Его официально называли, как и царя, "великим государем", в грамотах имена царя и патриарха стояли рядом.

 

Михаил Романов как царь устроил, кажется, всех, так как выбрали, по словами историка В. О. Ключевского, "не способнейшего, а удобнейшего". Делами по управлению государством, помимо царя и патриарха, занимались, как издавна велось, угодные им лица из бояр и иных вельмож - родственники, свойственники, фавориты. Это - те же Романовы, Шереметевы, Черкасские, Стрешневы и иные.

 

Земские соборы заседали почти беспрерывно первые десять лет правления Михаила Федоровича.

 

Главной задачей, стоявшей перед Россией, было восстановление разрушенной экономики страны, внутреннего порядка и стабильности. Михаил Федорович (1613-1645) пошел по пути закрепления крестьян за их владельцами. В 1619 г. был снова объявлен пятилетний, а в 1637 г. - девятилетний сыск беглых. В 1642 г. вновь был издан указ о десятилетнем сроке сыска беглых и пятнадцатилетнем сыске вывезенных насильно крестьян.

 

Смоленская война 1632-1634 гг. В 1632 г. Земский собор принял решение вернуть Смоленск, утерянный после смуты. Задачу облегчали смерть польского короля Сигизмунда III и выборы нового монарха. 30-тысячное русское войско при 150 пушках осадило Смоленск. Осада завершилась крупной неудачей. Правда, и новый польский король Владислав не сумел развить успех. Воевода Б. И. Шеин, возглавлявший безуспешную восьмимесячную осаду Смоленска и сдавший знамена, обоз и пушки, был казнен.

 

В 1634 г. неподалеку от г. Вязьмы на реке Поляновке был подписан мирный договор. За Польшей оставались Смоленские, Черниговские и Новогород-Северские земли. Владислав, занявший польский трон, отказался от русского престола, на который он был приглашен семибоярщиной в период смуты, признал Михаила Федоровича царем.

 

В 1637 г. донские казаки по собственной инициативе захватили турецкую крепость Азов в устье Дона. Казаки обратились к царю с просьбой принять Азов под свою власть. Земский собор 1642 г. единства по этому поводу не высказал. Было ясно, что России придется вести трудную войну с Турцией и Крымом, а сил для этого нет. Казаки вынуждены были оставить Азов.

 

Царь Алексей Михайлович. Алексей Михайлович (1645-1676) получил прозвище "Тишайший". В разное время к числу его приближенных относились воспитатель царя боярин Б.И. Морозов, князь Н.И. Одоевский, патриарх Никон, А.Ф. Ордын-Нащокин и А.С. Матвеев, в последние годы отец первой жены царя И.Д. Милославский.

 

Новый царь был человеком начитанным, отличался крепким здоровьем и веселым нравом, набожностью, был примерным семьянином, любил роскошь и ритуалы. Однако был вспыльчив и "подвижен на гнев", но быстро отходил. Ему нравились пышные выезды, охота. Он даже написал сочинение о правилах соколиной охоты - "Урядник сокольничья пути", высоко оцениваемое специалистами и как практическое руководство, и как литературное произведение.

 

Алексей Михайлович пережил бурную эпоху "бунтов" и войн, сближение и разлад с патриархом Никоном. При нем расширяются владения России и на востоке, в Сибири, и на западе. Проводится активная дипломатическая деятельность.

 

Немало было сделано и в области внутренней политики. Проводился курс на централизацию управления, укрепление самодержавия. Отсталость страны диктовала приглашение иностранных специалистов по мануфактурному производству, военному делу, первые опыты, попытки преобразований (заведение школ, полки нового строя и др.).

 

Царская власть. Хотя Михаил Романов стал царем по воле Земского собора - органа сословного представительства, его, как и предшественников, быстро начали рассматривать как богоизбранного государя, получившего власть от "прародителей своих" - представителей династии Рюриковичей. Избрание первого Романова стали выдавать за проявление божественной воли. Те же мысли продолжают развивать в официальных актах и летописных сводах, публицистических и исторических сочинениях в течение всего столетия.

 

В тех редких случаях, когда царь являлся народу, он поражал тех, кто его видел, своим великолепием - богатыми одеждами и каретами, разодетой свитой и многочисленной охраной. Иностранных дипломатов, которых царь принимал в Грановитой палате Кремля, удивляли торжественный и таинственный московский церемониал, великолепие и богатство помещения с его роскошным убранством, важность и строгость обычаев; больше же всего - личность царя, неподвижного и недосягаемого, "аки Бог в горних пределах", его пышный нескончаемый титул, который полагалось произносить полностью, без малейшего пропуска, чтобы (не дай Бог!) не допустить умаления чести государевой, а тем самым государственной, российской.

 

Боярская дума. Считалось, что царь правит страной вместе с Боярской думой. В нее входили представители четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. В первый чин, самый важный и престижный, назначались царями лица из представителей более двух десятков наиболее знатных фамилий - Рюриковичей и Гедиминовичей, т. е. потомков правящих домов Древней Руси (Воротынские, Мстиславские и др.) и Великого княжества Литовского (Голицыны, Куракины и др.), а также старых московских боярских родов (Романовы, Морозовы, Салтыковы, Шереметевы, Шеины и др.). Все они были выходцами из почти шестидесяти наиболее древних и знатных фамилий.

 

В XVII в. немалое число людей вошло в состав Думы благодаря родству с царями по женской линии: Стрешневы при царе Михаиле, Милославские и Нарышкины при его сыне и внуках. Такую же роль играл фавор при дворе - так возвысились, например, при царе Алексее Михайловиче А С. Матвеев и А. Л. Ордин-Нащокин.

 

Число членов Боярской думы менялось. В конце 70-х гг. в ней было 97 человек: 42 боярина, 27 окольничих, 19 думных дворян и 9 думных дьяков. Аристократический характер Думы сохранялся, но все же не оставался неизменным - в Думу попадало все большее количество дворян и дьяков.

 

Обычно по указанию царя в Думе обсуждали и решали наиболее важные государственные дела: объявление войны, заключение мира, сбор чрезвычайных налогов, принятие нового закона и т. д., спорные или сложные вопросы по представлению приказов - министерств XVII столетия, по жалобам отдельных лиц. Решение Думы становилось законом или его разъяснением.

 

Постепенно роль Боярской думы уменьшается. Наряду с ней существует при царе так называемая "ближняя" или "тайная дума". В нее царь включал не всех бояр, а лишь некоторых по своему личному усмотрению, иногда и не членов "большой" Думы.

 

Несмотря на уменьшение роли Думы в государстве во второй половине столетия, она по-прежнему вместе с царем руководила страной Окончательное ее падение относится ко времени правления Петра I.

 

Приказная система в России XVII в.

 

 

Городские восстания середины века. В середине XVII в. вырос налоговый гнет. Казна испытывала потребность в деньгах как на содержание разраставшегося аппарата власти, так и в связи с активной внешней политикой (войны со Швецией, Речью Посполитой). По образному выражению В.О. Ключевского, "рать заела казну". Правительство царя Алексея Михайловича увеличило косвенные налоги, подняв в 1646 г. цену на соль в 4 раза. Однако увеличение налога на соль не привело к пополнению казны, так как платежеспособность населения была подорвана. Налог на соль был отменен в 1647 г. Было решено взыскать недоимки за три последних года. Вся сумма налога падала на население "черных" слобод, что вызывало недовольство горожан. В 1648 г. оно вылилось в открытое восстание в Москве.

 

В начале июня 1648 г. Алексею Михайловичу, возвращавшемуся с богомолья, была подана челобитная от московского населения с требованиями наказать наиболее корыстных представителей царской администрации. Однако требования горожан не были удовлетворены, и они начали громить купеческие и боярские дома. Было убито несколько крупных сановников. Царь вынужден был выслать боярина Б. И. Морозова, возглавлявшего правительство, из Москвы. С помощью подкупленных стрельцов, которым увеличили жалованье, восстание удалось подавить.

 

Восстание в Москве, получившее название "соляного бунта", не было единственным. За двадцатилетие (с 1630 по 1650 г.) восстания прошли в 30 русских городах: Великом Устюге, Новгороде, Воронеже, Курске, Владимире, Пскове, сибирских городах.

 

Соборное уложение 1649 г. "Боязни ради и междоусобий от всех черных людей", как писал впоследствии патриарх Никон, был созван Земский собор. Его заседания проходили в 1648-1649 гг. и завершились принятием "Соборного уложения" царя Алексея Михайловича. Это был крупнейший Земский собор в истории России. В нем участвовали 340 человек, большинство которых (70 %) принадлежали к дворянству и верхушке посада.

 

"Соборное уложение" состояло из 25 глав и содержало около тысячи статей. Отпечатанное тиражом в две тысячи экземпляров, оно явилось первым русским законодательным памятником, изданным типографским способом, и оставалось действующим вплоть до 1832 г. (естественно, с изменениями) Оно было переведено почти на все европейские языки.

 

В первых трех главах "Уложения" говорилось о преступлениях против церкви и царской власти. Любая критика церкви и богохульство карались сожжением на костре. Лица, обвиняемые в измене и оскорблении чести государя, а также бояр, воевод, подвергались казни. Тех, кто "будет приходить скопом и заговором, и учнут кого грабить или побивать", предписывалось "казнить смертно безо всякой пощады". Человек, обнаживший в присутствии царя оружие, наказывался отсечением руки.

 

"Соборное уложение" регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения в государстве.. Оно предусматривало обмен поместий, в том числе обмен поместья на вотчину. Подобную сделку требовалось зарегистрировать в Поместном приказе. "Соборное уложение" ограничивало рост церковного землевладения, что отражало тенденцию подчинения церкви государству.

 

Важнейшим разделом "Соборного уложения" была глава XI "Суд о крестьянах": вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, запрещались крестьянские переходы от одного владельца к другому. Это означало юридическое оформление системы крепостного права. Одновременно с частновладельческими крестьянами крепостнические порядки распространялись на черносошных и дворцовых крестьян, которым запрещалось покидать свои общины. В случае бегства они также подлежали бессрочному сыску.

 

Глава XIX "Соборного уложения" "О посадских людях" внесла изменения в жизнь города. Были ликвидированы "белые" слободы, их население включалось в посад. Все городское население должно было нести тягло на государя. Под страхом смертной казни запрещались переход из одного посада в другой и даже женитьба на женщинах из другого посада, т.е. население посада закреплялось за определенным городом. Горожане получали монопольное право торговли в городах. Крестьяне не имели права держать лавки в городах, а могли торговать только с возов, и в торговых рядах.

 

Задачи внешней политики. К середине XVII в. Россия, восстановив экономику, могла сосредоточить внимание на решении задач внешней политики. На северо-западе первоочередной заботой было возвращение выхода к Балтийскому морю. На западе стояла задача возвратить потерянные в период польско-литовской интервенции Смоленские, Черниговские и Новгород-Северские земли. Решение этой проблемы обострилось в связи с борьбой украинского и белорусского народов за воссоединение с Россией. На юге России постоянно приходилось отражать непрекращающиеся набеги крымского хана - вассала могущественной Турции. Крымчаки пленили и продали в рабство только за первую половину XVII в. 150-200 тыс. человек.

 

Украина и Россия накануне освободительной борьбы 1648-1654 гг. По Люблинской унии (1569), объединившей Польшу и Литву в единое государство - Речь Посполитую, в нее также были включены Белоруссия, большая часть Украины. Население Украины и Белоруссии испытывало тройной гнет: крепостнический, национальный и религиозный.

 

Крепостное право в Польше юридически оформилось еще в середине XVI в. (1557). Как отмечали современники, положение польских крестьян было самым тяжелым в Европе. После объединения с Литвой польские магнаты перенесли крепостнические порядки на украинские и белорусские земли. Подвластных крестьян, п<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.247 (0.016 с.)