Сущность и основные принципы управления производством 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и основные принципы управления производством



КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Управление горным производством»

Тема: «Организация управления горным производством»

 

Выполнил: студент группы ГПК-07

Шуткарин Д.П. Руководитель: доцент, к.э.н.

Смирнова С.А.

 

 

Новокузнецк2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

1.СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ

ПРОИЗВОДСТВОМ……………………………………………………………4

2.ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ...............................7

3.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ..9

3.1.Общая характеристика организационных структур..............................9

3.2.Общая характеристика структуры управления....................................13

3.3.Функции управления...............................................................................16

3.4.Методы управления…………………………………............................18

3.5.Проектирование организационных структур.......................................21

4.СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ.............................22

5.СИСТЕМА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ............25

6.ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ГОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА…............26

7.АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ГОРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ..................................................................................................28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................32

ЛИТЕРАТУРА…………………….......................................................................33

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Экономика и управление на предприятии - деятельность, направленная на обеспечение функционирования предприятий всех организационно-правовых форм в целях рационального управления экономикой, производством и социальным развитием с учетом отраслевой специфики техники, технологии, организации производства и эффективного природопользования.

Объекты профессиональной деятельности - предприятия и их структурные подразделения, коммерческие организации различных организационно-правовых форм, некоммерческие организации и объединения, требующие профессиональных знаний отраслевой экономики и экономики предприятия.

Управление осуществляется на каждой стадии деятельности современных организаций. Менеджмент как современная система управления предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для его эффективного функционирования и развития. Речь идёт о такой организации управления, которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования. Особенность современного менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рациональной организации управления предприятием.

Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ

Функции управления

Функция - широко распространенное слово, имеющее множество значений. Функция (лат.functio) - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности.

(Субъект управления- специалист менеджер, объект - хозяйственная деятельность предприятия).

Наиболее распространенная классификация выделяет следующие группы функций:
1. Общие функции управления являются обязательными для успешной работы любой организации. Сюда входят: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции были выделены французским практиком и ученым Анри Файолем в его работе "Общее и промышленное управление" в 1916 г., которая была результатом процесса исследования факторов, оказывающих мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека.
Последовательность выполнения данных функций обеспечивает управление любым объектом (национальной экономикой, отраслью, предприятием).
Функция планирования имеет особое значение и включает в себя следующие процессы: на основе анализа внешней среды и интересов групп формируется миссия организации; определяются цели на основе анализа требований рынка и возможностей самой организации; исходя из установленных целей организации и состояния внешней и внутренней среды намечаются альтернативные стратегии; для реализации стратегий вырабатываются политика и процедуры, по которым действуют сотрудники организации; производится работа в подразделениях, основанная на оперативных планах; планы организации согласуются с показателями и финансовыми ресурсами.

2. Конкретные функции (специфические) определяются объектом управления.
К функциям современного предприятия относятся следующие:

планирование (используемый ресурс - время);

маркетинг (используемый ресурс - потребитель);

предпринимательство (используемый ресурс бизнес);

финансы (используемый ресурс - деньги);

организация (используемый ресурс - люди);

производство (используемый ресурс - технологии);

инновация (используемый ресурс - идеи);

информация (используемый ресурс - данные);

социальное развитие (используемый ресурс культура).

Процесс реализации функции отвечает на вопрос: какова логическая последовательность действий, чтобы функция осуществлялась без перебоя.
Структура функции отвечает на вопрос: как или каким образом связаны между собой все действия.
Как правило, на предприятии функцию планирования осуществляет не одно подразделение, а несколько. И ведущую роль играет отдел (служба) планирования. При этом не следует умалять вклада финансового отдела, бухгалтерии, отдела снабжения, сбыта, маркетинга.
На основе содержания, процесса и структуры функции проводится анализ, результаты которого служат основой для развития той или иной функции.
Кроме того, данная деятельность позволяет выделить новые функции или, наоборот, изъять функции за ненадобностью.
Процесс управления хозяйственной деятельностью заключается в выполнении общих и специфических функций. В практике управления между органами управления функции распределяются неравномерно: порой они распыляются или дублируются. Есть и другие функции управления, обеспечивающие его реализацию в полной мере.

Координирование как функция управления — согласование всех операций на предприятии таким образом, чтобы облегчить его функционирование и успех. При этом устанавливается гармония между фазами и участками производства, обеспечиваются единство и динамичность общего процесса производства на всех его ступенях, устанавливаются оптимальные количественные и качественные соотношения его элементов, согласованность технических и экономических задач и распределение их между участками и сферами производства.

Распорядительство (или активизация) как функция управления — это выбор направляющих усилий воздействия на управляемые системы, побуждение производственных участков и отделов управления действовать с оптимальной производительностью, творчески решать поставленные задачи, совершенствовать процессы производства, применять наиболее эффективные средства стимулирования лучших результатов производства. Цель распорядительства —побуждение производственного организма к действию.

Контроль как функция управления представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия реального хода и развития процесса производства планам, нормам, стандартам, правилам эксплуатации, правилам безопасности, инструкциям, решениям. При этом выявляются результаты воздействия на управляемые причины отклонений, необходимость корректировки направлений и методов воздействия на управляемые системы, планов производства, соотношения элементов производства и т. д. Контроль — это система обратной связи, распространяемой как на процессы управления, так и на процессы производства.

Все перечисленные выше функции управления неразделимы, они постоянно связаны, взаимно зависимы и обусловлены, переплетаются во времени, каждый из них выступает вперед, когда этого требует ход процесса производства или же необходимость воздействия на управляемые системы. Объединение основных функций обеспечивает единство процесса управления.

 

Методы управления

К главным методам воздействия можно отнести: экономические, экономико-математические, социально-психологические и прочие.

Экономические методы управления - это способы воздействия, имеющие в своей основе экономические отношения и экономические интересы людей.

Экономические интересы делятся на четыре большие группы: интересы государства, интересы отрасли, интересы коллектива (организации), интересы личности.

Между этими интересами существуют противоречия. Искусство руководителя - разрешать данные противоречия, находить приемлемые компромиссы.

Возможные экономические рычаги управления: себестоимость (затраты), производительность труда, фондоотдача, цена, заработная плата.

Один из важнейших экономических рычагов управления - заработная плата работников.

Экономико-математические методы - это методы, основанные на поиске экстремумов аналогичных оптимизационных кривых не только для заработной платы, но и для других.

Социально-психологические методы -это методы, использующие индивидуальное и общественное (групповое) сознание и психологию, основывающиеся на общественно-значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании. Социальные процессы идут на четырёх уровнях:

Всего общества (государства), коллектива, рабочей группы, индивида (личности).

Основные факторы, определяющие ход социальных процессов: демографические факторы, возраст, этническая принадлежность, 4уровень образования и квалификация, размер рабочей группы, психологический климат.

Организационно-распорядительные методы. Ориентированы на такие мотивы поведения как осознанная необходимость человека трудиться в определённой организации, чувство долга. В систему этих методов входят:

1.Правовые нормы и акты.

2.Методы организационного воздействия, действующие внутри организации.

3.Распорядительные методы, использующиеся в процессе оперативного управления.

Можно применить следующие способы улучшения управления производством:

1.Организационно-распорядительные методы: разукрупнение производства для оптимизации структуры производства.

2.Социально-психологические: для оптимизации действия социальной политики можно использовать т.н. систему “ кафетерия”, в которой сотрудник получает возможность выбрать из общего перечня предлагаемых предприятием те, которые для него наиболее предпочтительнее. Возможность партисипативного управления.

Воздействие на основе лидерства. Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. Метод управления на основе лидерства в коллективе позволяет быстро решать наиболее срочные задачи и оперативно реагировать в неожиданных ситуациях. Лидерство – это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство в основном строится на отношениях типа «лидер - последователи», а не «начальник - подчиненный». Не всякий менеджер может быть лидером; в коллективе может появиться и неформальный лидер.

Автоматизированные методы управления – это методы, в которых используются электронно-вычислительные, телекоммуникационные средства и сети в системе управления организацией, ее связей с внешней средой и реализации основных функций менеджмента: анализа, прогнозирования, планирования, оптимизации и принятия решений, учета, контроля, мониторинга. Построение автоматизированной системы управления организацией (АСУО) включает в себя следующие восемь составляющих: разработку модели организации, информационного обеспечения АСУО, математического обеспечения АСУО, лингвистического обеспечения АСУО, программного обеспечения АСУО, сетевого обеспечения АСУО, технического обеспечения АСУО, организационного обеспечения АСУО, методического обеспечения АСУО.

Цели функционирования АСУО:

• минимизация времени на коммуникационные процессы в организации, повышение оперативности управления;

• учет и контроль производственных процессов, что снижает общие издержки;

• обеспечение оптимального планирования, оптимального распределения ресурсов и управление запасами;

• составление расписаний движений ресурсов в организации и т.д.

Телекоммуникационную технику и сети используют также в финансовых расчетах, работе с поставщиками, клиентами (бизнес в Интернете, электронные магазины), партнерами.

Проблемы:

• необходима координация исполнения программ по срокам, исполнителям и целям;

• необходимо правильное распределение прав, ответственности и ресурсного обеспечения.

Проблемно-ориентированные методы управления используются в сложных нештатных ситуациях (экономические кризисы, потери рынков сбыта, стихийные бедствия, аварии, чрезвычайные ситуации). При этом:

• выделяются сложные критические ситуации – проблемы, которые могут возникнуть в будущем и которые необходимо быстро решить;

• для каждой ситуации разрабатываются возможные сценарии (схемы, алгоритмы) развития событий, делается оптимистический и пессимистический прогнозы;

• разрабатываются сценарии ответных действий на возможные нештатные ситуации; основная цель – минимизация потерь и быстрейшее спасение самого ценного.

В таких ситуациях основной критический ресурс – это время. Умение оперативно управлять временем в критических ситуациях выходит на первый план. Часто для этой цели проводятся специальные тренировки, сборы, тренинги, которые позволяют скоординировать действия подразделений и руководства в нештатных ситуациях, выявить и проанализировать ошибки в ответных действиях.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе изучили сущность и принципы управления производством, структуру предприятия, характер и формы проявления экономических законов и закономерностей производства, ознакомились с условиями и методами производственно-хозяйственной деятельности которые должны обеспечивать максимально эффективное использование производственных ресурсов.

На основе использования экономических законов при глубоком понимании особенностей горной промышленности увидели возможности повышения эффективности этой важной отрасли за счет изменения или усовершенствования организации управления производством.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Астахов А.С., Краснянский Г.Л. Экономика и менеджмент горного производства: Учеб. пособие. для вузов: В 2 кн. – М.: Издательство Академии горных наук, 2002. – Кн. 1: Основы экономики горного производства.– 367с.

2.Набоков Н.Я. Организация планирование и управление производством в горной промышленности. Учебник для вузов, М. Недра 1989 г.

2.Большаков А.С. Современный менеджмент: теория и практика / А.С. Большаков, В.И. Михайлов. – СПб: Питер, 2000. – 416 с.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Управление горным производством»

Тема: «Организация управления горным производством»

 

Выполнил: студент группы ГПК-07

Шуткарин Д.П. Руководитель: доцент, к.э.н.

Смирнова С.А.

 

 

Новокузнецк2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

1.СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ

ПРОИЗВОДСТВОМ……………………………………………………………4

2.ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ...............................7

3.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ..9

3.1.Общая характеристика организационных структур..............................9

3.2.Общая характеристика структуры управления....................................13

3.3.Функции управления...............................................................................16

3.4.Методы управления…………………………………............................18

3.5.Проектирование организационных структур.......................................21

4.СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ.............................22

5.СИСТЕМА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ............25

6.ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ГОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА…............26

7.АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ГОРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ..................................................................................................28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................32

ЛИТЕРАТУРА…………………….......................................................................33

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Экономика и управление на предприятии - деятельность, направленная на обеспечение функционирования предприятий всех организационно-правовых форм в целях рационального управления экономикой, производством и социальным развитием с учетом отраслевой специфики техники, технологии, организации производства и эффективного природопользования.

Объекты профессиональной деятельности - предприятия и их структурные подразделения, коммерческие организации различных организационно-правовых форм, некоммерческие организации и объединения, требующие профессиональных знаний отраслевой экономики и экономики предприятия.

Управление осуществляется на каждой стадии деятельности современных организаций. Менеджмент как современная система управления предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для его эффективного функционирования и развития. Речь идёт о такой организации управления, которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования. Особенность современного менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рациональной организации управления предприятием.

Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.

 

 

СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ

Управление производством – целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства. Целью управления является создание материально-технической базы общества, формирование общественных отношений.

Предприятие – организованное объединение внутренне связанных между собой частей, представляющее собой социально-экономическую систему. Всякая сложная система не может рассматриваться как простая сумма составляющих ее элементов. Она является особым их соединением, обладающим новыми качествами, отсутствующими у каждого из элементов системы.

В свою очередь предприятие представляет собой часть более сложной социально-экономической системы, например, производственного объединения, промышленного объединения, подотрасли, отрасли горной промышленности и народного хозяйства в целом. В связи с постоянным развитием этих более крупных систем меняется место предприятия в их составе, взаимодействие с другими подсистемами, требования к результатам его деятельности. Все эти изменения должны подчиняться условию рациональности с позиции наиболее крупной социально-экономической системы – народного хозяйства, направляться на достижение определенных результатов. Они вызывают необходимость в появлении управления как важного элемента функционирования социально-экономической системы общества.

Предприятие имеет управляемую и управляющую подсистемы. Управляемая подсистема предприятия, или процесс производства, представляет собой ряд взаимосвязанных производственных комплексов (основных и вспомогательных цехов, служб), а также процесс непрерывного движения денежной, производительной и товарной форм производственных фондов.

Управляющая подсистема – совокупность органов управления. На предприятии- это линейное управление (директор, его заместители, начальники участков, мастера). В управляющую организацию входят и функциональные, или штабные, организации- службы шахтоуправления и цехов. Управляемая и управляющая подсистемы находятся во взаимосвязи и зависимости.

Само предприятие рассматривается как важнейшая и в то же время элементарная производственная ячейка народного хозяйства, входящая в состав экономической системы общества.

Экономическая система является составной частью более сложной социально-экономической системы и представляет собой совокупность взаимодействующих производственных ячеек общества, функционирующих с целью выработки продукта, предназначенного для удовлетворения потребностей человека.

Таким образом, предприятия выступают одновременно как объекты управления по отношению к управляющей подсистеме экономической системы народного хозяйства и как субъекты управления по отношению к управляемой подсистеме – процессу производства. В связи со сказанным существует понятие об иерархии уровней управления.

Наукой и практикой в современном обществе выработаны следующие основные закономерности управления производством:

1)единство принципов управления на всех ступенях народного хозяйства;

2)достижение и сохранение пропорциональности, оптимальной соотносительности частей системы;

3)достижение непрерывности, ритмичности в движении производственных фондов, скорости в их кругообороте и обороте;

4)оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении;

5)оптимальное число структурных подразделений в управляющей и управляемой подсистемах.

Управление производством осуществляется на базе научно обоснованных принципов и с четким выделением функций управления. Под принципами научного управления следует понимать руководящие правила, основные положения, нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в силу социально-экономических условий, сложившихся в обществе. Основные принципы управления прямо вытекают из характера производственных отношений, господствующих в обществе.

Основополагающие принципы управления в обществе: а) научность управления; б) демократический централизм; в) сочетание отраслевого и территориального управления предприятиями; г) единство политического и хозяйственного руководства; д) системный подход к управлению.

Осуществление принципа научности управления производством предполагает: всемерное развитие научных основ управления производством, создание сети специальных научно-исследовательских учреждений, занимающихся разработкой различных проблем управления производством, организацию системы подготовки и переподготовки работников управления с учетом возрастающих требований к уровню хозяйственного руководства, обобщение и распространение лучшего опыта управления производством, достижение наибольшей экономичности и эффективности работы аппарата управления.

Осуществление принципа демократического централизма в управлении производством состоит в рациональном, соответствующем условиям каждого конкретного периода, распределении задач управления между различными управленческими центрами; между предприятиями, с одной стороны, и вышестоящими хозяйственными органами — с другой; в неразрывном сочетании единоначалия и коллегиальности; в широком привлечении трудящихся масс к управлению производством в различных формах. Общая тенденция развития этого принципа заключается в растущей демократизации управления, которая проявляется в повышении роли местных и отраслевых органов управления, в расширении прав предприятий, в усилении коллегиальности, в растущем участии масс в управлении производством.

Народное хозяйство представляет собой совокупность отраслей и экономических районов. Отраслевое и территориальное разделение труда является наиболее общей формой организации производства. Каждое предприятие, с одной стороны, входит составной частью в определенную отрасль, а с другой — в тот или иной производственно-территориальный комплекс. Это обусловливает необходимость сочетания в руководстве предприятиями отраслевого и территориального управления и правильного распределения управленческих задач между отраслевыми и территориальными органами.

Между экономикой и политикой имеется диалектическая взаимосвязь, политика определяется экономикой и порождается ею. Политика есть концентрированное выражение экономики, ее завершение и обобщение. Любой частный производственный вопрос руководитель должен рассматривать с государственных позиций, решая основные задачи общества.

Системный подход к управлению означает прежде всего рассмотрение управляемого объекта в целом как системы, т. е. как совокупности элементов, образующих комплексное единое целое. Осуществление системного подхода означает, что руководители любого уровня могут оценить ситуацию в целом, принять решение лишь с учетом всех обстоятельств и возможных последствий для управляемого объекта как цельной системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.062 с.)