Какие особенности внутриполитического и внешнеполитического положения Казахского ханства при правлении хана Тауке можете отметить. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие особенности внутриполитического и внешнеполитического положения Казахского ханства при правлении хана Тауке можете отметить.



Свод законодательных уложений «Жеты Жаргы» действовал в пределах всего Казахстана. Внешнеполитическое положение Казахского ханства в XVII-начале XVIII века было тяжелым. С запада на казахов совершали набеги волжские калмыки и яицкие казаки, с севера - сибирские казаки, за Яиком-башкиры, с юга бухарцы и хивинцы, но главная опасность исходила с востока, со стороны Джунгарского ханства. Вторжение джунгар в Казахстан шло медленно и постепенно, столкнавения сменялись перемириями, в том числе и подчинениями калмыков власти казахских ханов. Но при хунтайши Батуре противоречия между джунгарами и казахами переросли в непрерывные войны. Батур совершил несколько завоевательных походов против казахов. После его смерти в Джунгарском ханстве начались смуты, но с приходом к власти хунтайши Галдан-Бошоктау (1670-1697) походы эти возобновились. А после прихода к власти хунтайши Цеван-Рабтана (1697-1727) началась полоса кровавых драматических событий. Тауке хан не смог остановить джунгаров, и в 1681 году войска Галдана перешли реку Чу. Джунгары вторглись в Ферганскую долину. В годы Тауке хана калмыкско-казахские войны следовали одна за другой; наиболее значительные из них имели место в 1711-1712,1714,1717 гг. В 1717 году в верховьях реки Аягуз состаялось трехдневное сражение, закончившееся поражением казахов. В 1718 году джунгары предприняли стремительный поход через Семиречье к рекам Арысь, Бугун, Чаян. Их целью было захватить ставку казахских ханов - Туркестан. Несмотря на отдельные удачи хана Тауке в мелких сражениях, казахи постепенно теряли свои кочевья по Ертысу, Тарбагатаю и в Жетысу, все дальше отступая на восток. Однако можно сделать вывод, что Тауке хан был сильным государем и последним из казахских ханов, чья власть территориально распространялась на все три казахских жуза. Вскоре после смерти Тауке хана (1718г.) во всех трех жузах появились свои ханы, родословная которых очень запутана. С тех пор жузы превратились в самостоятельные ханства, которые,однако, не имели особых названий, и хан каждого жуза соответственно именовался ханом Ұлы жуза, ханом Орта жуза, ханом Кіші жуза. Итак, окончилась история Казахского ханства. Началась история Казахских ханств.

 

51.Какие особенности внешнеполитического положения Казахского ханства во второй половине XVI в. можете отметить?

К концу 15 века в состав Казахского ханства вошли Западное Семиречье, район каратау, низовья сырдарьи северное Приаралье, значительная часть восточного казахстана.К началу 16 века Казхское ханство занимало территорию ак орды и могулистана. Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти 16 века в гды правления сына Жаныбека- хана Касыма.(1512-1521).Касым –хана за расширение территории Казахского ханства называли «собирателем казахских земель».Он первым из казахских ханов попытался установить отношения с россией.В 1510 году Мухаммад Шайбани напал на сыгнак, но потерпел сокрушительное поражение от войск Касым хана. В 1512 году Касым захватил г.сайрам. Касым хан поддерживал дружеские отношения с ханом могулистана султан Саидом. Уход Султан Саида в 1514 г.в Восточный Туркестан обусловил укрепление власти казахского хана в Семиречье.Границы Казахского Ханства расширились до реки Яик и Сырдарьи.В 1523-1580 гг.при хане Тахире ханство пришло в упадок.До крнца 16 века города Сыгнак, Отрар, туркестан входили в состав государства Шайбанидов. В 1538- 1580 годах попытки восстановить могущество Казахского ханства предпринял Хакхназар.Он боролся против ойратов. И могульского хана Абд-Рашида.Для противостояния сибирскому хану кучуму хакх-назар вступил в союз с узбекским ханом Абдаллахом.

1586-1594гг. ханство возглавлял Тауекель хан, называвший себя ханом казахов и калмыков. Хан Тауекель наладил отношения с москвой и узбекским ханом. Он умер под Кашгаром в 1598 г. В 1598-1628гг. при хане Есиме в состав Каз.х. вошли Туркестан, Фергана и Ташкент на 200лет.

В 1680-1718гг. правил хан Тауке. Он укрепил К.х. заключил союз с кыргызами и каракалпаками. С Образования Джунг. Х. в 1635г. возросла опасность захвата каз.земель. В конце 17в. дж.армия вторглась в Ю.К. и Семиречье. Первыми джунгары разгромили Сайрам, Манкент. Попытки Хакназара и Тауке создать централ. Гос. Не увенчалось успехом из-за неустойчивых связей между жузами.

52.Общественно-политический строй казахов в XVI-XVIII вв

Внутриполитическая история Казахского ханства XVI-XVII вв. недостаточно известна. Сведенья письменных источников по истории казахов того времени касается главным образом феодальных усобиц и войн казахских феодалов с узбеками, ногайскими и могульскими феодальными правителями, а также с ойратами (калмаками). Они не охватывали внешние территории современного Казахстана и всего казахского населения. Часть его оставалось под власть султанов соседних феодальных государств. Попытку укрепить и объединить хозяйство ослабленной смутами после хана Кагыша, предпринял его сыне Хакк-Назар (1538-1580 гг.). Используя борьбу феодальных групп в Ногайской Орде, Хакк-Назар привлек многих из ногайцев на свою сторону и присоединил территорию по левой стороне Яика. Не упускал хан из под контроля и Туркестанские земли, где он столкнулся с Ташкентским правителем Барак-ханом, захватившем в 1551 г. власть в Самарканде Постоянно напряженное отношение было Северо-западной и Северной границе ханства, где часть феодального правительства ногайских улусов стремились перейти в русское подданство, а лр. Тяготела к Казахскому ханству, и где избран хан Кучум развивал свои враждебные действия. Все это заставило казахского хана искать союзников в лице недавних противников – Шайбанидов Маверанахра, с Абдаллахом II Хакк-Назар заключил клятвенный договор т.о. политика на Юге стабилизировалась. Приемником хана стал уже престарелый Шигай (1580-1582), сын Джадика и внук Джанибек хана. На смене была уже новая аштраханидское династье Маверонахра. На севере Казахское ханство в XVI в. граничило с Сибирьским ханством, образовавшееся в конце XV в. сц-ом Тюмени. Своими южными рубежами оно выходило на территории. Северного Казахстана. Казахские роды кочевали здесь по среднему течению Тобола, Ишима и Иртыша. В своих действия направленного против Русского государства и Казахского ханства, Кучум опирался на союзные отношения с правительством Бухары Шайбанидам Абдуллаха. Сибирское ханство распалось, его территория вошла в состав России. Особенно слабые связи были Средних и Младших жузов со Старшим жузом. Экономически слабое государство на уровне хозяйства, отсутствие внутреннего рынка, упадок города на Юге Казахстана, невозможность объединения казахских земель в централизации государства, преодоление раздробленности нараставшей в связи с тяжелым внешнеполитическим положением. Феодальные усобицы усилились в первой четверти XVII в. наследовавший Тевккелю хан Есим (1598-1628) заключил с Бухарой мир.Предметом был Ташкент, важный торгово-экономический центр. В 1627 г. вражда двух ханов окончилась гибелью Турсун-Мухаммада от руки Есим-хан, однако хан Есим ненадолго пережил своего соперника и умер в 1628 г. В первой половине XVII в. участились военные столкновения между джунгарами и казахами. Борьба между казахами и джунгарскими феодалами в конце XVII в. положило начало новой полосе военных конфликтов.

 

53.Социальная структура казахского общества (XVI-XVIII вв.).

На вершине социальной пирамиды находился хан – верховный избираемый правитель. Хан мог быть избран только из числа султанов. Султаны – не правящие потомки чингизидов. Султаны не могли подвергаться телесному наказанию и не подлежали суду биев. Хан и султаны именовались «ак суйек (белая кость)» или «торе». На одном уровне с чингизидами находились ходжа и саиды. К ним относились потомки пророка Мухаммада по линии его дочери Фатимы и зятя Али, а также потомки его сподвижников. Их именовали в казахской степи «асыл суйек (благородная кость)». Все остальное население относилось к категории «кара суйек (черная кость)», но и эта категория была ранжирована. Переход между категориями ак суйек и кара суйек был невозможен, а вот переход между категориями внутри группы кара суйек часто зависел от личных качеств человека и открывал дорогу наиболее талантливым организаторам, хозяйственникам, ораторам. Таким образом, мы видим, что казахское общество XVI-начала XVIII веков представляло собой строго организованную иерархическую структуру сословных групп, находившихся между собой в регулируемых обычным правом и традицией отношениях. Перейдем теперь к рассмотрению экономической структуры Казахского ханства. Главной отраслью хозяйства оставалось скотоводство.
Вдоль крупных рек (Сырдарья, Чу, Талас, Арысь), в предгорьях Улытау и Атбасарской степи население занималось выращиванием зерновых культур, в основном проса – самого неприхотливого злака, ячменя, пшеницы. На юге земледелие было поливным. Но следует отметить, что в основном земледелием занимались обедневшие, потерявшие скот кочевники. Сохраняло свое значение охота и рыболовство, становившиеся дополнительным источником пищи, меха, шкур. На юге и юго-востоке продолжали свое существование города, выполнявшие функции связи между оседлыми оазисами и кочевой степью. Здесь шла транзитная и местная торговля. Крупнейшим городским центром был Туркестан, который еще Есим-хан сделал своей столицей. Сохраняли свое значение Сайрам, Сауран, Сузак, Отрар. Средняя численность населения в это время – 4-8 тысяч человек. Города были также ремесленными центрами. Но все-таки активная политическая жизнь переместилась в кочевую зону.

 

54.Хозяйство и быт казахов в XV-XVIII вв

Основной отраслью хозяйства продолжало оставаться полукочевое скотоводство, особенностью которого было содержание скота в течение года на подножном корму. Кроме того, в районах Южного Казахстана, на берегах рек Сырдарья, Шу, Талас, Арыс было широко распространено оседлое скотоводство. Казахи разводили главным образом лошадей, овец и верблюдов, в оседлых хозяйствах – крупный рогатый скот и коз. Казахские лошади были в основном двух пород. Табунные лошади с длинным и широким туловищем и относительно короткими ногами обладали высокой способностью к нажировке и зимней пастьбе. Эта порода близка к современной казахской лошади типа жабы. Кроме того, в степи разводили породистых скаковых лошадей. Распространенным видом домашнего скота были верблюды. В период XV-XIX вв. казахи разводили одногорбых верблюдов «нар туйе», но большее предпочтение отдавали двугорбым. При кочевом и полукочевом хозяйстве верблюды круглый год оставались под открытым небом. Лишь иногда в холодное время их обшивали войлочными поисками или строили для них специальные укрытия. Казахи выращивали как крупных курдючных овец, так и более мелкие, тонкорунные породы. Кроме того, существовали породы крупного рогатого скота, приспособленные к пастбищному содержанию даже в зимнее время. В соответствии с природно-климатическими зонами исторически сложились сезонные пастбища: зимние – қыстау, весенние – көктеу, осенние – күзеу и летние – жайлау. Для зимних пастбищ избирались камышовые берега озер, долины рек, горные ущелья, южные склепы сопок, невысокие горы, опушки леса или небольшие равнинные участки бугристых песчаных пустынь. Под весенние пастбища отводились земли, раньше освобождавшиеся от снежного покрова. Кузеу часто совпадали с коктеу и располагались недалеко от зимовок. Жайляу отличались богатым травостоем, прохладным климатом, пресной водой и отсутствием комаров и слепней. Для обеспечения скота водой выкапывались неглубокие, как правило, широкие колодцы, и вода из них черпалась при помощи кожаной бадьи – кауги. Зимняя пастьба скота, производилась в определенной последовательности. Вначале на пастбище выгоняли лошадей, которые копытами разрыхляли снег и поедали лучшую траву, затем на том же месте выпасали коров и верблюдов, и только после этого овец.Во время многодневных буранов он погибал, попадая в соленые озера - «сор», не замерзающие даже в сильные морозы. В особо трудные зимы казахи использовали способ отчистки пастбищ с помощью лопат и других инструментов – күрек ашу, бревен привязанных арканами к лошадям. Первые дни откочевки на жайляу являлись праздником - наурызнама. В сентябре-октябре казахи отправлялись в обратный путь и в ноябре достигали куздеу, а декабре – кыстау. На осенних пастбищах проводили убой скота на зиму – согым. Темп движения на летние пастбища был медленным, обратно на зимовки – более быстрым. Такой порядок кочевания повторялся ежегодно, пастбища и кочевые пути были строго разграничены между общинами. Орошаемое земледелие.

 

55.Казахско-джунгарские отношения. Нашествие джунгар весной 1723 г

Весной 1723 г. началось широкомасштабное наступление джунгарских войск на Казахские Земли. Казахи не смогли оказать должного сопротивления в результате несогласованных действий. Это положило начало «Годам великого бедствия» (1723-1727). Эа этот периоб казахский народ потерял 40% своего населения, около 1 миллиона. Борьбу возглавили Бугенбай, Кабанбай, Жанибек, Малайсары, Тайлак. Большую роль в процессе объединения казахских войск сыграли три бия: Айтеке, Казыбек, Толе. В 1726 – курултай в районе Ордабасы. Глава ополчения – Абулхаир-хан. Крупное сражение в 1726 г. на берегу Буланты, в местности Карасиыр. Казахские воины нанесли джунгарам чувствительное поражение. Место получило название Калмык Карылган (место гибели калмыков). Перелом в борьбе. В 1729 г. происходит кровопролитное сражение на юго-востоке Балхаша — местность Анракай, где объединенные силы трех жузов одерживают победу. Сражением руководит Абулхаир, начинается с поединка его и зятя Галдана Церена Чарыша. Аблай отрубает ему голову. Войска завоевателей отступают по Или на восток. Однако разногласия среди каз. ханов не позволили воспользоваться этой победой. Последствия джунгарского нашествия оказались трагическими для казахского народа: опустели города, упадок торговли и ремесла, нарушены традиционные маршруты кочевок, связи между жузами.

Первый курултай состоялся в 1710 году в районе Каракума. Было решено создать общеказахское ополчение во главе в Богенбаем. В 1711 году военные силы трех жузов дали отпор джунгарам, отступившим к Востоку, а в 1712 году казахские отряды вторглись в пределы Джунгарии. Ответный поход джунгар в 1713 году закончилось провалом, но успех не был закреплен и, воспользовавшись разногласием, в 1714 году джунгары повторили внезапное вторжение. Страна оказалась в сложном положении и 1718 годы в районе р. Аягуз казахское ополчение во главе с Кабанбаем не смогло поправить его.В 1722 году после смерти Цинского Богдыхана Юньчжена, ЦеванРабдан смог обрушить всю свою мощь на казахов. Агрессия Джунгарского ханства, в истории "годы великого бедствия", принесла голод и разруху, резко снизилось поголовье скота, разруш. традиц. маршруты кочевок, в упадок пришло землед., в Юж. районах резко сниз. произво рем. изделий, в упадок пришла торговля и города.

Агрессия джунгар повлияла на международную ситуацию в Центральной Азии. В эти годы сильно пострадало Жетису. Причинами этого было отсутствие политического единства в казахском обществе. Развивая свои успехи, в 1725 году джунгары захватили Туркестан и Ташкент. Успешные действия объединенных сил трех жузов начали давать результаты с 1726 года. В 1726 году в среднем течении реки Сарысу, при впадении в нее реки Буланты, казахское объединенное войско нанесло поражение джунгарским силам. Это была первая крупная победа казахского народа в длительном, изнурительном противостоянии с джунгарами. Место поражения джунгар сохранилось под названием "место гибели калмаков", что отразило значительность поражения джунгар

56.Освободительная борьба казахского народа против джунгар. Битва при Буланты и Анракай и их значение

Поражение 1723 года не сломило казахский народ,в обществе стало наростать сопративление против агрессора. Дело спасения страны взял на себя сам народ, выдвинув из своей среды выдающихся организаторов и предводителей - Богенбая, Кабанбая, Тайлака, Саурыка, Жаныбека, Малайсары, Утегена и многих других. Не последнюю роль в этом нелегком процессе политической мобилизации сил сыграли такие общественные и политические деятели, как Толе би, Казыбек би, Айтеке би. В 1726 году стала активно проводиться политика по объединению усилий всех трех жузов для отпора джунгарам. В 1726 году в местности Ордабасы (Юго-западнее Чимкента) состоялась историческое собрание представителей всех трех жузовПосле этого собрания ополчения 3-х жузов соединились и в 1726 (1728) году нанесли джунгарским войскам на берегу небольшой речки Буланты к западу от реки Сарысу первое за всю войну серьезное поражение. Местность, где произошло это сражение, получила название «Калмак-кырылган» - «Место, где были истреблены калмыки Аныракайская битва. Выдающимся событием в освободительной борьбе казахского народа против джунгарских агрессоров стала Аныракайская битва. Она произошла весной 1730 года в местности Аныракай в 120 верстах на юго-восток от южной оконечности озера Балхаш у озера Алаколь, известное у казахов под названием «ит ишпес Алаколь» (озеро Алаколь, воду которого не станет пить собака, т.е. плохая-горько-соленая).Сражением руководил хан Абулхаир. Битва началась с поединка батыров Одним махом отрубив ему голову, он с криком «Враг сражен!» увлек за собой казахских войнов. Калмаки дрогнули, побежали и были рассеяны казахами. В память о поединке с Чарышем народ присвоил ему имя Аблай». В Аныракайской битве, театр военных действий которой занимал около 200 километров, казахи одержали победу. Это место получило название «Место стонов и рыданий врага». Причиной разногласия стала внезапный смерть Болат хана, и возник спор, кому же быть старшим ханом трех жузов. Обиженный, что ему не достался трон ханства, главнокомандующий объединенными силами казахов Абулхаир откочевал к западным границам Казахстана. Хан Среднего жуза Семеке тоже покинул район сражения. Тем самым, был нанесен непоправимый удар общему делу окончательного освобождения казахских земель от джунгарских завоевателей. Последствия Джунгарского вторжения в Казахстан были трагическими. Опустели города, пришли в упадок торговля и ремесла. Оказались нарушенными традиционные циклы и маршруты перекочевок, деформирована структура Казахстана и земледельческими, ремесленными центрами Средней Азии. Потерпевшие джунгары отступили вдоль реки Или на восток; Освобождены большей части Младшего и Среднего жузов; Показало значимость объединения трех жузов.

 

 

57.Этапы казахско-джунгарских войн. Освободительная борьба казахского народа против джунгар (XVII- середина XVIII вв.)

В 1635 году было образовано Джунгарское ханство. Начиная с этого времени, борьба между казахами и ойратами шла с переменным успехом на протяжении всего 17 века. К началу 18 века соперничество двух кочевых государств достигло апогея. Внутренняя междоусобица политической элиты казахов была главным препятствием объединения сил против внешних завоевателей. Джунгары стремились овладеть Южным Казахстаном и торговыми городами на Сырдарье. В 17 веке борьбу возглавил хан Жангир. Произошло 3 крупных сражения: 1635, 1643, 1652. Самое значительное – Орбулакское сражение 1643 года. Ему удается победить со своей армией (600 чел.) армию джунгар (5000 чел.) благодаря умению и распределению сил. Во время сражения успевает прибыть помощь от Бухарского ханства. В 1710 г. — курултай трех казахских жузов с целью организации ополчения для борьбы с Джунгарией. Ополчение возглавил Богенбай батыр. В Джунгарии к власти приходит Цеван-Рабдан. В 1718 году – битва при Аягузе, казахи терпят поражение. Весной 1723 г. началось широкомасштабное наступление джунгарских войск на Казахские Земли. Казахи не смогли оказать должного сопротивления в результате несогласованных действий. Это положило начало «Годам великого бедствия» (1723-1727). Эа этот периоб казахский народ потерял 40% своего населения, около 1 миллиона. Борьбу возглавили Бугенбай, Кабанбай, Жанибек, Малайсары, Тайлак. Большую роль в процессе объединения казахских войск сыграли три бия: Айтеке, Казыбек, Толе. В 1726 – курултай в районе Ордабасы. Глава ополчения – Абулхаир-хан. Крупное сражение в 1726 г. на берегу Буланты, в местности Карасиыр. Казахские воины нанесли джунгарам чувствительное поражение. Место получило название Калмык Карылган (место гибели калмыков). Перелом в борьбе. В 1729 г. происходит кровопролитное сражение на юго-востоке Балхаша — местность Анракай, где объединенные силы трех жузов одерживают победу. Сражением руководит Абулхаир, начинается с поединка его и зятя Галдана Церена Чарыша. Аблай отрубает ему голову. Войска завоевателей отступают по Или на восток. Однако разногласия среди каз. ханов не позволили воспользоваться этой победой. Последствия джунгарского нашествия оказались трагическими для казахского народа: опустели города, упадок торговли и ремесла, нарушены традиционные маршруты кочевок, связи между жузами.

 

58.Представители письменной литературы XV-XVIII вв. (М.Х. Дулати, Қ. Жалайри, Абулгази).

причины и ход образования казахского ханства, сложение его в мощное цетрализованное государство при касым-хане, дальнейшие судьбы казахского народа, в упорной борьбе и мирном сотрудничестве с сослседями защищавшего свои коренные этнические территории, названные источником (Зайн ад дин Васифи «бадаи ал вакаи)термином «Казахстан» во всех подробностях исследованы в «Тарих-и Рашиди»

«Таварих-гузида –нусрат-наме» Мухаммад шайбани хан.для истории казахского народа имеет немаловажное значение раздел о жизни и деятельности Мухаммад шайбани хана и родословные джучидов.Родословные подробные, иногда они позволяют раскрыть происхождение некоторых ветвей чингизидов, в частности- окончательно решить вопрос о происхождении династии казахских ханов.Они содержат имена казахских ханов и султанов до первой половины 16 века, например имена сыновей и дочерей бурундук-хана и барак- хана.сочинение содержит немало известий по социально- экономическим отношениям, госстрою, родоплеменному составу кочевников Восточного дешт и кыпчака.

«зубдат ал-асар» Абдаллах бен мухаммад али насраллахи.(Абдаллах Балхи) Рассказывается о походе МухаммадШайбани ханна правителей казахских ханств(поход 1510 года). А также говорится о походе касым хана на Туркестан и Ташкент. «Тарихи Абу-л-хайр-хани» Масуд бен Усман Кухистани. Употребление терминологии, указывающей на социальное и служебнле положениеэтих лиц: тархан. Диван. Бек, ходжа. Ознакомление с этими терминами важно, так как они в последющем употреблялись в Казахском ханстве при Касым-хане. Бурундук хане.Устное народное творчество – это зеркало всех сторон жизни казахов. Знаменитые жырау (представители казахской устной поэзии) Дешт-и-Кыпчака XV-XVI вв. – Кодан-тайши, Асан-кайгы, Казтуган, Доспамбет (XVI в.), Жиембет (XVII в.). «Кобланды батыр» - это эпос кыпчаков ХIII-XIV вв. о войне с ханом Ирана.В XVI-XVII вв. бед­ствием для казахской культуры были джунгарские нашествия. Известные эпосы этого периода – это «Ер Сайын», «Ер Едиге», «Сказание об Алпамысе». К героическому эпосу относится дастан «Ер-Косай». Персоналки Аяз би и Жиренше встречаются в сказках. Усман Кухистани в 1540-е гг. написал книгу «Тарих Абулхаир-хани».Кадыргали Жалаири – автор книги «Жамигат таурих» («Сборник летописей»), самого важного исторического произведения XVII в., которое он посвятил Борису Годунову. Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Ногайского улуса. Его песни — образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен. Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Калкаман улы (1684-1781). Бухар-жырау был одним из влиятельных биев при Тауке-хане и Абылае.

59. Акыны и жырау XV-XVIII вв. и их творчество.

Период XV ~ начала XIX вв. занимает особое место в истории культуры казахского народа. Именно в это время сложились своеобразное устное народное творчество, оригинальное музыкальное искусство. Развитие духовной культуры казахов было частью общего исторического процесса. С XIX в. началось постепенное разрушение традиционных духовных ценностей казахского общества, традиционной казахской культуры..XVIII веке в культуре казахов сохранились все традиции, присущие средневековым кочевым образованиям Евразии. Это ярко проявляется как в материальной, так и в духовной культуре. Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди - акыны, жырау, певцы- импровизаторы. В XVIII веке особой популярностью пользовались песни-толгау - размышления и наставления в стихах., авторами которых были известные жырау/- Казтуган Суюнши улы, Доспанбет, Шалкииз, Бухар, Умбетей, Актамберды и другие. Жырау были поэтами-импровизаторами. Нередко жырау были видными политическим деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками.Одним их наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюнши улы. Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Ногайского улуса. Его песни — образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен.

Доспанбет-жырау родился в 90-годах XV в. в городе Азау, побывал в Бахчисарае и Стамбуле. Поэзия Доспанбета - поэзия воина и защитника Родины. Его песни рассказывают-нам о походах и подвигах, чести и долге воина. Доспанбет-жырау погиб в бою.Большой след в культуре казахского народа оставил Шалкииз-жырау Тиленши улы (16 в.). Поэзия Шалкииза глубоко философична, полна сложных художественных образов, патриотична по тематике. Шалкииз реформировал казахское стихосложение, был исполнителем героических эпосов.Традиции поэзии жырау прододаили и обогатили Маргаска-жырау и Жиембет-жырау (17 в.). Маргаска был не только поэтом, но и,воином, участвовал в боях против Турсын-хана. Он является автором героической поэмы «Есим». Жиембет Бортогашулы из рода алшын был бием Младшего жуза при Есим-хане, участвовал в войнах против ойратов и Турсын-хана.Акгамберды-жырау Сарыулы (18 в.) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт- импровизатор. Он активно участвовал во всех антиджунгарских войнах, а в 50-х годах 18 в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Джунгарии.Умбетей Тилеу улы (18 в:) воспевал героическую борьбу с джунгарами, стремление народа к мирной жизни.

60.Покажите особенности социального устройства казахского общества в XV-начале XVIII века.

В казахском обществе существовало 2 сосоловия: кара-суйек и ак-суйек. Ак-суйек – закрытая привилегированная группа лиц. В ак-суйек входили торе (потомки Чингисхана) и кожа (потомки пророка). Торе носили титул султана и имели право на престол. Кожа пользовались авторитетом, важная роль в духовной жизни. К кара-суйек: бии и батыры, тарханы, аксакалы. Бии исполняли административные, судебные, военные функции. Существовало отдельное сословие – кулы (рабы), использовались в домашнем хозяйстве, пленные. В хозяйстве хана использовались толенгуты. Самое бедное население – жатаки, шаруа, консы. Звание аксакал могли получить лица, обладающие интеллектом и знаниями, они являлись фундаментом казахского общества. В каз. обществе отсутствовала классовая борьба, существовала строгая иерархия, крепкие связи между социальными группами, которые были нарушены в ходе присоединения Каз. к России. Структура военно-политической организации строилась на основе доминирования наиболее мощного племени над другими. Основной интегрирующей линией является традиция генеалогического родства, она же обычно служит идеологическим основанием существующих социальных отношений. Вместе с тем, генеалогические связи не всегда отражают степень действительного родства, зачастую исходя из фиктивного родства, выработанного в процессе слияния чужеродных групп в племенную структуру. Крупные группы, даже этнос, в представлениях самих казахов являлись результатом сегментации одной первоночальной семьи. В низших ячейках социальной организации действительно незыблемо соблюдались кровно-родственные принципы. Такие семейно-родственные группы обыкновено называют в литературе патрони-миями. Патронимии представляют коллективы близких родственников, связанных общностью хозяйственных интересов. Именно в патронимиях кочевник находит защиту, помощь, она играет важную роль в социализации личностиМожно предположить, что основной причиной возникновения союзов различных уровней все же являются хозяйственные интересы, что дает основание отождествлять "генеалогические связи" с соседско-общинными. Социально-экономические отношения, существовавшие в кочевых обществах, были весьма своеобразными. Их нельзя сравнивать с первобытным эгалитаризмом, в то же время ряд причин очень тормозил формирование классов. Так, например, в традиционном казахском обществе сосуществовали три большие социальные группы. Султаны были избавлены от телесных наказаний и не подлежали суду биев, наказать их мог только хан или старший из султанов. Кожа считались потомками первых проповедников ислама и пользовались огромным авторитетом среди казахов, хотя их права не были так широки, как у торе. Среднее сословие - кара-суйек (черная кость) было наиболее многочисленное - это семьи, ведущие самостоятельное хозяйство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.03 с.)