Перечислите и опишите основные элементы диаграмм IDEF3. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечислите и опишите основные элементы диаграмм IDEF3.



Единицы работы – Unit of Work (UOW). UOW, также называемые работами (activity), являются центральными компонентами модели. В IDEF3 работы изображаются прямоугольниками с прямыми углами и имеют имя, выраженное отглагольным существительным, обозначающим процесс действия, одиночным или в составе фразы, и номер (идентификатор); другое имя существительное в составе той же фразы обычно отображает основной выход (результат) работы, например, «Изготовление изделия», «Проверка остатка на счете». Часто имя существительное в имени работы меняется в процессе моделирования, поскольку модель может уточняться и редактироваться. Идентификатор работы присваивается при создании и не меняется никогда. Даже если работа будет удалена, ее идентификатор не будет вновь использоваться для других работ. Обычно номер работы состоит из номера родительской работы и порядкового номера на текущей диаграмме.

Рис. 1. Пример изображения единицы работы

Связи

Связи. Связи показывают взаимоотношения работ. Все связи в IDEF3 однонаправлены и могут быть направлены куда угодно, но обычно диаграммы IDEF3 стараются построить так, чтобы связи были направлены слева направо. В IDEF3 различают три типа стрелок, изображающих связи.

 

Стиль стрелок устанавливается с помощью выбора соответствующей стрелки в окне свойств стрелки. (Щелчок правой кнопкой мыши по стрелке ® Style ® Type.)

 

Старшая (Precedence) – сплошная линия, связывающая единицы работ (UOW), Рисуется слева направо или сверху вниз. Показывает, что работа-источник должна закончиться прежде, чем работа-цель начнется.
Отношения (Relational Link) – пунктирная линия, использующаяся для изображения связей между единицами работ (UOW) а также между единицами работ и объектами ссылок.
Потоки объектов (Object Flow) – стрелка с двумя наконечниками, применяется для описания того факта, что объект используется в двух или более единицах работы, например, когда объект порождается в одной работе и используется в другой.

Перекрестки (Junctions)

Окончание одной работы может служить сигналом к началу нескольких работ, или же одна работа для своего запуска может ожидать окончания нескольких работ. Перекрестки используются для отображения логики взаимодействия стрелок при слиянии и разветвлении или для отображения множества событий, которые могут или должны быть завершены перед началом следующей работы. Различают перекрестки для слияния (Fan-in Junction) и разветвления (Fan-out Junction) стрелок. Перекресток не может использоваться одновременно для слияния и для разветвления.

 

Для внесения перекрестка служит кнопка в палитре инструментов –Junction Tool. При добавлении в диаграмму перекрестка, необходимо выбрать его тип в открывающемся диалоговом окне.

 

Описание каждого типа перекрестков приведен в таблице 4.

 

Таблица 4. Типы перекрестков
Обозначение Наименование Смысл в случае слияния стрелок (Fan-in Junction) Смысл в случае разветвления стрелок (Fan-out Junction)
Asynchronous AND Все предшествующие процессы должны быть завершены Все следующие процессы должны быть запущены
Synchronous AND Все предшествующие процессы завершены одновременно Все следующие процессы запускаются одновременно
Asynchronous OR Один или несколько предшествующих процессов должны быть завершены Один или несколько следующих процессов должны быть запущены
Synchronous OR Один или несколько предшествующих процессов завершены одновременно Один или несколько следующих процессов запускаются одновременно
XOR (Exclusive OR) Только один предшествующий процесс завершен Только один следующий процесс запускается

Все перекрестки на диаграмме нумеруются, каждый номер имеет префикс J. После добавления перекрестка, возможно изменение его типа и свойств с помощью диалогового окна Junction Properties.

В отличие от IDEF0 и DFD в IDEF3 стрелки могут сливаться и разветвляться только через перекрестки.

Объекты ссылки

Объект ссылки. Объект ссылки в IDEF3 выражает некую идею, концепцию или данные, которые нельзя связать со стрелкой, перекрестком или работой. Например, на рис.60 в качестве объекта ссылки изображен кассир, выполняющий работу Проверка статуса клиента. С помощью объекта ссылки автор диаграммы указывает на существенную по его мнению идею, факт или событие в предметной области, которое необходимо отразить в диаграмме.

Рис. 2. Пример использования объекта ссылки

 

Объект ссылки изображается в виде прямоугольника, похожего на прямоугольник работы. Имя объекта ссылки задается в диалоге Arrow Properties, в качестве имени можно использовать имя какой-либо стрелки с других диаграмм или имя сущности из модели данных. Для внесения объекта ссылки служит кнопка Referent Tool в палитре инструментов.

 

Объекты ссылки должны быть связаны с единицами работ или перекрестками. Официальная спецификация IDEF3 различает три стиля объектов ссылок – безусловные (unconditional), синхронные (synchronous) и асинхронные (asynchronous). BPwin поддерживает только безусловные объекты ссылок. Синхронные и асинхронные объекты ссылок, используемые в диаграммах переходов состояний объектов, не поддерживаются.

Объект ссылка помимо имени может характеризоваться типом. Типы объектов ссылок приведены в таблице 5. Имя объекта ссылки чаще всего включает его тип (рис.60).

Таблица 5. Типы объектов ссылок
Тип объекта ссылки Цель описания
OBJECT Описывает участие важного объекта в работе.
GOTO Инструмент циклического перехода (в повторяющейся последовательности работ), возможно на текущей диаграмме, но не обязательно. Если все работы цикла присутствуют на текущей диаграмме, цикл может также изображаться стрелкой, возвращающейся на стартовую работу. GOTO может ссылаться на перекресток.
UOB (Unit of behavior) Применятся, когда необходимо подчеркнуть множественное использование какой-либо работы, но без цикла. Например, работа «Контроль качества» может быть использована в процессе «Изготовления изделия» несколько раз, после каждой единичной операции. Обычно этот тип ссылки не используется для моделирования автоматически запускающихся работ.
NOTE Используется для документирования важной информации, относящейся к каким-либо графическим объектам на диаграмме. NOTE является альтернативой внесению текстового объекта в диаграмму.
ELAB (Elaboration) Используется для усовершенствования графиков или их более детального описания. Обычно употребляется для детального описания разветвления и слияния стрелок на перекрестках.

 

11. Какую роль в IDEF3 играют перекрестки? Опишите существующие типы перекрестков, приведите примеры их использования.

Перекрестки (Junctions)

Окончание одной работы может служить сигналом к началу нескольких работ, или же одна работа для своего запуска может ожидать окончания нескольких работ. Перекрестки используются для отображения логики взаимодействия стрелок при слиянии и разветвлении или для отображения множества событий, которые могут или должны быть завершены перед началом следующей работы. Различают перекрестки для слияния (Fan-in Junction) и разветвления (Fan-out Junction) стрелок. Перекресток не может использоваться одновременно для слияния и для разветвления.

 

Для внесения перекрестка служит кнопка в палитре инструментов –Junction Tool. При добавлении в диаграмму перекрестка, необходимо выбрать его тип в открывающемся диалоговом окне.

 

Описание каждого типа перекрестков приведен в таблице 4.

 

Таблица 4. Типы перекрестков
Обозначение Наименование Смысл в случае слияния стрелок (Fan-in Junction) Смысл в случае разветвления стрелок (Fan-out Junction)
Asynchronous AND Все предшествующие процессы должны быть завершены Все следующие процессы должны быть запущены
Synchronous AND Все предшествующие процессы завершены одновременно Все следующие процессы запускаются одновременно
Asynchronous OR Один или несколько предшествующих процессов должны быть завершены Один или несколько следующих процессов должны быть запущены
Synchronous OR Один или несколько предшествующих процессов завершены одновременно Один или несколько следующих процессов запускаются одновременно
XOR (Exclusive OR) Только один предшествующий процесс завершен Только один следующий процесс запускается

Все перекрестки на диаграмме нумеруются, каждый номер имеет префикс J. После добавления перекрестка, возможно изменение его типа и свойств с помощью диалогового окна Junction Properties.

В отличие от IDEF0 и DFD в IDEF3 стрелки могут сливаться и разветвляться только через перекрестки.

Рассмотрим примеры, иллюстрирующие использование перекрестков.

Фрагмент диаграммы, представленной на рис.57 иллюстрирует процесс выдачи наличных кассиром банка. Перекресток J1 обозначает ситуацию, когда любой из последующих процессов (А1.1 или А1.2) должны быть запущены. Перекресток J2 означает, что для продолжения выполнения работ, следующих за перекрестком необходимо завершение хотя бы одного из предшествующих процессов.

Рис. 3. Фрагмент диаграммы выдачи кассиром банка наличных денег

Пример описывает часть процесса работы противопожарной системы. С помощью перекрестка J1 описывается условие, при котором все предшествующие ему процессы должны завершиться, а все последующие начаться

Рис. 4. Фрагмент диаграммы работы противопожарной системы

Рис. 5. Фрагмент процесса выставления оценки
студенту преподавателем

Рассмотрим фрагмент процесса выставления оценки студенту преподавателем (рис.59).

В данном случае невозможен запуск обоих процессов (А1.2 и А1.3). Они являются взаимоисключаемыми, что и отражено на диаграмме с помощью перекрестка Exclusive OR.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.014 с.)