Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 16. Групповое взаимодействиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Общение в контексте конкретной группы, личностные изменения, происходящие под влиянием социального окружения, сама группа как субъект целенаправленной активности – это наиболее значимое содержание социальной психологии как научной дисциплины. Социальная группа – это относительно устойчивая совокупность людей, исторически связанная общностью ценностей, целей, средств либо условий социальной жизнедеятельности (А. И. Донцов). Социальная группа – реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными) (Г. М. Андреева). Отличительными признаками социальной группы и ее психологическими характеристиками являются: – включенность данного объединения людей в более широкий социальный контекст, т.е. существование групповых целей; – наличие общего личностно значимого основания для нахождения в рамках данного образования, т.е. наличие групповых интересов и групповых потребностей; – достаточная длительность существования, позволяющая создавать предметы и феномены групповой культуры и истории, т.е. групповые нормы и групповые ценности; – осознание участниками своей принадлежности к сообществу и возникновение на этой основе «мы-чувства», т.е. наличие группового мнения; – совместная деятельность и необходимость ее целенаправленного управления, разделение функций и ролей между участниками. Выделяют следующие разновидности групп (схема 12): – лабораторные – группы, временно созданные экспериментатором с целью какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы; – естественные – группы, возникающие и существующие исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. – по способу возникновения: официальные и неофициальные; – по степени регламентации отношений и жизнедеятельности: организованные и неорганизованные; – с точки зрения их ценностной значимости для участника: референтные и нереферентные (группы членства); – с точки зрения непосредственности или опосредованности контактов: первичные и вторичные; – большие; – малые.
Схема 12
Большие группы характеризуются тем, что члены группы не находятся в непосредственном контакте. Такие группы могут быть неорганизованными, стихийно возникшими (толпа) и организованными, длительно существующими (государства, нации, партии). Регуляторами социального поведения в больших группах являются нравы, обычаи, традиции. Социальные представления, порожденные большой группой, достаточно долговременны, могут передаваться из поколения в поколение. Интегральная характеристика культуры, порожденной большой группой, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, называется менталитетом. При описании образа жизни большой группы особое значение имеют интересы, ценности, потребности, наличие специфического языка. Организованные реальные большие группы представлены следующими парадигмами:
1. Закрытая. Образ жизни организации основан на:
1) жесткой иерархической структуре; 2) постоянстве, традициях. При конфликте между интересами личности и интересами организации в жертву приносятся интересы личности. Проблемы группы связаны с сильной ригидностью, большой сцепленностью членов организации. Новые начинания проводить в такой группе сложно, требуется сильный лидер.
2. Случайная. Образ жизни организации основан на: 1) отсутствии жесткой формальной структуры; 2) индивидуализме; 3) творчестве; 4) инновациях. Основная проблема данной группы – хаотичность, разобщенность членов организации. Лидер должен опираться на поддержку определенных членов групп.
3. Открытая. Образ жизни основан на: 1) закрытости; 2) изменчивости; 3) свободе индивидуального выражения; 4) коллективной координации, стабильности. Данная структура пытается объединить закрытую и случайную. Основная проблема – бездействие и определенная запутанность. Для руководства группой важно структурирование процесса. 4. Синхронная. Образ жизни противоположен открытой структуре, личные интересы совпадают с целями организации. Основная проблема – ригидность и разобщенность. Для руководства важно влиять на группу опосредованно.
Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, наличие между ними непосредственного личного контакта и эмоциональных отношений. Малая группа доступна непосредственному восприятию, обозрима по своему размеру и времени существования. Традиционно принято выделять основные показатели малой группы: размер группы; структуру группы; групповые процессы; групповые нормы; систему санкций. 1. Размер группы. Этоколичество членов группы. Чаще всего малая группа представлена 3 – 30 членами. Оптимальное количество для быстрых и конструктивных решений – 7 ± 2. 2. Структура группы. Возникает как следствие устойчивых функциональных и межличностных отношений членов группы между собой, определяемая композицией, каналами коммуникаций и социально-психологическим климатом группы (нравственно-эмоциональным тоном). 1) Композиция – характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава группы (однородная или разнородная); чаще всего это показатели возраста, пола, образования. 2) Каналы коммуникаций – система межличностных связей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации от одних членов группы к другим. Структура каналов коммуникаций может быть: а) централизованная – структура, характеризующаяся тем, что один из членов всегда находится на пересечении направлений общения и играет основную роль в организации групповой деятельности: – фронтальная; – радиальная; – иерархическая; б) децентрализованная – структура, характеризующаяся коммуникативным равенством всех участников: – цепная; – круговая; – полная. 3) Социально-психологический климат групп (СПК) – характеристика, отражающая характер, содержание и направленность реальной психологии членов группы. Определяется факторами макросреды (общественные процессы, состояние общества) и микросреды (материально-вещественная среда, уровень организации труда, система стимуляции труда, психологические характеристики членов группы).
Схема 13
Эмоциональная структура группы – это структура межличностных отношений, порождаемая различными вариантами взаимоотношений: а) гармоничных: – идеальных; – согласованных; б) противоречивых: – совместимых диадических; – совместимых триадических; – несовместимых; в) конфликтных: – частично-конфликтных; – полно-конфликтных. 3. Групповые процессы. Это процессы, организующие деятельность группы и рассматриваемые: в контексте развития группы; в контексте положения индивида в группе в качестве ее члена. 3.1. Развитие группы (или групповая динамика) – это совокупность динамических процессов, которые происходят в группе в какую-то единицу времени и знаменуют собой движение группы от стадии к стадии. Стадии развития группы: ее образование, формирование лидерства, формирование сплоченности, принятие группового решения. 1) Образование группы: а) все члены приходят в группу одномоментно; б) в группу входят новички. Образование группы – это процесс ее формального возникновения и комплектования конкретными людьми, которые привносят в группу свои живые личностные устремления, свой жизненный опыт и представления о том, как должна быть организована групповая жизнь. 2 ) Формирование лидерства. Лидер – член группы, обладающий наибольшим ценностным потенциалом, имеющий в ней высокий статус, пользующийся авторитетом. Лидерство – это субординированность позиций участников в зависимости от их ценностных потенциалов и вкладов в жизнедеятельность группы; психологическая характеристика поведения определенных членов группы. Становление лидера может происходить следующим образом: а) лидер – функция личности, т.е. лидером становится член группы, имеющий высокую активность, инициативность, чувство юмора, доброжелательность, уверенность, являющийся носителем и активным проводником предпочитаемых группой целей и ценностей; б) лидер – функция группы, т.е. лидер – тот член группы, чьи ценностные установки и целевые ориентиры, реализуемые в конкретном поведении, являются для большинства членов группы референтными; в) лидер – функция ситуации, т.е. поведение, реализуемое лидером в значимых групповых ситуациях, служит источником его влияния на других членов группы, которые воспринимают его как образец. Стиль лидерства – это совокупность средств психологического воздействия, которыми пользуется лидер для оказания влияния на других членов группы. Выделяют следующие стили лидерства: а) либеральный, б) авторитарный, в) демократический. На практике самым удачным является не какой-либо один из трех перечисленных стилей лидерства, а гибкий или комбинированный стиль лидерства, при котором лидер умеет вести себя по-разному, меняя стиль своего поведения в зависимости от сложившейся в группе обстановки. 3) Формирование сплоченности. Сплоченность – процесс формирования особого типа связей в группе, превращающих внешне заданную структуру в психологическую общность людей, живущую по своим законам; «сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней»; характеристика системы эмоциональных предпочтений членов группы. Признак сплоченности – частота и интенсивность коммуникативных связей в группе. Сплоченность определяется социометрией как процент выборов между членами, основанных на взаимной симпатии друг к другу. Сплоченность группы означает, что данный состав группы интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута особая степень развития отношений, при которой все члены группы в наибольшей степени разделяют цели групповой деятельности и ценности, связанные с данной деятельностью. Развитие сплоченности происходит на основе совместной деятельности. Факторы, способствующие сплоченности группы: – эмоциональная привлекательность членов группы; – сходство членов группы между собой; – предпочитаемый группой способ взаимодействия и ведущий социальный мотив; – особенности групповых целей. 4) Принятие группового решения. Процесс принятия группового решения – это выбор из ряда альтернатив, осуществляемый группой в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для членов группы задачи. Наиболее известные приемы принятия группового решения: – групповая дискуссия; – мозговой штурм (собрание изобретателей); – групповое интервью; – обсуждение отдельного случая; – выступление-дискуссия. Эффективность групповой деятельности зависит от (схема 14): 1) от основных управленческих функций (Файоль);
Схема 14
2) от принятия управленческих решений, в которых выделяют следующие стадии: а) изучение проблемы; б) выработка идей; в) отсев неприменимых идей; г) планирование нововведений; д) обратная связь и анализ. По характеру и формам организации деятельности малых групп выделяют следующие уровни развития (схема 15): направленность
Личная деятельностью
Схема 15
Номинальная группа (1) – случайно организованная или неорганизованная группа, характеризующаяся временным объединением членов на основе сходства интересов или общности пространства (например, экскурсионные группы, пассажиры купе). Ассоциация (2) – группа, в которой межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности (например, спортивная, научная организация). Корпорация (3) – группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп (например, группа бизнесменов). Коллектив (4) – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между ними. Межличностные отношения членов коллектива основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении, контактности, информированности, при этом присутствует благоприятный социально-психологический климат. Каждый член выступает как типичный представитель данного коллектива. 3.2. При описании положения индивида в группе в качестве ее члена пользуются следующими понятиями: статус (лат. statutum – положение) – это единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного его восприятия другими членами группы; это степень действительной авторитетности одного из членов группы для остальных участников; позиция – это понятие, обозначающее положение индивида в той или иной подсистеме отношений и определяющее степень его потенциального влияния на поступки остальных членов группы; роль – это нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения индивида, ожидаемый группой; может рассматриваться как динамический аспект статуса; система групповых ожиданий – это характеристика группового восприятия и оценивания членов группы и контролирующая их деятельность. 4. Групповые нормы. Это модели, эталоны должного поведения социальных групп и их членов с точки зрения общества в целом; это определенные правила, которые выработаны группой и приняты ею, которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы группы связаны с групповыми ценностями, которые складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности. Нормы, как правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы, опираются на групповые ценности, хотя правила обыденного поведения могут и не нести в себе какой-то особой специфики группы. В каждой группе действуют нормы двух типов: 1) конвенциональные (лат. conventionalis – соответствующий договору, условию) – внедренные группой той социальной системы, в рамках которой она функционирует; 2) нормы первичной группы – создающие в каждом случае уникальный и часто неосознанный членами свод законов и правил (у нас принято). Нормы первичной группы могут находиться в согласии с предписанными конвенциональными правилами, но могут и отличаться от них. Проблемы нормативного влияния на личность в группе могут быть условно выделены в два направления: а) нормативное влияние большинства группы на отдельную личность (исследования С. Аша); б) нормативное влияние, оказываемое меньшинством на личность (исследования С. Московичи). Конформизм (лат. conformis – подобный ) – подчинение суждения или действия человека групповому давлению (мнению большинства) в ситуации конфликта между его собственным мнением (опытом) и мнением большинства. Конформность – склонность человека как члена группы неосознанно выбирать и следовать мнению большинства. Негативизм (от лат. negativus – отрицательный) – демонстрация поведения или мнения, противоречащего мнению большинства независимо от того, право это большинство или нет. Нонконформизм – демонстрация мнения или поведения, опирающегося на собственный опыт независимо от мнения или поведения группового большинства. Факторы, влияющие на конформное поведение (М. Р. Битянова): – единодушие большинства; – численность большинства; – особенности и значимость ситуации; – особенности группы; – гендерные и возрастные особенности; – индивидуальные особенности испытуемого. Основные факторы, делающие позицию меньшинства влиятельной: последовательность, уверенность, гибкость (готовность к компромиссу), уважительное отношение к оппонентам. Благодаря существованию мнения меньшинства возрастает вероятность выработки отдельным членом и группой новых, креативных решений. 5. Система санкций. Э то механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: 1) поощрительные и запретительные; 2) позитивные и негативные. Человек обладает субъективной целостной системой представлений, в которой теоретическому анализу подлежат (М. Рокич) наиболее значимые ее составляющие: понятие «я», ценности, аттитюды. Аттитюд (лат. aptus – подготовленность, подогнанность) – система субъективных отношений человека и его система представлений о собственном поведении и поведении других; механизм, регулирующий реальное поведение человека; состояние психонервной готовности, складывающееся на основе опыта и оказывающее направляющее (или) динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан. Аттитюд фиксирует не столько способ поведения или состояния, сколько представления об определенном предмете или ситуации. В структуре аттитюда выделяют (М. Рокич) компоненты: когнитивный, аффективный, поведенческий. В качестве нормативного фактора, регулирующего действие аттитюдов на реальное поведение, рассматривают (М. Фишбейн) воздействие социального окружения. Человек интерпретирует ожидания своих референтных групп или отдельных людей в отношении предполагаемого поступка, и эти интерпретации могут существенно влиять на выбор поведения. Психические образования, возникающие на основе усвоения установок референтных групп, называются социальной установкой. Социальная установка – устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или чему-либо, включающее мысли, эмоции, действия, предпринимаемые им в отношении данного объекта; осознаваемый, предпочитаемый тип поведения. Формирование и изменение социальных установок может происходить в результате целенаправленного воздействия на поведение человека в той или иной ситуации. Социальная фасилитация (англ. facilitation – поддержка) – воздействие присутствующих на психологию и поведение человека, выражающееся в активизации его психических процессов и состояний, улучшении выполнения простых или хорошо знакомых задач и ухудшении выполнения сложных в присутствии других; усиление доминантых реакций в присутствии других. Воздействие других людей возрастает вместе с увеличением их количества.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.158 (0.02 с.) |