Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция капиталистического общества в марксизме. Генезис капитализма.
Свои общесоциологические выводы Маркс использовал для исследования современного ему буржуазного общества. Исследование это привело к следующим результатам. Буржуазное общество расколото на два антагонистических класса - буржуазию и пролетариат. Существование других классов и групп им не отрицалось (ремесленники, торговцы, крестьяне - собственники), однако их положение рассматривалось как неустойчивое, не имеющее исторической перспективы и, в конечном итоге, их представители должны будут слиться или с буржуазией, или с пролетариатом. Маркс выделял важнейшую особенность буржуазии - она не может существовать, не развивая постоянно средства производства. При всей прогрессивности этой деятельности, на определенном этапе это развитие начинает порождать, а затем и усиливать, конфликт производственных отношений и производительных сил. Характер производства становится все более общественным, т.е. в производстве любого продукта - вплоть до булавки или иглы (излюбленные примеры экономистов той эпохи) - принимают участие не только разные люди, но даже разные страны, однако, организация, управление производством по-прежнему подчиняются правилам частнособственнических отношений. Одно из проявлений этого конфликта - кризисы перепроизводства, которые, по Марксу, являются неизлечимой болезнью капитализма, порождаемой имманентными законами его рыночной стихии. Маркс сравнивал буржуазию с волшебником, не способным справиться с вызванными им самим подземными силами. Этот антагонизм капитализма проявляется, с одной стороны, в росте численности, с другой - в росте нищеты пролетариата, ибо, по мере развития техники, все меньшая доля капитала превращается в заработную плату рабочих. Как результат - рост безработицы и падение жизненного уровня работающих пролетариев. Одни пролетарии обречены на чрезмерный труд, другие, в итоге, оказываются вообще лишенными работы. Но пролетариям «нечего терять, кроме своих цепей». Из класса «в себе», т.е. из совокупности людей, хотя и принадлежащих объективно к определенному общественному классу, но не осознающих адекватно своего места в обществе, пролетарии должны превратиться в класс «для себя», т.е. осознать свое положение и организовать борьбу против буржуазии. Первая стадия - сугубо профессиональная борьба «местного» масштаба, но, постепенно, в частности, благодаря развитию средств связи, она должна перерасти в национальную, а затем и интернациональную борьбу. Итогом этой борьбы должна стать пролетарская революция, которая приведет к созданию бесклассового коммунистического общества. Это будет завершением «предыстории» человечества, началом его подлинной истории.
В рамках коммунизма социальная жизнь перестанет господствовать над человеком в качестве некоей чуждой, от него независящей силы, а, тем самым, исчезнут основания для существования иллюзорных форм общественного сознания, в частности, религии.
Концепция социологии как науки и социологический метод Г. Зиммеля. Принцип методологического индивидуализма. В работе «соц-я диферен-я» Зиммель указывает свое виденье социологии как науки. Соц-гия –поздняя наука, возник.неспонтанно, Соц.реальность отличается от природной реальности. Социология является одной из наук о культуре. В рамках общества мы встречаемся в первую очередь с индивидуальными взаиможействиями -> общество состоит из индивидов и их взаимодействий, поэтому должна формироваться осознано, т.е. решение методологических проблем предшествуют решению других проблем. Зиммель выделяет 2 подхода к обществу: 1) общество как полнота историч. и культ.жизни; 2) совокупность взаимодействующих людей -> новое видение общества социологией. Теория общ-ва по З. многоуровневая. Он методологически представляет общ-во как нечто целое, включ-е любые конкретные проявления исторической жизни. Такое представление об общ-ве приводит к методологическим особенностям 1 соц-гия –синтетическая наука, изучает целое общество, используя данные других наук. По З. соц-гия – лишь новая точка зрения на известные факты – формальные (институт), т.е. ее интересуют формы соц-го взаимодействия. Формы и содержание взаимодействий – неделимое целое, но абстрактно можно разделить (пример: образование групп (форма) всегда связано с межличностными отношениями (содержания)). 2 Сложность соц-гии определяет отсутствие однозначности в ней, свойственной естественным наукам, в силу неоднозначности объекта соц-гии.
Цель исследования в соц-гии – исслед-е соц-х форм и культурных содержаний, а не установление законов. Любое понятие – лишь собирательное, результат нашего способа рассмотрения. Соц-гия должна отказаться от рассмотрения группы, общества и т.д., как непосредственного объекта исслед-ть нужно индивидуальное соц. действие и взаимодействия людей. Принцип методологического индивидуализма – основа его методологического подхода. Социолог должен опираться при исследовании на индивида и произведенное им действие. Исп.метод понимания и интерпретации (в обществе существует много индивидов, взаимодействие характеризуется их индивидуальностями). Представления, знания – основа любого соц.взаимодействия. Процесс соц.взаимодействия внутренне определен априрорными данными. Знание – внутренняя структура. Задача социологии – обнаружить процессы, совершающиеся в индивидах, которые обуславливают их бытие – общество, но не как причины, а как частные процессы синтеза. Метод понимания: общество как культурная и историческая ценность; метод типологизации: совокупность соц.взаимодействий, предмет социологии – соц.форма. Социология м.б.формальной и социология конфликтов. Зиммель и его «новая» концепция общества. Общество – это: 1) круг общения, 2) совокупность соц.форм, 3) совокупность частных процессов синтеза. Общество обладает аспектами: 1) существует только через взаимодействие людей, как совокупность взаимодействий; 2) уникальное и устойчивое образование. В обществе взаимодействия сначала случайны, затем принимают форму. (институты, соц.струкруты и т.д.) Общество устойчиво и безотносит.к случайным взаимодействиям. Общ-во - совокупность взаимодействий формы и содержания. В работе «О социальной дифференциации» он подробно анализирует проблему соотношения общ-ва и инд-дов, считая при этом подлинной реалией лишь индивидов, а настоящий объект науки – поведение инд-в. Соц-гия должна изучать инд-дов, их взаимодействий, кот-е позволяют представить в своей совокупности общ-во. З. особо выделял как формы соц. взаимодействия: конфликт, конкуренция, подчинение, главенство, подражание, разделение труда, образование партий, авторитет, договор. Инд-ды соединяются в общ-во, т.е. обобществляются. Таким образом, с термином «общ-во» Зиммель тесно связывает другой ключевой термин «обобществление». Теория общ-ва Зиммеля подразделяется на: -общество как совокупность кругов общения; совокупность социальных форм; совокупность частных процессов синтеза. Понимание общества:1) совокупность кругов общения; 2) устойчивые формы взаимодействия; 3) возможное общество. Теория общества как совокупности частных процессов синтеза Г. Зиммеля. Одно из определений общ-ва по Зиммелю, - общ-во – совокупность частных процессов синтеза. Задача социологии – обнаружить процессы, совершающиеся в индивидах, которые обуславливают их бытие – общество, но не как причины, а как частные процессы синтеза. Основное место занимает взаимодействие индивидов. При взаимодействии каждый из индивидов выступает как другой по отношению к другому. Представление Другого держится на требованиях (условия соц-ного взаимодействия) 1) дистанция; 2) объективная оценка; 3) типизация Другого (мы представляем себе каждого из чел-ка: офицер, ученый); 4) Учет черт не входящих в «тип» чел-ка; 5) Ценность индивидуальности. Общ-во предлагает индивиду «место», но индивид стремится его занять.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.006 с.) |