ТОП 10:

Концепция капиталистического общества в марксизме. Генезис капитализма.



Свои общесоциологические выводы Маркс использовал для исследования современного ему буржуазного общества. Исследование это привело к следующим результатам.

Буржуазное общество расколото на два антагонистических класса - буржуазию и пролетариат. Существование других классов и групп им не отрицалось (ремесленники, торговцы, крестьяне - собственники), однако их положение рассматривалось как неустойчивое, не имеющее исторической перспективы и, в конечном итоге, их представители должны будут слиться или с буржуазией, или с пролетариатом.

Маркс выделял важнейшую особенность буржуазии - она не может существовать, не развивая постоянно средства производства. При всей прогрессивности этой деятельности, на определенном этапе это развитие начинает порождать, а затем и усиливать, конфликт производственных отношений и производительных сил. Характер производства становится все более общественным, т.е. в производстве любого продукта - вплоть до булавки или иглы (излюбленные примеры экономистов той эпохи) - принимают участие не только разные люди, но даже разные страны, однако, организация, управление производством по-прежнему подчиняются правилам частнособственнических отношений. Одно из проявлений этого конфликта - кризисы перепроизводства, которые, по Марксу, являются неизлечимой болезнью капитализма, порождаемой имманентными законами его рыночной стихии. Маркс сравнивал буржуазию с волшебником, не способным справиться с вызванными им самим подземными силами.

Этот антагонизм капитализма проявляется, с одной стороны, в росте численности, с другой - в росте нищеты пролетариата, ибо, по мере развития техники, все меньшая доля капитала превращается в заработную плату рабочих. Как результат - рост безработицы и падение жизненного уровня работающих пролетариев. Одни пролетарии обречены на чрезмерный труд, другие, в итоге, оказываются вообще лишенными работы. Но пролетариям «нечего терять, кроме своих цепей». Из класса «в себе», т.е. из совокупности людей, хотя и принадлежащих объективно к определенному общественному классу, но не осознающих адекватно своего места в обществе, пролетарии должны превратиться в класс «для себя», т.е. осознать свое положение и организовать борьбу против буржуазии. Первая стадия - сугубо профессиональная борьба «местного» масштаба, но, постепенно, в частности, благодаря развитию средств связи, она должна перерасти в национальную, а затем и интернациональную борьбу. Итогом этой борьбы должна стать пролетарская революция, которая приведет к созданию бесклассового коммунистического общества. Это будет завершением «предыстории» человечества, началом его подлинной истории.

В рамках коммунизма социальная жизнь перестанет господствовать над человеком в качестве некоей чуждой, от него независящей силы, а, тем самым, исчезнут основания для существования иллюзорных форм общественного сознания, в частности, религии.

 


 


Концепция социологии как науки и социологический метод Г. Зиммеля. Принцип методологического индивидуализма.

В работе «соц-я диферен-я» Зиммель указывает свое виденье социологии как науки. Соц-гия –поздняя наука, возник.неспонтанно, Соц.реальность отличается от природной реальности. Социология является одной из наук о культуре. В рамках общества мы встречаемся в первую очередь с индивидуальными взаиможействиями -> общество состоит из индивидов и их взаимодействий, поэтому должна формироваться осознано, т.е. решение методологических проблем предшествуют решению других проблем. Зиммель выделяет 2 подхода к обществу: 1) общество как полнота историч. и культ.жизни; 2) совокупность взаимодействующих людей -> новое видение общества социологией. Теория общ-ва по З. многоуровневая. Он методологически представляет общ-во как нечто целое, включ-е любые конкретные проявления исторической жизни. Такое представление об общ-ве приводит к методологическим особенностям 1 соц-гия –синтетическая наука, изучает целое общество, используя данные других наук. По З. соц-гия – лишь новая точка зрения на известные факты – формальные (институт), т.е. ее интересуют формы соц-го взаимодействия. Формы и содержание взаимодействий – неделимое целое, но абстрактно можно разделить (пример: образование групп (форма) всегда связано с межличностными отношениями (содержания)). 2 Сложность соц-гии определяет отсутствие однозначности в ней, свойственной естественным наукам, в силу неоднозначности объекта соц-гии.

Цель исследования в соц-гии – исслед-е соц-х форм и культурных содержаний, а не установление законов. Любое понятие – лишь собирательное, результат нашего способа рассмотрения. Соц-гия должна отказаться от рассмотрения группы, общества и т.д., как непосредственного объекта исслед-ть нужно индивидуальное соц. действие и взаимодействия людей. Принцип методологического индивидуализма – основа его методологического подхода. Социолог должен опираться при исследовании на индивида и произведенное им действие. Исп.метод понимания и интерпретации (в обществе существует много индивидов, взаимодействие характеризуется их индивидуальностями). Представления, знания – основа любого соц.взаимодействия. Процесс соц.взаимодействия внутренне определен априрорными данными. Знание – внутренняя структура. Задача социологии – обнаружить процессы, совершающиеся в индивидах, которые обуславливают их бытие – общество, но не как причины, а как частные процессы синтеза.

Метод понимания: общество как культурная и историческая ценность; метод типологизации: совокупность соц.взаимодействий, предмет социологии – соц.форма. Социология м.б.формальной и социология конфликтов.

Зиммель и его «новая» концепция общества.

Общество – это: 1) круг общения, 2) совокупность соц.форм, 3) совокупность частных процессов синтеза.

Общество обладает аспектами: 1) существует только через взаимодействие людей, как совокупность взаимодействий; 2) уникальное и устойчивое образование. В обществе взаимодействия сначала случайны, затем принимают форму. (институты, соц.струкруты и т.д.) Общество устойчиво и безотносит.к случайным взаимодействиям. Общ-во - совокупность взаимодействий формы и содержания. В работе «О социальной дифференциации» он подробно анализирует проблему соотношения общ-ва и инд-дов, считая при этом подлинной реалией лишь индивидов, а настоящий объект науки – поведение инд-в. Соц-гия должна изучать инд-дов, их взаимодействий, кот-е позволяют представить в своей совокупности общ-во. З. особо выделял как формы соц. взаимодействия: конфликт, конкуренция, подчинение, главенство, подражание, разделение труда, образование партий, авторитет, договор. Инд-ды соединяются в общ-во, т.е. обобществляются. Таким образом, с термином «общ-во» Зиммель тесно связывает другой ключевой термин «обобществление». Теория общ-ва Зиммеля подразделяется на: -общество как совокупность кругов общения; совокупность социальных форм; совокупность частных процессов синтеза. Понимание общества:1) совокупность кругов общения; 2) устойчивые формы взаимодействия; 3) возможное общество.

Теория общества как совокупности частных процессов синтеза Г. Зиммеля.

Одно из определений общ-ва по Зиммелю, - общ-во – совокупность частных процессов синтеза. Задача социологии – обнаружить процессы, совершающиеся в индивидах, которые обуславливают их бытие – общество, но не как причины, а как частные процессы синтеза.

Основное место занимает взаимодействие индивидов. При взаимодействии каждый из индивидов выступает как другой по отношению к другому. Представление Другого держится на требованиях (условия соц-ного взаимодействия) 1) дистанция; 2) объективная оценка; 3) типизация Другого ( мы представляем себе каждого из чел-ка: офицер, ученый); 4) Учет черт не входящих в «тип» чел-ка; 5) Ценность индивидуальности. Общ-во предлагает индивиду «место», но индивид стремится его занять.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.106.44 (0.004 с.)