Составление словаря лингвистических терминов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составление словаря лингвистических терминов.



Составление словаря подразумевает поиск различных интерпретаций одного и того же термина, их сравнение, фиксацию (запись в индивидуальном словаре со ссылкой на источник) и освоение. Таким образом необходимо определить основные термины современного языкознания, включенные в тематический план занятий и список экзаменационных вопросов.

Конспект содержания лингвистических концепций.

Осознанному, постепенному освоению довольно большого массива специальных знаний будет способствовать регулярное и последовательное ведение конспектов сложных разделов (см. список экзаменационных вопросов) основных и дополнительных источников рекомендованной научной литературы.

 

Конспект содержания методов современного языкознания.

Формирование широкой лингвистической компетенции студентов невозможно без совершенствования навыков решения профессиональных, в том числе исследовательских задач. Конспект рекомендованной методической литературы необходим для тщательного ознакомления с содержанием методов современного языкознания, применяемых в различных его отраслях, направлениях.

Контрольная работа № 1 “Обоснование методов научного исследования”.

Теоретические сведения, полученные студентами, должны быть уместно применены для решения практических исследовательских задач: необходимо выбрать и обосновать методологическую базу собственной курсовой или дипломной работы. Методы отбираются студентом в соответствии с темой исследования и актуальной парадигмой современного лингвистического знания.

 

Контрольная работа № 2 “Основы лингвистических знаний и их отражение в школьных учебниках. Современные дидактические материалы по теории языка”.

Необходимо проанализировать учебники по русскому языку для средней и старшей школы (на выбор: 5-11 кл.) и составить таблицу соответствий научных проблем современной лингвистики (например, “Структура языка (единицы, уровни)”, “Язык и речь, функции языка и речи”, “Язык как знаковая система”, “Язык и мышление”, “Язык и общество”, “Историческое развитие языка” и т. д.) и тем, вопросов, которые рассматриваются в школе.

 

7.2. Примерная тематика рефератов (курсовые работы не предусмотрены)

1. Язык и другие знаковые системы; природа и свойства языковых знаков.

2. Уровневые теории языка, понятие языковой системы и структуры.

3. Проблема языка и речи; функции языка и речи.

4. Слово как единица языка.

5. Словосочетание и фразеологизм как единицы языка.

6. Предложение как единица языка и его отношение к высказыванию.

7. Фонема и морфема как единицы языка.

8. Значение как единица языка.

9. Природа частей речи и принципы их классификации.

10. Соотношение частей речи и членов предложения.

11. Части речи и семантические классы слов (лексико-грамматические разряды, лексико-семантические классы, тематические группы, синонимические и антонимические ряды, семантические поля и т.п.).

12. Части речи и семантические категории.

13. Природа грамматических категорий. Явные и скрытые категории языка.

14. Семантический и формальный аспекты языковых категорий.

15. Грамматические категории имени в языках мира.

16. Грамматические категории глагола в языках мира.

17. Статус синтаксических категорий в языке.

18. Взаимодействие когнитивных, семантических и грамматических категорий в процессе познания человеком мира.

19. Взаимоотношения языка, мышления и действительности.

20. Языковое и неязыковое мышление: способы репрезентации в мышлении человека и в языке результатов познания действительности (фреймы, гештальты, сценарии, образы, схемы, когнитивные и семантические категории и т. п.).

21. Типы языкового знания: значение, значимость, функция.

22. Типы языковых значений.

23. Речевой (актуальный) смысл в его отношении к языковым значениям и неязыковым знаниям.

24. Генетические семьи языков и языковые союзы.

25. Взаимодействие языков: причины и следствия языковых контактов (заимствования, двуязычие и многоязычие, интерференция и др.).

26. Социальная природа языка (язык и общество).

27. Принципы типологии языков.

28. Языковые универсалии.

29. Язык и культура.

30. Изменение, развитие и совершенствование языка.

 

При написании рефератов студенты должны использовать, помимо обязательной литературы, не менее 5 дополнительных источников, включая новейшие пособия. Цитирование необходимо осуществлять корректно, в соответствии с существующими стандартами. Выдвигаемые тезисы желательно иллюстрировать 3-4 языковыми примерами (по возможности из разных языков).

 

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Объект, предмет, задачи и структура современного языкознания, место в нем теории языка. Связи языкознания с другими науками.

2. Античные учения о языке в Китае, Древней Индии, Греции и Риме.

3. Языкознание средних веков. Арабские и европейские учения о языке.

4. Создание графических систем в различных регионах мира.

5. Языкознание эпохи Возрождения (XV-XVIII веков). Рационалистическое и эмпирическое направления в его развитии.

6. Сравнительно-историческое языкознание XIX века (труды Ф.Боппа, А.Потта, Р.Раска, Я.Гримма, А.Х.Востокова и др.).

7. Роль Лейпцигской школы младограмматиков в развитии языкознания XIX-XX веков (Г.Пауль, К.Бругман, Г.Остгоф и др.).

8. Логические теории языка: учение Аристотеля, всеобщая рациональная грамматика Пор-Рояля (1660), лингвистический логицизм 18-19 вв.

9. В.фон Гумбольдт как основоположник языкознания. Дальнейшая разработка общелингвистических идей Гумбольдта неогумбольдтианцами (Э.Сепир, Б.Ли Уорф, Л.Вайсгербер и др.).

10. Психологическое направление в языкознании XIX-XX веков: атомистический психологизм младограмматиков, этнопсихологическая концепция Г.Штейнталя, В.Вундта, психологизм лингвистических школ России.

11. Натуралистическая концепция А.Шлейхера и разработка биологических аспектов языка в современном языкознании.

12. Эстетическое направление в языкознании XIX-XX веков (К.Фосслер, А.А.Потебня, В.В.Виноградов и др.).

13. Роль Казанской, Московской и Санкт-Петербургской (Ленинградской) школ в развитии языкознания 19-20 вв.

14. Учение Ф. де Соссюра о языке. Развитие и критика его идей в языкознании 20 в.

15. Основные направления структурализма в языкознании: Пражский лингвистический кружок, Копенгагенская школа глоссематики, американская дескриптивная лингвистика.

16. Социологическое направление в языкознании 19-20 вв.

17. Основные направления, школы и достижения советского языкознания. Крупнейшие его представители.

18. Ведущие определения и понимания сущности языка.

19. Язык, речевая деятельность, речь. Функции языка и речи.

20. Язык как система знаков. Природа, свойства и типы языковых знаков.

21. Язык и другие знаковые системы. Семиотика как наука о знаковых системах.

22. Устройство языка как знаковой системы. Важнейшие стратификационные теории языка.

23. Языковые универсалии.

24. Типы языковых единиц и отношения между ними.

25. Фонетическая система языка, ее внутреннее устройство и основные единицы (звуки, фонемы, морфонемы, диэремы, просодемы, интонемы и другие).

26. Важнейшие фонологические теории и школы.

27. Формальный аспект лексико-грамматической системы языка. Взаимоотношения лексики и грамматики; их отношение к семантике.

28. Семантический ярус языка, его внутренняя организация и единицы.

29. Морфемы и фонемы как единицы языка.

30. Слово как единица языка.

31. Словосочетание и фразеологизм как единицы языка.

32. Предложение как единица языка в его отношении к высказыванию как единице речи.

33. Значение, функция, значимость – важнейшие типы языкового знания. Речевой смысл как результат взаимодействия языковых и неязыковых знаний.

34. Типы языковых значений.

35. Природа частей речи и принципы их классификации.

36. Лексико-семантические классы слов и семантические поля.

37. Грамматические категории частей речи: их природа, семантический и формальный аспекты.

38. Морфологические и синтаксические, явные и скрытые категории языка.

39. Части речи и члены предложения.

40. Взаимоотношения языка, мышления человека и действительности. Проблемы разграничения языкового и неязыкового знания.

41. Взаимоотношения языка и общества. Социальная обусловленность языка.

42. Язык и культура. Характер их взаимосвязи и взаимодействия.

43. Языковые контакты. Двуязычие и многоязычие, заимствования, интерференция и языковые союзы как следствия контактирования языков.

44. Основные причины, закономерности и темпы языковых изменений. Вопрос о прогрессе в развитии языка.

45. Синхрония и диахрония. Статическое и динамическое в языке.

46. Морфологическая, генеалогическая, социологическая и другие типологии языков мира.

47. Межнациональные и международные языки. Их роль в современном мире.

48. Общее понятие теории и метода. Типология научных методов. Методы языкознания.

49. Сравнительно-исторический метод языкознания. Приемы внешней и внутренней реконструкции. Глоттохронология.

50. Компонентный анализ языковых значений. Его достоинства и недостатки, принципы и сферы применения.

51. Психолингвистические методы исследования. Ассоциативные словари.

52. Дистрибутивный (контекстологический) анализ. Основные его приемы и сфера применения.

53. Трансформационный метод современной лингвистики: принципы и сфера его применения.

54. Оппозитивный (парадигматический) метод современной лингвистики. Типы языковых оппозиций.

55. Логические и логико-математические методы современной лингвистики.

56. Основные идеи и методы современной социолингвистики.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Грамотно организованное изучение дисциплины «Теория языка» способствует формированию широкой лингвистической компетенции студентов, а также систематизации, обобщению и углублению профессиональных знаний, полученных ими при освоении не только языковедческих, но и ряда других дисциплин (философии, логики, психологии, социологии, культурологии, основ научного исследования, концепций современного естествознания), предусмотренных учебным планом. В целях оптимизации образовательного процесса рекомендуется изначальное доведение до сведения студентов стоящих перед ними задач, знакомство с тематикой лекций, практических занятий, рефератов, с темами, данными для самостоятельного изучения, а также со списком экзаменационных вопросов и формами проведения итоговой аттестации.

Осознанному, постепенному освоению довольно большого массива специальных знаний должно способствовать регулярное и последовательное ведение конспектов лекций, основных и дополнительных источников научной литературы, составление индивидуальных словарей лингвистических терминов и каталога персоналий, которыми студенты смогут пользоваться во время практических занятий. На семинарах целесообразно заслушивать устные выступления, которые готовятся студентами заранее (на основе не менее 5 различных рекомендованных и иных учебных пособий, с обязательным приведением иллюстративного языкового материала); затем доклады обсуждаются и оцениваются членами группы, — преподаватель же руководит дискуссией и выставляет итоговую оценку. Подобная методика, помимо прочего, активизирует критическое и творческое научное мышление, учит сотрудничеству в рамках решения профессиональных задач, а также корректному ведению спора.

В случае возникновения трудностей, связанных с содержанием и организацией самостоятельной работы, студенты имеют право получить консультативную помощь преподавателя в соответствии с установленным графиком. В конечном итоге изучение дисциплины подразумевает освоение всех дидактических единиц, предусмотренных Государственным стандартом образования, а также выработку необходимых навыков и умений студентов, которые они должны продемонстрировать во время устного или письменного экзамена (АПИМа).

 

9. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ не предусмотрена.

 

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050301 Русский язык и литература,квалификация учитель русского языка и литературы (от 31 января 2005 г.).

 

Программу составила:

  Хазимуллина Елена Евгеньевна     к.филол.н., доц. кафедры общего языкознания БГПУ им. М. Акмуллы  

 

Программа одобрена на заседании кафедры от 31.08.2012 г., протокол № 1.

 

Календарно-тематическое планирование

по дисциплине Ф.13 Теория языка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.021 с.)