Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Составление словаря лингвистических терминов. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Составление словаря подразумевает поиск различных интерпретаций одного и того же термина, их сравнение, фиксацию (запись в индивидуальном словаре со ссылкой на источник) и освоение. Таким образом необходимо определить основные термины современного языкознания, включенные в тематический план занятий и список экзаменационных вопросов. Конспект содержания лингвистических концепций. Осознанному, постепенному освоению довольно большого массива специальных знаний будет способствовать регулярное и последовательное ведение конспектов сложных разделов (см. список экзаменационных вопросов) основных и дополнительных источников рекомендованной научной литературы.
Конспект содержания методов современного языкознания. Формирование широкой лингвистической компетенции студентов невозможно без совершенствования навыков решения профессиональных, в том числе исследовательских задач. Конспект рекомендованной методической литературы необходим для тщательного ознакомления с содержанием методов современного языкознания, применяемых в различных его отраслях, направлениях. Контрольная работа № 1 “Обоснование методов научного исследования”. Теоретические сведения, полученные студентами, должны быть уместно применены для решения практических исследовательских задач: необходимо выбрать и обосновать методологическую базу собственной курсовой или дипломной работы. Методы отбираются студентом в соответствии с темой исследования и актуальной парадигмой современного лингвистического знания.
Контрольная работа № 2 “Основы лингвистических знаний и их отражение в школьных учебниках. Современные дидактические материалы по теории языка”. Необходимо проанализировать учебники по русскому языку для средней и старшей школы (на выбор: 5-11 кл.) и составить таблицу соответствий научных проблем современной лингвистики (например, “Структура языка (единицы, уровни)”, “Язык и речь, функции языка и речи”, “Язык как знаковая система”, “Язык и мышление”, “Язык и общество”, “Историческое развитие языка” и т. д.) и тем, вопросов, которые рассматриваются в школе.
7.2. Примерная тематика рефератов (курсовые работы не предусмотрены)
1. Язык и другие знаковые системы; природа и свойства языковых знаков. 2. Уровневые теории языка, понятие языковой системы и структуры. 3. Проблема языка и речи; функции языка и речи. 4. Слово как единица языка. 5. Словосочетание и фразеологизм как единицы языка. 6. Предложение как единица языка и его отношение к высказыванию. 7. Фонема и морфема как единицы языка. 8. Значение как единица языка. 9. Природа частей речи и принципы их классификации. 10. Соотношение частей речи и членов предложения. 11. Части речи и семантические классы слов (лексико-грамматические разряды, лексико-семантические классы, тематические группы, синонимические и антонимические ряды, семантические поля и т.п.). 12. Части речи и семантические категории. 13. Природа грамматических категорий. Явные и скрытые категории языка. 14. Семантический и формальный аспекты языковых категорий. 15. Грамматические категории имени в языках мира. 16. Грамматические категории глагола в языках мира. 17. Статус синтаксических категорий в языке. 18. Взаимодействие когнитивных, семантических и грамматических категорий в процессе познания человеком мира. 19. Взаимоотношения языка, мышления и действительности. 20. Языковое и неязыковое мышление: способы репрезентации в мышлении человека и в языке результатов познания действительности (фреймы, гештальты, сценарии, образы, схемы, когнитивные и семантические категории и т. п.). 21. Типы языкового знания: значение, значимость, функция. 22. Типы языковых значений. 23. Речевой (актуальный) смысл в его отношении к языковым значениям и неязыковым знаниям. 24. Генетические семьи языков и языковые союзы. 25. Взаимодействие языков: причины и следствия языковых контактов (заимствования, двуязычие и многоязычие, интерференция и др.). 26. Социальная природа языка (язык и общество). 27. Принципы типологии языков. 28. Языковые универсалии. 29. Язык и культура. 30. Изменение, развитие и совершенствование языка.
При написании рефератов студенты должны использовать, помимо обязательной литературы, не менее 5 дополнительных источников, включая новейшие пособия. Цитирование необходимо осуществлять корректно, в соответствии с существующими стандартами. Выдвигаемые тезисы желательно иллюстрировать 3-4 языковыми примерами (по возможности из разных языков).
Примерный перечень вопросов к экзамену 1. Объект, предмет, задачи и структура современного языкознания, место в нем теории языка. Связи языкознания с другими науками. 2. Античные учения о языке в Китае, Древней Индии, Греции и Риме. 3. Языкознание средних веков. Арабские и европейские учения о языке. 4. Создание графических систем в различных регионах мира. 5. Языкознание эпохи Возрождения (XV-XVIII веков). Рационалистическое и эмпирическое направления в его развитии. 6. Сравнительно-историческое языкознание XIX века (труды Ф.Боппа, А.Потта, Р.Раска, Я.Гримма, А.Х.Востокова и др.). 7. Роль Лейпцигской школы младограмматиков в развитии языкознания XIX-XX веков (Г.Пауль, К.Бругман, Г.Остгоф и др.). 8. Логические теории языка: учение Аристотеля, всеобщая рациональная грамматика Пор-Рояля (1660), лингвистический логицизм 18-19 вв. 9. В.фон Гумбольдт как основоположник языкознания. Дальнейшая разработка общелингвистических идей Гумбольдта неогумбольдтианцами (Э.Сепир, Б.Ли Уорф, Л.Вайсгербер и др.). 10. Психологическое направление в языкознании XIX-XX веков: атомистический психологизм младограмматиков, этнопсихологическая концепция Г.Штейнталя, В.Вундта, психологизм лингвистических школ России. 11. Натуралистическая концепция А.Шлейхера и разработка биологических аспектов языка в современном языкознании. 12. Эстетическое направление в языкознании XIX-XX веков (К.Фосслер, А.А.Потебня, В.В.Виноградов и др.). 13. Роль Казанской, Московской и Санкт-Петербургской (Ленинградской) школ в развитии языкознания 19-20 вв. 14. Учение Ф. де Соссюра о языке. Развитие и критика его идей в языкознании 20 в. 15. Основные направления структурализма в языкознании: Пражский лингвистический кружок, Копенгагенская школа глоссематики, американская дескриптивная лингвистика. 16. Социологическое направление в языкознании 19-20 вв. 17. Основные направления, школы и достижения советского языкознания. Крупнейшие его представители. 18. Ведущие определения и понимания сущности языка. 19. Язык, речевая деятельность, речь. Функции языка и речи. 20. Язык как система знаков. Природа, свойства и типы языковых знаков. 21. Язык и другие знаковые системы. Семиотика как наука о знаковых системах. 22. Устройство языка как знаковой системы. Важнейшие стратификационные теории языка. 23. Языковые универсалии. 24. Типы языковых единиц и отношения между ними. 25. Фонетическая система языка, ее внутреннее устройство и основные единицы (звуки, фонемы, морфонемы, диэремы, просодемы, интонемы и другие). 26. Важнейшие фонологические теории и школы. 27. Формальный аспект лексико-грамматической системы языка. Взаимоотношения лексики и грамматики; их отношение к семантике. 28. Семантический ярус языка, его внутренняя организация и единицы. 29. Морфемы и фонемы как единицы языка. 30. Слово как единица языка. 31. Словосочетание и фразеологизм как единицы языка. 32. Предложение как единица языка в его отношении к высказыванию как единице речи. 33. Значение, функция, значимость – важнейшие типы языкового знания. Речевой смысл как результат взаимодействия языковых и неязыковых знаний.
34. Типы языковых значений. 35. Природа частей речи и принципы их классификации. 36. Лексико-семантические классы слов и семантические поля. 37. Грамматические категории частей речи: их природа, семантический и формальный аспекты. 38. Морфологические и синтаксические, явные и скрытые категории языка. 39. Части речи и члены предложения. 40. Взаимоотношения языка, мышления человека и действительности. Проблемы разграничения языкового и неязыкового знания. 41. Взаимоотношения языка и общества. Социальная обусловленность языка. 42. Язык и культура. Характер их взаимосвязи и взаимодействия. 43. Языковые контакты. Двуязычие и многоязычие, заимствования, интерференция и языковые союзы как следствия контактирования языков. 44. Основные причины, закономерности и темпы языковых изменений. Вопрос о прогрессе в развитии языка. 45. Синхрония и диахрония. Статическое и динамическое в языке. 46. Морфологическая, генеалогическая, социологическая и другие типологии языков мира. 47. Межнациональные и международные языки. Их роль в современном мире. 48. Общее понятие теории и метода. Типология научных методов. Методы языкознания. 49. Сравнительно-исторический метод языкознания. Приемы внешней и внутренней реконструкции. Глоттохронология. 50. Компонентный анализ языковых значений. Его достоинства и недостатки, принципы и сферы применения. 51. Психолингвистические методы исследования. Ассоциативные словари. 52. Дистрибутивный (контекстологический) анализ. Основные его приемы и сфера применения. 53. Трансформационный метод современной лингвистики: принципы и сфера его применения. 54. Оппозитивный (парадигматический) метод современной лингвистики. Типы языковых оппозиций. 55. Логические и логико-математические методы современной лингвистики. 56. Основные идеи и методы современной социолингвистики.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Грамотно организованное изучение дисциплины «Теория языка» способствует формированию широкой лингвистической компетенции студентов, а также систематизации, обобщению и углублению профессиональных знаний, полученных ими при освоении не только языковедческих, но и ряда других дисциплин (философии, логики, психологии, социологии, культурологии, основ научного исследования, концепций современного естествознания), предусмотренных учебным планом. В целях оптимизации образовательного процесса рекомендуется изначальное доведение до сведения студентов стоящих перед ними задач, знакомство с тематикой лекций, практических занятий, рефератов, с темами, данными для самостоятельного изучения, а также со списком экзаменационных вопросов и формами проведения итоговой аттестации.
Осознанному, постепенному освоению довольно большого массива специальных знаний должно способствовать регулярное и последовательное ведение конспектов лекций, основных и дополнительных источников научной литературы, составление индивидуальных словарей лингвистических терминов и каталога персоналий, которыми студенты смогут пользоваться во время практических занятий. На семинарах целесообразно заслушивать устные выступления, которые готовятся студентами заранее (на основе не менее 5 различных рекомендованных и иных учебных пособий, с обязательным приведением иллюстративного языкового материала); затем доклады обсуждаются и оцениваются членами группы, — преподаватель же руководит дискуссией и выставляет итоговую оценку. Подобная методика, помимо прочего, активизирует критическое и творческое научное мышление, учит сотрудничеству в рамках решения профессиональных задач, а также корректному ведению спора. В случае возникновения трудностей, связанных с содержанием и организацией самостоятельной работы, студенты имеют право получить консультативную помощь преподавателя в соответствии с установленным графиком. В конечном итоге изучение дисциплины подразумевает освоение всех дидактических единиц, предусмотренных Государственным стандартом образования, а также выработку необходимых навыков и умений студентов, которые они должны продемонстрировать во время устного или письменного экзамена (АПИМа).
9. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ не предусмотрена.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050301 Русский язык и литература,квалификация учитель русского языка и литературы (от 31 января 2005 г.).
Программу составила:
Программа одобрена на заседании кафедры от 31.08.2012 г., протокол № 1.
Календарно-тематическое планирование по дисциплине Ф.13 Теория языка
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.021 с.) |