Принципы средневекового философского мышления:теоцентризм,супранатурализм,креационизм, символизм, принцип оппозиции духа и тела, провиденциализм и эсхатологизм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы средневекового философского мышления:теоцентризм,супранатурализм,креационизм, символизм, принцип оппозиции духа и тела, провиденциализм и эсхатологизм.



Теоцентризм – связан с идеей бога, как абсолютного бытия, высшей ценности и конечной цели всякого существования.

Супранатурализм, лат., вера в сверхъестественное, сверхчувственное; в частности учение о том, что истины веры покоятся на Божествен. откровении; противополагается рационализму.

Креационизм, согласно ему весь окружайщий человека мир есть творение бога, полное целесообразности и гармонии.

Символизм, согл. котор., природа понималась как совокупность символов незримой сокровеной и неопределимой сущности бога.

Принцип опознания души и тела, согласно которому человек сотворен по образу и подобию бога, где душа человека бессмертная форма тела, в которой она достигает полноты своего существования.

Провиденциализм (от лат. providentia — провидение), религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божеств. плана "спасения" человека. П. присущ всем теистическим (см. Теизм)религиям — иудаизму, христианству, исламу. Развитое Августином провиденциалистское понимание истор. процесса как пути к эсхатологическому "царству божию" легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии. История понимается как проявление воли бога, т.е. осуществление божественного плана. Поэтому люди – это актеры дрмы задуманной богом.

Эсхатологизм - (от греч. eschatos - последний, конечный) - отношение к миру, связ. с представлениями о конечных целях истор.процесса и космоса в целом и составляющее одну из важн. черт отеч. историософии, определяемой спецификой вост. христианства.

13. Гуманизм(нач14-сер15вв) философской мысли Возрождения.(н14 – к16вв)

С начала 14 в. в различных областях культуры Зап. Евр. происх. существенные изменения, т.е. появляется интерес к античной культуре в целом и к античной философии в частности. Поэтому данный период наз. Возрождением античного наследия. Представители Ф. Петрарка, Данте Алиг`ери и др.

Основн. особен. Дан. периода является переход к антропоцентрическому пониманию мира. Чел. оказался центральным звеном всего мира. Представители эпохи Возр. формировали убеждение в том, что земной человек и его проблемы должны стать целью любого мировоззрения. В данную эпоху человек рассматривался во всей его целостности, т.е. внимание обращалось не только на его дух.. качества, но и на его тело. В данную эпоху формулируется понятие индивидуализма. Человек начинает осознавать свою телесную индивидуальность и уникальность. Для реализации данного понятия образованы следующие дисциплины, изучающие человека – история, литература, философия, риторика. Преподаватели данных дисциплин назывались гуманистами.

14. Социально-политические идеи Возрождения (Т. Мор, Томазо Кампанелла).

Эпоха возрождения так же хар-ся тем, что в данный период философы пытались исследовать проблемы гос-ва и политики, в результате чего появилось полит. Фил. или фил. политики.

Наиболее влият. идеями по поводу политики и государства были высказ. Т.Мором и Т. Компанелла)

Т. Мор изложил свои идеи по поводу идеального гос-ва и идеального правит-ва в своем произв. «Утопия». Слово утопия обозн. или указывает на место, которого нет. Мор сформулировал свою концепцию идеального госуд-ва, где не было частной собств., где каждые чел. нес ответственность за высказанное им или выполнение соц. решения по аналогии с утопией Т.е. его идеи были практически невыполнимы, соотв. обществу того времени.

Т. Компанелла свои идеи изложил в произ. «Город солнца», где он сформул. представление об идеальном гос-ве. В его госуд-ве не должно было быть частн. собств., а правит-во должно служить не своим интересам, а интересам народа.

15. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской(новое время 17-19вв) культуре (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

Новое понимание фил. в рамках дан. периода поставила перед евр. мыслит. вопрос о том, каким должен быть универс. метод познания природы. Решение дан.вопроса привело к формир. 3-х методов познания.

1. Опытно-индуктивный. (Фр. Бэкон) Основой дан. метода является правил.способ анализа и обобщение опытных данных, которые позволяют проникнуть в сущность исследуемых явлений – это способ индукции.

2. Математический метод. (Галилео Галилей) Основа метода – научн. опыт, как ключевое звено в исслед. природы. Он утверж., что основой любого метода должен быть рац. анализ и, в итоге, эксперимент.

3. Метод рационалистический. (Р. Декарт) Он утве., что достоверное научн. знание достижимо лишь посредствам разума, единства источн. и критерия истины. Сформулир. утв. «Я мыслю, следовательно, я существую».

Фр. Бэкон главн.раб. «Новая Атлантида» и «новый Органон»

16. Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо).(новое время 17-19вв)

Во 2-й половине 17 в. начинается нов. период в разв. новой Евр. фил., которая наз. «Просвещение». В общем смысле слова под просв. понимается необход. ступень в культ. разв. общества, расстающегося с феодальным образом жизни.

Просветители опирались на демокр.идеалы, вели непримеримую борьбу против суеверий, религ. фанатизма, всех форм дискриминала, за веротерпимость и свободу слова. Осн.з. они видели распространение знаний, искренность невежества воспитания и образования людей.

В эпоху Просв. возн. 2 основных идеи филослфии того времени.

1. Идея естественных прав человека;

2. Теория общественного договора.

Основатель – Дж. Локк, Томас Гоббс, Бенедикт Спиноза.

1. Идея естеств. природы человека – комплекс прав, которыми обладает чел. с момента своего рожд. (право на собств., на жизнь, на свободу волеизъявления).

2. Теория общ. договора – дан. договор заключался между чел. и гос-вом, в результате чего человек передает часть своих естеств. прав государству, а оно обеспеч. ему безопасность, соблюдение прав и свобод.

17.,18. Немецкая классическая философия. Философские воззрения И. Канта. Диалектическая философия Г. Гегеля, и антропологический материализм Л. Фейербаха.

Период нем. классич. фил. начинается в к. 18 и продолжается до нач. 19 вв. Представители И. Кант, В. Гегель, Л. Феербах, И. Фихте. Родонач. – И. Кант, который пытался обосновать научность философии, всесторонне осмыслил возможность и пределы разума. Он выявил категориальную сторону чел. мышления и впервые в истории разработал представление о родовой сущности человека, котор. включало в себя весь предшествующий исторический опыт познания мира. Разработал гуманист. учение о чел. личности. Он провозгл.безотносит. ценность человека, не завися от расовой, национальной и сословной принадлежности. Кант утверждал, что к чел. необход. всегда относиться как к цели, но ни когда как к средству.

Гегель. Впервые в истории фил. традиционно представил всю область окружающей действит. в беспрерывном движ., изменении и развитии. Разработал свою диалектику, которая основывалась на 3 законах.

1. закон взаимопроникн. противоположностей.

2. Закон перехода колич. изменений в качественные.

3. Закон отрицания или закон двойного отрицания.

Фейербах. Он ввел в историю философии принцип антропологизма, согласно которому, человека следует рассматривать как единство универсальной и высшей предметной философии. Под человеком он понимал природно-биологического индивида, движ. силой которого является стремление к счастью.

Критика философской классики и иррационализация фил. в творчестве А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора, Ф.Ницше.

А.Шопенгауэр

-«мир как воля и представление» - раб.

-мир основан на принципах разума, всем управляет воля

-воля в природе – стремление к сохранению жизни

-воля в обществе – воля гос-в, полит.деятелей и отдельных личностей.

-проявл. В страхах и эмоциях.

-мир не стал лучше из-за развития науки и техники

-каждый чел. Имеет 3 блага(здоровье, молодость, свободу), но понимает это когда теряет.

-Сторонник древнеиндийской фил.

С.Кьеркегор. Его осн. произв. – «Страх и трепет», «Стадии жизненного пути».

Он критикует предшеств. фил. традиции (классич. ф.), за рационализм, который по его мнению сосредоточен на общих отвлеченных сущностях и понятиях. На место рац. постижения мира он ставит переживание или существование человека, который игнорировался в прежней философии. Он утв., что необходимо обратить внимание на внутр. жизнь человека, его переживание, т.к. в них и заключается истинное чел.знание. Он утв., что сложная, многогранная и противоречивая жизнь не поддается усилиям рассудка, он делал акцент на изменчивости, неустойчивости и текучести чел. сущ-я, обреченности человека на смерть, страдания, страх и сомнения. Поэтому, только в ситуации критич.выбора можно прикоснуться к подлинности человеческого существования и определить путь индивидуальной жизни человека.

Ф. Ницше. Влияние его ф. присутствует во всех значимых фил. концепциях и культурных течениях 20 в. Однако, при своей жизни, он не создал ни одной ф. школы, т.к. утв., что для его ф. тесны рамки любой ф. школы. Утвержд., что всякое знание человека начинается с критики. Воспитанный на почве зап. традиций, он заявил свой критицизм как требование переоценки всех ценностей, чем ставит под вопрос прежние идеалы и ценности всей зап. культ-ры, которую он наз. как « ценности упадка и ложь тысячелетий». Центральным понятием в его ф. является понятие воля к власти. Он утв., что воля к власти является самой внутр. сущн. любого человека и всего того, что тянется к жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 839; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.47.14 (0.014 с.)