Компетенции обучающегося, формируемые в результате 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компетенции обучающегося, формируемые в результате



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«ФИЛОСОФИЯ»

ОБЪЁМЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ

Семестр   Всего
Лекции    
Практические занятия, семинары    
Самостоятельная работа    
Контрольная самостоятельная работа    
Вид итогового контроля зачёт  

 

 

Санкт-Петербург, 2011

 

Декан факультета «Управление процессами перевозок» к.т.н., профессор _____________Н.К. Румянцев «…….» ………………. 2011г.  
     
Заведующий кафедрой «Философия, политология и социология» д.ф.н., профессор ___________ В.П. Огородников «…28….» …июня………. 2011г.  
   
Председатель учебно-методической комиссии факультета д.пс.н.,профессор __________В.Л.Ситников «…….» ………………. 2011г.  
   
   

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целями освоения дисциплины являются:

освоение студентами философии как особой формы общественного сознания; развитие диалектичного мышления, способствующего не только отражению действительности, но и обретению философского способа ориентации в мире; создание поколения профессионалов, обладающих новым уровнем мировоззрения и нравственных установок, гармоничных современным требованиям развития культуры округа.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ»

В СТРУКТУРЕ ООП «БАКАЛАВР»

Дисциплина «Философия» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.

Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин «История», «Культурология» и служит основой для освоения дисциплин «Социология», «Политология», «Психология», «Педагогика», «Логика».

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ»

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

ОК-1: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-2: способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

ОК-3: способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;

ОК-4: способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать решения и готовность нести за них ответственность;

ОК-5: готовность к выполнению гражданского долга и проявлению патриотизма;

ОК-6: способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-7: готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-10: способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

ОК-11: осознание социальную значимость своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

 

Задачи дисциплины и проектируемые результаты ее освоения

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, знать структуру, формы и методы научного познания в их историческом генезисе, современные философские модели научного знания;

- основные законы и принципы диалектики, методы и формы научного познания;

- понимать смысл соотношения биологического и социального в человеке, отношения человека к природе, суть традиции философского осмысления исторического процесса, дискуссий о характере изменений происходящих с человеком и человечеством на рубеже третьего тысячелетия;

- знать и понимать диалектику формирования личности, ее свободы и ответственности, своеобразие интеллектуального, нравственного и эстетического опыта разных исторических эпох.

Уметь:

- характеризовать исторические типы мировоззрения;

- выявлять проблемный характер предмета философии;

- анализировать роль философии в жизни человека и общества;

- рассматривать современные проблемы философии с точки зрения подходов философов античности, средневековья, нового времени;

- выявлять общее и особенное в учениях философов различных направлений и школ;

- сопоставлять научный и философский подходы к понятию материя;

- выявлять специфику познавательной деятельности;

- показать смену научных парадигм в истории;

- различать философский и естественнонаучный подход к познанию жизни;

- сопоставлять различные концепции происхождения человека в религии, науке и философии;

- анализировать соотношение биологической и социальной эволюции в истории человечества;

- выделять взаимосвязь и взаимозависимость развития личности и социальной системы;

- характеризовать русские традиции, влияющие на социализацию россиян;

- приводить анализ влияния НТР на развитие общества в истории;

- выявлять современные проблемы общества в экономике, политике и т.д.;

Иметь представление:

- об исторических типах философствования о мире, человеке и их взаимосвязи, способе включения этих знаний в мировоззрение будущего специалиста;

- о монистических и плюралистических концепциях бытия, атрибутах и формах существования материального мира, законах развития, видах закономерностей;

- о многообразии форм человеческого опыта и знания, природе мышления, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, особенностях функционирования знания в прежние исторические эпохи и в современном обществе;

- о системах интеллектуальных ценностей, их значении в истории общества и в различных культурных традициях;

- о философских концепциях сознания, проблеме бессознательного, о роли сознания и самосознания в индивидуальном опыте, социальной жизни и культурном творчестве;

- о философских проблемах техники и технического знания, философии экономики.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ»

4.1. Учебно-образовательные модули и их трудоемкость

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).

№ п/п Раздел дисциплины Виды учебной работы и трудоемкость (в часах) Форма текущего контроля успеваемости
Всего Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинары
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
1. Сущность и специфика философского знания, основные философские направления.         устный опрос на лекциях и практических занятиях; тестирование; анализ источников, написание эссе
2. История философии        
3. Объективная реальность и основные формы ее существования.        
4. Всеобщие законы развития. Метафизика и диалектика о развитии.        
5. Детерминизм – относительная необходимость развития        
6. Антропосоциогенез и сущность сознания.        
7. Истина и заблуждение в познании.        
8. Методы и формы научного познания.        
9. Причина, характер и направленность в истории развития общества. Диалектика человеческой истории.          
10. Социальная сфера жизни общества.        
11. Общественное сознание и его структура.        
12. Общество и личность – противоречивое единство.        
  ИТОГО          
               

 

4.2. Содержание учебно-образовательных модулей (разделов дисциплины)

Сущность и специфика философского знания, основные философские направления.

Изменение объекта и предмета философии в истории культуры. Проблема основного вопроса философии. Монизм, дуализм, плюрализм. Мировоззрение и методология – основные функции философского знания. Диалектика и метафизика.

 

Античная философия

Концепции первоосновы мира в Античной философии. Антропологическая концепция в античной философии (софисты, Сократ). Философия Платона. Философия Аристотеля.

Философия европейского средневековья

Формирование христианской философии. Патристика. Номинализм и реализм.

Доказательства бытия бога.

 

 

Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.

 

Индукция и чувственное познание у Ф.Бэкона. Сенсуализм Т.Гоббса и Д.Локка. Р.Декарт как родоначальник рационализма. Рационализм Б.Спинозы и В.Лейбница.

 

Идеалистический эмпиризм XVIII века.

Д. Беркли - родоначальник идеалистического эмпиризма – субъективного идеализма. Агностицизм Д.Юма.

 

Немецкая классическая философия.

Философия Канта. Философия Гегеля. Философия Фейербаха.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Используются лекционные и семинарские занятия, проведение тестирования.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Самостоятельная работа

Эффективность подготовки студентов зависит во многом от целенаправленной самостоятельной работы студентов, поскольку в силу ограниченности времени на проведение лекционных и семинарских занятий невозможно осветить все актуальные проблемы философии. Самостоятельная работа способствует формированию научного мировоззрения, диалектической культуры творческого мышления, развития критичности самосознания, более глубокого усвоения знаний.

При подготовке текущей контрольной работы предполагается обязательное изучение первоисточников, учебной, научно-исследовательской, справочной литературы, возможно использование интернет-ресурсов. Контрольная работа по объему должна быть около 1-2 страниц рукописного или 1 стр. электронного (если контрольная проводится в компьютерном классе) текста.

Вопросы к контрольной работе составляются преподавателем к каждой теме. Вопросы составляются таким образом, чтобы студент, владеющий темой, мог письменно ответить на вопрос за 10 – 15 минут. Количество вопросов к теме должно превышать количество студентов в группе. Каждый студент выбирает напечатанный билет с вопросом, или получает в случайном порядке вопрос на свой компьютер (в компьютерном классе).

По истечению 15 минут преподаватель просит студентов сдать ответы (или закрывает их работу на компьютере). Работа над контрольными и выставление баллов производится преподавателем во внеаудиторное время. На следующем семинаре преподаватель оглашает результаты и просит членов группы самим прокомментировать некоторые ответы, оценить их истинность, после чего оценивает уже эти комментарии, учитывает активность студентов в обсуждении письменных ответов их товарищей.

Перечень примерных тем контрольных работ

1. Место и роль философии в науке и практике.

2. Типы и формы мировоззрения, философия как мировоззрение.

3. Объективные и субъективные основания возникновения и развития философии.

4. Главные философские направления и школы – критерии различия и классификации.

5. Диалектика и метафизика как противоположные методы познания и преобразования действительности.

6. Предпосылки становления Античной философии.

7. Философия Милетской школы.

8. Философская школа элеатов.

9. Философия Пифагора и его школа.

10. Философия Гераклита Эфесского.

11. Философия Сократа.

12. Философия Платона.

13. Философия Аристотеля.

14. Философия Демокрита.

15. Философия Эпикура.

16. Борьба номинализма и реализма в философии позднего средневековья.

17. Социальная философия Т.Мора, Т.Кампанеллы.

18. Гуманизм Эразма Роттердамского.

19. Философские искания Б.Паскаля.

20. Скептическая философия П.Гассенди

21. Философия Ф. Бэкона.

22. «Монадология» Г. Лейбница.

23. Социальная философия Ж.–Ж. Руссо.

24. Философский пантеизм Б. Снинозы.

25. Субъективный идеализм Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма.

26. Механика и натурфилософия И.Ньютона

27. Французский материализм VIII столетия.

28. Философия Канта.

29. Философия Гегеля.

30. Основные черты марксистской философии.

31. Эволюция позитивизма.

32. Волюнтаризм Шопенгауэра и Ницше.

33. Основные черты русской религиозной философии XIX – XX в.в.

34. Анализ языка и значения: аналитическая философия, структурализм, герменевтика.

35. Технократизм и технократические утопии.

36. Феноменология Э. Гуссерля.

37. Философия экзистенциализма.

38. Философия неотомизма.

39. Основания метафизики, язык и бытие в философии М. Хайдеггера.

40. Современные представления о материи и её уровнях организации.

41. Пространство, время и движение – атрибутивные и релятивные трактовки.

42. Закон единства и борьбы противоположностей – мировоззренческое и методологическое значения.

43. Закон единства количественных и качественных изменений – мировоззренческое и методологическое значения.

44. Закон отрицания отрицания - – мировоззренческое и методологическое значения.

45. Основные принципы диалектики.

46. Детерминизм и индетерминизм.

47. Объективные основания возникновения и сущность сознания.

48. Отражение как атрибут материи.

49. ознание как отражение – различные уровни и формы познания.

50. Истина – сущность и критерии.

51. Основные методы и формы научного познания.

52. Информация – атрибут или модус?

53. Диалектика и синергетика.

54. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Проблема бессмертия.

55. Проблема человека в западной философии XX века.

56. Феномен человека в русской философии.

57. Проблема смысла жизни в произведениях А.Камю.

58. Человек и машина. Научный прогноз.

59. Религиозные концепции бытия человека.

60. Общественное бытие и общественное сознание, их структура и взаимодействие, материальное производство.

61. Специфика законов общественного развития.

62. Материальное и идеальное в обществе.

63. Формационный и цивилизационный подходы к истории общества.

64. Свобода и ответственность человека.

65. Концепции общественного прогресса в истории философии.

66. Теория информационного общества

67. Самосознание и самоопределение личности.

68. Ценностная иерархия личности.

69. Свобода как ценность.

70. Духовное состояние современного общества.

71. Кризис гуманизма в условиях индустриального общества.

72. Стихийность и сознательность в историческом процессе.

73. Личность и общество.

74. Смысл и цель человеческого существования.

75. Объективно-идеалистические концепции истории общества.

76. Субъективно-идеалистические концепции истории общества.

77. Концепция социальной стратификации и мобильности П.Сорокина.

78. Единство чувственного и рационального в познании.

79. Понятие и критерий истины в современных философских концепциях.

80. Взаимосвязь языка, мышления и мозга.

81. Функции практики в процессе познания.

82. Исторические формы взаимодействия теории, науки и практики.

83. Истина, правда и правильность в познании.

84. Специфика социального познания.

85. Моделирование как метод научного познания.

86. Философские основания науки.

87. Современный техногенный мир и природа человека.

88. Сущность и перспективы НТР.

89. Философия как проект возможных вариантов общественного развития.

90. Философский анализ техники М. Хайдеггера.

91. Философский анализ техники К.Ясперса.

92. Философский анализ техники Х. Ортега-и-Гассета.

93. Современная философия техники: Л. Мамфорд, Ж.Эллюль.

94. Темы технологической агрессии в творчестве Н.А. Бердяева.

95. Технократическая концепция Т. Веблена и его последователей.

96. Концепция «постиндустриального общества» Д. Белла.

97. Концепции исторического прогресса.

98. Критерии общественного прогресса и будущее человечества.

Эссе является традиционным философским жанром, позволяющим наиболее полно отразить внутренний мир автора. Студентам предлагается попробовать написать философское эссе, в котором он должен продемонстрировать понимание поставленной проблемы, умение использовать необходимую, но достаточную теоретическую и фактическую аргументацию в защиту своего мнения по рассматриваемой проблеме. Для облегчения студентам предлагаются вопросы, отвечая на которые он сможет глубже проникнуть в сущность текста. Анализируя первоисточники студенты приобретают и развивают навыки аналитического мышления. Материалы для практических работ изложены в учебных пособиях: «Огородников В.П., Ильин В.В. Философия. – СПб. ПГУПС, 2010», «Философия ХХ века. - Спб., ПГУПС, 2009

 

ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТАМ НА ЗАЧЕТЕ ПО ФИЛОСОФИИ

(Дневное отделение)

Навыки и умения

1. Уметь давать определения философских понятий, проблем и принципов.

2. Иметь навыки изложения философских вопросов и проблем по изученным темам (устно и письменно).

3. Обладать навыком выделения философских аспектов науч­ных и практических проблем.

4. Уметь сравнивать различные позиции и точки зрения по из­учаемым философским вопросам и выделять общее и специ­фическое в каждой из них.

Вопросы к зачету

1. Социально-экономические основания возникновения философии.

2. Специфика философии, ее сходство и различие с религией, наукой, мифом, идеологией.

3. Основные типы философских направлений.

4. Философские учения Древней Греции (Милетская школа, диалектика Гераклита, Пифагор, Сократ).

5. Становление оснований европейской философии в Древней Греции (философия Демокрита и философия Платона).

6. Философия Аристотеля.

7. Формирование христианской философии. Патристика

8. Номинализм и реализм.

9. Доказательства бытия бога в средневековой философии

10. Ф.Бэкон - основоположник философии Нового времени.

11. Рационализм Р. Декарта.

12. Сенсуализм Д. Локка.

13. Философия Д. Беркли.

14. Философия И. Канта.

15. Философия Г. Гегеля.

16. Философия Л. Фейербаха.

17. Причины возникновения, основные идеи и сущность марк­систской философии.

18. Позитивизм и его эволюция.

19. Иррационализм и его эволюция.

20. Неотомизм.

21. Экзистенциальная философия

22. Герменевтика.

23. Категории "бытие", "объективная реальность", "материя".

24. Атрибуты и категории. Диалектика единичного и общего.

25. Простран­ство, время, движение – перцептуальное, концептуальное и реальное.

26. Диалектика как учение о развитии и метод познания дей­ствительности.

27. Диалектика и метафизика.

28. Закон единства и борьбы противоположностей и его мировоззренческое и методологической значение.

29. Закон единства количественных и качественных изменений. Диалектика связи эволюции и революции в развитии.

30. Закон отрицания отрицания как основа научного прогнозирования.

31. Принцип детерминизма – метафизическая и диалектическая интерпретации.

32. Возможность и действительность. Необходимость и случайность.

33. Сознание, его происхождение, сущность и структура.

34. Современная наука о происхождении человека.

35. Природное и социальное в человеке.

36. Проблема познания в философии. Агностицизм.

37. Сущность процесса познания, его структура.

38. Чувственное познание и его формы.

39. Рациональное познание и его формы.

40. Проблема истины и её критерия.

41. Уровни и формы научного познания (опытное и теоретическое познание, научная проблема, на­учный факт, гипотеза, научная теория).

42. Методы научного познания (опыт, наблюдение, эксперимент, индукция, дедукция, аналогия и др.).

43. Материализм и идеализм в философии общества.

44. Диалектика и метафизика в интерпретации исторических процессов.

45. Специфика общества как большой социальной системы. Структура, элементы и иерархические уровни общества.

46. Проблема социальной динамики.

47. Материальная жизнь общества. Роль техники в развитии общества.

48. Формационный и цивилизационный подходы к периодизации истории.

49. "Информационное общество – новая утопия или реальность?

50. Природа и общество, основные этапы их взаимодействия.

51. Общественное сознание, ее сущность и структура, законо­мерности изменения.

52. Сущность личности как социально-культурного явления.

53. Тип общества и тип личности.

54. Проблема свободы, различные философские решения.

55. Проблема смысла жизни.

56. Виды, типы, критерии социального прогресса.

57. Философский аспект глобальных проблем современности.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература

1. Алексеев П.В. Философия: учебник/ П.В. Алексеев, А.В. Панин/ 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2008. - 592 с.

2. Ильин В. В., Кармин А. С., Огородников В. П. Философия: экзаменационные ответы для студентов вузов. Спб: Питер, 2008. (100 экз. в библиотеке ПГУПС)

3. Ильин В. В.История философии. СПб: Питер, 2003

4. Ильин В. В., Машенцев А. В. Философия в схемах и комментариях. СПб: Питер, 2010

5. Огородников В.П. Ильин В.В. Философия. СПб., ПГУПС, 2010. – 530 с. (600 экз. в библиотеке ПГУПС)

6. Духовная жизнь общества: Учебное пособие. СПб., ПГУПС, 2004

7. Проблемы философской антропологии.// Учебное пособие// СПб, ПГУПС, 2005

8. Проблемы теории познания: классика и современность. Учебное пособие СПб, ПГУПС, 2007 г

9. Социальная философия (учение об обществе): Учебное пособие. СПб, ПГУПС, 2008

10. Светлов В.А. Философия в схемах и комментариях. – СПб., ПГУПС, 2010.

11. Философия: учебное пособие. СПб, ПГУПС, 2008.

12. Философия ХХ века. Учебное пособие, СПб, ПГУПС, 2009

13. История западноевропейской философии. Хрестоматия. СПб, ПГУПС, 2011

 

б) дополнительная литература

1. Авдеев Р.Ф.Философия информационной цивилизации в иллюстрациях: учебник / Абдеев Р.Ф.; Соц.-экон. ин-т. - М: Клинц. гор. тип., 2006. - 94 с.

2. Библер B.C.От наукоучения к логике культуры. - М., 1991. - 412 с.

3. Вольф Р.П.Философия: Прошлое и настоящее под ред. А.М. Руткевича. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 155 с.

4. Гуревич П.С.Философия культуры. – М., Аспект пресс 1995.- 286 с.

5. Ильенков Э.В.Философия и культура. Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2010. – 806 с.

6. Ильин В.В. Философия: Учебн. для вузов.- М.: Академический проект, 1999. 311 с.

7. Ильин И.П.Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодер­низм. - М.: Интрада, 1996. 400 с.

8. История современной зарубежной философии / Под. ред. М.Я. Корнеева. - М., 1997. 294 с.

9. История философии в кратком изложении: [Пер. с чеш. / П. Вошагликова, В. Соучек, П. Ваврушек и др.]. - М.: Мысль, 1994. - 591с.

10. История философии. Запад - Россия — Восток. Кн. 4: Философия XX в. / Под ред. Н. В. Мотрошиловой и А. М. Руткевича. - 2000. - 446 с.

11. Каган М.С.Философия культуры. - СПб.: Лань, 1998. - 443 с.

12. Канке В.А. Основы философии /В.А. Канке. - Москва: Логос, 2009. - 286 с

13. Канке В.А. Философия: курс для бакалавров: учеб. пособие: для студентов высш. спец. учеб. заведений, обучающихся на степ. бакалавра / В. А. Канке. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2005. - 237 с.

14. Коплстон Ф. История средневековой философии. М.: Энигма, 1997. - 500 с.

15. Краткая философская энциклопедия. — М.: «Прогресс», 1994. - 241 с.

16. Лосский И.О. История русской философии / Н. О. Лосский. - Москва: Акад. проект, 2007 (Екатеринбург: Уральский рабочий). - 551 с.

17. Мамардашвили М. Как я вижу философию. — М., 2008. 211 с.

18. Мизес Л. Индивид, рынок и правовое государство / Людвиг фон Мизес. - Изд. 3-е. - Санкт-Петербург: Пневма, 2010. - 194, [2] с.

19. Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. - М.: АСТ. 2006. – 260 с.

20. Миронов В.В. Философия: учебник / В. В. Миронов; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Философский фак. - Москва: Проспект, 2007. - 238 с.

21. Митчем К.Что такое философия техники? - М.: Аспект Пресс, 1995. – 155 с.

22. Моисеев Н.Н.Человек и ноосфера. - М.: Мол. гвардия, 1990. 355 с.

23. Молчанов Ю.Б.Проблемы времени в современной науке. - М.: Наука, 1990. - 240 с.

24. Момджян К.Х.Социум, общество, история. – М.: Наука, 1994. - 238 с.

25. Налимов В.В.Вероятная модель языка. - М.: АСТ.: 2006.- 233 с.

26. Научные и вненаучные формы мышления: [Докл. симп., апр. 1995 г. / Отв. ред. И. Т. Касавин, В. Н. Порус]. - М.: ИФРАН. 1996. – 334 с.

27. Нейфах Г. Гармония Божественного творения. Взаимоотношения науки и религии. – М., 2005

28. Немировская Л.З. Философия: история и теория: учебное пособие / Л. З. Немировская; Российский новый ун-т. - Москва: [РосНОУ], 2007. - 375 с.

29. Огородников В. П. Познание необходимости. Детерминизм как принцип научного мировоззрения. – М., Мысль, 1985.

30. Огородников В.П. История и философия науки. СПБ., Питер, 2011.

31. Огородников В.П. Ильин В.В.,. Философия техники, науки и образования. СПб, ПГУПС, 2011.

32. Познание в социальном контексте: Отв. ред. В. А. Лекторский, И. Т. Касавин]; Рос. АН, Ин-т философии. - М.: ИФРАН, 1994. – 171 с.

33. Проблема человека в западной философии: Сб. пер. с англ., нем., фр. / Сост. и послесл. П. С. Гуревича; Общ. ред. Ю. Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. - 544 с.

34. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб.: Пневма, 2003. 222 с.

35. Руткевич М.И., Лойфман И.Я.Диалектика и теория познания. - М.: Мысль, 1994. – 383 с.

36. Светлов В.А. История научного метода. – М., Академический проект.2008. – 700 с.

 

37. Сидоров Н.М. Транспорт и общество: проблемы взаимодействия – СПб., ПГУПС, 2005. – 135 с.

38. Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. - М.: Логос, 2007. - 280 с.

39. Современная философия:Словарь и хрестоматия/ред.В.П. Кохановский. - Ростов-на-Дону, 2006. – 255 с.

40. Современный философский словарь / Под общ. ред. В. Е. Кемерова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академ. проект, 2004. - 861, [2] с.

41. Социология. Учебник для вузов. СПб, "Питер", 2004. – 400 с.

42. Спиркин А.Г. Философия учебник для студентов высших учебных заведений / А. Г. Спиркин. - 2-е изд. - Москва: Гардарики, 2009. - 735 с.

43. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А.Философия науки и техники. - М.: Контакт-Альфа, 1995. - 470 с.

44. Степин B.C., Кузнецова Л. Ф.Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М.: ИФРАН, 1994. - 272 с.

45. Тоффлер А.Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века / Элвин Тоффлер.- Москва: АСТ, 2009. - 668 с.

46. Философия истории в России: Хрестоматия. - М.: Логос, 1996. 269 с.

47. Философия: Курс лекций / Под ред. Е.Ф. Соколова. - М.,2008. 429 с.

48. Философия: Учебн. пособие / Под ред. Н.И. Жукова. 4-е изд., испр. и доп. - Минск: НТЦ «АПИ», 2004. 430 с.

49. Философия: Философия: учебное пособие / Отв. ред. В. П. Кохановский. - 20-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 569 с.

50. Фуко М.Археология знания. СПб.: Гуманит. акад., 2004. - 412 с.

51. ХьеллЛ., ЗиглерД.Теория личности.— СПб.: Питер, 2009. 450 с.

52. Чанышев А.Н. История философии Древнего мира: учебник/ А. Н. Чанышев. - Москва: Акад. Проект, 2005. - 606 c.

53. Чудинов Э.М. Природа научной истины 2-е изд. - Москва: URSS, 2010. - 311 с.

в) источники

1. Антология мировой философии. В 4 т. - М., 1969-1972. – 312с.

2. Аристотель. Соч.: В 4 т. – М., 1976-1983. – 235с.

3. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры, искусства. В 2 т. - М.: Искусство, 1994. – 268с.

4. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. - М.: Логос, 1997. – 247с.

5. Буров В.Г. Современная китайская философия. - М.: Наука, 1980. – 258с.

6. Бэкон Ф. Новый органон. Соч.: В 2 т. - М., 1972. – 321с.

7. Вебер М. Избр. произведения. – М., 1990. – 167с.

8. Гаггерджи С, Датта Д. Индийская философия. – М.: Селена, 1994. – 214с.

9. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики.- М.: Прогресс, 1988. – 183с.

10. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. - М.: Мысль, 1974. – 327с.

11. Декарт Р. Соч.: В 2 т. - М.: Мысль, 1989. – 324с.

12. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. - М.: Мысль, 1986. – 192с.

13. Западная философия. Итоги тысячелетия / Под общ. ред. А.В. Перцева. - Екатеринбург, 1997. – 258с.

14. Кант И. Соч.: В 4 т. - М.: Издательская фирма АО «Ками», 1993. – 514с.

15. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении.- М.: Мысль, 1989. – 247с.

16. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. - М., 1990. – 169с.

17. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Политиздат, 1978. – 235с.

18. Ницше Ф. Соч.: В 2 т. - М.: Мысль, 1990. – 612с.

19. Платон. Соч.: В 3 т. - М.: Мысль, 1973. – 845с.

20. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983. – 241с.

21. Рассел Б. История западной философии. В 2 т. - М., 1993. – 367с.

22. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVIII в. - М.: Высшая школа, 1996. – 281с.

23. Соловьёв B.C. Соч.: В 2 т. - М.: Мысль, 1990. – 462с.

24. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. – 255с.

25. Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М., 1991. – 167с.

26. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992. – 223с.

27. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1989. – 255с.

28. Фромм Э. Душа человека. - М., 1992. – 247с.

29. Хайдеггер М. Бытие и время. - М., 1993. – 197с.

30. История Западно-европейской философии: Хрестоматия. - Учебное пособие. СПб., ПГУПС. 2011.

31. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1994. – 158с.

 

г) справочная и нормативная литература

1. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М., 2005. 711 с.

2. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия: (основные направления, концепции, категории) / С. А. Лебедев. - Москва: Акад. проект, 2008. - 691 с.

3. Всемирная энциклопедия. Философия. ХХ век. М., 2002. - 612 с.

4. Словарь античности. Москва: АСТ: Астрель, 2006 (Рыбинск: Рыбинский Дом печати). - 415 с.

5. Современная западная философия: энциклопедический словарь / Российская акад. наук, Ин-т философии; редкол.: О. Хеффе, В. С. Малахов и др.]. - Москва: Культурная революция, 2009. - 392 с.

6. Философский энциклопедический словарь / П. В. Алексеев; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Философский фак. - Москва: РОССПЭН, 2009. - 693 с.

7. История философии: современная энциклопедия / [Е. В. Андриенко, С. А. Стасенко]. - Москва: Мир книги, 2008. - 191 с.

 

д) методические рекомендации по дисциплине

1. Духовная жизнь общества: Учебное пособие. СПб., ПГУПС,. 2004.

2. Методические указания и примерная тематика КР по курсу «Философия». СПб, ПГУПС, 2003

3. Огородников В. П. Пространство и время – ощущение, концепция, реальность. СПб:, 1997.

4. Проблемы современной философии. Учебное пособие. СПб., ПГУПС 2001

5. Проблемы философской антропологии.// Учебное пособие// СПб, ПГУПС, 2005

6. Философские проблемы науки и техники. Учебное пособие СПб, ПГУПС, 2005

7. Философия. Учебное пособие для дистанционных форм обучения. СПб.: ПГУПС, 2008

 

е) интернет-ресурсы:

http://www.i-u.ru/biblio – Российский Государственный интернет-университет

http://www.edu.ru/modules – Российское образование – Федеральный портал

http://filosof.historic.ruцифровая – библиотека по философии

http://filosofia.ru – библиотека по философии и религии

http://www.filosofi-online.ru – он-лайн библиотека философских ресурсов

 

 

ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ»

 

Мультимедийные установки, компьютерный класс.

 

Программу разработал профессор кафедры «Философия, политология и социология», д.ф.н. _________________ Огородников В.П. «…28….» …июня…. 2011г.  

 

 

Программа одобрена и согласована на заседании кафедры «Философия, политология и социология»

протокол № _13_ от «_28_» ___июня___ 2011г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«ФИЛОСОФИЯ»

ОБЪЁМЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ

Семестр   Всего
Лекции    
Практические занятия, семинары    
Самостоятельная работа    
Контрольная самостоятельная работа    
Вид итогового контроля зачёт  

 

 

Санкт-Петербург, 2011

 

Декан факультета «Управление процессами перевозок» к.т.н., профессор _____________Н.К. Румянцев «…….» ………………. 2011г.  
     
Заведующий кафедрой «Философия, политология и социология» д.ф.н., профессор ___________ В.П. Огородников «…28….» …июня………. 2011г.  
   
Председатель учебно-методической комиссии факультета д.пс.н.,профессор __________В.Л.Ситников «…….» ………………. 2011г.  
   
   

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целями освоения дисциплины являются:

освоение студентами философии как особой формы общественного сознания; развитие диалектичного мышления, способствующего не только отражению действительности, но и обретению философского способа ориентации в мире; создание поколения профессионалов, обладающих новым уровнем мировоззрения и нравственных установок, гармоничных современным требованиям развития культуры округа.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ»

В СТРУКТУРЕ ООП «БАКАЛАВР»

Дисциплина «Философия» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.

Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин «История», «Культурология» и служит основой для освоения дисциплин «Социология», «Политология», «Психология», «Педагогика», «Логика».

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ»

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

ОК-1: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-2: способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

ОК-3: способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;

ОК-4: способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать решения и готовность нести за них ответственность;

ОК-5: готовность к выполнению гражданского долга и проявлению патриотизма;

ОК-6: способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-7: готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-10: способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

ОК-11: осознание социальную значимость своей будущ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.246 с.)