При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1



Рядом с номером задания (В1-В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова, последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

 

В1. Какое слово пропущено в схеме?

 

Подсистемы общества

 
 

 

 

    политическая   социальная   духовная

 

Ответ:.

В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «рынок»

Производитель, равновесная цена, спрос, дефицит, государственное распределение.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

 

Ответ:.

 

В3. Установите соответствие между видом деятельности и его проявлением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

А) создание необходимых людям благ 1) игра

Б) наличие воображаемой обстановки 2) общение

В) обмен информацией, мыслями, чувствами 3) труд

Г) необходимость специальной подготовки

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

 

А Б В Г
       

В4. Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ».

2) Друзья похвалили С. за подготовленный праздник.

3) В. получил на заводе премию за свое изобретение.

4) Л. получил степень доктора физико-математических наук.

5) Выступление учеников 10 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты.

6) Заметка в стенгазете получила одобрение коллег.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

 

Ответ:.

 

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

 

 

 

 

ВАРИАНТ № 8

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А32) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1.Вкакие годы Иваном Грозным проводилась опричная политика?

1) 1325-1340 гг. 3) 1565-1572 гг.

2) 1462-1505 гг. 4) 1606-1610 гг.

А2. Какое имя в приведённом ряду имен связано с княжени­ем Ивана III?

1) Сергий Радонежский 2) Аристотель Фиораванти
3) Алексей Адашев 4) Андрей Курбский

A3. Свод законов, установивший Юрьев день, вошел в исто­рию под названием

1) «Судебника» 2) «Русской правды»
3) «Соборного уложения» 4) «Указа об урочных летах»

А4. Что из названного относится к одной из причин возвы­шения в XIV в. Московского княжества?

1) союз московских и тверских князей против Золотой Орды

2) союз Москвы с Великим Новгородом

3) союз московских князей с Великим княжеством Литовским

4) выгодное географическое положение

А5. В каком ряду названы даты Северной войны, обеспечив­шей России выход в Балтийское море?

1) 1654-1667 гг. 3) 1756-1762 гг.

2) 1700-1721 гг. 4) 1787-1791 гг.

А6. Кто из перечисленных лиц совместно осуществлял госу­дарственную политику в XVIII в.?

1) Екатерина II и Григорий Потёмкин 2) Михаил Федорович и патриарх Филарет

3) Павел I и Константин Победоносцев 4) Петр I и Михаил Сперанский

А7. Какие из названных положений содержало Соборное уложение 1649 г.?

A) введение подушной подати

Б) окончательное юридическое закрепощение крестьян

B) укрепление авторитета, власти и престижа личности царя

Г) создание Земских соборов

Д) прикрепление жителей городов к посаду

Е) освобождение дворян от обязательной службы

Укажите верный ответ.

1)АБВ 2)АВГ 3) БВД 4) ГДЕ

А8. Как называлось скрытое от мира поселение расколь­ников?

1) монастырь 2) посад 3) скит 4) хутор

А9. Резкое ухудшение положения крестьян и городских ни­зов в начале XVIII в. было вызвано

1) церковным расколом 2) введением подушной подати
3) появлением медных денег 4) установлением налога на соль

А10. Прочтите отрывок из исторического источника и ука­жите, о каком церковном деятеле в нем идёт речь.

«А великодержавный князь... достохвальный и победонос­ный великий Дмитрий... пришёл к святому, ибо большую веру имел к старцу, чтобы спросить его, повелит ли ему выступить против безбожных, так как знал, что [он] добродетелен и обла­дает даром пророчества. И святой, выслушав великого князя, благословил его, вооружил молитвой и сказал: «Победишь и с великой славой живым возвратишься в свое отечество».

1) патриархе Филарете 3) Сергии Радонежском

2) патриархе Никоне 4) Иосифе Волоцком

A 11. Какое из указанных мероприятий было проведено поз­же всех других?

1) основание военных поселений 2) отмена крепостного права в России

3) учреждение коллегий 4) издание Жалованных грамот дворянству и городам

А12. Александр I возглавлял делегацию России

1) на Гаагской конференции 2) при заключении Ништадтского мира
3) на Венском конгрессе 4) при заключении Портсмутского мира

А13. Согласно «Положению» 19 февраля 1861 г. лично сво­бодные крестьяне до заключения выкупной сделки с помещи­ком считались

1) удельными 2) вольноотпущенными 3) посессионными 4) временнообязанными

А14. «Рабочий вопрос» в конце XIX в. включал в себя комп­лекс проблем, в числе которых - необходимость

1) развития трудового законодательства

2) передачи предприятий в ведение трудовых коллективов

3) ликвидации личной зависимости сезонных рабочих от помещиков

4) объединения рабочих в землячества

А15. Укажите одну из причин, побудивших Александра II провести военную реформу.

1) подготовка к началу Кавказской войны

2) поражение России в Крымской войне

3) обострение противоречий между Антантой и Тройственным союзом

4) неудачи русской армии в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

А16. Какие из перечисленных общественных объединений, партий руководствовались идеями К. Маркса?

A) Российская социал-демократическая рабочая партия

Б) «Народная воля»

B) Конституционно-демократическая партия

Г) «Земля и воля»

Д) группа «Освобождение труда»

Е) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

Укажите верный ответ.

1)АБВ 2) АДЕ 3) БВД 4) ВГЕ

А17. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите даты проведения реформ, о которых идёт речь.

«Прослушавши в церкви Высочайший Манифест со слезами восторга, сделался таким оптимистом, что теперь стыдно стано­вится того увлечения и того, что говорил я тогда по этому по­воду....Радовался я и гласному суду <присяжных заседателей>, и земским учреждениям, нарочно ездил даже за 35 верст в Пошехонье на первое земское собрание послушать и поглядеть на мужичков гласных, заседавших за одним столом рядом с куп­цами и дворянами. Под влиянием увлечения новыми порядками охотно переменил я должность волостного писаря на таковую же письмоводителя земской управы и в здании её смотрел пер­вое заседание уголовного отделения окружного суда».

1) 1803-1810 гг. 3) 1861-1864 гг.

2) 1837-1841 гг. 4) 1881-1883 гг.

А18. Временное правительство было создано в

1) январе 1917 г 2) марте 1917 г.
3) августе 1917 г. 4) октябре 1917 г.

А19. Какая из названных мер относилась к понятию «Вели­кий перелом»?

1) «ликвидация кулачества как класса»

2) переход к многоукладной экономике

3) введение свободных цен на многие товары

4) вхождение в «общеевропейский рынок»

А20. Что из названного было характерно для «серебряного века» русской культуры?

1) поиск новых художественных форм и средств

2) популярность тезиса о самобытности русской культуры

3) жесткий контроль со стороны государства над духовной сферой

4) господство метода критического реализма

А21. Что было одним из последствий массовых репрессий 1930-х гг.?

1) рост гражданской активности населения

2) массовое сопротивление террору

3) формирование у людей готовности к. подчинению

4) исключение из Конституции СССР 1936 г. положений о правах и свободах личности

А22. Какие из перечисленных событий произошли в царст­вование Николая II?

A) создание законосовещательного Государственного со­вета

Б) Московское декабрьское вооруженное восстание

B) учреждение должностей земских начальников

Г) издание циркуляра о «кухаркиных детях»

Д) третьеиюньский переворот

Е) издание указа о праве крестьян на свободный выход из общины с наделом

Укажите верный ответ.

1) АБГ 2) АВД 3) БВГ 4) БДЕ

 

А23. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, где был заключён мир, упоминаемый в тексте.

«Трудно сказать, что было бы, если бы большевики решили продолжать войну с противником. Ещё труднее сказать, что бы­ло бы, если бы противник... предложил иные условия мира и не пытался свести Россию к пределам Московского княжества. Я ду­маю, что в последнем случае Германия приобрела бы спокойно­го соседа. Авторитет большевизма тогда поднялся бы, и часть общественных группировок нашла бы для себя возможным со­трудничать с ним... Если бы... мир был хоть немного более при­личным... тогда, быть может, от большевиков началось бы мир­ное развитие России».

1) в Портсмуте 2) в Брест-Литовске
3) в Берлине 4) в Риге

А24. В годы Второй мировой войны СССР получал от союз­ников, прежде всего от США, бесплатные поставки вооружения и продовольствия. Эта помощь получила название

1) ленд-лиз 3) контрибуции

2) репарации 4) «план Маршалла»

А25. Прочтите отрывок из постановления Государственного Комитета Обороны и укажите период его обнародования.

«В целях тылового обеспечения обороны Москвы и укрепле­ния тыла войск, защищающих Москву, а также в целях пресе­чения подрывной деятельности шпионов, диверсантов и других агентов немецкого фашизма Государственный Комитет Оборо­ны постановил:

...Ввести... в г. Москве и прилегающих к городу районах осадное положение.

...Государственный Комитет Обороны призывает всех трудя­щихся столицы соблюдать порядок и спокойствие и оказывать Красной Армии, обороняющей Москву, всяческое содействие».

1) октябрь 1941 г. - апрель 1942 г. 2) май 1942 г. - июнь 1942 г.
3) июль 1942 г. - ноябрь 1942 г. 4) декабрь 1942 г. - февраль 1943 г.

А26. К каким годам относится утверждение во внешней по­литике СССР «доктрины Брежнева»?

1) концу 1950-х гг. 2) началу 1960-х гг.
3) концу 1960-х гг. 4) концу 1980-х гг.

A27. При каком руководителе в СССР было начато массовое строительство жилых домов с отдельными квартирами для семей?

1) И.В. Сталине 3) Л.И. Брежневе

2) Н.С. Хрущёве 4) М.С. Горбачёве

А28. XX съезд КПСС (1956 г.) обосновал и закрепил поло­жение о

1) необходимости принятия новой Конституции СССР

2) переходе к политике гласности

3) переходе к рыночным отношениям

4) необходимости мирного сосуществования двух противоположных систем

А29. Что было одним из последствий подписания СССР За­ключительного акта Совещания по безопасности и сотрудниче­ству в Европе в 1975 г.?

1) улучшение климата международных отношений

2) соблюдение прав человека в СССР

3) оказание СССР помощи Северной Корее в борьбе с американской агрессией

4) принятие «доктрины Брежнева»

А30. Какие преобразования государственно-политической системы СССР произошли в период перестройки?

A) проведение выборов на альтернативной основе

Б) образование Государственной Думы

B) образование ряда новых политических партий

Г) создание Совета Федерации

Д) учреждение Съезда народных депутатов

Е) образование Совета министров

Укажите верный ответ.

1)АВД 2) БВГ 3) БГЕ 4) ГДЕ

А31. Прочтите отрывок из письма писателя М.М. Зощенко А.А. Жданову и укажите, в какой из названных периодов оно было написано.

«...У меня сохранилось несколько тысяч читательских писем. Слова благодарности почти в каждом письме утверждали моё представление, что работа моя не только социально полезна, но и приносит радость... Мне очень трудно сейчас определить, в чём же именно заключаются мои ошибки... Я никаких злых наме­рений не имел. Да и злоба никогда не питала мою литературу... Я очень подавлен тем. что случилось со мной. Я с трудом воз­вращаюсь к жизни... Я понимаю всю силу катастрофы... Прошу Вас дать мне возможность работать для советского народа...».

1) 1945-1953 гг. 3) 1964-1985 гг.

2) 1953-1964 гг. 4) 1985-1991 гг.

А32. В 1993 г. в современной России впервые выбирались представители в

1) Верховный Совет 3) Государственную Думу

2) Общественную палату 4) Государственный Совет

ЧАСТЬ 2

Задания В1-В11 требуют ответа в виде одного-двух слов, последо­вательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 справа от соответствующего номера задания (В1-В11), начиная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

В задании В10 следует указать последовательность из трёх цифр, соответствующих правильному ответу.

В1. Расположите имена князей в хронологическом порядке их жизни и деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в приведённую в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

А) Дмитрий Донской В) Юрий Долгорукий

Б) Иван Грозный Г) Даниил Московский

       

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

В2. Установите соответствие между понятиями, относящи­мися к истории Древней Руси, и их определениями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствую­щую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) изгои 1) крестьяне-общинники

Б) смерды 2) управители господского дома

В) холопы 3) люди, порвавшие с общиной

Г) тиуны 4) крестьяне, взявшие ссуду

 

А Б В Г
       

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

В3. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императрицу, о которой идёт речь.

«Начала свое царствование с того, что... щедро одарила уча­стников дворцового переворота. В феврале 1764 г. была осу­ществлена секуляризация (обращение государством церковной собственности, преимущественно земли, в светскую) церковно­го землевладения. Императрица широко использует политику лавирования. Для маскировки своей продворянской, прокрепостнической политики она использует политические, экономиче­ские и философские концепции западноевропейских просвети­телей, широко афишируя свою переписку с наиболее яркими учеными-просветителями того времени. Это создавало о ней мнение как о просвещённом и гуманном монархе».

Ответ:.

 

В4. Установите соответствие между реформами, преобразованиями в России XIX в. и датами начала их проведения.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствую­щую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

РЕФОРМЫ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДАТЫ

А) издание устава о всесословной воинской повинности 1) 1803 г.

Б) снижение выкупных платежей 2) 1810 г.

В) учреждение Государственного совета 3) 1861 г.

Г) освобождение крестьян от крепостной зависимости 4) 1874 г.

5) 1881 г.

А Б В Г
       

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

 

В5. Прочтите отрывок из труда историка и напишите, как назывались представители общественной мысли, участники кружка, о котором идёт речь.

«И, наверное, ежедневных споров этих кружок не выдер­жал бы, если бы не женщины....И не какие-нибудь пришлые или по-особенному "идейные" женщины, а представительни­цы того же "родства". Матери: Авдотья Петровна Елагина, Ольга Семёновна Аксакова. Жены: Екатерина Хомякова, На­талья Киреевская, Елизавета Попова, Анна Аксакова, Елена Черкасская... Сестры: Мария Киреевская, Вера и Любовь Ак­саковы...

Они не были просто "хозяйками", хотя и это тоже немало. Собственно через них осуществлялась стихия... единения, уме­рявшая полемическую стихию мужчин. Они вели беседы в сало­нах, обсуждали новые известия в политической и литературной жизни, вели философские беседы — очень часто "на равных" с тем же Хомяковым. Женщины много переводили, переписы­вали статьи. Гораздо чаще, чем мужчины, они обменивались письмами, а через письма прямо поддерживалось внутреннее единство кружка».

Ответ: ------------------.

 

В6. Прочтите отрывок из сочинения историка и напи­шите фамилию политического деятеля, о котором идёт речь.

«До последнего времени он был известен главным образом как министр иностранных дел Временного правительства. Меж­ду тем деятельность его на этом посту продолжалась очень не­долго — всего два месяца... Несравнимо весомее значимость его личности в других многочисленных ипостасях — как талантли­вого и популярного учёного-историка, идеолога и организатора либерального движения в России, лидера кадетской партии, вы­дающегося деятеля Государственной думы и отечественной жур­налистики начала XX века...».

Ответ:______________

В7. Установите соответствие между датами и собы­тиями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствую­щую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

ДАТЫ СОБЫТИЯ

А) 1922 г. 1) образование СССР

Б) 1934 г. 2) принятие второй Конституции СССР

В) 1936 г. 3) выход из СССР Литовской ССР

Г) 1940 г. 4) вступление СССР в Лигу Наций

5) образование Эстонской ССР

 

А Б В Г
       

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

В8. Установите соответствие между проводившимися в СССР, РФ экономическими реформами и фамилиями осу­ществлявших их руководителей страны.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствую­щую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

РЕФОРМЫ РУКОВОДИТЕЛИ

А) переход на управление промышленностью по 1) Е.Т.Гайдар

территориальному принципу 2) Н.С.Хрущев

Б) совершенствование планирования и экономического 3) М.С.Горбачев

стимулирования в промышленном производстве 4) А.Н.Косыгин

В) радикальная экономическая реформа, переход 5) И.В.Сталин

к рыночным отношениям

Г) ускорение социально-экономического развития СССР на основе достижений научно-техничес-кого прогресса

А Б В Г
       

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

В9. Прочтите отрывок из воспоминаний С.Берии и укажи­те, какой вид вооружений впервые был испытан во время опи­сываемых событий.

«...В августе 1949 г. я сам присутствовал при взрыве... так что обо всем знаю не понаслышке... Сообщение ушло в Москву пря­мо...с полигона, а несколько позднее Сталин попросил отца при­гласить к нему И.В. Курчатова и его ближайших помощников... Все получили колоссальное материальное вознаграждение... И это, заметьте, в условиях всеобщей послевоенной бедности».

Ответ:-------------------

В10. Какие три черты из перечисленных характеризовали развитие экономики в 1945-1953 гг.? Обведите цифры, под ко­торыми эти черты указаны.

1) наиболее крупные инвестиции в развитие тяжёлой промышленности

2) сдача в аренду части промышленных предприятий

3) высокие темпы развития промышленности

4) низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию

5) ликвидация ряда отраслевых министерств

6) передача части колхозных земель в личные подсобные хо­зяйства колхозников

     

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

В11. Расположите следующие события, явления в хронологи­ческом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены собы­тия, явления в правильной последовательности в приведённую в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

A) начало строительства Транссибирской железнодорожной магистрали

Б) возникновение первых казённых мануфактур

B) завершение строительства железной дороги Санкт-Петербург — Москва

Г) начало промышленного переворота

 

       

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

ЧАСТЬ 3

Для ответов на задания этой части (С1-С7) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответь­те на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информа­ции из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

К заданиям С1;С2;СЗ.

Из работы историка Н.И. Павленко.

«Нам остаётся ответить на вопрос, волновавший как совре­менников, так и потомков: почему намерение верховников ог­раничить самодержавие потерпело неудачу, почему надорванные кондиции стали кульминацией в победе самодержавия? Причин несколько, но главная из них кроется в отсутствии консолида­ции среди господствующего сословия она наступила несколь­кими десятилетиями позже.

Волею случая Верховный тайный совет был укомплектован преимущественно выходцами из аристократии, причем предста­вителями двух фамилий: Долгоруких и Голицыных. Составлен­ные ими кондиции отражали интересы прежде всего этих двух фамилий. Вчитайтесь в кондиции и их преамбулу, состоявшие из 12 пунктов, и вы обнаружите только два, в реализации кото­рых были заинтересованы широкие круги дворянства: обяза­тельство императрицы заботиться об укреплении и расширении православия и лишение императрицы возможности распоряжаться без суда жизнями и имениями дворян. Остальные же де­сять пунктов были нацелены на удовлетворение интересов двух аристократических фамилий и имели в виду не изменение по­литического строя в стране, а ограничение власти конкретного монарха в пользу конкретных фамилий.

Сказанное дает основание считать «затейку» верховников олигархической, удовлетворяющей притязаниям всего двух фа­милий. Отсюда брали начало все последующие ошибочные дей­ствия верховников».

С1. Под каким названием вошёл в историю период, описан­ный в документе? Кем были составлены кондиции, и кому было предложено их подписать?

С2. Используя текст документа и свои знания по курсу ис­тории, ответьте, какова была цель кондиций и почему ее не уда­лось реализовать (укажите не менее трёх причин).

СЗ. Как оценивает автор «затейку» верховников? Какие до­воды он приводит для обоснования своей опенки? Укажите не менее двух доводов.

Задания С4-С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщённой характеристики исторических событий и явлений (С4), сравнение (С5), анализ исторической ситуации (С6), рас­смотрение исторических версий и оценок (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

С4. Назовите основные черты общественно-политического развития СССР в 1945-1953 гг. Укажите не менее трёх черт. Приведите не менее двух примеров их проявления в обществен­но-политической жизни страны в этот период.

С5. Ниже приведены две точки зрения на вопрос о проис­хождении Древнерусского государства:

1. Государственность на Русь была привнесена извне, варя­гами (так считают сторонники «норман-нской теории»).

2. Древнерусское государство возникло в результате внутреннего развития общества, социальных и хозяйственных сдвигов; к образованию Древнерусского государства привела необходи­мость регулирования отношений между людьми, проживающими на одной территории, а также защиты своей земли от внеш­них врагов.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждаю­щими избранную вами точку зрения.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и выполните зада­ние.

В России во второй половине XIX в. проводились мероприя­тия, направленные на решение крестьянского вопроса.

Каковы были итоги попыток решения крестьянского вопро­са, начиная с середины XIX в. вплоть до начала XX в.? Назови­те не менее двух итогов. Какие причины обусловили эти итоги? Приведите не менее трёх причин.

С7. Сравните содержание государственной политики в отно­шении крестьянства в 1921 - 1928 гг. и в 1929-1933 гг.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характерис­тик), а что - различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоста­вимым (парным) признакам, так и те черты, которые были при­сущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав об­щих признаков и различий, а только показывает, как лучше офор­мить ответ).

Общее
 
   
Различия
   
   
   
   
   
 
 

 

 

ВАРИАНТ № 5

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А32) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. В каком веке была ликвидирована самостоятельность Великого Новгорода и он был присоединён к Москве?

1)XIII в. 3) XV в.

2) XIV в. 4) XVI в.

А2. Первая большая победа русских войск над главными во­енными силами Орды произошла на

1) реке Калке 2) реке Шелони 3) реке Неве 4) Куликовом поле

A3. Как называлось на Руси земельное владение, принадле­жавшее владельцу на правах полной наследственной собствен­ности?

1) Вотчина 2) кормление 3) десятина 4) поместье

А4. Система содержания должностных лиц за счёт местного населения в России называлась

1)местничеством 2) полюдьем 3) барщиной 4) кормлением

А5. В каком году Земский собор избрал царем Михаила Ро­манова?

1) 1549 г. 3) 1682 г.

2) 1613 г. 4) 1711 г.

А6. Какое из названных литературных произведений было создано в XVII в.?

1) «Слово о полку Игореве»

2) «Задонщина»

3) «Житие протопопа Аввакума»

4) «Хождение за три моря»

А7. Какие из названных событий произошли в царствование Алексея Михайловича?

A) принятие Соборного уложения
Б) Северная война

B) разделы Речи Посполитой
Г) Медный бунт

Д) Семилетняя война

Е) крестьянско-казацкое движение под руководством С. Разина

Укажите верный ответ.

1) АБД 2) АГЕ 3) БВЕ 4) ВДЕ

А8. Утверждение «Священство выше царства» связано с борьбой иосифлян и нестяжателей

1) событиями конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона

1) реформами Избранной Рады

2) ликвидацией патриаршества в России в начале XVIII в.

А9. В 1722 г. Петр I принял Указ о престолонаследии, в ре­зультате которого государь получил право

1) лично выбирать и назначать наследника

2) выбирать наследника вместе с Сенатом

3) передавать престол строго по наследству

4) передавать престол только по мужской линии

А10. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком князе идёт речь.

«Этот князь получил свое прозвище после того, как был ос­леплён. Случилось это в 1446 г., когда поехал князь на бого­молье в Троицкий монастырь. Но ослеплённый и сосланный в Углич князь не прекратил борьбу с врагами. Он отомстил свое­му противнику в 1453 г., отравив его. Князь убирал тех, кто поднимал меч на великое княжение. Москва поднялась на но­вую ступень власти и единения».

1) Андрее Боголюбском 2) Василии II 3) Иване III 4) Василии III

All. Царскосельский лицей был основан в

1) 1811 г. 3) 1864 г.

2) 1842 г. 4) 1881 г.

А12. Проведение денежной реформы 1897 г. связано с де­ятельностью

1) К.П. Победоносцева 3) Д.А. Толстого

2) СЮ. Витте 4) М.Н. Каткова

А 13. С 1861 г. и до 1905 г, понятие «крестьянский вопрос» в России включало

1) отмену выкупных платежей крестьян

2) личное освобождение крестьян

3) право для крестьян вести торговлю

4) право для крестьян наниматься на работу без разрешения помещика

А14. Состояние экономики России к 1895 г. характеризова­лось как

1) подъем 2) спад 3) кризис 4) застой

А15. Что было одной из причин медленного внедрения ма­шин на помещичьих мануфактурах в первой половине XIX в.?

1) широкое распространение испольщины, издольщины

2) высокая производительность труда помещичьих крестьян

3) широкое распространение отработочной системы

4) применение дешевого труда крепостных крестьян

А16. Известными учёными в России XIX в. были

A) М.В. Ломоносов Б) СВ. Ковалевская В) П.Л. Капица

Г) Н.А. Лобачевский Д) В.О. Ключевский Е) И.В. Курчатов

Укажите верный ответ.

1) АБД 2) ABE 3) БГД 4) ВГЕ

А17. Прочтите отрывок из записок П.Л. Кропоткина и ука­жите дату начала общественного движения, о котором говорит­ся в отрывке.

«Целью всех этих чтений и споров было разрешить великий вопрос, стоявший перед молодёжью: каким путём может она быть наиболее полезна народу? И постепенно она приходила к выводу, что существует лишь один путь. Нужно идти в народ и жить его жизнью. Молодые люди отправлялись поэтому в де­ревню как врачи, фельдшеры, народные учителя... Девушки сда­ли экзамены на народных учительниц, фельдшериц, акушерок и сотнями шли в деревню, где беззаветно посвящали себя служе­нию беднейшей части народа».

1) 1816 г. 3) 1849 г.

2) 1825 г. 4) 1874 г.

А18. Военное столкновение между советскими и японскими войсками на реке Халхин-Гол произошло в

1) 1928 г. 2) 1934 г. 3) 1939 г. 4) 1941 г.

А19. Орган представительной власти, созыв которого в целях окончательного установления формы правления был провозгла­шён одной из первоочередных задач Временного правительства, назывался

1) Государственной думой 2) Учредительным собранием

3) Земским собором 4) съездом Советов

А20. В период НЭПа

1) была отменена государственная монополия внешней торговли

2) осуществлялась политика форсированной индустриализации

3) была провозглашена свобода внутренней торговли

4) земля и её недра были переданы в частную собственность

А21. Что из названного было одной из причин поражения Белого движения в Гражданской войне?

1) осуждение лидерами Белого движения иностранной интервенции

2) необходимость сражаться на два фронта — против Красной Армии и против иностранных интервентов

3) поддержка Антантой Красной Армии

4) отсутствие политического единства среди лидеров Белого движения

А22 Какие из перечисленных внешнеполитических событий относятся к царствованию НиколаяII? А) русско-японская война

Б) Берлинский конгресс, подведение итогов русско-турецкой войны

В) создание русско-французского союза

Г) Первая мировая война

Д) заключение Рапалльского договора с Германией

Е) заключение соглашения с Англией по разделу сфер влия­ния в Иране, Афганистане и Тибете

Укажите верный ответ.

1)АБГ 2)АГЕ 3) БДЕ 4) ВГЕ

А23. Прочтите отрывок из документа и укажите год, к кото­рому он относится.

«...после того, как мы преодолели важнейший этап граждан­ской войны, и преодолели победоносно, мы наткнулись на большой - я полагаю самый большой, - внутренний полити­ческий кризис Советской России, который привел к недоволь­ству не только значительной части крестьянства, но и рабочих... Мы вскоре, через несколько недель, признали... что если мы окажемся не в состоянии произвести отступление... то нам угро­жает гибель... Мы единогласно решили... перейти к новой экономической политике».

1) 1917 г. 2) 1921 г. 3) 1927 г. 4) 1936 г.

А24. В каком из названных городов в годы Великой Отече­ственной войны состоялась первая встреча И.В. Сталина, У. Чер­чилля и Ф. Рузвельта?

1) Москве 2) Ялте 3) Тегеране 4) Потсдаме

А25. Прочтите отрывок из сочинения историков и укажите город, о битве за который идёт речь.

«125 дней длилась оборона советских войск под [городом]. В ходе оборонительных боев немецко-фашистские войска поте­ряли около 700 тыс. убитыми и ранеными, свыше 2 тыс. орудий и минометов, более 1 тыс. танков и штурмовых орудий и свыше 1,4 тыс. самолетов всех видов.

К 19 ноября 1942 г. сложились благоприятные условия для перехода советских войск в контрнаступление.

75 дней и ночей понадобилось советским войскам, чтобы окружить и разгромить немецко-фашистские войска под [горо­дом]».

1) Киев 2) Курск 3) Новороссийск 4) Сталинград

А26. В начале 1990-х гг. советские войска были выведены из

1) Чехословакии 2) Австрии 3) Кореи 4) Финляндии

А27.Какое из перечисленных событий произошло в после­военный период (1945-1953гг)?

1) проведение избирательной реформы 2) суд над диссидентами

3) выступление рабочих в Новочеркасске 4) «дело врачей»

А28. Что из названного относилось к периоду перестройки в СССР?

1) принятие новой Конституции СССР

2) падение в обществе интереса к публицистике

3) возобновление процесса реабилитации жертв массовых репрессий

4) изгнание из страны представителей диссидентского дви­жения

А29. Что было одной из причин перехода СССР и стран За­пада от союзнических отношений к «холодной войне»?

1) отказ СССР от сокращения армии после окончания Вто­рой мировой войны

2) расхождение интересов бывших союзников в борьбе за усиление влияния в мире

3) создание Организации Варшавского договора

4) начало Корейской войны

А30. Какие черты характеризовали развитие культуры в СССР в первое десятилетие после Великой Отечественной войны?

A) выход ряда партийных постановлений с критикой деяте­лей культуры

Б) расширение связей с представителями западной культуры

B) ограничения на издание и исполнение произведений за­рубежных авторов

Г) разрешение публиковать литературные произведения за рубежом

Д) отсутствие контактов с деятелями культуры стран Запада
Е) возрождение авангардистского направления в искусстве
Укажите верный ответ.
I) АВД 2) БВГ 3) БГЕ 4) ГДЕ

А31. Прочтите отрывок из записки в ЦК КПСС группы учё­ных и руководителей ведомств от 10 сентября 1960 г. и укажите фамилию учёного, которая была среди подписавших записку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.111.1 (0.24 с.)