Значение философии в переходные и нестабильные периоды развития общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение философии в переходные и нестабильные периоды развития общества.



Значение философии в переходные и нестабильные периоды развития общества.

Его диктовать не надо

6. Материализм и идеализм – основные направления в философии.

В решение философских проблем, касающихся развития мира, его познания преобладает материалистические или идеалистические подходы. М и И – 2 типа основных и наиболее широких направления х. Они различны потому, как они решают вопрос об отношении бытия и мышления материи и сознания, природы и духа. Материализм исходит из признака первичного бытия, материи и природы по отношению к созданию духу и мышлению. Материя – бытие природы – лежит в основе всех вещей и явлений в том числе и сознании. Сознание вторично, т.е. производно от материи от человеческого бытия. И за первичное признает сознание, мышление, дух; тем самым признает что они лежат в основе всего существующего. Объективное – значит независим от человеческогого сознания. Субъективный Идеализм – указывает на сознание самого чел-ка при этом он исходит из того, что мир есть комплекс ощущений чел-ка Материализм и Идеализм это не только различные мировоззрения, но и различные способы мышления – материалистическое и идеалистическое. Использование 1-го способа мышления называется монизмом. Исходящие из определяющей роли материал или духовного начала в развитии мира и чел-ка. Противоположное монизму – дуалистический способ мышления. Исход их того, что материя и духовность – это 2 развнозначных начала в развитии мира и деятельности чел-ка.

Проблемы познаваемости мира. Агностицизм.

Философ. вопрос отражает познаваемости мира и различные процессы (физические и биологич). Научные философы всегда отвечают на этот вопрос положительно. Открывается сущность многих явлений и законы их развития, которые затем используются в интересах людей. Но существует и другой подход, согласно которому человеческаяская возможность познания либо ограничена, либо = 0. Немецкие фил. 18 в. Иммануил Кант: «человек в состоянии познать лишь окружающий его мир явлений» Т.е. познают в ходе своих опытов. На мировозрение явлений лишь внешняя сторона действительна. Сущность явлений, т.е. их внутренняя сторона по Канту впринципе непознаваема. Она – некая «вещь в себе». И она никогда не откроет, т.е.не станет вещью для нас. Мы можем придерживаться лишь определенной веры. Кант писал: «мне пришлось ограничить знания, чтобы освободить место вере» Этот его подход – агностицизм. Это учение о непознаваемости мира. Вопросы о познаваемости мира мучает людей до сих пор. Он звучит приблезит. так: Опираться ли людям в своей деятельности на науку или на веру?

 

 

Диалектика и метафизика как методы познания.

Исторически сложились такие методы познания как Д и Метаф. Диалектика - означает «искусство вести беседу» (диалог) «истина в споре» так понимали в др Греции Сократ и Платон. В новое время(с 17 в) в фил Гегеля (19в) Диалектика понимает как учение о развитии не только человеч. мысли, но и природы и общ-ва, так она понимается и в настоящее время. принципы Д. отношений: 1 ) принцип всеобщей связи Согласно ему все явления природы и общ-ва взаимосвязаны между собой, влияют друг на друга. Учение о причине и закономерности связей наз. Детерминизмом

2) принцип развития – все явления находятся в движении и в развитии, а развитие это появления нового. В качестве источника развития Диалектика признает противоречие, там где нет противоречия нет и развития. Когда учение о Дмал. применялись к анализу явления оно выступ как метод познаний, т.е. метод есть теория в действии. Диал. метод применяется во всех науках, Противоположность Диалектики, есть метод Метафизика– метод познания мышления. Он заключается в подходе явления действительности без учета их всеобщей взаимосвязи, как существеющего отдельно 1-го от другого+без учения их развития и сущ-щего противоречия. В Метафизике рассматриваются явления как неизменяющее и нерасматривающее ничего нового.

 

Материализм и идеализм в античной философии.

Материализм исходит из признака первичного бытия, материи и природы по отношению к созданию духу и мышлению. Материя – бытие природы – лежит в основе всех вещей и явлений в том числе и сознании.. Объективное – значит независим от человеческогого сознания. Субъективный Идеализм – указывает на сознание самого чел-ка при этом он исходит из того, что мир есть комплекс ощущений чел-ка

Ф. Шлегелем (1772—1829). «Материализм. — писал он, — все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю»

Материализм Древнего Востока и Древней Греции — это) первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания и состоящие из материальных образований и элементов.Подобно материализму, идеализм также неоднороден. Прежде всего, следует различать две главные его разновидности: Объективный идеализм провозглашает независимость идеи, бога, духа — вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека.Платон является основателем философского идеализма- реальным считается мир идей, запредельный мир, мир вещей, то есть материальный мир, он утвердил роль разума в познании человека.Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека

 

 

Человек и космос а античной философии. Проблема первоначала

Одной из главных черт античной, прежде всего древнегреческой философии было стремление понять проблему бытия, космоса, мира в целом. Космологизм – характерная черта греческой философии. Человек рассматривался в его отношении к космосу, как элемент космоса. Космос же понимался как бесконечная и упорядоченная природа. За этими пределами хаос во Вселенной. При этом рассуждения о космосе носили чисто умозрительный характер, то есть не были основаны на научных данных. Ранние греческие мыслители искали материальное начало мира и космоса, его первоначало – праматерию. Фалес считал такой праматерией воду, Анаксимен воздух, Гераклит – огонь. Назывались также четыре стихий – вода, земля, воздух, огонь, из сочетания которых якобы состоят все тела. Обращение к данным стихиям есть материалистический подход, ибо оно ориентирует на познание реальной действительности – природы, космоса, всей вселенной. Важнейшее направление материалистической философии Древней Греции связано с атомистическим учением философов Левкиппа и Демокрита. Левкипп высказал идею, что мир состоит из атомов.

Наряду с материалистическим развивалось и идеалистическое направление античной философии. Оно было представлено многими философами, среди которых выделялся Платон.

 

Античный атомизм (А). Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар.

Предпосылкой Атомизиа была потребность дать материальное объяснение наблюдений свойств вещей - их множества, движения и изменения. попытка обосновать реальность множ-ва, раздельности вещей и их подвижности.явилось ген. попыткой атомистов разрешения этих трудностей. Атомисты предполагали существование бесконечного множества телесных частиц, согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) кол. частиц - весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как бесконечно большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Основатель А. – Левкип

Все состоит из мельчайших недел. частиц и пустоты. Продолжатель А. - Демокрит охватывает вопросы философии., логики, психологии, этики, политики, педагогики, теор. искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Исходное положение системы - сущ. атомов и пустоты, образующий своим бесконечное многообразие соединениями все сложные тела. Одной из гл. предпосылок его учения является взгляд, по которому ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания. Димокрид. говорит о том, что филос.занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего. Жизнь и смерть сводится к соеденению. и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Эпикур Гл. задача философии - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика может быть построена только при условии если будет определено место, кот. человек занимает в мире. Поэтому этика должна опирираться на физику, а физике должно предшествовать разработка. теории познания. На основе ощущ. возможны заклюения о предметах и их причинах. Восприятие - единств. критерий истинности.. Критерий счастья - удовольствие. Благо -то, что порождает удовольствие. Зло - то, что порожд. страдание. 3 типа удовольствия: 1. природные и необходимые для жизни; 2. природные., но для жизни не необходимые; 3. не необходимые для жизни и не природные. Он стремится только к первым и воздерж. от остальных. Результат такого воздержания - полная безмятежность, которая и есть счастье философ.

 

Экзистенциализм.

Экзистенциализм (лат.—существование), или философия существования, играла и продолжала играть значимую роль в развитии философии XX в. Она ориентирована на проблемы, свя­зан с человеком, смыслом его бытия в современном мире. Представители: Г. Марсель, Симона де Бувуар, Хемингуэй, Э.М. Ремарк, Ф.М. Достоевский. О проблеме существования человека, смысле его жизни, свободе и ответственности. Философия экзистенциализма получила быстрое развитие в 20 вв, особенно на кануне 2-ой мир войны и после нее. Стремление выразить их в целостном виде с помощью искусства, нежели с помощью науки. экзистенциализма оперирует понятиями «сущность» и «существование». сущность чел-ка – его внутренняя свобода. Достоевский писал, что «подлинная суть чел-ка в свободе и только в ней». Существование – реальная жизнь чел-ка в обществе, в мире. Между сущностью чел-ка и его существованием есть постоянное и глубокое противоречие. Т.к. реальная жизнь человека в обществе его существование не позволяет реализовать его свободу (его сущность) Чел-ку все труднее проявлять свою творческую индивидуальность из-за многих ограничений (политических,моральных,религиозных). Характерны и другие категории, которые оперируют экзистенциализм это «забота», «страх» «ужас» они выражают эмоциональное состояние чел-ка. Забота переходит в страх, страх - постоянное настроение человеческого бытия. Если есть забота, значит есть и страх. Страх переходит в ужас:1) когда открывается подлинный смысл его бытия – вечное переживания, заботы, страх и 2) когда он оказывает в пограничение ситуации между жизнью и смертью. Через все философии экзистенциализма проходит идеи свободы и ответственности чел-ка. Чел-к свободен в выборе поступков, но за каждый постоянно несет ответсвенность перед собой, другими людьми и перед богом. Экзистенциалисты используют феноменологический метод Эдмунда Гуссерля Главным в его методе — непосредственное усмотрение сущности вещи в процессе переживания этой вещи. Этот метод называется еще метод интенционального анализа. Сознание есть всегда сознание о чем-то. Если я переживаю радость или печаль, то эти радость и печаль будут по поводу какого-то предмета или события. Беспредметного переживания не существует.

 

Значение философии в переходные и нестабильные периоды развития общества.

Его диктовать не надо

6. Материализм и идеализм – основные направления в философии.

В решение философских проблем, касающихся развития мира, его познания преобладает материалистические или идеалистические подходы. М и И – 2 типа основных и наиболее широких направления х. Они различны потому, как они решают вопрос об отношении бытия и мышления материи и сознания, природы и духа. Материализм исходит из признака первичного бытия, материи и природы по отношению к созданию духу и мышлению. Материя – бытие природы – лежит в основе всех вещей и явлений в том числе и сознании. Сознание вторично, т.е. производно от материи от человеческого бытия. И за первичное признает сознание, мышление, дух; тем самым признает что они лежат в основе всего существующего. Объективное – значит независим от человеческогого сознания. Субъективный Идеализм – указывает на сознание самого чел-ка при этом он исходит из того, что мир есть комплекс ощущений чел-ка Материализм и Идеализм это не только различные мировоззрения, но и различные способы мышления – материалистическое и идеалистическое. Использование 1-го способа мышления называется монизмом. Исходящие из определяющей роли материал или духовного начала в развитии мира и чел-ка. Противоположное монизму – дуалистический способ мышления. Исход их того, что материя и духовность – это 2 развнозначных начала в развитии мира и деятельности чел-ка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.055 с.)