Русское почвенничество. Ф. Достоевский. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русское почвенничество. Ф. Достоевский.



Прямым продолжением славянофильства в 60—80-е гг. 19 в. было почвенничество, представленное трудами Григорьева, Страхова, Достоевского. Учение о человеке, этика Ф.М. Достоевского внутренне связь с его историософскими размышлениями, то есть со взглядами на развитие общества. Почвенничество Достоевского носит очень своеобразный характер. В своей философской истории он предпринял попытку синтеза взглядов славянофилов и западников. Подобно западникам, Достоевский признавал, что «Европа так же была отечеством нашим, как и Россия»3. Он положительно относ к реформам Петра I, который по его мнению, сумел воплотить в жизнь общее желание, уже носившееся в-воздухе, — жажду перемен в исторической жизни России. Считает, что в решит реформах Петра I отразились такие основные черты русского национального характера, как, «всецелостностъ и всечеловечность». Вместе с тем Достоевский считает нелепостью утверждения западников об отсталости России и необходимости перенесения на русскую почву европейского устройства общественной жизни. Прогрессивность Европы западники видели в развитии экономики и гражданском устройстве. Кроме экономических богатств, утверждал Достоевский, есть еще и сокровища духа, а сила духа для него была всегда выше экономической силы. Подобно славянофилам Достоевский полагал, что у России есть особый исторический путь, отличный от западноевропейского. Дух рус народа, считал Достоевский, — это такая сила, которую никто в мире еще не осознал. Он считал, что спасение человечеству придет из возрожденной России, т.к. в мире нет другого народа, «народа-богоносца», кроме русского, которого мог стать духовной основой единения людей.

 

44. Философские идеи русского консерватизма. К. Леонтьев,

под консерватизмом понимают социально-философские концепции, обосновывающие необходимость сохранения и поддержания исторически сложившийся форм государственной и общественной жизни, ее морали, право, религиозных и семейных основ. Влияние на становление русского консерватизма оказали мыслители Карлеш, Берк,. На философском уровне —Леонтьев. Впервые идею многообразия типов культур изложил Данилевский, разработал систему основных типов культур и объяснив механизм их возникновения, развития и смены в ходе мировой истории. К.Н. Леонтьев был антидемократом и антипрогрессором. Он разработал оригинальную социально-философскую концепцию консерватизма. Кон­цепция Леонтьева носит глубоко системный характер. Связывал природу и человека, мир его культуры. Леонтьев сформулировал органическую теорию развития. Органическое развитие, по Леонтьеву, является сложным процессом, полный цикл который включает в себя следующие этапы: первичной простоты; цветущей сложности; вторичного смесительного упрощения. Начальным этапом развития выступает первичная простота, т.е. состояние системы, в которой не выявились еще все заложенные в ней возможности. Переход от первичной простоты к цветущей сложности представляет собой процесс самоорганизации системы. Цветущая сложность - высшая точка развития. В каждой органической системе заложен механизм саморазрушения и при достижении высшей точки развития начинается переход о цветущей сложности к вторичному смесительному упрощения, процесс проявляется в: ослаблении единства между частями; разрушении сложной иерархической структуры и уравнивании части друг с другом; отпадении частей от единого целого. Итог распад, разложение, гибель системы. На основе этой схемы Леонтьев обосновал идею цикличности развития государств, народов, культур. Достигнув расцвета, своей высшей точки, общество постепенно переходит к нисходящей линии развития, где разнообразие сменяется однообразием, в результате чего постепенно угасает способность к культурному творчеству и данное общество перестает существовать. Теория органического цикличного развития Леонтьева стала философией основных истории построения русских консерваторов. В русском консерватизме идеи прогресса, демократии и либерализма подверг развернутой критике как с позиций органического подхода (Леонтьев), так и с религиозно-нравств позиций (Победоносцев). Выдвигал Леонтьев идеи цикличности развития находились в прямом противоречии с популярным то время концепциями прогресса. Идеи прогресса, понимаемого как движение ко всеобщему благу, рассматривал Леонтьев как иллюзорные. В русском консерватизме дана не только критика идей либерализма и демократии с философских позиций, но и выявлены идейные основы либерально-демократических учений, предпосылки демократии и механизм ее функц-вания.

 

45 Русский космизм. Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский.

Русский космиз.учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях по освоению космоса. Философским основанием космизма выступают идеи развития и всеобщей диалектической взаимосвязи мира. Религиозные идеи оказали существенное влияние на формирование и развитие идей русского космизма. Христианская идея о том, что все люди братья, дает изначальную установку о единстве всего сущего — земного и небесного. Это лежит в основе русского космизма. Естественно-научные — не будь в учении русского космизма опоры на человеческий разум, науку, технику, оно осталось бы в истории человеческойкой мысли лишь как любопытное утопически-религиозное учение. развитие науки, прогресс чел-кого знания позволявший Федорову выразить надежду и рассчитывать на будущее воскрешение умерших не только с помощью божественной благодати, a благодаря научным методам. Быстрое развитие науки и техники позволило Циолковскому разработать идеи о способах перемещения человека в космическом пространстве Исторические корни русского космизма имеют непосредственное отношение к России и национальным особенности русского народа. эти факторы послужили основой русского космизма. Проблемами русского космизма активно занимались Федоров, Соловьев, Циолковский, Флоренский, Вернадский, Федоров отец русского космизма. Вся философия Федорова вокруг главной для него идеи — победы над смертью, воскрешении мертвых. Высший смысл сущего для него - сама жизнь; а высшая нравственность это деятельность во имя жизни. По мысли Федорова, главной целью деятельности человечества должна стать борьба за человеческое бессмертие всего человеческого рода. «Нужно жить не для себя (эгоизм) и не для друг (альтруизм), а с каждым и для каждого; Это союз живущих (сыновей) для воскрешения мертвых (отцов)». Федоров настаивал на необходимость сознательного управления эволюцией природы. Человечество должно перед собой поставить задачу переделать природу согласно нравственным нормам, установить господство над природой. Речь у него идет о будущей вечной потусторонней жизни, То есть воскрешение будет не благодаря богу, а при помощи науки и техники, то есть самого чел-ка. По Федорову нужно переселить людей на другие планеты для освоения новых «мест обитания». Здесь новая задача для науки помочь людям овладеть космосом. Об этом до Федорова никто не говорил. Он первым заявил, что Земля не является границей для чел-ка. Федоров возлагал большие надежды на Россию, «толко Россия, как по своему географическому положению так и по своим физическим особенностям, может стать исходным пунктом «общего дела». Космизм Федорорва оказал сильное влияние на творчество других представителей русского космизма. Циолковский выдающийся русский естествоиспытатель, пионер ракетостроения, обладал обширными познаниями и разносторонними интересами как в области естественных наук, техники, так и в области фил. Его философия полностью самобытна. Циолковский. разрабатывал собственную «космическую философию» (монизм), противопоставляя ее с 1-ой стороной, религиозному дуализму духа и тела, а с другой — «пессимистическому» материализму, игнорировав вопросы о вселенских целях жизни. По своим взгляд Циолковский в целом придерживался материалистической точки зрения. Достаточно ясно прослеживается тяга к механицизму. Жизнь, по Циолковскому, вечна. «После каждой смерти получается одно и то же — рассеяние... Мы всегда жили и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме, без памяти о прошлом... Кусочки материи подвержены бесчисленому ряду жизней, хотя и разделенных громадными промежутками времени...». Он полагал, что жизнь и разум на Земле не являются единственными во Вселенной. в качестве доказательства этого утверждения он считал достаточным то обстоятельство, что Вселенная безгранична. Есть планеты, которые по развитию разума и могущества достигли высшей степени и опеределения все другие планеты. Нравственная, космическая зад Земли внести свой вклад в совершен Космоса.

Он полагал, что в ходе эволюции человечкский организм претерпит существенные изменения, которые превратят человека, по существу, в разумное «животное-растение», искусственно перерабатывающее солнечную энергию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.107 (0.004 с.)