Философствование и личностное самоопределение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философствование и личностное самоопределение



Философствование и личностное самоопределение

Философствование – это процесс ценностного самоопределения человека по отношению к себе, к жизни, к миру, к другому человеку, существу или к Богу.

Самоопределяясь, он находит свое место в жизни и выбирает цели, определяет, что является для него ценным, ради чего можно прикладывать усилия и вообще жить. В результате философского самоопределения возникает ценностное восприятие жизни.

Ценности – это такие смыслы, благодаря которым человек осознает значимость действий, поступков, событий.

С утратой этих ценностей человек перестает ориентироваться в жизни и не знает, ради чего вообще стоит напрягаться. Такие потерявшиеся в жизни люди спасаются тем, что принимают внешнюю систему ценностей, сформированную в определенной социальной среде.

Задачи философии, имеющие значение для науки

Философия не может вместо науки решать конкретные технические задачи, но и наука не может решать философские задачи. При этом существует ряд значимых для науки задач, которые решаются не научными, а именно философскими методами:

 

1. Показать границы и возможности научного знания (чтобы увидеть ограниченность научного подхода, необходимо выйти за его пределы, встать на метапозицию и посмотреть на него со стороны. чем больше мы знаем, тем больше возникает вопросов. Есть границы, которые наука не переходит).

Дать основу для диалога между различными научными традициями

(В основе всякой науки лежат исходные предпосылки, которые просто принимаются на веру и в пределах данной науки не могут в дальнейшем изменяться или изучаться. Они включают в себя научные аксиомы (постулаты), первичные понятия, принципы и границы предметной области данной науки.

Ян и Инь – противоположные принципы, характеризующие процессы и явления мира. Ян олицетворяет светлое, активное, мужское, нечетное; Инь – темное, пассивное, женское четное. Ян и Инь не взаимоисключают другу друга, но напротив, взаимодополняют и взаимопереходят друг в друга).

 

3. Обосновать возможность альтернативных путей для развития науки ( Обосновывая философскими методами альтернативность научных путей развития, мы тем самым защищаем право ученого отстаивать собственную позицию даже тогда, когда ее не принимает научное сообщество, иначе говоря, защищаем научное свободомыслие)

Специфика философии: отличие философии от науки

Философия может ставить вопросы о чем угодно, но рассматривает их всегда в жизненно-значимой соотнесенности с человеком, наука же ограничена рассмотрением самих по себе закономерностей объективных явлений мира безотносительно к ценностному восприятию жизни.

Наука получает знание своими методами, и подмена методов ведет к ошибкам.

Философия не решает научно-технических задач, так как у нее нет для этого методов. Философские методы носят умозрительный характер, наука же работает с методами эмпирического исследования.

 

1. Философия:

· Личностный характер

· Вечный характер

· Истина на основе личного жизненного опыта

· Неверифицируемость

· Нефальцифицированно

· Множество парадигм, языков

· Философское понятие

2. Наука:

· Безотносительность к личности

· Прогресс

· На основе эмпирического познания

· Знание верифицируемости

· Фальцифированное научное знание

· Общая парадигма

· Общенаучный язык

Обоснования истины в философии и в науке. Методы философии и науки.

Обоснование истины в философии основывается на жизненном опыте, а в науке -через эмпирическое познание.

Методы науки - измерение, наблюдение, эксперимент (эмпирическое познание)

Научные понятия формируются с помощью абстрагирования и идеализации, и относятся не к сущности изучаемых предметов, а к идеальным объектам, моделирующим изучаемые предметы. С помощью абстрагирования и идеализации выделяется и предметная область науки.

Абстрагирование – умственное отвлечение от предмета и тех его свойств, которые за пределами предметной области данной науки. свойств.

Идеализация – создание в уме не существующих в действительности объектов и условий.

Методы философии - рефлексия(мышление, направленное на осмысление и обоснование собственных предпосылок, предполагает обращенность сознания на себя), философский талант(у философов, высшая ступень).

Понятия в философии и в науке (как вводятся и с чем соотносятся?)

В философии и науке разными способами формируются понятия. Философские понятия формируются путем смыслового обобщения всех возможных свойств предмета.

Научное понятие формируется путем выделения определенных свойств предмета и абстрагирования от самого предмета и других его свойств. Например, каждая конкретная наука будет по-разному полагать человека, фиксируя в понятии определенные его свойства. Поэтому понятие человека с позиции, скажем, биологии имеет принципиально иной смысл, нежели понятие человека с позиции юриспруденции, социологии или психологии. Понятие человека в конкретной научной дисциплине не соотносимо с рядом свойств человека, выделяемых другими научными дисциплинами или же повседневным сознанием. Философское понятие человека представляет собой предельное обобщение всех его свойств, как тех, которые выделяют конкретные научные дисциплины, так и тех, которые даны в повседневном восприятии. Не только какая-то одна, как в науке, но вообще любая сторона человека (его телесное строение, его нравственная позиция, формы его общения с другими людьми, его заблуждения, его внешний вид, его привлекательность и т.д.) может быть осмыслена философски.

 

Научные понятия формируются с помощью абстрагирования и идеализации, и относятся не к сущности изучаемых предметов, а к идеальным объектам, моделирующим изучаемые предметы. С помощью абстрагирования и идеализации выделяется и предметная область науки.

Абстрагирование – умственное отвлечение от предмета и тех его свойств, которые за пределами предметной области данной науки. свойств.

Идеализация – создание в уме не существующих в действительности объектов и условий.

 

Отличие философии от искусства, религии и богословия.

Отличие философии от искусства:

1) Философия предполагает рациональное понятийное осмысление действительности, искусство предполагает эмоционально-образное восприятие действительности.

2) Философия использует язык понятий, искусство – язык художественных образов.

3) Философия направлена на понимание сущности предмета, искусство – на ее эстетическое выражение.

4) Вполне возможно, что произведение искусства (роман, фильм и т.д.) будет нести также и философское содержание, однако оценивать его как художественное и как философское произведение мы будем по-разному. С позиции искусства и с позиции философии перед нами будут два разных явления, и то, что с одной позиции является высоким произведением, не исключено что окажется вполне посредственным с другой.

 

Онтология Платона.

Ученик Сократа, Платон создал первую, синтезирующую восточную и западную традиции, философскую систему. Она была выражена в форме диалогов, главным героем которых был Сократ. Платон явился открывателем идеального бытия. Его философская система заключается в том, что космос возникает из сочетания идеального бытия (мира идей) и материи. Идеальное бытие познается умом (умосозерцается), а материальное воспринимается органами ощущений. Сочетание умозрения и восприятия ощущениями создает способность видеть космос и все его вещи. То, что видится умом, есть сущность вещи, ее идея – это то, что делает вещь именно этой вещью, а не какой-либо другой. И эта идея – то, что существует действительно и оформляет материю, которая сама по себе есть чистая бесформенность, т.е. несущее, по-гречески – меон. Органами ощущений мы воспринимаем меон, но как только в меоне мы видим сущность, то сразу же воспринимаем целостную вещь, отдельную от всего остального. Итак, идея воплощенная в меоне есть вещь. Космос состоит из множества вещей, которые возникают, изменяются, разрушаются, исчезают, т.е. они непостоянны. Люди, которые питают привязанность к вещам, страдают из-за их (вещей) преходящести. А те люди, которые сосредоточенны на идеях, испытывают непреходящую радость жизни, так как идеи обладают подлинным бытием, они вечны, неизменны и существуют сами по себе независимо от вещей. Идеальное бытие построено иерархически. Наивысшей идеей является идея Блага. Она присутствует во всех идеях и вещах. Рангом пониже идут идеи красоты, гармонии, совершенства и т.п., которые являются частным выражением Блага, и т.д. Душа человека способна воспринимать мир идей, поскольку раньше она обитала именно там, но из-за привязанности к вещам ниспала в мир вещей и в нем страдает. Чтобы избавиться от страдания (сотериология Платона!), нужно практиковать философское умирание – это сосредоточение на непреходящем мире идей и отвлечение от мира вещей. Достигнуть этого – означает освободиться от страданий и стать мудрецом. (Миф о пещере). Платон, как видно из его системы, отличался созерцательностью.

Рационализм Р. Декарта.

Рене Декарт пытался обосновать реальность мира и достоверность научного познания. Для европейца Нового времени, как было сказано выше, первичной очевидностью является не мир и не Бог, а он сам (европеец). Декарт применил ко всему, что он знал и что его окружает особый метод, названный “методическое сомнение”. Он состоит в последовательном сомнении в достоверности данных органов ощущений и собственных психических состояний. В результате Декарт пришел к выводу, что данные ощущений недостоверны. Однако, существуют идеи, которые верны при любых обстоятельствах, как бы эти обстоятельства ни менялись. Это врожденные идеи: математические истины, понятия причины и следствия, субстанциальности вещей и т.п. Врожденные идеи позволяют сделать вывод о том, что мир существует. Как-то в военном походе Декарту пришло в голову, что можно сомневаться во всем, кроме факта собственного мышления. Он рассуждал так: если я сомневаюсь, значит я мыслю, а поскольку мыслю, постольку существую, ибо не может не существовать то, что мыслит. Далее, рассуждал Декарт, если я сомневаюсь, значит я существо несовершенное, но если я это знаю, значит во мне есть понятие совершенства. Откуда оно появилось в несовершенном существе? Значит, это понятие вложило в меня совершенное существо, а таковым может быть только Бог. А поскольку Бог по определению существо совершенное, то он не может быть обманщиком именно из-за своего совершенства, поэтому истинные при любых обстоятельствах законы и понятия разума (врожденные идеи), которые вложил в меня Бог, тождественны законам мира, который сотворил Бог. Отсюда следует основная идея декартовской онтологии – идея тождества законов идеального бытия (разума и души) и материального бытия (мира).

Однако слабость этого доказательства Декарт понимал, поэтому пытался создать предельно прозрачное мироописание. Он считал, что есть самые простые законы – механические – которые лежат в основе более сложных законов. Эта позиция называется “механицизм” и внутри нее невозможно решить проблему человека, который принадлежит двум мирам – материальному (тело) и идеальному (разум). Человеческое тело подчиняется механическим законам, но и свободе воли тоже. Например, движение руки можно описать и объяснить с точки зрения законов биохимии, физики и т.п., в основе которых, по Декарту, лежат более простые законы механики, но как быть с тем фактом, что человек двигает рукой, когда и как сам захочет, а не потому, что так положено по законам механики – вот именно в этот момент и именно так двигать рукой? Декарт оказался в ловушке совмещений законов мира и свободы воли. Целостность механистической картины мира была нарушена. Сначала Декарт ввел закон сохранения; сознание направляет импульсы движения, которое само по себе есть только количественно. Но как это происходит? Декарт тогда просто препарировал человеческий мозг, нашел там какую-то железу и объявил ее ответственной за свободу воли человека, которая и направляет движение. Однако понятно, что проблема этим решена не была.

Миф как личностное бытие.

Миф – это личностное бытие. Личность предполагает самосознание – это соотнесенность сознания с собой, т.е. Я-внутреннего с Я-внешним. Сама по себе личность вместе с личностно оформленным бытием – областью вещей, которые соотносятся с личностью, – составляет личностное бытие. Миф всегда имеет отношение к личности, необязательно реально воплощенной (боги, духи и т.п.). Любой миф – это обязательно личностно оформленное бытие. В свою очередь личность обнаруживает в себе структуру мифа. Она выражает себя в своих отдельных проявлениях.

Роль мифа в исцелении. НЕТУ

28. Проблема определения человека. Сущность человека.

Что такое человек? В современной цивилизации нет единого определения человека. У каждого существует интуитивное знание о том, что такое человек, благодаря которому всегда безошибочно узнается – человека мы видим перед собой или нет. В современной культуре сосуществуют различные представления о том, что такое человек.

1. Человек – это разумное животное. В античном мире.

2. Человек – это образ и подобие Бога. Данное представление было принято в христианском мире, в эпоху средневековья.

3. Человек – вершина биологической эволюции.

Сущность человека – это то, благодаря чему человек является человеком. На дорефлексивном уровне эта сущность усматривается в самоидентификации себя как человека и в общении, условием которого является признание другого в качестве человека. Другие научные или культурно-исторические понимания человека надстраиваются над исходной интуицией, удостоверяющей, что есть человек, и не могут поставить ее под сомнение.

 

Ценностный смысл смерти.

Позитивное ценностное осмысление смерти имеет богатую историко-философскую традицию, в которой можно выделить сотериологический[1], гносеологический и экзистенциальный уровни понимания ценности смерти. Здесь можно выделить несколько философских периодов осмысления смерти:

1) Античный период, характеризуемый рационалистическим отношением к смерти, он связан со стремлением превратить размышление смерти в философские методы достижения внутренней безмятежности, возвышения над судьбой, истинного познания.

2) Средневековый период, связанный с религиозным отношением смерти - как следствием грехопадения человека. Смерть, с одной стороны - трагедия человеческой жизни, с другой, условие его будущего воскресения и спасения.

3) Новое время. В этот период происходит синтез античного и средневекового отношения к смерти.

4) Современный период. Возникает экзистенциалистская[2] проблематика, в которой тема смерти становится центральной.

Если выделить общую идею, которая лежит во всей этой традиции понимания смерти, то можно сформулировать ее так: смерть понимается как ценность, которая позволяет переосмыслить содержание направленной на нее жизни. При этом смерть исключает какую-либо дальнейшую перспективу жизни. Жизнь оценивается в аспекте предшествования смерти. Иначе говоря, жизнь истолковывается как ретроспективный аспект осознания смерти.

 


 

[2] Экзистенция – существование. В современной философии – личностное существование. Философия экзистенциализма рассматривает экзистенции как первичную по отношению к сущему (всем вещам мира) и описывает отношение личности к собственному существованию. Смерть носит определяющий характер для определения отношения к собственному существованию, через которое рассматриваются все остальные явления мира.

Философствование и личностное самоопределение

Философствование – это процесс ценностного самоопределения человека по отношению к себе, к жизни, к миру, к другому человеку, существу или к Богу.

Самоопределяясь, он находит свое место в жизни и выбирает цели, определяет, что является для него ценным, ради чего можно прикладывать усилия и вообще жить. В результате философского самоопределения возникает ценностное восприятие жизни.

Ценности – это такие смыслы, благодаря которым человек осознает значимость действий, поступков, событий.

С утратой этих ценностей человек перестает ориентироваться в жизни и не знает, ради чего вообще стоит напрягаться. Такие потерявшиеся в жизни люди спасаются тем, что принимают внешнюю систему ценностей, сформированную в определенной социальной среде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.187.178 (0.036 с.)