Отличие философии от религии и богословия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличие философии от религии и богословия



1) Сущность религии состоит в связи человека с Высшим. Эта связь осуществляется в культе, который может быть предельно простым, сведенным к одной молитве, или же очень сложным, включающим разнообразные обряды. Культ – это обязательный элемент религии. Вторым обязательным элементом является реальное изменение человека, вызванное его связью с Высшим. Причем не любое изменение, а такое, которое направлено на осуществление идеала спасения (для восточных религий – освобождения). Основной задачей религии является спасение (освобождение). Другие задачи (понимание пути освобождения, нравственное совершенствование, общение с единоверцами, общинная жизнь и т.д.) носят побочный характер.

2) В отличие от религии, для философии определяющей задачей является не спасение (освобождение), а понимание. Причем, в качестве вторичной задачи философия вполне может освобождать человека от страданий, сообщать безмятежность душе и т.д. (т.е. выполнять религиозную задачу), но это не является для философии определяющим.

3) Связь с Высшим переживается человеком в религиозном опыте. Высшее дано в опыте как Откровение. Для понимания Откровения догматика не нужна. Догматику создают, когда возникает необходимость отсечь ложные пути интерпретации Откровения. Поэтому Откровение не выводится из догматики. Задача догматики не в том, чтобы дать исчерпывающее учение о религии, а в том, чтобы устранить препятствия к пониманию пути спасения (освобождения). Соответственно, догматы неприменимы к областям, не связанным с учением о спасении (освобождении). Благодаря этому ограничению догматика существует параллельно с другими областями знания (философией, наукой), не вступая в противоречие с ними.

4) Богословие – это рефлексия над общецерковным опытом. Задача богослова в том, чтобы максимально беспристрастно описать религиозный опыт так, как он открывается всем членам Церкви, не привнося при этом ничего лишнего от себя. Богословская истина заключается в точности выражения Откровения, содержащегося в общецерковном опыте.

5) Поскольку философ тоже может быть членом Церкви, то, естественно, он тоже может иметь общецерковный опыт. Если богослов описывает общезначимое, не привнося ничего от себя, то религиозный философ показывает весь свой личный путь осмысления общезначимого религиозного опыта, ни в коей мере не претендуя на открытие для богословия каких-либо новых истин. Таким образом, религиозная философия и богословие имеют разные методы описания, разные цели, разное понимание истины и способов ее обоснования и поэтому они могут существовать параллельно, дополняя друг друга.

 

Материальное и идеальное бытие.

Центральным понятием онтологии является понятие “бытие”. Чтобы определить это понятие, проанализируем сначала словоупотребление. “Быть” значит “существовать”. Итак, самое близкое к бытию понятие – существование (доллар, сущность его и существование).

Материальное бытие (критерии):

1) Все, что постигается посредством органов ощущений – материально. Есть формы материи, которые не видны глазу и не ощутимы как-либо иначе, например, атомы и молекулы. Их можно обнаружить только с помощью приборов или путем эксперимента. Но даже через приборы они воспринимаются именно органами ощущений.

2) Материальное имеет пространственную и временную протяженность. Т.е. все, что мы воспринимаем опосредованно органами ощущений, имеет форму и протекает во времени.

3) (вытекает из первых двух): Действенность (сила, активность). То, что воздействует на органы ощущений – материально.

Идеальное бытие. Идеальное в философии понимается не как в обыденном языке, т.е. не как красивое, совершенное и т.п. Идеальное – это то, что не является материальным. Признаки:

1) То, что воспринимается непосредственно сознанием, т.е. не опосредовано органами ощущений. Это, конечно, мысли, эмоции, ценности, ожидания и т.п.

2) То, что находится вне пространства, т.е. не имеет пространственной локализации и характеристик (длины, ширины, глубины).

Существуют разные виды идеального. Их можно различить с помощью критерия времени. Это временное идеальное (вся область психического с ее переживаниями, мыслями, чувствами), т.е. то, что относится к субъекту восприятия (познания).

Вневременное идеальное (вся область идей, истин, математических законов, смыслов, ценностей), т.е. то, что субъектом познается как объект, соответственно называется объективно-идеальное. Например, смысл и мысль. Смысл – это то, что существует вне времени, т.е. объективно. Как объект он находится и схватывается мыслью, которая протекает во времени и принадлежит субъекту. Было время, когда считалось, что свойством объективности обладает только материя. Но это не совсем так. Субъект (человек) может усилием воли думать или не думать какую-либо мысль, но этим же усилием воли изменить математическую истину (дважды два – четыре, например) он, очевидно, не сможет.

9. Учение о бытии в досократической философии (милетцы, Гераклит, Пифагор, Парменид).

В период до Сократа философов интересовало первоначало, то, что лежит в основе всей природы. Т.е. вопросом о бытии был вопрос о первоначале всего. В этот период сформировалось два понимания бытия. Фалес Милетский исходил из представления бытия как процесса взаимопревращения элементов, наполненных жизнью (см. лекцию1). Материальное было нераздельно с духовным, все было живо и “все полно богов”. У Фалеса были ученики. Анаксимандр говорил, что первоначалом всего является апейрон (беспредельное), его ученик Анаксимен говорил, что первоначало - воздух. Но у них всех прослеживается одна и те же картина мира – текучая, взаимосвязанная и взаимопереходящая жизнь, где нет уничтожения, а есть взаимопревращение элементов. Город Милет находился в Малой Азии, восточной оконечности греческого мира, поэтому милетская философия является восточной традицией.

Есть еще западная традиция, которую представляет пифагорейская школа. Она существовала на юге Апеннинского полуострова, основал ее Пифагор. Он утверждал, что в основе всего лежат числа. Космос – это гармония всех вещей, соразмерность, которая может быть вычислена и выражена с помощью чисел. Числа представлялись наглядно в виде всех вещей мира и воспринимались слухом как музыка. Числовым соотношением определялась музыкальная гармония, движение планет, которое тоже звучало (музыка сфер). Большинство людей не слышат эту музыку, т.к. привыкли к ее постоянному звучанию. Числовое выражение имеет все, в том числе нравственные качества, эстетические категории, этические нормы. Так что бытие по Пифагору – это высшая смысловая определенность, идеальное как таковое.

 

Онтология Платона.

Ученик Сократа, Платон создал первую, синтезирующую восточную и западную традиции, философскую систему. Она была выражена в форме диалогов, главным героем которых был Сократ. Платон явился открывателем идеального бытия. Его философская система заключается в том, что космос возникает из сочетания идеального бытия (мира идей) и материи. Идеальное бытие познается умом (умосозерцается), а материальное воспринимается органами ощущений. Сочетание умозрения и восприятия ощущениями создает способность видеть космос и все его вещи. То, что видится умом, есть сущность вещи, ее идея – это то, что делает вещь именно этой вещью, а не какой-либо другой. И эта идея – то, что существует действительно и оформляет материю, которая сама по себе есть чистая бесформенность, т.е. несущее, по-гречески – меон. Органами ощущений мы воспринимаем меон, но как только в меоне мы видим сущность, то сразу же воспринимаем целостную вещь, отдельную от всего остального. Итак, идея воплощенная в меоне есть вещь. Космос состоит из множества вещей, которые возникают, изменяются, разрушаются, исчезают, т.е. они непостоянны. Люди, которые питают привязанность к вещам, страдают из-за их (вещей) преходящести. А те люди, которые сосредоточенны на идеях, испытывают непреходящую радость жизни, так как идеи обладают подлинным бытием, они вечны, неизменны и существуют сами по себе независимо от вещей. Идеальное бытие построено иерархически. Наивысшей идеей является идея Блага. Она присутствует во всех идеях и вещах. Рангом пониже идут идеи красоты, гармонии, совершенства и т.п., которые являются частным выражением Блага, и т.д. Душа человека способна воспринимать мир идей, поскольку раньше она обитала именно там, но из-за привязанности к вещам ниспала в мир вещей и в нем страдает. Чтобы избавиться от страдания (сотериология Платона!), нужно практиковать философское умирание – это сосредоточение на непреходящем мире идей и отвлечение от мира вещей. Достигнуть этого – означает освободиться от страданий и стать мудрецом. (Миф о пещере). Платон, как видно из его системы, отличался созерцательностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.006 с.)