Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доказательство тройного движения Земли

Поиск

Поскольку так много важных свидетельств планет согласуется с тем, что Земля подвижна, мы изложим теперь в заключение самое ее движение, насколько оно, принятое как гипотеза, объясняет видимые явления. Нужно допустить, что Земля имеет всего три движения: первое, которое, как мы сказали, греки называют nucqhmerinon,соответствующее дню и ночи обращение вокруг оси Земли в направлении с запада на восток, в зависимости от чего весь мир представляется движущимся в обратном направлении, описывая экваториальный круг, который некоторые называют равноденственным, подражая терминологии греков, у которых он называется ishmerinoz.

Второе - это годовое движение центра, который описывает вокруг Солнца зодиакальный круг также с запада на восток, т. е. в направлении последовательности знаков; этот круг идет между Венерой и Марсом, которые, как мы сказали, прилегают к нему. Это заставляет само Солнце казаться нам проходящим зодиак подобным же движением так, что если, например, центр Земли проходит через Козерог, то Солнце кажется проходящим через Рак, из Водолея оно кажется находящимся во Льве, и так далее, как мы уже говорили. Надо считать, что в этом кругу, который расположен по средней линии знаков зодиака, и к его плоскости равноденственный круг и ось Земли имеют периодически меняющееся наклонение. Действительно, если бы они были неизменными и только просто следовали движению центра, то не было бы никакого неравенства дней и ночей, но всегда было бы или солнцестояние, или кратчайший день, или равноденствие, или лето, или зима, или какое-нибудь одно и то же одинаковое время года.

Таким образом, отсюда следует третье деклинационное движение тоже с годовым обращением, но против последовательности знаков, т. е. противоположно движению центра. Так оба эти почти равные друг другу и противоположные движения вместе делают, что ось Земли и наибольшая из ее параллелей - экваториальный круг - смотрят приблизительно в одну и ту же часть мира, как будто бы они оставались все время неподвижными. Одновременно Солнце представляется движущимся по наклонному зодиакальному кругу совершенно так же, как и центр Земли3 и как будто бы последний был центром мира, если только ты вспомнишь, что расстояние между Солнцем и Землей на сфере неподвижных звезд уже ускользает от нашего зрения. А для доказательства, что все это обстоит именно так [это желательнее показать наглядно, чем рассказывать], опишем круг abcd, который представляет годовой путь центра Земли на поверхности зодиака, и пусть е будет Солнце, находящееся около его центра. Этот самый круг я рассеку на четыре части, проведя диаметры аес и bed. Пусть точку а занимает начало созвездия Рака, b - Весов, с - Козерога, d - Овна. Примем также, что центр Земли сначала находится в а. Вокруг него я начерчу земной экватор fihg, но только не в той же самой плоскости; в ней будет находиться лишь диаметр gai - общее сечение обоих кругов, а именно экватора и зодиака. Проведем также диаметр fah под прямым углом к gai; пусть точка f будет пределом наибольшего отклонения к югу, а - к северу. В таких предположениях жители Земли будут видеть Солнце в центре е совершающим свой зимний солнцеворот под знаком Козерога; это будет производить обращенное к Солнцу наибольшее северное отклонение h.

Таким образом, наклон экватора к линии аe заставляет ее в суточном вращении описывать параллель зимнего тропика на расстоянии, соответствующем углу наклона eah. Пусть теперь центр Земли пойдет в направлении последовательности знаков, а предел f наибольшего отклонения на такой же угол повернется против последовательности знаков, пока оба они в b не опишут по четверти окружности. В течение этого времени вследствие равенства обоих вращений угол eai будет всегда оставаться равным углу аеb и диаметры fah и fbh будут все время соответственно параллельны, так же как gai и gbi и как один экватор параллелен другому. Последние по уже упоминавшейся причине будут представляться на неизмеримости неба одними и теми же. Таким образом, из точки b - начала Весов - точка е будет усматриваться в Овне и общее сечение упомянутых кругов совпадает с прямой gbie. Суточное вращение уже не сообщит ей никакого отклонения [от экватора], но все отклонения будут получаться по сторонам. Вот так Солнце будет усматриваться в весеннем равноденствии. Пусть в принятых условиях центр Земли продолжает движение: когда в с он пройдет полуокружность, то Солнце будет усматриваться входящим в созвездие Рака. Тогда южное отклонение f экватора, повернутое к Солнцу, сделает последнее видимым на севере и описывающим летний тропик на расстоянии, соответствующем углу наклона ecf. Затем, когда точка f повернется на третью четверть круга, общее сечение gi снова попадет на линию ed. Отсюда Солнце, наблюдаемое в Весах, окажется завершившим осеннее равноденствие. После этого в том же самом движении прямая hf, постепенно поворачиваясь к Солнцу, заставит повториться то, что было в начале, откуда исходило наше движение.

И н а ч е. Пусть опять на плоскости чертежа прямая аес будет диаметром и общим сечением с кругом abcd (см.рис.1,рис.2), восстановленным перпендикулярно упомянутой плоскости. На этом круге в точках а и с, т.е. под знаками Рака и Козерога, начертим соответственно круговые сечения dgfi Земли через полюсы; ось Земли - df, северный полюс - d, южный - f, диаметр экваториального круга - gi.

Когда f обращается к находящемуся в е Солнцу и отклонение экватора будет к северу на угол iae, вращение вокруг земной оси заставит описать параллельный экватору южный круг с диаметром kl и расстоянием li, представляющий для Солнца тропик Козерога.

Или, чтобы сказать правильнее, это движение вокруг оси по отношению к ас совершается по конической поверхности, имеющей вершину в центре Земли, а в качестве основания - круг, параллельный экватору. В противолежащем знаке с все происходит так же, но в обратную сторону. Таким образом, ясно, как эти два идущие друг к другу навстречу движения, а именно движение центра и наклонения, заставляют ось Земли оставаться в одном и том же и всегда одинаковом положении, причем все кажется происходящим, как если бы это были движения Солнца. <...>

КОММЕНТАРИЙ:

Перевод с латинского сочинения Н. Коперника выполнен И. Н. Веселовским. Отрывки печатаются по изданию: Коперник Н. О вращениях небесных сфер. М., 1981.

1 Апсиды (апогей и перигей) - наиболее удаленная от Земли и наиболее близкая к ней точки эпицикла, по которому движется планета вокруг своего среднего положения.

2 Гелиактическим называется восход светила, совпадающий с восходом Солнца.

3 При описании движения Земли Коперник употребляет только вращения, понимая их строго в том смысле, какой установился уже в XIX столетии; в настоящее время мы разлагаем движение Земли на два: вращение вокруг собственной оси (суточное) и обращение вокруг Солнца (годичное); последнее в смысле механики XIX в. является не вращением, а круговым поступательным движением. Коперник заменяет его двумя вращениями.

ЛИТЕРАТУРА:
     
    Собрание сочинений Н.Коперника:Nicolaus Copernicus complete works. London, 1972.
    Nikolaus Copernicus. 1473-1973. Das Bild vom Kosmos und die Copernicanische Revolution in den gesellschaftlichen und geistigen Auseinandersetzungen. Berlin, 1973.
    Веселовский И. Н., Белый Ю. А. Николай Коперник. 1473-1543. М., 1974.
    Гребенников Е. А. Николай Коперник. М., 1982.

 

ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА, "ГОРОД СОЛНЦА"

  1. Сюжет: разговор двух собеседников: морехода из Генуи, который боялся опоздать на корабль и Главного Гостинника.
  2. Как устроен город. Разделяется город на семь обширных поясов, или кругов, называющихся по семи планетам. И город так выстроен, что если брать его приступом - чтобы захватить каждый следующий круг, надо постоянно употреблять вдвое больше усилий и труда. "Но, по-моему, невозможно взять и первый круг: настолько широк окружающий его земляной вал и так укреплен он бастионами, башнями, бомбардами и рвами".

Система управления.

  1. Верховный правитель - священник - "Солнце"/Метафизик.

*Хотя в одном месте Кампанелла пишет: "Лица, стоящие во главе отдельных наук, подчинены правителю Мудрости, кроме Метафизика, который есть заместитель Солнца", все же почти везде Метафизик выступает как синоним правителя-Солнца, а не его заместитель.*

Должность Солнца: требования:

    • от 35 лет;
    • должен знать: метафизику, богословие, историю, обычаи, обряды, законы всех народов, все республики и монархии, законодателей и изобретателей наук и ремесел, строение и историю неба, физику, математику, астрологию;
    • быть ознакомлен: со всеми ремеслами, языками (в городе Солнца много профессиональных переводчиков);
    • уже задолго известно, кто станет Солнцем. Происходит он чаще всего из среды жрецов (24 человека сидят наверху в Храме);
    • должность несменяема до тех пор, пока Солнце не передаст ее добровольно - тому, кто окажется мудрее своего предшественника и способнее его к управлению. Отсюда вывод: ни 1 существующий правитель не будет поддерживать качественное образование, чтобы не создавать себе конкуренции.

Компетенция Солнца:

    • он глава всех в светском и духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение;
    • ежедневно Солнце и трое главных правителей совещаются о текущих делах; проверяют, утверждают и приводят в исполнение постановленное на выборах;
    • ежедневно он поднимается к 24 жрецам в храме и рассуждает с ними о том, "что они измыслили нового на благо Города и всех народов мира";
    • как первосвященник Солнце через систему всеобщей исповеди узнает, все помыслы горожан. Публично исповедает их грехи, затем, также всенародно, свои.

При Солнце находятся три соправителя: Пон, Син и Мор / Мощь, Мудрость и Любовь. Эти четверо обсуждают все дела республики. Им принадлежит ежедневная исполнительная власть: проверяют, утверждают и приводят в исполнение постановленное на выборах, совещаются о текущих делах.

Мощь/Пон: компетенция: все, касающееся войны и мира: военное искусство, верховное командование на войне; но и в этом он не стоит выше Солнца. В случае войны Мощь получает полномочия римского диктатора, при необходимости совещается с Солнцем и двумя правителями. Но для получения Мощью этих полномочий созывается Большой Совет, где Проповедник излагает народу причины войны и законность похода.

Мудрость/Син: компетенция: свободные искусства, ремесла, всевозможные науки, соответственные должностные лица и ученые, учебные заведения. Число подчиненных ему должностных лиц соответствует числу наук. По велению Мудрости все городские внутренние и внешние стены расписаны живописью, отображающей все науки.

Любовь/Мор: компетенция: деторождение, воспитание новорожденных, врачевание, изготовление лекарств, земледелие, скотоводство, все, относящееся к пище, одежде. В его распоряжении - ряд наставников и наставниц, приставленных следить за всеми этими делами. Столько же должностных лиц, сколько мы насчитываем добродетелей: Великодушие, Мужество, затем Целомудрие, Щедрость, Правосудие - уголовное и гражданское, Усердие, Правдолюбие, Благотворительность, Любезность, Веселость, Бодрость, Воздержность.

  1. Большой Совет: функции:
    • собирается каждое новолуние и полнолуние;
    • в нем присутствуют все от двадцати лет и старше. Все могут поодиночке высказаться что плохо в государстве, в работе должностных лиц. То есть -это канал обратной связи правительства с народом;
    • при объявлении Городу Солнца войны Большой Совет собирается и выслушывает причины войны и законность похода, которые излагаются Проповедником;
    • на Большом Совете выбор должностных лиц только намечается заранее.
  2. Обсуждение государственных дел и выбор должностных лиц. Каждый восьмой день собираются все должностные лица: Солнце, Мощь, Мудрость и Любовь, из которых каждому подчинены три начальника, так что всех их - тринадцать. Собираются и все начальники отрядов - женских и мужских - десятники, полусотники и сотники для обсуждения государственных дел и выбора должностных лиц, которые на Большом Совете только намечаются.

Итого: должностных лиц избирают:

    1. четыре главных правителя: Солнце, Пон, Син и Мор;
    2. руководители соответственных наук и ремесел - они предлагают на Большом Совете кандидата, каждый руководитель на основании своих сведений о его успехах и наклонностях высказывается за или против его избрания.

Сменяются должностные лица:

    • по воле народа. Для этого народу необходимо на Большом Совете высказаться против неустраивающего руководителя. Наиболее вероятный вывод: это будет происходить редко;
    • четверо высших несменяемы, если только сами на совещании между собою не передадут свои полномочия другим, кого считают достойнейшим. Наиболее вероятный вывод: это практически неосуществимо.
  1. Царь: тот, кто главенствует над другими в каком-нибудь занятии. Например: в земледелии.
  2. Мудрость начальствует над: Грамматик, Логик, Физик, Медик, Политик, Этик, Экономист, Астролог, Астроном, Геометр, Космограф, Музыкант, Перспективист, Арифметик, Поэт, Ритор, Живописец, Скульптор.

Правитель Любовь начальствует над: Заведующий деторождением, Воспитатель, Медик, Заведующий одеждой, Агроном, Скотовод, Стадовод, Заведующий приручением животных, Главный кухмистр, Откормщик и т. д.

В распоряжении триумвира Мощи: Стратег, Начальник единоборцев, Кузнечных дел мастер, Начальник арсенала, Казначей, Заведующий чеканкой монеты, Инженер, Начальник разведки, Начальник конницы, Конюший, Главный гладиатор, Начальник артиллерии, Начальник пращников и Юстициарий. А этим всем подчинены особые специалисты.

  1. Суд: Все по отдельности люди подсудны старшему начальнику своего мастерства. Таким образом, все главные мастера являются судьями и могут присуждать к изгнанию, бичеванию, выговору, отстранению от общей трапезы, отлучению от церкви и запрещению общаться с женщинами. К насильникам применяется смертная казнь или наказание - око за око, зуб за зуб.

Обвинение излагается перед судьей и Мощью. При смягчающих обстоятельствах - могут приговор смягчить три правителя, от которых можно апеллировать к Солнцу, но не в порядке судопроизводства, а в порядке просьбы.

  1. Исповедь: проводят - первосвященник Солнце и должностные лица, а из должностных лиц священниками являются только высшие. На их обязанности лежит очищать совесть граждан, а весь Город на тайной исповеди открывает свои прегрешения властям, которые одновременно и очищают души, и узнают, каким грехам наиболее подвержен народ.

Затем сами священноначальники исповедуют трем верховным правителям и собственные и чужие грехи, обобщая их и никого при этом не называя по имени, а указывая на наиболее тяжкие и вредные для государства. Трое правителей исповедуют эти же грехи вместе со своими собственными самому Солнцу, который узнает отсюда, какого рода прегрешениям наиболее подвержен Город, и заботится об искоренении их надлежащими средствами. Солнце всенародно исповедует грехи Города, затем свои собственные грехи.

Образ жизни

  1. Народ соляриев (жителей города Солнца) появился из Индии, бежал от монголов. На том же острове с ними соседствуют еще четыре царства, сильно завидующих благополучию соляриев, периодически завистники розвязывают войны.
  2. Все у них общее: знания, почести, наслаждения, жены, обучение.
  3. Распределение - в руках должностных лиц.
  4. От частной собственности - происходит себялюбие, грабеж государства, гордость, праздность, лицемерие, предательство. Отказ от частной собственности доводит до любви к Родине.
  5. Достойнейший - тот, кто изучил больше искусств и ремесел, кто умеет применять их с большим знанием дела. Солярии не признают никакого иного отдыха, кроме того, во время которого приобретают еще больше знаний.
  6. Еда: должностные лица получают большие и лучшие порции.
  7. Деторождение - деятельность на благо государства, реализация его интереса. Бесплодная женщина не пользуется таким же почетом как матрона.
  8. Каждый работает не больше четырех часов в день.
  9. Труд общеобязателен. Никакой телесный недостаток не принуждает соляриев к праздности, в преклонном возрасте солярий привлекается к совещаниям; если кто-то "совсем физически немощен, то он работает в деревне, получает хорошее содержание и служит соглядатаем, донося государству обо всем, что услышит".
  10. Солярии беспощадно преследуют врагов государства и религии, как недостойных почитаться за людей.
  11. Рабство: рабов, захваченных на войне, они или продают, или употребляют либо на копанье рвов, либо на другие тяжелые работы вне города.
  12. Иностранцы, желающие стать гражданами Государства Солнца, подвергаются месячному испытанию за городом, а потом в течение месяца в самом городе.
  13. Социальные регуляторы

: почет; нормы, издаваемые властями.

  1. Зло для общества: если преступление совершено или против свободы государства, или против Бога, или против высших властей, то без всякого сострадания приговор выносится немедленно. И только такие преступники караются смертью.

Томмазо КАМПАНЕЛЛА

ГОРОД СОЛНЦА

Далеко не все знают, что Томмазо Кампанелла (1568 - 1639), знаменитый итальянский философ-утопист, поэт и политический деятель, серьёзно занимался астрологией. А между тем, свою жизнь Кампанелла во многом посвятил оккультным наукам. Сын сапожника, Томмазо ещё с детства проявлял необычные наклонности и способности. Согласно легенде, в детстве он был посвящён в секреты алхимии и полностью обучен тайной науке раввином-каббалистом за две недели. В 1582 г. он стал доминиканским монахом. В 1589 г. приехал в Неаполь, где встретил еврейского астролога Авраама, который его ознакомил с астрологической наукой и связанными с ней дисциплинами. В 1591 г. Кампанелла выступил с книгой "Философия, доказанная ощущениями", направленной против схоластического аристотелизма, и вскоре был вынужден бежать от преследований инквизиции Неаполя. Позднее инквизиция пыталась судить и наказать его за применение магических наук, но её попытки закончились неудачей. Кардинал Ришельё и король Людовик XIII считали Кампанеллу великим астрологом и учёным, способным соединить христианство с астрологией. Кампанелла предсказал Людовику XIII рождение сына, чья жизнь будет счастливой и долгой (и действительно, после 22 лет бесплодного замужества Анна Австрийская родила будущего Людовика XIV, "короля-солнце"). В 1598-99 гг. Кампанелла возглавил в Калабрии заговор против испанского владычества, был схвачен и приговорён к пожизненному заключению. За время почти 27-летнего пребывания в неаполитанских тюрьмах он написал десятки книг, частично опубликованных в Германии и распространявшихся в списках. В его мировоззрении астрология и оккультизм занимали ключевую позицию, о чём свидетельствуют такие сочинения, как "De sensu rerum et magia" (1620) и "Astrologicorum libri VII" (1629-30). Вообще, Кампанелла написал множество магических, астрологических и алхимических сочинений, но большинство из них не сохранилось. Знаменитая утопия Кампанеллы "Город Солнца" (1602, опубл. 1623) проникнута астрологической символикой. В мае 1626 г. учёный был освобождён и переведён в Рим при содействии папы Урбана VIII, а в 1629 г. оправдан. Как явствует из работы "Astrolologicorum libri VII", Кампанелла использовался Урбаном VIII в качестве консультанта по астрологическим вопросам. В 1634 г. Томмазо бежал во Францию в связи с угрозой выдачи испанским властям. Кампанелла предсказал свою дату смерти - 1 июня 1639 г. (во время солнечного затмения), и умер в монастыре якобинцев в Париже за 10 дней до предсказанного дня.

СОБЕСЕДНИКИ:
Главный Гостинник и Мореход из Генуи

Гостинник

Поведай мне, пожалуйста, о всех своих приключениях во время последнего плавания.

Мореход

Я уже рассказывал тебе о своем кругосветном путешествии, во время которого попал я в конце концов на Тапробану, где был вынужден сойти на берег. Там, опасаясь туземцев, укрылся я в лесу; когда же я наконец из него выбрался, очутился я на широкой равнине, лежащей как раз на экваторе.

Гостинник

Ну, а там что с тобой приключилось?

Мореход

Я неожиданно столкнулся с большим отрядом вооруженных мужчин и женщин, многие из которых понимали наш язык. Они сейчас же повели меня в Город Солнца.

Гостинник

Скажи мне, как же устроен этот город и какой в нем образ правления?

Мореход

На обширной равнине возвышается высокий холм, на котором и расположена большая часть города; многочисленные же его окраины выходят далеко за подошву горы, размеры которой таковы, что город имеет в поперечнике свыше двух миль, а окружность его равна семи. Благодаря тому, что лежит он по горбу холма, площадь его больше, чем если бы он находился на равнине. Разделяется город на семь обширных поясов, или кругов, называющихся по семи планетам. Из одного круга в другой попадают по четырем мощеным улицам сквозь четверо ворот, обращенных на четыре стороны света. И город так, право, выстроен, что если бы взят был приступом первый круг, то для взятия второго понадобилось бы употребить вдвое больше усилий; а для овладения третьим – еще того больше. Итак, чтобы захватить каждый следующий, надо было бы постоянно употреблять вдвое больше усилий и труда. Таким образом, если бы кто задумал взять этот город приступом, ему пришлось бы брать его семь раз. Но, по-моему, невозможно взять и первый круг: настолько широк окружающий его земляной вал и так укреплен он бастионами, башнями, бомбардами и рвами.

Итак, войдя северными воротами (которые окованы железом и так сделаны, что могут легко подыматься и опускаться и накрепко запираться благодаря удивительно ловкому устройству своих выступов, прилаженных для движения в выемках прочных косяков), увидел я ровное пространство шириною в семьдесят шагов между первым и вторым рядом стен. Оттуда можно видеть обширные палаты, соединенные со стеною второго круга так, что они, можно сказать, составляют как бы одно целое здание. На половине высоты этих палат идут сплошные арки, на которых находятся галереи для прогулок и которые поддерживаются снизу прекрасными толстыми столбами, опоясывающими аркады наподобие колоннад или монастырских переходов. Снизу входы в эти здания имеются лишь с внутренней, вогнутой стороны стены; в нижние этажи входят прямо с улицы, а в верхние – по мраморным лестницам, ведущим в подобные же внутренние галереи, а из них – в прекрасные верхние покои с окнами как на внутреннюю, так и на наружную сторону стены и разделенные легкими перегородками. Толщина выпуклой, то есть внешней, стены – восемь пядей, вогнутой – три, а промежуточных – от одной до полутора пядей.

Отсюда можно пройти к следующему проходу между стенами, шага на три уже первого, с которого видна первая стена следующего круга с подобными же галереями вверху и внизу; а с внутренней стороны идет другая стена, опоясывающая палаты, с такими же выступами и переходами, опирающимися снизу на колонны; вверху же, там, где находятся двери в верхние покои, она расписана великолепною живописью. Таким образом, по подобным же кругам и через двойные стены, внутри которых находятся палаты с выступающими наружу галереями на колоннах, доходишь до самого последнего круга, идя все время по ровному месту; однако же при проходе сквозь двойные ворота (во внешних и внутренних стенах) приходится подниматься по ступеням, но устроенным так, что подъем почти не заметен: идешь по ним наискось, и высота лестниц поэтому едва ощутима. На вершине горы находится открытая и просторная площадь, посередине которой возвышается храм, воздвигнутый с изумительным искусством.

Гостинник

Продолжай же, продолжай, говори, заклинаю тебя жизнью!

Мореход

Храм прекрасен своей совершенно круглою формой. Он не обнесен стеками, а покоится на толстых и соразмерных колоннах. Огромный, с изумительным искусством воздвигнутый купол храма завершается посередине, или в зените, малым куполом с отверстием над самым алтарем. Этот единственный алтарь находится в центре храма и обнесен колоннами. Храм имеет в окружности свыше трехсот пятидесяти шагов. На капители колонн снаружи опираются арки, выступающие приблизительно на восемь шагов и поддерживаемые другим рядом колонн, покоящихся на широком и прочном парапете вышиною в три шага; между ним и первым рядом колонн идут нижние галереи, вымощенные красивыми камнями; а на вогнутой стороне парапета, разделенного частыми и широкими проходами, устроены неподвижные скамьи; да и между внутренними колоннами, поддерживающими самый храм, нет недостатка в прекрасных переносных креслах. На алтаре виден только один большой глобус с изображением всего неба и другой – с изображением земли. Затем на своде главного купола нанесены все звезды неба от первой до шестой величины, и под каждой из них указаны в трех стихах ее название и силы, которыми влияет она на земные явления. Имеются там и полюсы, и большие и малые круги, нанесенные в храме перпендикулярно к горизонту, однако нe полностью, так как внизу нет стены; но их можно дополнить по тем кругам, которые нанесены на глобусах алтаря. Пол храма блистает ценными камнями. Семь золотых лампад, именующихся по семи планетам, висят, горя неугасимым огнем. Малый купол над храмом окружают несколько небольших красивых келий, а за открытым проходом над галереями, или арками, между внутренними и внешними колоннами расположено много других просторных келий, где живут до сорока девяти священников и подвижников. Над меньшим куполом возвышается только своего рода флюгер, указывающий направление ветров, которых они насчитывают до тридцати шести. Они знают и какой год предвещают какие ветры, и какие перемены на суше и на море, но лишь в отношении своего климата. Там же, под флюгером, хранится написанный золотыми буквами свиток.

Гостинник

Прошу тебя, доблестный муж, разъясни мне подробно всю их систему управления. Это меня особенно интересует.

Мореход

Верховный правитель у них – священник, именующийся на их языке “Солнце”, на нашем же мы называли бы его Метафизиком. Он является главою всех и в светском и в духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение. При нем состоят три соправителя: Пон, Син и Мор, или по-нашему: Мощь, Мудрость и Любовь.

В ведении Мощи находится все касающееся войны и мира: военное искусство, верховное командование на войне; но и в этом он не стоит выше Солнца. Он управляет военными должностями, солдатами, ведает снабжением, укреплениями, осадами, военными машинами, мастерскими и мастерами, их обслуживающими.

Ведению Мудрости подлежат свободные искусства, ремесла и всевозможные науки, а также соответственные должностные лица и ученые, равно как и учебные заведения. Число подчиненных ему должностных лиц соответствует числу наук: имеется Астролог, также и Космограф, Геометр, Историограф, Поэт, Логик, Ритор, Грамматик, Медик, Физик, Политик, Моралист. И есть у них всего одна книга, под названием “Мудрость”, где удивительно сжато и доступно изложены все науки. Ее читают народу согласно обряду пифагорейцев.

По повелению Мудрости во всем городе стены, внутренние и внешние, нижние и верхние, расписаны превосходнейшею живописью, в удивительно стройной последовательности отображающей все науки. На внешних стенах храма и на завесах, ниспадающих, когда священник произносит слово, дабы не терялся его голос, минуя слушателей, изображены все звезды, с обозначением при каждой из них в трех стихах ее сил и движений.

На внутренней стороне стены первого круга изображены все математические фигуры, которых значительно больше, чем открыто их Архимедом и Евклидом. Величина их находится в соответствии с размерами стен, и каждая из них снабжена подходящей объяснительной надписью в одном стихе: есть там и определения, и теоремы, и т. п. На внешнем изгибе стены находится прежде всего крупное изображение всей земли в целом; за ним следуют особые картины всевозможных областей, при которых помещены краткие описания в прозе обычаев, законов, нравов, происхождения и сил их обитателей; также и алфавиты, употребляемые во всех этих областях, начертаны здесь над алфавитом Города Солнца.

На внутренней стороне стены второго круга, или второго ряда строений, можно видеть как изображения, так и настоящие куски драгоценных и простых всякого рода камней, минералов и металлов, с пояснениями при каждом в двух стихах. На внешней стороне изображены моря, реки, озера и источники, существующие на свете; так же как и вина, масла и все жидкости; указано их происхождение, качества и свойства; а на выступах стены стоят сосуды, наполненные жидкостями, выдержанными от сотни до трехсот лет, для лечения различных недугов. Там же, с соответствующими стихами, находятся и подлинные изображения града, снега, грозы и всех воздушных явлений.

На внутренней стороне стены третьего круга нарисованы все виды деревьев и трав, а иные из них растут там в горшках на выступах наружной стены строений; они снабжены пояснениями, где какие впервые найдены, каковы их силы и качества и чем сходствуют они с явлениями небесными, среди металлов, в человеческом теле и в области моря; каково их применение в медицине и т. д. На внешней стороне – всевозможные породы рыб речных, озерных и морских, их нравы и особенности, способы размножения, жизни, разведения, какая от них польза миру и нам, равно как и сходства их с предметами небесными и земными, созданными природой или искусственно; так что я был совершенно поражен, увидев рыбу епископа, рыбу цепь, панцирь, гвоздь, звезду, мужской член, в точности соответствующих по своему виду предметам, существующим у нас. Там можно увидеть и морских ежей, и улиток, и устриц и т. д. И все достойное изучения представлено там в изумительных изображениях и снабжено пояснительными надписями.

На внутренней стороне четвертого круга изображены всякие породы птиц, их качества, размеры, нравы, окраска, образ жизни и т. д. И Феникса они считают за действительно существующую птицу. На внешней стороне видны все породы пресмыкающихся: змеи, драконы, черви; и насекомые: мухи, комары, слепни, жуки и т. д., с указанием их особенностей, свойств ядовитости, способов применения и т. д. И их там гораздо больше, чем даже можно себе представить.

На внутренней стороне стены пятого круга находятся высшие земные животные, количество видов которых просто поразительно: мы не знаем и тысячной их части. И такое их множество и таковы их размеры, что изображены они и на внешней стороне круговой стены. Сколько там одних только лошадиных пород, какие все это прекрасные изображения и как толково все это объяснено!

На внутренней стороне стены шестого круга изображены все ремесла с их орудиями и применение их у различных народов. Расположены они сообразно их значению и снабжены пояснениями. Тут же изображены и их изобретатели. На внешней же стороне нарисованы все изобретатели наук, вооружения и законодатели. Видел я там Моисея, Озириса, Юпитера, Меркурия, Ликурга, Помпилия, Пифагора, Замолксия, Солона и многих других; имеется у них и изображение Магомета, которого, однако, они презирают, как вздорного и ничтожного законодателя. Зато на почетнейшем месте увидел я образ Иисуса Христа и двенадцати апостолов, которых они глубоко чтут и превозносят, почитая их за сверхчеловеков. Видел я Цезаря, Александра, Пирра, Ганнибала и других достославных мужей, прославившихся на войне и в мирных делах, главным образом Римлян, изображения которых находятся на нижней части стен, под портиками. Когда же стал я с изумлением спрашивать, откуда известна им наша история, мне объяснили, что они обладают знанием всех языков и постоянно отправляют по свету нарочных разведчиков и послов для ознакомления с обычаями, силами, образом правления и историей отдельных народов и со всем, что есть у них хорошего и дурного, и для донесения затем своей республике; и все это чрезвычайно иx занимает. Узнал я там и то, что Китайцами еще раньше нac изобретены бомбарды и книгопечатание. Для всех этих изображений имеются наставники, а дети без труда и как бы играючи знакомятся со всеми науками наглядным путем до достижения десятилетнего возраста.

Ведению Любви подлежит, во-первых, деторождение и наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство. И они издеваются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой. В ведении того же правителя находится воспитание новорожденных, врачевание, изготовление лекарств, посевы, жатва и сбор плодов, земледелие, скотоводство, стол и вообще все, относящееся к пище, одежде и половым сношениям. В его распоряжении находится ряд наставников и наставниц, приставленных следить за всеми этими делами.

Метафизик же наблюдает за всем этим при посредстве упомянутых трех правителей, и ничто не совершается без его ведома. Все дела их республики обсуждаются этими четырьмя лицами, и к мнению Метафизика присоединяются во взаимном согласии все остальные.

Гостинник

Но скажи, пожалуйста: все эти их должности, учреждения, обязанности, воспитание, образ жизни,– что это: республика, монархия или аристократия?

Мореход

Народ этот появился из Индии, бежавши оттуда после поражения Монголами и насильниками разорившими их родную страну, и решил вести философский образ жизни общиной. И хотя общность жен и не установлена среди остального населения, живущего в их области, у них самих она принята на том основании, что у них все общее. Распределение всего находится в руках должностных лиц; но так как знания, почести и наслаждения являются общим достоянием, то никто не может ничего себе присвоить.

Они утверждают, что собственность образуется у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей. Отсюда возникает себялюбие, ибо ведь, чтобы добиться для своего сына богатства и почетного положения и оставить его наследником крупного состояния, каждый из нас или начинает грабить государство, ежели он ничего не боится, будучи богат и знатен, или же становится скрягою, предателем и лицемером, когда недостает ему могущества, состояния и знатности. Но когда мы отрешимся от себялюбия, у нас остается только любовь к общине.

Гостинник

Так ведь никто же не захочет работать, раз будет рассчитывать прожить на счет работы других, в чем Аристотель и опровергает Платона.

Мореход

Я – плохой спорщик, но тем не менее уверяю тебя, что они пылают такой любовью к родине, какую и представить себе трудно; гораздо больше даже, чем Римляне,– которые, как известно по преданиям, добровольно умирали за отечество,– потому что значительно превзошли их в отрешении от собственности. Я, по крайней мере, уверен, что и братья, и монахи, и клирики наши, не соблазняйся они любовью к родным и друзьям, стали бы гораздо святее, меньше были бы привязаны к собственности и дышали бы большею любовью к ближнему.

Гостинник

Это, кажется, говорит святой Августин, но я заключаю, что среди этого рода людей никакого значения не имеет дружба, раз у них нет возможности оказывать друг другу взаимные одолжения.

Мореход

Наоборот, огромн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.53.112 (0.017 с.)