ТОП 10:

Государственное устройство Киевской Руси в период формирования основ феодализма (IX-Xвв.)



 

Общественный строй. На ранних этапах становления Древнерусского государства форма общественных отношений была представлена военной демократией, которая включала: участие всех членов племенного союза (мужчин) в решении жизненно важных вопросов, всеобщее вооружение населения (народное ополчение), - а также народным вече как высшим органом власти.

К IX-X вв. дофеодальный период общественного стоя у восточных славян закончился, сформировалась государственная и хозяйственная система Древнерусского государства переходного типа, феодального в своей основе. Складывалась феодальные отношения - феодальная земельная собственность, подчинение мелких производителей господствующим классам, углубление классовой дифференциации и т.д. Господствующее, эксплуатирующее военно-руководящее меньшинство поначалу представляла старая родоплеменная аристократия - вожди, жрецы, старейшины и др. Другую, большую часть населения составляли крестьяне-общинники, постепенно попадающие к ним в зависимость с помощью внеэкономических (захват, насилие) и экономических (кабала, долг) мер. Захваченные в плен обращались в рабов (холопов) и использовались на вспомогательных работах. Социальная дифференциация в то же время заметно тормозилась устойчивостью советской общины и наличием патриархального рабства, не получившего дальнейшего перерождения в классические рабовладельческие отношения.

Основную ячейку общественного устройства Руси составляла соседская, территориальная община - орган местного крестьянского самоуправления - "мир" (от слова "вервие" - веревка, которой измеряли участок земли). Земельная община удерживалась на Руси значительно дольше, чем на Западе. И хотя в итоге она не предотвратила формирования зависимых отношений классового общества, но сумела избавить от массового рабства, по-своему способствовала переходу восточных славян от первобытного строя к феодальному, минуя рабовладельческий, к тому же на Западе уже изжитый. Да и сама классовая структура и аппарат классового угнетения создавались в Древнерусском государстве на основе не рабовладельческой, а других переходных форм - дань, плен, ограбление и пр.

Роль общины. Община на Руси представляла собой замкнутую социальную систему, призванную организовать все виды жизнедеятельности человека - трудовую, обрядовую, культурную. Будучи многофункциональной, она опиралась на принципы коллективизма и уравнительности, являлась коллективным собственником земли и угодий. Свою внутреннюю жизнь она организовывала на принципах прямой демократии - выборности, коллективном принятии решений и пр. Она перераспределяла земельные наделы, решала налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, судебные споры, расследовала преступления и осуществляла наказание за них.

Государственное устройство. Фактически государственное устройство держалось на договоре между князем и народным собранием, вечевым сходом - вече (от старослав. вет - совет), выросшим из традиций племенных сходов. Постепенно оно приобретало все более формализованные черты: заранее подготовленная "повестка дня", предварительный подбор кандидатов на выборные должности, организационные начала в руках старейшин ("старцев градских") и пр.

Состав вече был довольно демократичным. Все взрослое (мужское) свободное (правоспособное) население города (посада) и прилегающих поселений (слобод) шумным одобрением или возражением принимало большинством голосов важнейшие решения при участии, а порою и под руководством знати. На вече обсуждались такие вопросы, как война и мир, оборона, кандидатуры князей и посадников, земельные и финансовые ресурсы волости, санкционировались денежные сборы, смещались представители администрации и т.д. В Новгородской и псковской республиках народное собрание обладало высшей законодательной и судебной властью. Здесь в распоряжении вече находились финансы и земельный фонд. Обязательные атрибуты были представлены вечевым колоколом, сзывавшим на народное собрание, и специальным возвышением над площадью - трибуной (степенью). Исполнительные функции возлагались на совет, куда входили "лучшие люди" (городской патриархат, старейшины). Однако уже в XI в. роль вече как практического демократического института начинает несколько ослабевать, сохраняя свою силу лишь в "старших" городах - Новгороде, Пскове, Киеве и некоторых других.

Ополчение и дружина. Важную особенность Киевской Руси, сложившуюся вследствие постоянной внешней опасности, прежде всего степных кочевников, составляло всеобщее вооружение народа - народное ополчение, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). В городских центрах существовали тысяцкие - предводители военного городского ополчения. Именно многочисленное народное ополчение, подчинявшееся не князю, а вече, зачастую решало исход сражений.

Оборонительные и наступательные войны, сплачивавшие славян в пленные союзы, выдвигавшие талантливых и смелых племенных вождей и князей, способствовали формированию княжеских дружин. Они составляли основу военной организации государства. Выделяясь из массы рядовых воинов, или воев, сравнительно небольшая в количественном отношении дружина представляла собой вооруженный конный отряд. Она разделяла с князем все житейские тяготы, всегда была готова к походам, стремилась своими ратными подвигами прославить князя, а себе - добыть чести и богатства. Дружинники жили на княжеском дворе или вокруг него. IX-X вв. существовали компактные поселения дружинников.

Дружина, возглавляемая князем, составляла из опытных воинов (мужей) и составляла старшую, "большую", "переднюю" дружину, порою в значительной степени определявшую политику князя. Младшая дружина была представлена отроками, детьми боярскими. Известно, что боярские и княжеские сыновья уже в трехлетнем возрасте сражались на коня, а с двенадцати лет отцы брали своих сыновей в походы. Старшая и младшая дружины отличались возрастом ее членов, их знатностью, влиянием на князя. Из аристократической верхушки дружины выделялись категории бояр.

Взаимные обстоятельства, связывавшие князя и дружину, фактически составляли основу Древнерусского государства. Князь совещался ("думал") с дружиной, принимая важнейшие решения о военных походах, сборе дани, строительстве городов и крепостей и др. Старшим дружинникам отводились наиболее почетные и ответственные должности: воевод, тысяцких, сотских и д.д. Князь заботился о содержании - "кормлении" дружины, которая существовала за счет добычи от завоевательных походов, отчислений и дани, судебных сборов и пр.

Налоговые системы. Военные походы, управление государством, личные потребности княжеского двора и его дружины требовали значительных средств. Существенную лепту в эти поступления вносила система дани, налогов. Ключом к пониманию социально-экономического и общественного строя Древнерусского государства может служить "полюдье" - сбор дани со всего свободного населения ("людей"), хронологически охватывающее конец VIII - первую половину X вв., а на ряде территорий и до XIIв. Это была фактически наиболее обнаженная форма господства и подчинения, осуществления верховного права на землю, установления понятия подданства. Теперь "призванные" князья стали "володеть", т.е., управлять и собирать дань уже не в виде грабежа, а по "праву", по условию, не оставляя однако, завоевания и грабежей других племен, расширяя тем самым ареал своих владений.

Так, воинственный князь Олег, завоевав чудь, мерю, весь, утвердившись в их городах, облагает данью подвластных ему словен, кривичей, мерю. С Новгорода "ради мира" устанавливает ежегодную дань в размере 300 гривен (гривна - денежная единица в Древней Руси), которая платилась до смерти князя Ярослава, середины XI в. Киевский князь Игорь (? - 945, 912-945), продолжал традиционный сбор дани с древлян, пытался собрать его дважды и был ими убит. Его вдова, княгиня Ольга (?-969, 945-966), жестоко отомстив за мужа, все же пошла на фиксирование размера дани, установив "уроки" и определила специальные пункты - "погосты" и сроки ее сбора.

Полюдье было хорошо налаженным государственным делом. Местные князья заранее из отдаленных районов собирали дань с крестьянского населения и свозили их к метам ее концентрации (погостам), через которые ежегодно, с ноября по апрель по санному пути киевский князь с дружиной совершал объезд огромной, до 1,5 тыс. км, территории. Масштабность данного мероприятия была значительной, и не случайно слово "полюдье" вошло в язык греческого царя и скандинавских сказаний в русской транскрипции.

Собранное в колоссальных размерах богатство (продовольствие, мед, воск, меха и пр.) не только удовлетворяло потребности князя и его дружины. Оно составляло довольно весомую долю древнерусского экспорта. К собранной продукции добавлялись рабы, челядь из пленных или попавших в тяжелую кабалу людей. Грандиозные, хорошо охраняемые военно-торговые экспедиции, приходящиеся на летнее время, доставляли экспортную часть полюдья по Черному морю в Болгарию, Византию, на Каспий. Русские сухопутные караваны достигали Багдада по пути в Индию.

В дальнейшем внеэкономические реформы эксплуатации (дань, полюдье) начали уступать место экономическим, основанным на праве собственности. Складывалась система разнообразных налогов, торговых, судебных и других пошлин. При этом налоги собирались в основном мехами. А мех куницы или белки соответствовал определенной денежной единице. Интересно, что если мех терял свой товарный вид, а княжеский знак на нем сохранялся, то платежеспособность его оставалась неизменной.

Принятие христианства. В целях укрепления центральной власти князь Владимир Красное Солнышко (960-1015, 980-1015) провел религиозные реформы. Вначале он попытался упорядочить языческий культ, установив систему шести богов во главе с богом грозы и войны - Перуном. Однако язычество к тому времени уже утратило былую естественности и привлекательность в восприятии человека, преодолевшего племенную узость и ограниченность. Кроме того, местные языческие культы и служители - волхвы - носители вечевых традиций управления, мешали укреплению верховной власти. Ознакомление с разными религиями показало, что православное христианство, а также определенное преобладание и господство государственного мышления над национальным самосознанием наиболее соответствовало потребностям Руси того периода. Великий князь, окрестившись в 988г., энергично, а порою и довольно жестко, проводил утверждение христианства в государственном масштабе. Принятие христианства, усилившее великокняжескую власть, способствовало развитию государственности, феодальной идеологии, культуры. Крещенная Русь становилась как бы под божие заступничество. Княжеская власть как бы обретала божественное происхождение. Христианская мораль семьи создавала условия для поддержания общественного мира, покорности трудящегося народа. Феодальная собственность и подчиненность властям освещалась церковью. Тесно связанная с государством церковь все более становилась важным элементом политической системы. Во главе православной церкви стоял митрополит, первоначально назначаемый из Византии. Ярослав Мудрый установил традицию русских митрополитов, назначив киевским митрополитом государственного деятеля и писателя русского происхождения - Иллариона. Все население страны было обязано платить в пользу церкви налог - десятину (десятую часть своих доходов).

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.2.109 (0.006 с.)