ТОП 10:

Экономика и внутренняя политика СССР в середине 1960-х – первой половине 1980-х гг.



Вторая половина 60-х середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по "совершенствованию" социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы. Смена политического курса. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев, Главой правительства был назначен А.Н. Косыгин. Часть новых руководителей полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно-политической жизни нерадикальными способами, чтобы укрепить существующую систему. Более консервативный путь развития отстаивали Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, А.Н. Шелепин и др. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ. Победили Брежнев и его сторонники. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была концепция "развитого социализма". Концепция не подвергала сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач. Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Две тенденции развития. Под видом борьбы с «волюнтаризмом» Н.С. Хрущева свертывались начатые им преобразования. В конце 1964 г. состоялось объединение промышленных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству. В печати прекратились критика культа личности И.В. Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима («ресталинизация»). Вновь была ужесточена цензура. Руководство страны не уделяло должного внимания нарастающим конфликтам в национальной сфере. В развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая. В 70-х начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Деятельность массовых объединений, руководили которыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких масс населения. Принципиальные вопросы развития экономики, форм и методов ее управления рассматривались на партийных съездах XXIV (1970г.), XXV (1975г.), XXVI (1980г.). На съездах принимались планы народнохозяйственного развития (девятой, десятой и одиннадцатой пятилеток). Увеличилась численность административного аппарата. Нарастание трудностей и негативных явлений в экономике не осознавалось руководством страны. Под партийным контролем находилась повседневная работа всех структур государственной власти в центре и на местах. Конституция СССР 1977 г. В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. В основу была положена концепция "развитого социализма". Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Все Советы составляли единую систему органов государственной власти. Во главе системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Его обязанностями являлись: принятие и изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей партии. Подтверждалась основа экономической системы, социалистическая собственность на средства производства в государственной и кооперативно-колхозной формах. Был зафиксирован принцип социалистического интернационализма в отношениях СССР с социалистическими странами и государствами, освободившимися от колониальной зависимости. Сохранялись основные положения Конституции 1936 г. о национально-государственном устройстве. В одной из глав освещались права и обязанности советских граждан, гарантируемые экономическими, политическими и правовыми средствами. Правозащитное движение. Усиление идеологического нажима на общественную жизнь после периода "оттепели" вызвало широкое распространение движения диссидентства (историк Рой Медведев, писатель А.И. Солженицын, физик А.Д. Сахаров). На первых порах деятельность диссидентов была направлена на улучшение существующей системы, позднее на отказ от нее. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц. Представители диссидентского движения подвергались преследованиям, их сажали в тюрьмы (генерал Григоренко), высылали за рубеж (писатель А.И. Солженицын).

Противоречия экономического развития. Хозяйственные реформы середины 60-х годов. Падали темпы экономического развития. Преобразования коснулись, прежде всего, сельского хозяйства. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Были сняты ограничения с их личных хозяйств. Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности (в реформу были заложены некоторые принципы рыночной экономики (прибыль, хозрасчет)). Упразднялись совнархозы, и восстанавливалось отраслевое управление. Отныне оно должно было действовать в условиях новых принципов планирования и хозяйственной самостоятельности предприятий. Реформа повышала роль экономических методов управления, но не затрагивала основ командно-административной системы. Индустриальное развитие. Процесс перехода промышленности на систему хозрасчета был завершен к концу восьмой пятилетки (1966-1970 гг.). В процессе осуществления реформы развернулось слияние мелких предприятий с крупными. Создавались производственные объединения (ПО). Восьмая пятилетка: валовой общественный продукт вырос на 13%, промышленная продукция на 50%. В больших масштабах велись капитальное строительство и реконструкция действующих производств. Было возведено 1900 промышленных предприятий. Десятки тысяч рабочих участвовали в движении изобретателей и рационализаторов, соревновались за высокую производительность труда. В то же время в соревновании присутствовали показуха и элементы формализма. С целью "взаимодополнения" республиканских хозяйств и их объединения в единый комплекс развивались процессы общесоюзного разделения труда. На рубеже 70-х начале 80-х годов приоритетное развитие получили отрасли тяжелой индустрии, прежде всего оборонная. Наметилось дальнейшее отставание во всех других индустриальных отраслях. Тенденции аграрного развития. Реформы середины 60-х годов не остановили нарастания трудностей в развитии сельского хозяйства. С конца 60-х и особенно в 70-е годы с целью интенсификации сельскохозяйственного производства стали создаваться интегрированные хозяйства агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы. В их состав включались колхозы и совхозы, предприятия по переработке сельхозсырья, организации транспорта и торговли. Однако агропромышленная интеграция в условиях нарастающего экономического кризиса не принесла ожидаемого эффекта. Для улучшения управления агросферой были созданы Государственный агропромышленный комитет, а на местах районные агропромышленные объединения. Новые управленческие структуры не улучшили положения дел в земледелии и животноводстве. Объем валовой продукции сельского хозяйства сокращался. Осложнилась демографическая ситуация. Уменьшение рождаемости населения в 60-х годах привело к сокращению притока трудовых ресурсов. Неблагоприятная экономическая конъюнктура сложилась на мировом рынке (упали цены на нефть). Параллельно с государственной появилась так называемая теневая экономика. Задания одиннадцатой пятилетки (1981-1985 гг.) не были выполнены ни по одному показателю. Социальная сфера. Успешнее других шло решение жилищной проблемы. Медленнее запланированного шел рост реальных доходов населения. Были увеличены размеры ежемесячной зарплаты низкооплачиваемым категориям работников. В 70-х — начале 80-х годов резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Ее финансирование по "остаточному" принципу особенно тяжело отразилось на условиях жизни сельского населения. Это являлось одной из причин оттока сельских тружеников в города. Появляется новый социальный слой в обществе – «номенклатура». Руководители высшего и среднего уровня занимали особое, привилегированное положение в системе распределения материальных благ. Падал авторитет Коммунистической партии. Попытки преемников Л.И. Брежнева преодолеть "деформации социализма" успеха не имели. 1965г. – Косыгинская реформа.

 

Вопрос № 57.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.19.155 (0.006 с.)