Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Знач-е термина «эстетика». Проблема выделения эстетики в самост-ю фил-ю обл-ть. Имплицитная и эксплицитная эст-ка.
Знач-е термина «эстетика». Проблема выделения эстетики в самост-ю фил-ю обл-ть. Имплицитная и эксплицитная эст-ка. Понятие «эст-ка» обозначает фил-ю науку об иск-ве. Это понятие обозн-т некий «единый принцип, обобщ-ечувственно-выразительное кач-во» как произв. иск-ва, так и предметов повседн-го обихода, феноменов прир-ды. Э. как самост-я фил. дисц. возникла в сер. 18 в. в Германии; сам термин ввел А. Баумгартен – фил-в рационалист. Термин имеет греч-е происх-е (aestheticos – чувств-е восприятие). Баумгартен создает дисц-у, изуч-ю закон-ть чувств-го позн-я, стреммящ-ся к красоте. Однако история эст-ки как мировой науки восходит своими корнями к глубокой древности, к другим мифол-м текстам. Эст-ка сущ-ла в скрытом не явном виде, в контексте др-х обл-тей чел-х знаний: - Ант-ть - на базе фил-и; - Ср. в. - в контексте теологии (религ-я теория); - Возр-е - худ-я практика; - 17-18в. - вконтексте лит-й критики и публицистики; - сер.18в. – уже самост-я дисц-на. Сущ-т эксплицитная эст-ка и имплицитная эстетика. Эксплицитная эст-ка – фил-я дисц. эст. самоопределившаяся только к сер.18в. в кач-ва относит-но независимой науки. Имплицитная эст-ка – эст-ка, кот-я уходит корнями в глуб-ю древность и предст-т собой своб-е несист-е осмысл-е эст-го опыта внутри др-х дисц-н (в фил-и, риторике,филологии, богословии и др.) Импл-я эст-ка сущ-ла на протяж-и всей истории эст-ки, но выявл-ся она только с позднего новоевроп-го периода. Предмет эст-ки. Предмет не сущ-т вне задач. В истории эст-ки ее предмет и задачи менялись: 1. Э- часть фил-и и космогонии, служила созд. картиной мира; 2. У Сократа (сливается с эстетикой); 3. То изучала проблемы поэтики, общефил-е вопросы природы красоты (Аристотель); 4. Вопросы гос. контроля над иск-м (Платон - ввел понятие прекрасного не только в физ-м смысле, но и нравственном); 5. Как аспект богословия (Фома Аквинский); 6. Изуч-ся соотнош-я природы и худ-й деятельности (Леонардо да Винчи); 7. Устанавливаются каноны творчества (Буало); 8. Устан-ся каноны чувств-го познания мира (Баумгартен); Эст-ка изучает законы чувст-го (эмоц-го) позн-я и способствует постиж-ю красоты. Два принципа, два вида деят-ти, кот-е связаны с красотой: - способность оценивать мир с позиции красоты; - сп-ть материал-ть свои предст-я о красоте профессионально, в рамках: арх-ра, иск-во, дизайн. Эст-ка – это фил-я дисц-на, кот-я изуч-ет специф-ое ценностное отнош-е чел-ка к миру с позиции красоты. Также изуч-т общ-е законом-ти тех видов деят-ти, в кот-х чел-к профес-но материализ-т свои предст-я о красоте.
Эст-ка в структуре фил-го знания. Эст-ка и искусствоведческие науки. До 18в. эст-ка сущ-ла имплицитно, в контексте таких наук, как фил-я и искусствоведенье.На базе филос-и эст-ка проявляла себя в античной эпохе и заложила теоретич-ю основу. Эст-е проблемы поднимались до теор-го осмысления, сложилась первая терминология и понятийный аппарат (красота, гармония и т.д.). В ант-й фил-и пним-е эст-ки сложилось как фил-я прекрасного. Прекрасное – это выр-е в высш-й степени целост-ти, гармонии и соверш-ва; Красота = прекрасное. Плато ввел понятие прекрасного не только в физ-м смысле, но и нравственном. В «Пире» Платон от любви переходит кпониманию идеи красоты, прекрасного самого по себе – Kalon (как вечной и объективно сущ-ей вне какого-либо субъекта идеи). Эйдос – мир идей (форма, отделенная от содерж-я); понятие абстрактной красоты. Средневековье. С приходом христ-ва возрос интерес к символам (знак, обознач-й скрытый тайный смысл, известный только избранным, посвященным) и знакам (чел-к создан по образу и подобию бога и т.д.). Возникает каноничность. Канону были подчинены все виды иск-ва: музыка, живопись, иконопись, жизнеописания святых… Эстетика аскетизма: красота восприн-ся как нематериальная (на земле нет истиной красоты) – нет телесной красоты, только дух. Представление о Боге как о прекрасном (Августин). Возрождение. Эст-ка Возр-я –Реставрация античного наследия. Осн-е черты: гуманизм, гармония- соверш-во материи и содерж-я; наука – факт обоснованный. Эст-ка как фил-я прекрасного. Проблема природы прекрасного. Прекрасное_ это выр-е в высш-й степ-и целостности, гармонии и соверш-ва. Красота = прекрасное. Концепции природы прекрасного (все варианты рожденые в ант-ю эпоху сохранили свою актуальность): 1. Объективно-идеалистическая. (красота- есть не мат-я сущ-ть, она надсубъектна, сущ-т независимо от мысли, она сущ-т вечно и неизменно). Платон - наиболее яркий представитель этой концепции- эйдос-красота. Гегель - абсолютная идея (красота). Религ-й вар-т –красота исходит от Бога. 2. Объективно-материалист-я. (красота сущ-т независимо от чел-ка, но пребывает в матер-м мире. К- естеств-е свойство проявлений. Объективна.) В эпоху Просвещения 18в. Дени Дидро- соверш-е сочет-е частей вещи (например- симметричность). 3. Субъективно- идеалистическая. Источник прекрасного таится в душе индивида. Красота не материальна. Представлена в 19в., но имеет античные корни. Красота лимитивна, изменчива. Гартман, Лало, Липс, в ант-ти – софисты. 4. Субъективно- объективная. Красота – есть результат соотн-я объект-х свойств действительности с человеком. Предст-е о красоте формируется у человека под влиянием 2-х факторов: внешнего (объективного); внутр-го (субъективного). Инд-но –личностные особ-ти. Сократ,Аристотель. В 19в. - Чернышевский, Добролюбов.
Проблема возник-я у чел-ка эстетического чувства. Концепции возник-я эст-го чувства у чел-ка: 1. Религиозная –Божественная. Способность дана человеку с рождения, сопровождает всю жизнь и исчезает со смертью. Дана Богом и только людям. 2. Природная. Происхождение человека (Ч. Дарвин). По принципу ест-го отбора, полового отбора, кот-й есть у всех существ врожденно (не только у людей, но и у животных: птицы поют великолепные песни; вьют прекрасные гнезда). 3. Культуролог-я. Способность воспринимать и оценивать мир с позиции красоты принадлежит только человеку. Эта способность не является врожденной, а формируется в течении жизни. Только пребывая в культуре, чел-к развивает эту сп-ть. Сп-ть чел-ка абстрагир-ся от «мы»-сознания к «я»-сознанию, когда чел-к выделяет себя из коллектива и осознает себя как самост-ю личность, приобретает сп-ть высказывать свои собств-е мысли, суждения. На эст-е чувство влияет эст-ие, этич-е, религ-е эл-ты. «Плохо» - безобразный, злой, дьявольский; «Хорошо» - прекрасное, доброе, священное. Структура эст-й коммуникации. Эст-я ком-я – это пример субъект-объектных отношений, в кот-х субъект оценивает с позиции красоты объект. Сущ.: общие универсальные критерии оценки, имеющие определенную последовательность, кот-е разделяются на типы с-о отношений: 1-познавательные (гноссеология), 2- практические (праксеология), 3- оценочные (аксеология). В основе э.к. лежит э.п. Э.к. может возникнуть только тогда, оцениваемый предмет доступен нашим органам чувств, восприятию. Гл-е отличие эстетики от этики, кот-я оценивает внутр-е содерж-е, в том, что эстетика оценивает именно внеш-е содерж-е объекта. Предметное содерж-е влияет на эстетич. оценку. Эст-ю оценку мы можем дать только тогда, когда знаем какому предмету принадлежит форма (Фехнер). Форма, цвет, линия сами по себе эст-ки нейтральны. Одна и та же линия, один и тот же цвет имеют разную эст-ю оценку (Фехнер). Эст оценка рождается только тогда, когда сравнение предмета с идеалом красоты переходит в словесную форму. Черты эст-й ком-и: - э.к. носит бескорыстный, незаинт-й хар-р, т.е. у субъекта не возникает потребность обладать и исп-ть в практич-х целях объект. Коммуник; - э.к. сопровожд-ся чувством удовольствия (дух-го, а не физ-го). Дух-е удовольствие возникает, т.к. задействованы все познават-е сп-ти чел-ка.
Эст-й вкус Эст-й вкус – гл-й эл-т эст-й ком-и (сп-ть воспринимать). В историч-м аспекте эта тема сформировалась в середине 17в. Его выделил Б. Грассиен в произв-и «Карманный оракул» в 1646г. В эпоху Просвещения – Юм в произвед-и «О норме вкуса», в кот-м изложены все осн-е проблемы, современные по сей день. Э.в. – сп-ть судить о прекрасном (Кант). Э.в. – сп-ть чел-ка дифференц-но почувствовать удовольствие и неудовольствие оценивать эст-е объекты, отличать прекрасное от безобразного (Кант). Юм (проблемы): 1. Врожденным или приобр-м является эст-й вкус? Э.в. явл-ся приобрет-й сп-ю, кот-я дана только чел-ку. Эмоц.-интуит-н, формир-ся в теч-и жизни ест-м образом. Внешний вкус- традиции, распр-е в общ-ве; особ-ти предм.-простр-го окружения;среда, вкот-й мы живем; арх-ра. Инициатива – целенапр-я деятельность чел-ка по формир-ю вкуса. 2. Зависит ли суждение вкуса от этич-й оценки? Эст-е и этич-е аспекты разводятся, два разных взгляда на одну вещь: эст-й аспект- внеш-е содерж-е, этич-й аспект – внутр-е содерж-е. 3. Объективен или субъективен вкус? (спорят о вкусах или не спорят?) Если вкус объективен, то спорят; если субъективен, то не спорят (проблема была поставлена в 18в.;до этого исп-сь в гастроном-х вкусах - «О вкусах не спорят»). Кант считал, что э.в. антиномичен (противоречив), т.е. явл-ся и объективным, и субъективным.
Эстетика эллинизма. По сравн-ю кл-й, предст-т собой более сложный, противоречивый и более длит период в ант-й истории. В соц-м отнош-и эта эпоха знаменуется окончат-м распадом античного. Греч-я кл-ка была промеж-й, переходной эпохой, она ознаменовала собой такой периодв истории, когда опр-я истор форма уже созрела и разложилась, а др-я еще не созрела и не стала господств-й. В эпоху э. происходит бурное развитие рабовладения,усложняется мех-зм гос-го управления. Общ-я жизнь все более опред-ся и отчужд-ся от частной жизни отд-х индивидов. В этих усл-х формир-ся новый тип дух-й культуры, основанной на индивидуализ-и, новый тип личности, кот-й стремится уйти от всех противоречий и сложностей жизни в спасит-й мир внутр-й дух-й культуры. На этой почве возник-т новые эст-е течения (стоицизм, эпикцуризм,скептицизм). Стоики- идеал мудреца, возвыш-ся над миром повседн-х забот. Этот идеал не был выдуман, он отражал реальные треб-я эпохи. Эпикурийцы –эстетике свойственна материал-я тенд-я: иск-во они выводили из подраж-я природе. Скептики-наиб-е хар-й для эпохи э-зма. Они сомневались во всем, даже в самом сомнении. Знач-е термина «эстетика». Проблема выделения эстетики в самост-ю фил-ю обл-ть. Имплицитная и эксплицитная эст-ка. Понятие «эст-ка» обозначает фил-ю науку об иск-ве. Это понятие обозн-т некий «единый принцип, обобщ-ечувственно-выразительное кач-во» как произв. иск-ва, так и предметов повседн-го обихода, феноменов прир-ды. Э. как самост-я фил. дисц. возникла в сер. 18 в. в Германии; сам термин ввел А. Баумгартен – фил-в рационалист. Термин имеет греч-е происх-е (aestheticos – чувств-е восприятие). Баумгартен создает дисц-у, изуч-ю закон-ть чувств-го позн-я, стреммящ-ся к красоте. Однако история эст-ки как мировой науки восходит своими корнями к глубокой древности, к другим мифол-м текстам. Эст-ка сущ-ла в скрытом не явном виде, в контексте др-х обл-тей чел-х знаний: - Ант-ть - на базе фил-и; - Ср. в. - в контексте теологии (религ-я теория); - Возр-е - худ-я практика; - 17-18в. - вконтексте лит-й критики и публицистики; - сер.18в. – уже самост-я дисц-на. Сущ-т эксплицитная эст-ка и имплицитная эстетика. Эксплицитная эст-ка – фил-я дисц. эст. самоопределившаяся только к сер.18в. в кач-ва относит-но независимой науки. Имплицитная эст-ка – эст-ка, кот-я уходит корнями в глуб-ю древность и предст-т собой своб-е несист-е осмысл-е эст-го опыта внутри др-х дисц-н (в фил-и, риторике,филологии, богословии и др.) Импл-я эст-ка сущ-ла на протяж-и всей истории эст-ки, но выявл-ся она только с позднего новоевроп-го периода. Предмет эст-ки. Предмет не сущ-т вне задач. В истории эст-ки ее предмет и задачи менялись: 1. Э- часть фил-и и космогонии, служила созд. картиной мира; 2. У Сократа (сливается с эстетикой); 3. То изучала проблемы поэтики, общефил-е вопросы природы красоты (Аристотель); 4. Вопросы гос. контроля над иск-м (Платон - ввел понятие прекрасного не только в физ-м смысле, но и нравственном); 5. Как аспект богословия (Фома Аквинский); 6. Изуч-ся соотнош-я природы и худ-й деятельности (Леонардо да Винчи); 7. Устанавливаются каноны творчества (Буало); 8. Устан-ся каноны чувств-го познания мира (Баумгартен); Эст-ка изучает законы чувст-го (эмоц-го) позн-я и способствует постиж-ю красоты. Два принципа, два вида деят-ти, кот-е связаны с красотой: - способность оценивать мир с позиции красоты; - сп-ть материал-ть свои предст-я о красоте профессионально, в рамках: арх-ра, иск-во, дизайн. Эст-ка – это фил-я дисц-на, кот-я изуч-ет специф-ое ценностное отнош-е чел-ка к миру с позиции красоты. Также изуч-т общ-е законом-ти тех видов деят-ти, в кот-х чел-к профес-но материализ-т свои предст-я о красоте.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.217.1 (0.007 с.) |