Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знач-е термина «эстетика». Проблема выделения эстетики в самост-ю фил-ю обл-ть. Имплицитная и эксплицитная эст-ка.

Знач-е термина «эстетика». Проблема выделения эстетики в самост-ю фил-ю обл-ть. Имплицитная и эксплицитная эст-ка.

Понятие «эст-ка» обозначает фил-ю науку об иск-ве. Это понятие обозн-т некий «единый принцип, обобщ-ечувственно-выразительное кач-во» как произв. иск-ва, так и предметов повседн-го обихода, феноменов прир-ды. Э. как самост-я фил. дисц. возникла в сер. 18 в. в Германии; сам термин ввел А. Баумгартен – фил-в рационалист. Термин имеет греч-е происх-е (aestheticos – чувств-е восприятие). Баумгартен создает дисц-у, изуч-ю закон-ть чувств-го позн-я, стреммящ-ся к красоте. Однако история эст-ки как мировой науки восходит своими корнями к глубокой древности, к другим мифол-м текстам. Эст-ка сущ-ла в скрытом не явном виде, в контексте др-х обл-тей чел-х знаний:

- Ант-ть - на базе фил-и; - Ср. в. - в контексте теологии (религ-я теория);

- Возр-е - худ-я практика; - 17-18в. - вконтексте лит-й критики и публицистики;

- сер.18в. – уже самост-я дисц-на.

Сущ-т эксплицитная эст-ка и имплицитная эстетика. Эксплицитная эст-ка – фил-я дисц. эст. самоопределившаяся только к сер.18в. в кач-ва относит-но независимой науки. Имплицитная эст-ка – эст-ка, кот-я уходит корнями в глуб-ю древность и предст-т собой своб-е несист-е осмысл-е эст-го опыта внутри др-х дисц-н (в фил-и, риторике,филологии, богословии и др.) Импл-я эст-ка сущ-ла на протяж-и всей истории эст-ки, но выявл-ся она только с позднего новоевроп-го периода.

Предмет эст-ки.

Предмет не сущ-т вне задач. В истории эст-ки ее предмет и задачи менялись:

1. Э- часть фил-и и космогонии, служила созд. картиной мира;

2. У Сократа (сливается с эстетикой);

3. То изучала проблемы поэтики, общефил-е вопросы природы красоты (Аристотель);

4. Вопросы гос. контроля над иск-м (Платон - ввел понятие прекрасного не только в физ-м смысле, но и нравственном);

5. Как аспект богословия (Фома Аквинский);

6. Изуч-ся соотнош-я природы и худ-й деятельности (Леонардо да Винчи);

7. Устанавливаются каноны творчества (Буало);

8. Устан-ся каноны чувств-го познания мира (Баумгартен);

Эст-ка изучает законы чувст-го (эмоц-го) позн-я и способствует постиж-ю красоты. Два принципа, два вида деят-ти, кот-е связаны с красотой:

- способность оценивать мир с позиции красоты;

- сп-ть материал-ть свои предст-я о красоте профессионально, в рамках: арх-ра, иск-во, дизайн.

Эст-ка – это фил-я дисц-на, кот-я изуч-ет специф-ое ценностное отнош-е чел-ка к миру с позиции красоты. Также изуч-т общ-е законом-ти тех видов деят-ти, в кот-х чел-к профес-но материализ-т свои предст-я о красоте.

 

Эст-ка в структуре фил-го знания. Эст-ка и искусствоведческие науки.

До 18в. эст-ка сущ-ла имплицитно, в контексте таких наук, как фил-я и искусствоведенье.На базе филос-и эст-ка проявляла себя в античной эпохе и заложила теоретич-ю основу. Эст-е проблемы поднимались до теор-го осмысления, сложилась первая терминология и понятийный аппарат (красота, гармония и т.д.). В ант-й фил-и пним-е эст-ки сложилось как фил-я прекрасного. Прекрасное – это выр-е в высш-й степени целост-ти, гармонии и соверш-ва; Красота = прекрасное. Плато ввел понятие прекрасного не только в физ-м смысле, но и нравственном. В «Пире» Платон от любви переходит кпониманию идеи красоты, прекрасного самого по себе – Kalon (как вечной и объективно сущ-ей вне какого-либо субъекта идеи).

Эйдос – мир идей (форма, отделенная от содерж-я); понятие абстрактной красоты.

Средневековье. С приходом христ-ва возрос интерес к символам (знак, обознач-й скрытый тайный смысл, известный только избранным, посвященным) и знакам (чел-к создан по образу и подобию бога и т.д.). Возникает каноничность. Канону были подчинены все виды иск-ва: музыка, живопись, иконопись, жизнеописания святых… Эстетика аскетизма: красота восприн-ся как нематериальная (на земле нет истиной красоты) – нет телесной красоты, только дух. Представление о Боге как о прекрасном (Августин).

Возрождение. Эст-ка Возр-я –Реставрация античного наследия. Осн-е черты: гуманизм, гармония- соверш-во материи и содерж-я; наука – факт обоснованный.

Эст-ка как фил-я прекрасного. Проблема природы прекрасного.

Прекрасное_ это выр-е в высш-й степ-и целостности, гармонии и соверш-ва. Красота = прекрасное.

Концепции природы прекрасного (все варианты рожденые в ант-ю эпоху сохранили свою актуальность):

1. Объективно-идеалистическая. (красота- есть не мат-я сущ-ть, она надсубъектна, сущ-т независимо от мысли, она сущ-т вечно и неизменно). Платон - наиболее яркий представитель этой концепции- эйдос-красота. Гегель - абсолютная идея (красота). Религ-й вар-т –красота исходит от Бога.

2. Объективно-материалист-я. (красота сущ-т независимо от чел-ка, но пребывает в матер-м мире. К- естеств-е свойство проявлений. Объективна.) В эпоху Просвещения 18в. Дени Дидро- соверш-е сочет-е частей вещи (например- симметричность).

3. Субъективно- идеалистическая. Источник прекрасного таится в душе индивида. Красота не материальна. Представлена в 19в., но имеет античные корни. Красота лимитивна, изменчива. Гартман, Лало, Липс, в ант-ти – софисты.

4. Субъективно- объективная. Красота – есть результат соотн-я объект-х свойств действительности с человеком. Предст-е о красоте формируется у человека под влиянием 2-х факторов: внешнего (объективного); внутр-го (субъективного). Инд-но –личностные особ-ти. Сократ,Аристотель. В 19в. - Чернышевский, Добролюбов.

 

Проблема возник-я у чел-ка эстетического чувства.

Концепции возник-я эст-го чувства у чел-ка:

1. Религиозная –Божественная. Способность дана человеку с рождения, сопровождает всю жизнь и исчезает со смертью. Дана Богом и только людям.

2. Природная. Происхождение человека (Ч. Дарвин). По принципу ест-го отбора, полового отбора, кот-й есть у всех существ врожденно (не только у людей, но и у животных: птицы поют великолепные песни; вьют прекрасные гнезда).

3. Культуролог-я. Способность воспринимать и оценивать мир с позиции красоты принадлежит только человеку. Эта способность не является врожденной, а формируется в течении жизни. Только пребывая в культуре, чел-к развивает эту сп-ть. Сп-ть чел-ка абстрагир-ся от «мы»-сознания к «я»-сознанию, когда чел-к выделяет себя из коллектива и осознает себя как самост-ю личность, приобретает сп-ть высказывать свои собств-е мысли, суждения. На эст-е чувство влияет эст-ие, этич-е, религ-е эл-ты. «Плохо» - безобразный, злой, дьявольский; «Хорошо» - прекрасное, доброе, священное.

Структура эст-й коммуникации.

Эст-я ком-я – это пример субъект-объектных отношений, в кот-х субъект оценивает с позиции красоты объект. Сущ.: общие универсальные критерии оценки, имеющие определенную последовательность, кот-е разделяются на типы с-о отношений: 1-познавательные (гноссеология), 2- практические (праксеология), 3- оценочные (аксеология). В основе э.к. лежит э.п. Э.к. может возникнуть только тогда, оцениваемый предмет доступен нашим органам чувств, восприятию. Гл-е отличие эстетики от этики, кот-я оценивает внутр-е содерж-е, в том, что эстетика оценивает именно внеш-е содерж-е объекта. Предметное содерж-е влияет на эстетич. оценку. Эст-ю оценку мы можем дать только тогда, когда знаем какому предмету принадлежит форма (Фехнер). Форма, цвет, линия сами по себе эст-ки нейтральны. Одна и та же линия, один и тот же цвет имеют разную эст-ю оценку (Фехнер). Эст оценка рождается только тогда, когда сравнение предмета с идеалом красоты переходит в словесную форму.

Черты эст-й ком-и: - э.к. носит бескорыстный, незаинт-й хар-р, т.е. у субъекта не возникает потребность обладать и исп-ть в практич-х целях объект. Коммуник; - э.к. сопровожд-ся чувством удовольствия (дух-го, а не физ-го). Дух-е удовольствие возникает, т.к. задействованы все познават-е сп-ти чел-ка.

 

Эст-й вкус

Эст-й вкус – гл-й эл-т эст-й ком-и (сп-ть воспринимать). В историч-м аспекте эта тема сформировалась в середине 17в. Его выделил Б. Грассиен в произв-и «Карманный оракул» в 1646г. В эпоху Просвещения – Юм в произвед-и «О норме вкуса», в кот-м изложены все осн-е проблемы, современные по сей день. Э.в. – сп-ть судить о прекрасном (Кант). Э.в. – сп-ть чел-ка дифференц-но почувствовать удовольствие и неудовольствие оценивать эст-е объекты, отличать прекрасное от безобразного (Кант).

Юм (проблемы):

1. Врожденным или приобр-м является эст-й вкус? Э.в. явл-ся приобрет-й сп-ю, кот-я дана только чел-ку. Эмоц.-интуит-н, формир-ся в теч-и жизни ест-м образом. Внешний вкус- традиции, распр-е в общ-ве; особ-ти предм.-простр-го окружения;среда, вкот-й мы живем; арх-ра. Инициатива – целенапр-я деятельность чел-ка по формир-ю вкуса.

2. Зависит ли суждение вкуса от этич-й оценки? Эст-е и этич-е аспекты разводятся, два разных взгляда на одну вещь: эст-й аспект- внеш-е содерж-е, этич-й аспект – внутр-е содерж-е.

3. Объективен или субъективен вкус? (спорят о вкусах или не спорят?) Если вкус объективен, то спорят; если субъективен, то не спорят (проблема была поставлена в 18в.;до этого исп-сь в гастроном-х вкусах - «О вкусах не спорят»). Кант считал, что э.в. антиномичен (противоречив), т.е. явл-ся и объективным, и субъективным.

 

Эстетика эллинизма.

По сравн-ю кл-й, предст-т собой более сложный, противоречивый и более длит период в ант-й истории. В соц-м отнош-и эта эпоха знаменуется окончат-м распадом античного. Греч-я кл-ка была промеж-й, переходной эпохой, она ознаменовала собой такой периодв истории, когда опр-я истор форма уже созрела и разложилась, а др-я еще не созрела и не стала господств-й. В эпоху э. происходит бурное развитие рабовладения,усложняется мех-зм гос-го управления. Общ-я жизнь все более опред-ся и отчужд-ся от частной жизни отд-х индивидов. В этих усл-х формир-ся новый тип дух-й культуры, основанной на индивидуализ-и, новый тип личности, кот-й стремится уйти от всех противоречий и сложностей жизни в спасит-й мир внутр-й дух-й культуры. На этой почве возник-т новые эст-е течения (стоицизм, эпикцуризм,скептицизм). Стоики- идеал мудреца, возвыш-ся над миром повседн-х забот. Этот идеал не был выдуман, он отражал реальные треб-я эпохи. Эпикурийцы –эстетике свойственна материал-я тенд-я: иск-во они выводили из подраж-я природе. Скептики-наиб-е хар-й для эпохи э-зма. Они сомневались во всем, даже в самом сомнении.

Знач-е термина «эстетика». Проблема выделения эстетики в самост-ю фил-ю обл-ть. Имплицитная и эксплицитная эст-ка.

Понятие «эст-ка» обозначает фил-ю науку об иск-ве. Это понятие обозн-т некий «единый принцип, обобщ-ечувственно-выразительное кач-во» как произв. иск-ва, так и предметов повседн-го обихода, феноменов прир-ды. Э. как самост-я фил. дисц. возникла в сер. 18 в. в Германии; сам термин ввел А. Баумгартен – фил-в рационалист. Термин имеет греч-е происх-е (aestheticos – чувств-е восприятие). Баумгартен создает дисц-у, изуч-ю закон-ть чувств-го позн-я, стреммящ-ся к красоте. Однако история эст-ки как мировой науки восходит своими корнями к глубокой древности, к другим мифол-м текстам. Эст-ка сущ-ла в скрытом не явном виде, в контексте др-х обл-тей чел-х знаний:

- Ант-ть - на базе фил-и; - Ср. в. - в контексте теологии (религ-я теория);

- Возр-е - худ-я практика; - 17-18в. - вконтексте лит-й критики и публицистики;

- сер.18в. – уже самост-я дисц-на.

Сущ-т эксплицитная эст-ка и имплицитная эстетика. Эксплицитная эст-ка – фил-я дисц. эст. самоопределившаяся только к сер.18в. в кач-ва относит-но независимой науки. Имплицитная эст-ка – эст-ка, кот-я уходит корнями в глуб-ю древность и предст-т собой своб-е несист-е осмысл-е эст-го опыта внутри др-х дисц-н (в фил-и, риторике,филологии, богословии и др.) Импл-я эст-ка сущ-ла на протяж-и всей истории эст-ки, но выявл-ся она только с позднего новоевроп-го периода.

Предмет эст-ки.

Предмет не сущ-т вне задач. В истории эст-ки ее предмет и задачи менялись:

1. Э- часть фил-и и космогонии, служила созд. картиной мира;

2. У Сократа (сливается с эстетикой);

3. То изучала проблемы поэтики, общефил-е вопросы природы красоты (Аристотель);

4. Вопросы гос. контроля над иск-м (Платон - ввел понятие прекрасного не только в физ-м смысле, но и нравственном);

5. Как аспект богословия (Фома Аквинский);

6. Изуч-ся соотнош-я природы и худ-й деятельности (Леонардо да Винчи);

7. Устанавливаются каноны творчества (Буало);

8. Устан-ся каноны чувств-го познания мира (Баумгартен);

Эст-ка изучает законы чувст-го (эмоц-го) позн-я и способствует постиж-ю красоты. Два принципа, два вида деят-ти, кот-е связаны с красотой:

- способность оценивать мир с позиции красоты;

- сп-ть материал-ть свои предст-я о красоте профессионально, в рамках: арх-ра, иск-во, дизайн.

Эст-ка – это фил-я дисц-на, кот-я изуч-ет специф-ое ценностное отнош-е чел-ка к миру с позиции красоты. Также изуч-т общ-е законом-ти тех видов деят-ти, в кот-х чел-к профес-но материализ-т свои предст-я о красоте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.217.1 (0.007 с.)