Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос: философские воззрения спинозы и сенсуализм локка и юмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Барух де Спиноза (1632-1677) родился в Амстердаме, увлекался естественными науками и философией Декарта. Его взгляды, в особенности критическое отношение к еврейским священным книгам, вызвали крайнее неудовольствие раввинов. Они предложили Спинозе крупную сумму денег за то, чтобы он обязался никому не сообщать свои взгляды. Когда тот отказался, его подвергли религиозному отлучению и изгнали из еврейской общины (всем евреям, включая родственников, запрещалось общаться с ним или хотя бы находиться под одной крышей. Покинув общину Спиноза сменил еврейское имя Барух на латинское Бенедикт.) 1. Учение о субстанции и модусах. Слово «субстанция» по-латински означает «то, что лежит в основе», «подлежащее». Свою субстанцию Спиноза называет еще Природой и Богом. Спиноза определяет субстанцию как «причину себя», то есть как вещь, которая не зависит ни от чего, кроме себя. Субстанция является абсолютно бесконечной и вечной. Спиноза доказывает, что существует только одна субстанция, а все прочие вещи, существующие в природе, все идеи и тела - от элементарной частицы материи до целой вселенной, - являются ее Модусами, то есть состояниями и действиями субстанции. Субстанция обладает бесчисленными Атрибутами. Атрибут - это конкретная форма существования субстанции. Человеческому разуму известны только два ее атрибута - протяжение (материя) и мышление. Иначе говоря, субстанция является Вещью мыслящей и протяженной. 2.Учение о душе и решение психофизической проблемы. Декарт ошибался, рассматривая душу и тело человека как две разные вещи, считает Спиноза. На самом деле это Две Разные Формы Проявления Одной и той же вещи. Иначе говоря, душа человека есть То же самое, что его тело, с той лишь разницей, что они в одном случае человек рассматривается как модус мышления, а в другом - как модус протяжения (материи). 3.Учение о материи. Основным модусом протяженной субстанции (материи) является Движение. Частицы протяжения, тела, различаются друг от друга не веществом, из которого они состоят, а только пропорцией внутреннего и внешнего движения, которое им присуще. Проще выражаясь, тела являются просто Сгустками Движения. Это взгляд на материальную природу в точности соответствует представлениям современной физики. Недаром Альберт Эйнштейн считал себя последователем Спинозы. 4.Учение о человеческой свободе. Свободной, согласно Спинозе, называется вещь, которая Определяется к действиям только собой, своей собственной природой. Ясно, что Абсолютно Свободна только субстанция, или Бог, поскольку она является «причиной себя». Человеком же, как всяким иным модусом субстанции, управляют Внешние причины. Он является свободным лишь в той мере, в какой эти внешние причины согласуются с его собственной, человеческой природой. В противном случае он оказывается во власти внешних причин, которые управляют им при помощи Аффектов (страстей, эмоций) и разрушают его тело и дух. Избежать разрушительного действия аффектов человеку позволяет Разум, то есть знание причин Тех вещей, с которыми он имеет дело. Джон Локк (1632 - 1704 гг.) - английский философ материалист. Работы Локка относятся к эпохе Реставрации в Англии. В основном своем труде "Опыт о человеческом разуме" (1690 г.) Локк развил теорию познания материалистического эмпиризма. Решительно отвергнув учения Декарта и кембриджских платоников о врожденных идеях, Локк единственным источником всех идей объявляет опыт. Идеи, по Локку, возникают или вследствие действия внешних вещей на органы чувств (идеи ощущения) или вследствие внимания, направленного на состояние и деятельность души (идеи рефлексии). Посредством идей ощущения мы воспринимаем в вещах первичные, а также вторичные качества. Идеи, приобретенные из опыта, суть только материал для знания, но еще не само знание. Чтобы стать знанием, материал идей должен быть переработан деятельностью рассудка, отличной и от ощущения и от рефлексии и состоящей в сравнении, сочетании и отвлечении (абстракции), причем эти операции сами должны стать предметом рефлексии. Посредством этой деятельности простые идеи преобразуются в сложные. Условием возможности общего знания Локк, вслед за Гоббсом, считает язык. Определив знание как восприятие соответствия (или несоответствия) двух идей друг другу, Локк считает достоверным все умозрительное знание, то есть усмотрение соответствия идей посредством разума. Напротив, опытное знание только вероятно; в нем усмотрение соответствия идей достигается ссылкой на факты опыта. На чувства опирается наше убеждение в существовании внешних предметов. Этот вид знания ("сенситивный") Локк ставит гораздо выше простой вероятности, но ниже достоверности умозрительного знания. Несмотря на утверждение об ограниченности нашей способности познания субстанций, материальных и тем более духовных, тем не менее Локка нельзя считать агностиком: по Локку, наша задача - знать не все, а только то, что важно для нашего поведения и практической жизни, а такое знание вполне обеспечено нашими способностями. Отвергнув существование врожденных идей, Локк должен был ответить на вопрос: "Каков же источник этих идей?". Отвечая на этот вопрос, английский философ ясно формулирует исходный принцип эмпиризма, что именно на опыте основывается все наше знание. Далее философ размышляет, что от разума, в конце концов, происходит наше наблюдение, направленное или на внешние предметы, или на внутренние действия нашей души. Как видно из вышеизложенного, Локк различает два вида опыта: внешний, состоящий из совокупности определений, и внутренний, образующийся из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью, Источником внешнего опыта является объективный материальный мир, который воздействует на органы чувств человека и вызывает ощущения. На этой основе, утверждает английский мыслитель, в нас и возникают простые идеи, имеющие реальное (то есть объективное) содержание, сообразное самим вещам. Внутренний ОПЫТ, или рефлексия - это деятельность нашего ума, когда он занимается переработкой приобретенных идей. Разъясняя свое понимание внутреннего опыта или рефлексии, Локк подчеркивает, что "этот источник идей каждый человек целиком имеет внутри себя", что он "не имеет никого дела с внешними предметами и хотя этот источник не есть чувство, тем не менее он очень сходен с ним и может быть довольно точно назван внутренним чувством". Эта характеристика внутреннего опыта призвана подчеркнуть большое значение деятельности ума, рефлексии. Но все же, обосновывая главное положение эмпиризма, Локк неоднократно подчеркивал, что деятельность ума, которая становится предметом рефлексии, протекает только на основе чувственных данных, возникающих у человека раньше идей рефлексии. И вообще, душа не может мыслить прежде, чем чувства снабдят ее идеями для мышления. В соответствии с характером образования Локк различает три вида сложных идей по их содержанию: 1. Идея модусов или "эмпирических субстанций". Сюда он включает идеи, являющиеся либо зависимыми от субстанций (первичных оснований), либо свойствами последних. 2. Идея отношения, состоящие в рассмотрении и сопоставлении одной идеи с другой и приведении к идеям отношений: "брат и отец", причины и следствия, тождества и различия и т.д. 3. Идея субстанции , то есть некий "субстрат", "носитель", "подпорку" простых идей, не имеющих самостоятельного существования. Субстанции делятся на простые (человек) и собирательные (армия, люди). Для лучшего понимания учения Локка необходимо более внимательно остановиться на его концепции субстанции. Локк понимал под субстанцией субстрат, носитель известного качества или совокупности качеств. Какова же природа этого субстрата: материальная или духовная? Он признает наличие телесной и мыслящей субстанции. Но не устанавливает между ними однозначного отношения. Они как бы рядом положены, хотя и не соприкасаются друг с другом. Историческое влияние философии Локка велико. Утверждение о том, что сами люди должны изменить существующий общественный порядок, если при нем личность не может получить надлежащего воспитания и развития, имела большое значение для оправдания буржуазной революции. От Локка ведет свое начало одно из направлений французского материализма, а также теоретическое оформление идеологии буржуазного либерализма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.140 (0.006 с.) |