ВОПРОС№31.Индивид, личноcть, индивидyaльноcть. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВОПРОС№31.Индивид, личноcть, индивидyaльноcть.



Индивид (от лат. individuum - неделимое), первоначально - лат. перевод

греч. понятия 'атом' (впервые у Цицерона), в дальнейшем - обозначение

единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд.

человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие к.-л. явления, отд. существа,

человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную

единичность в ее качеств. отличиях, противопоставляется типичному как общему,

присущему всем элементам данного класса или значительной части их.

Личность - общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч.

индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле

слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих

индивида как члена того или иного общества или общности.

Человека ф. понимает как целостность. Сущность ч. связана с обществ.

условиями его функционирования и развития, с деят-тью, в ходе к-рой он

оказывается и предпосылкой и продуктом истории.

Ч. - совокупность всех обществ. отношений.

1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч.

2) натуралистич. (биологич.) понимание ч.

3) сущностное понимание ч.

4) целостное понимание ч.

развитая индивидуальность->многообразие соц. качеств

Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и

представляет некую их целостность.

Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру

своеобразия и неповторимости, многосторонности и грамоничности, естественности

и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое

начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и

поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное

предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны

именно поступки.

Простейшие требования нравственности (упомянуть).

Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает

постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является

подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по

определнию смысла жизни.

 

 

47. НТР и альтернативы будущего.

В ходе НТП выделяют особо крупные вехи,связанные с качественным преобразованием

производительных сил. 1-м этапом стал этап механизации,освободивший человека от

изнурительного физ.труда. Главное направление современной НТР (2-й этап) -

автоматизация, связанная с развитием электроники и вычислительной техники.

Основная черта современной НТР - превращение науки в ведущую силу производства.

НТР ведет также к изменениям в соц.сфере, выводит человечество на решение

глобальных проблем.

Концепции будущего развития:

1)"постиндустриального" общества(Д.Белл) - обществом станут управлять

организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития -

научные центры.

Суть: Всеобщая технизация жизниспособна решить все соц.проблемы.

Ошибочность: Абсолютизация роли науки и техники (Они не могут решать сложные

политические проблемы).

2)технофобии - то есть страха перед всепроникающей силой техники. НТП принимает

такие масштабы, что грозит выйти из-под контроля общества и стать грозной

разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе и

самому человеку.

 

48. Будущее человечества и реальный исторический процесс.

Будущее человечества - см. ВОПРОС N 47. и вопросы связанные с истор.прогрессом.

Жизнь общества во всей его полноте, со всеми его порой кажущимися нелепыми

событиями есть все-таки не хаотическое нагромождение случайностей, а

упорядоченная организованная система, подчиняющаяся определеным законам

функционирования и развития.

Однако, законы общественного развития осуществляются посредством людей.

Маркс К., Энгельс Ф.: история - не что иное, как деятельность преследующего

свои цели человека.

Но хотя законы истории и создаются самими людьми, но люди подчиняются потом уже

их власти как чему-то надличностному.

Законы развития общества - это объективные, существенные, необходимые,

побторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную

направленность соц.развития от низшего к высшему.

Развитие: с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности

человека.

Специфика общественных законов:

1)они возникли вместе свозникновением общества ипотому невечны.

2)законы природы происходят, а законы развития общества делаются и проявляются

в совокупной сознательной деятельности людей.

3)носят более сложный характер

4)так же как и в природе в обществе закономерное (общее) действует через

единичное, индивидуальное, случайное, в органическом единстве с ним.

На каждом этапе развития действуют и общие законы, характеризующие устойчивое в

истории, и специфические, проявляющиеся только в ограниченном историческом

времени или пространстве.

 

 

13. Осн. идеи марксизма и их значение.

Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или

идеалистические, а выводы современного естествознания; 2) М. открыто признал

свою связь с интересами определенного класса - пролетариата; 3) как следствие

ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а

выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования

общества на основе сознательной рев. деятельности; 4) отсюда центр Ф.

исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих

отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира

на область практики; 5) это приводит к тому, что мат-зм впервые

распространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец сами познание и

мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт

развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой

деятельности, т.е. практики.

Осн. принцип: антогонизм между производственными силами и производственными

отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-эк.

формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступень

его развития). Повязан с эк.

История рассматривается объективно, вне личности. Для этого: общественное бытие

и сознание. ОБ - материальное отношение людей к окр. миру, прежде всего к

природе, в процессе пр-ва мат. благ, и те отношения, в к-рые вступают люди

между собой в процессе пр-ва. ОС - /* полосатый мух */ осознание обществом

самого себя, своего ОБ'а и окр. действительности. Б определяет С, обратное

вообще говоря неверно.

Философия эпохи возрождения

ВОПРОС11. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯДля эпохи Возрождения характерно второе рождение античной философии, прежде всего, та же обращенность к человеку. Потребности общественно-исторической практики явились мошным импульсом развития естественных и гуманитарных наук, заложив основы опытного естествознания Нового времени.Вызрителями этой тенденции были крупнейшие мыслители эпохи Возрождения: М.Монтень, Пико дела Мирандола, Николай Кузанский, Джордано Бруно, Галилео Галилей.Общей тенденцией стала идея гуманизма, отстаивание принципа творческой самостоятельности человека, его достоинства, права на земные радости и счастье.Мишель Монтень-автор знаменитых «Опытов», мастер тонкого психологического анализа человеческой души, выдающийся писатель. Монтень провозглашал идею естественного равенства людей и идеализировал «естественное состояние» человечества, считая, что счастливая жизнь и исключительно высокие нравственные устои обусловленны отсутствием сословного и имущественного неравенства. Но все эти преимущества утрачены с развитием цивилизации. Вообще Монтень пользовался исключительным влиянием среди своих соотечественников в эпоху Просвещения.Для Пико делла Мирандола основной была идея возвышения человека в силу причастности его всему земному и небесному. Он исходил из идеи платонизма и неоплатонизма о «срединном» положении человека между миром земным, материальным и божественным. Он утверждал, что человек есть соединительная связь всей природы и как бы эссенция, составленная из всех ее соков. Поэтому тот, кто познает себя, познает в себе все.Николай Кузанский утверждал идею о единстве Бога и о проявлении его в природе, о пути познания Бога и Вселенной. Он буквально произвел революцию в астрономии, разрушив космологическую систему Платона, Аристотеля и Птолемея и утвердив систему гелиоцентризма. Кузанский развил идеи взаимосвязи всех природных явлений, идеи диалектического совпадения противоположностей, противоречия, учение о бесконечности Вселенной и о человеке как микрокосмосе. Он утверждал мощь человеческого познания. С Кузанского начинается постепенный переход от математической мистики к точной математике. Можно сказать, что тема противоречий была основной в его творчестве.Воззрения Джордано Бруно характеризуются как пантеизм-философское учение, согласно к-му Бог отождествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа совпадает с мировым божественным разумом. В бесконечности, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя. Основной единицей сущего является монада, в деятельности к-ой оказываются слиянными телесное и духовное, объект и субъект. Этические воззрения Бруно заключаются в утверждении «героического энтузиазма», безграничной любви к бесконечному. Это уподобляет людей к божеству, отличает их как подлинных мыслителей, поэтов и героев, к-ые возвышаются над размеренной повседневностью. Бруно был заживо сожжен на площади Цветов в Риме. Его труды тоже сожгли. Своим творчеством Бруно завершает эпоху Возрождения.Безусловно, философия этого периода является новым этапом развития философии, но она осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность, в месте с тем продолжив все лучшее из того, что дало средневековье. Эпоха Возрождения являет собой не узкоевропейское, а мировое влияние. Для философии того периода характерны:Широкое, общее и свободное чувство человечности, освобождение человеческого разума от непренклонных и незыблемых догм. Культура Возрождения подготовила интенсивное развитие философских достижений Нового времени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.254 (0.012 с.)