Полное название статьи, должность автора статьи, Ф. И. О. Автора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полное название статьи, должность автора статьи, Ф. И. О. Автора.



Лабораторное занятие №1

РЕЦЕНЗИЯ НА НАУЧНУЮ СТАТЬЮ. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕЦЕНЗИИ

Результаты научных исследований должны пройти обязательную апробацию в научных периодических изданиях. Ведущие рецензируемые научные журналы и издания, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, для экспертной оценки рукописей поддерживают институт рецензирования.

Рецензирование — процедура рассмотрения научных статей и монографий учёными-специалистами в той же области (отсюда название в некоторых языках — «рассмотрение коллегами», «равными»: англ. peer review, исп. revisión por pares). Цель рецензирования до публикации — удостовериться и в необходимых случаях добиться от автора следования стандартам, принятым в конкретной области или науке в целом. Публикации произведений, не прошедших рецензирования, часто воспринимаются с недоверчивостью профессионалами во многих областях.

Рецензирование используется издателями для отбора и оценки представленных рукописей. После публикации рецензирование может быть использовано в качестве рекламы публикации, в этом случае, в отличие от предыдущего, рецензия также публикуется в открытой печати.

 

Рецензия должна включать в себя следующую информацию:

Полное название статьи, должность автора статьи, Ф.И.О. автора.

Пример: РЕЦЕНЗИЯ на статью " Влияние скармливания сухого свекловичного жома на продолжительность роста пантов маралов-рогачей " кандидата сельскохозяйственных наук, доцента кафедры частной зоотехнии ФГОУ ВПО АГАУ Растопшиной Ларисы Викторовны

 

Краткое описание проблемы, которой посвящена статья.

Пример: Статья Л.В. Растопшиной посвящена оптимизации рационов кормления маралов-рогачей в период подготовки к гону и роста пантов путём использования высокоэнергетических кормов.

 

Степень актуальности предоставляемой статьи.

Пример: Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку в анализируемый период потребность животных в энергии за счет основных кормов рациона удовлетворить не удается. В этом отношении исследования по использованию в кормлении рогачей такого высокоэнергетического корма, как сухой свекловичный жом, представляют не только научный, но и практический интерес.

 

Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в статье.

Пример: В представленной статье приводятся данные об изменении энергетической питательности рациона при введении в его состав свекловичного жома. На основании проведенных исследований автором установлено, что включение в рацион сухого свекловичного жома в количестве 0,3 кг на голову способствует сокращению продолжительности периода роста пантов на 5 дней. Это в свою очередь обуславливает сокращение экономических затрат на производство единицы продукции.

 

Рекомендацию к публикации.

Пример: Учитывая значимость и приоритетность представленных результатов и сделанных на их основе выводов, научная статья Л.В. Растопшиной " Влияние скармливания сухого свекловичного жома на продолжительность роста пантов маралов-рогачей " может быть рекомендована к публикации.

 

Лабораторное занятие №2

МЕТОДОЛОГИЯ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Оформление результатов научно-исследовательской работы является конечным этапом научных исследований и включает в себя анализ и обобщение данных литературы, подготовку аналитического (реферативного) обзора, анализ и обобщение собственных фактических данных, интерпретацию полученных результатов, сопоставление их с данными литературы, выявление имеющихся закономерностей, подготовку заключения и отчетного документа.

Научные издания – это документы, содержащие результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований и прошедшие редакционно-издательскую обработку и оформленные полиграфическим способом (ГОСТа 7.60 –90).

Формы научных изданий

Тезисы научного доклада - это материалы предварительного характера, публикуемые в научном периодическом сборнике (в «Тезисах докладов (сообщений) научной конференции (съезда, симпозиума») до начала конференции. Объём тезисов составляет 1-2 страницы печатного текста, в них в краткой форме описываются цель и задачи исследования, материалы и методы, полученные результаты и выводы.

Научная статья — это ограниченное по объему научное произведение, в котором излагается аргументированная система взглядов автора по определенному вопросу. Важнейшие требования, предъявляемые к научной статье: актуальность поднятого в ней вопроса, глубина освещаемых явлений, событий и фактов, конкретность и обоснованность обобщений и выводов. Ценность работы определяется ее содержательностью, наличием новых фактов и высказанных автором идей и предположений. Научная статья может быть подготовлена как после выполнения определенных этапов темы НИР, так и после ее завершения.

Отчет о научно-исследовательской работе - рукописный труд, содержащий систематизированные данные о научно-исследовательской работе и оформляемый в ограниченном количестве экземпляров.

Научная монография - (от греческого "монос" — один, единый и "графо" — пишу). В монографии всесторонне исследуется определенная проблема и, как правило, приводятся собственные многолетние наблюдения автора (авторов). Следует отметить, что корневая основа термина "монос" относится не к числу авторов (их может быть несколько), а к особенностям изложения и содержания научного труда. Автор монографии должен быть широко эрудированным ученым или специалистом, хорошо ориентироваться в отечественной и зарубежной литературе по определенной тематике, иметь собственные оригинальные исследования в данной области, обладать достаточным опытом работы по литературному оформлению научных работ и владеть хорошим литературным стилем изложения научных фактов.

ОБЩЕПРИНЯТЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НАУЧНОЙ СТАТЬЕ

 

Организация текста научной статьи

 

Любая статья начинается с названия (Заголовка, Title), за которым следует перечисление авторов, место их работы. Затем следует реферат (Abstract, Summary, Resume), который является очень кратким изложением содержания статьи, в конце которого можно найти ключевые слова (key words). После реферата собственно начинается сама статья (paper body). Заключает статью Список использованной литературы (References, Literature cited)

Подавляющее большинство международных научных журналов требуют, чтобы текст статьи, описывающей результаты оригинального экспериментального исследования, состоял из следующих основных разделов: Введение, Методы (Материалы и методы), Результаты и Обсуждение (Introduction, Methods, Results, and Discussion - IMRAD). Иногда к аббревиатуре IMRAD добавляется буква A, которая обозначает Abstract (Реферат), и получается AIMRAD.

Структура научной статьи

Название

Название статьи это комбинация из наименьшего количества слов, которая адекватно описывает содержание статьи.

Требования к названию статьи:

ü название статьи должно соответствовать ее содержанию;

ü название статьи должно соответствовать теме диссертации;

ü название статьи должно вписываться в стиль журнала.

Основные черты хорошего названия статьи:

ü состоит не менее чем из 3 и не более 15 слов;

ü специфично содержанию статьи;

ü не содержит мусорных слов (можно считать правилом, что название статьи не может содержать сокращений, химических формул, торговых названий препаратов и реагентов, узкоспециальных, жаргонных слов, а также необычных, «самодельных» терминов).

 

Список авторов

 

В соответствии с принципами научной этики авторами научной публикации могут являться те, кто сделал реальный вклад в исследование, отвечает за содержание рукописи, а также принимает участие в ее подготовке. Первым ставится фамилия автора внёсшего наибольший вклад в подготовку статьи. После имени автора статьи следует строка, в которой указывается место его работы.

 

Реферат

 

Реферат – краткое изложение содержания статьи.

Реферат обычно не может содержать более 250 слов, должен быть организован как один параграф, и в нем может быть написано только то, что есть в самой статье.

Реферат должен кратко описывать:

ü цели исследования;

ü методы;

ü результаты;

ü главные выводы.

 

Ключевые слова

Ключевые слова – это текстовые метки, по которым можно найти статью при поиске и определить предметную область текста. Ключевые слова должны отображать основные положения, достижения, результаты, основные точки интереса. Таким образом, чтобы подобрать ключевые слова, перечислите основные термины, которые используются в статье.

Пример подбора ключевых слов к названию статьи:

Название статьи: «Оценка маточного поголовья желательного типа по селекционно-генетическим параметрам хозяйственно-полезных признаков»

Ключевые слова: Крупный рогатый скот, красная степная порода, сравнительная оценка, молочная продуктивность, экстерьер, морфо-функциональные свойства вымени, корреляция, коэффициент наследуемости.

При отборе по определенному ключевому слову читатель сможет найти все статьи, затрагивающие данную предметную область.

 

Текст статьи

Введение

 

Во введении должна содержаться информация, которая позволит читателю понять и оценить результаты исследования, представленного в статье, без дополнительного обращения к другим литературным источникам. Кроме того, во Введении должно содержаться обоснование необходимости и актуальности исследования.

Обычно введение состоит из четырех подразделов:

ü Описание проблемы, с которой связано исследование или установление научного контекста.

ü Обзор литературы, связанной с исследованием, приводятся основные методы, с помощью которых осуществлялись прежние исследования.

ü Анализ противоречий в результатах, полученных до настоящего момента, теоретическое обоснование своего исследования.

ü Формулировка цели исследования (и возможно задач).

Результаты исследований

 

Главный раздел статьи посвящается представлению и анализу результатов, в начале раздела рекомендовано напомнить постановку проблемы и исходную гипотезу.

Приводятся только собственные материалы, полученные в этой работе и имеющие отношение к данной задаче. Результаты представляются в обработанном виде: в виде таблиц, графиков, организационных или структурных диаграмм, уравнений, фотографий, рисунков. Описание того, что показано в иллюстрациях с короткими резюмирующими комментариями, сравнениями, статистическими оценками и является представлением результатов.

 

Обсуждение (выводы)

 

В обсуждении можно:

ü Напомнить о цели и гипотезе исследования

ü Перечислить основные находки, в независимости от того, поддерживают или опровергают они проверяемую гипотезу и находятся в согласии или в противоречии с данными других исследователей

ü Обобщить результаты

ü Привести возможные объяснения

ü Указать на ограничения исследования и обобщения его результатов

ü Предложить практическое применение

ü Предложить направление для будущих исследований

 

Библиографический список

 

Заключительный раздел статьи – список литературы. В списке литературы перечисляются все источники, на которые есть ссылки в тексте статьи. Правила, по которым оформляются ссылки в тексте, а также как оформляется пишется список источников, варьируют от журнала к журналу.

 

Авторская анкета

 

Авторскую анкету заполняют по форме, принятой в редакции (ее можно взять с сайта журнала) или даже в свободной форме. Главное, чтобы в ней были указаны все обязательные поля.

 

1. Фамилия, имя и отчество (полностью).

Пример: Иванов Сергей Иванович

 

2. Место работы/учебы, должность

Если вы являетесь аспирантом, докторантом или соискателем, нужно указать кафедру, факультет и вуз (полностью, без сокращений). Если у вас есть другое место работы, можно указать и его

Пример: Аспирант кафедры Предпринимательство и внешнеэкономическая деятельность факультета Инженерный бизнес и менеджмент Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана

Менеджер ООО «МастерОйл»

 

3. E-mail

 

4. Адрес

 

5. Телефон

 

6. Также укажите желаемый месяц публикации. Это важно в том случае, если уже назначена ориентировочная дата защиты.

 

 

Лабораторное занятие №3

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Приступая к проведению научно-исследовательской работы, следует прежде всего усвоить язык, на котором ученые общаются между собой. Язык науки весьма специфичен. От владения понятийным аппаратом зависит, насколько точно, грамотно и понятно исследователь может выразить свою мысль, объяснить тот или иной факт.

Основу языка науки составляют термины и понятия.

Аналогия - рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам.

Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).

Аспект - угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Дедукция - вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Идея - определяющее положение в системе взглядов, теорий и т. п.

Индукция - вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.

Информация:

ü обзорная - вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов;

ü релевантная - информация, заключенная в описании прототипа научной задачи;

ü реферативная - вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах;

ü сигнальная - вторичная информация различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения;

ü справочная - вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний.

Исследование научное - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.

Исследовательская специальность (часто именуемая как направление исследования) - устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количество исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включая область ее применения.

Исследовательское задание - элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы.

Историография - научная дисциплина, изучающая историю науки.

Категория - форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов.

Концепция - система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

Конъюнктура - создавшееся положение в какойлибо области общественной жизни.

Ключевое слово - слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части.

Метод исследования - способ применения старого знания для получения нового. Является орудием получения научных фактов.

Методология научного познания – учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Одна из форм общественного сознания.

Научная дисциплина - раздел науки, который на данном уровне ее развития, в данное время освоен и внедрен в учебный процесс высшей школы.

Научная тема - задача научного характера, требующая проведения научного исследования. Является основным планово-отчетным показателем научноисследовательской работы.

Научная теория - система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.

Научное исследование - целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Научное познание - исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное — методами получения и проверки новых знаний.

Научный доклад - научный документ, содержащий изложение научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории.

Научный отчет - научный документ, содержащий подробное описание методики, хода исследования (разработки), результаты, а также выводы, полученные в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение этого документа — исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.

Научный факт - событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.

Обзор - научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами ее развития.

Объект исследования - процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Определение (дефиниция) — один из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, споре и исследовании. Цель определения — уточнение содержания используемых понятий.

Предмет исследования - все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Понятие - есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними. Постановка вопроса при логическом методе исследования включает в себя, во-первых, определение фактов, вызывающих необходимость анализа и обобщений, во-вторых, выявление проблем, которые не разрешены наукой. Всякое исследование связано с определением фактов, которые не объяснены наукой, не систематизированы, выпадают из ее поля зрения. Обобщение их составляет содержание постановки вопроса. От факта к проблеме — такова логика постановки вопроса.

Принцип - основное, исходное положение какойлибо теории, учения, науки.

Проблема - крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. Различают следующие виды проблем: исследовательская - комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения; комплексная научная-взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач; научная - совокупность тем, охватывающих всю научно- исследовательскую работу или ее часть; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли.

Суждение - мысль, с помощью которой что-либо утверждается или отрицается. Такая мысль, заключенная в предложение, содержит три элемента: субъект, предикат и связка — «есть» или «не есть» (слова, выражающие связку, в русском языке обычно не употребляются).

Теория - учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.

Умозаключение - мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.

Фактографический документ - научный документ, содержащий текстовую, цифровую, иллюстративную и другую информацию, отражающую состояние предмета, исследования или собранную в результате научно-исследовательской работы.

Формула изобретения - описание изобретения, составленное по утвержденной форме и содержащее краткое изложение его сущности.

Формула открытия - описание открытия, составленное по утвержденной форме и содержащее исчерпывающее изложение его сущности.

 

Лабораторное занятие №4

ИСТОЧНИКИ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ

Документальные источники информации.

Под "источником научной информации" понимается документ, содержащий какое-то сообщение, а отнюдь не библиотека или информационный орган, откуда он получен. Это часто путают. Документальные источники содержат в себе основной объем сведений, используемых в научной, преподавательской и практической деятельности, и поэтому в этом разделе речь идет именно о них.

Характеризуя документальные источники научной информации, необходимо прежде всего подчеркнуть их многообразие. Все документальные источники научной информации делятся прежде всего на первичные и вторичные. В первичных документах и изданиях содержатся, как правило, новые научные и специальные сведения, во вторичных - результаты аналитико-синтетической и логической переработки первичных документов. Оценка документальных источников информации включает в себя такие критерии, как полнота и достоверность данных, сроки их опубликования, наличие теоретических обобщений и критических материалов, реальность их получения.

Применительно к задачам конкретного поиска каждый из перечисленных источников имеет свои достоинства и недостатки. Не являются здесь исключением даже такие основные их виды, как книги и журнальные статьи. В большинстве случаев любая книга имеет, например, тот недостаток, что за три-четыре года, которые пошли на ее подготовку и издание, содержащиеся в ней данные могли в какой-то степени устареть.

Далеко не идеальным источником информации может считаться и научный журнал. Каким бы узкоспециальным он ни был, тематика его значительно шире, чем конкретные интересы того или иного специалиста, материалы по теме любого произведения всегда рассеяны по громадному количеству журналов.

Такой же неоднозначной будет оценка и всех других документальных источников информации. Важно здесь, однако, видеть не только недостатки, но и те возможности, которые открываются при использовании каждого их вида. Так, в дополнение к широко распространенным журналам необходимо обращаться к различного рода продолжающимся изданиям ("Трудам", "Запискам", "Известиям" и т. д.), в которых часто находятся материалы, интересующие самый узкий круг специалистов и отражающие направление деятельности отдельных учреждений.

Нужно помнить о своеобразии такого источника, как труды различных конференций, содержащие сведения о ведущихся исследовательских и опытно-конструкторских работах и их предварительных результатах.

Нужные материалы могут содержаться в специальных технических изданиях, причем некоторые из них, например описания изобретений и авторских свидетельств, содержат не только сведения по определенным техническим устройствам, но могут помочь проследить историю того или иного изобретения или открытия и получить представление о современном направлении научно-технической мысли в какой-то конкретной области.

Информация, содержащаяся в непубликуемых документах, как правило, новее, чем в любых публикациях, и, что очень важно, всегда значительно полнее, так как она еще не подверглась "сжатию", неизбежному при подготовке к печати.

Характеризуя отдельные виды вторичных документов и изданий, также следует подчеркнуть, что все они различны по своему содержанию и назначению.

Из сказанного нетрудно сделать вывод: насколько важно знать все документальные источники информации в своей области и уметь выбрать те из них, в которых содержатся необходимые для работы данные.

 

Документом признается любой материальный объект, который фиксирует или подтверждает какие-либо знания и может быть включен в определенное собрание. В этом широком смысле к документам относятся не только надписи, рукописи и печатные издания, но и произведения искусства, нумизматические памятники, музейные экспонаты минерального, ботанического, зоологического или антропологического характера.

Научным документом считается материальный объект, содержащий закрепленную научную информацию, предназначенный для ее передачи во времени и пространстве и используемый в общественной практике.

 

Формы научных документов:

ü текстовые (книги, журналы, рукописи и т.д.);

ü графические или изобразительные (чертежи, схемы, графики, планы, карты, диаграммы и т.п.);

ü аудиовизуальные (звукозаписи, кинофильмы, диапозитивы и др.).

Типы научных документов:

ü Первичные документы. Считается, что в первичных документах отражаются непосредственные результаты познания. Первичными считаются те документы и издания, в которых преимущественно содержатся новые сведения или новое осмысление известных идей и фактов

ü Вторичные документы содержат результаты аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в первичных документах.

 

Виды научных документов:

ü монографии;

ü сборники;

ü материалы научных конференций;

ü справочники;

ü учебники и руководства;

ü центральные периодические издания.

 

Пример библиографической записи

Мельникова Л.В. Армия и Православная Церковь Российской империи в эпоху наполеоновских войн. - М.: Кучково поле, 2007. - 416 с.

 

Монография посвящена исследованию роли Русской Православной Церкви в борьбе России с наполеоновской Францией в духовно-идеологическом, военном и культурном отношениях. Впервые на широкой архивно-документальной базе рассмотрены различные аспекты взаимоотношения армии и Церкви.

 

Для специалистов-историков, преподавателей и студентов исторических факультетов вузов, а также всех интересующихся историей России и РПЦ.

 

 

Лабораторное занятие №5

РАБОТА С КНИГОЙ

 

Умение работать с книгой - это умение правильно оценить произведение, быстро разобраться в его структуре, взять и зафиксировать в удобной форме все, что в нем оказалось ценным и нужным.

Работа с книгой - процесс сложный. Обусловлено это прежде всего тем, что чтение научно-литературных произведений всегда связано с необходимостью усвоения каких-то новых понятий. Сложно это и потому, что практически каждая книга оригинальна по своей композиции и требуются определенные усилия, чтобы понять ход мысли автора.

Умением работать с литературой обладают далеко не все. Наиболее частые ошибки - отсутствие должной целенаправленности в чтении, недостаточное использование справочного аппарата, нерациональная форма записи прочитанного. Все это снижает эффективность умственного труда, приводит к непроизводительным тратам времени.

Техника чтения.

Одной из особенностей чтения специальной литературы является то, что оно протекает в определенной последовательности: сначала предварительное ознакомление с книгой и только после этого ее тщательная проработка.

Предварительное ознакомление с книгой. Ценность каждого научного произведения колеблется в весьма широких пределах. Далеко не любую книгу следует читать полностью, в ряде случаев могут быть нужны лишь отдельные ее части.

Поэтому для экономии времени и с тем, чтобы определить цели и подходы к чтению книги, рекомендуется начинать с предварительного ознакомления с ней в целях общего представления о произведении и его структуре, организации справочно-библиографического аппарата. При этом необходимо принять во внимание все те элементы книги, которые дают возможность оценить ее должным образом. Делать это лучше всего в следующей последовательности:

* заглавие;

* автор;

* издательство (или учреждение, выпустившее книгу);

* время издания;

* аннотация;

* оглавление;

* авторское или издательское предисловие;

* справочно-библиографический аппарат (указатели, приложения, перечень сокращений и т. п.).

Предварительное ознакомление призвано дать четкий ответ на вопрос о целесообразности дальнейшего чтения книги, в каких отношениях она представляет интерес и какими должны быть способы ее проработки, включая сюда наиболее подходящую для данного случая форму записей.

Чтение книги. Существуют два подхода к чтению научно-литературного произведения: беглый просмотр его содержания и тщательная проработка произведения в целом или отдельных его частей.

Беглый просмотр содержания книги необходим в тех случаях, когда предварительное ознакомление с ней не дает возможности определить, насколько она представляет интерес, и для того, чтобы быть в курсе имеющейся литературы по интересующему вопросу. Бывает и так, что становится ясно - в работе содержатся нужные материалы, и требуется ее полный просмотр, чтобы их найти. Беглый просмотр книги - по существу "поисковое" чтение.

Тщательная проработка текста (иногда его называют "сплошным чтением") - это усвоение его в такой степени, в какой необходимо по характеру выполняемой работы. Следует отметить, что прочитать текст - еще не значит усвоить его. Текст надо обязательно понять, расшифровать, осмыслить.

 

Вопрос об усвоении содержания книги часто понимают не совсем правильно. Многие считают, что главное - запомнить содержание прочитанного. Между тем усвоение и запоминание - совершенно разные понятия. Усвоить прочитанное - значит понять все так глубоко и продумать так серьезно, чтобы мысли автора, объединяясь с собственными мыслями, превратились бы в единую систему знаний по данному вопросу.

Само собой разумеется, что цель эта тем легче достигается, чем выше уровень подготовки специалиста и чем больше он знаком с тематикой изучаемой литературы. Нужно, однако, помнить и о другом: чтение специальной литературы - это и есть процесс накопления и расширения знаний. Значит, вопрос стоит не о том, какой уровень знаний требуется, чтобы приступить к чтению, а каким образом можно преодолеть те трудности, с которыми приходится сталкиваться в процессе чтения.

Рекомендации обычно сводятся к тому, что читать нужно "помедленнее" и "повнимательнее". Сами по себе они бесспорно правильны, но это далеко не основной ключ к тем материалам, в усвоении которых могут встречаться затруднения. Следует попытаться представить возможные причины этих затруднений.

Как показывает практика, чаще всего они возникают, если в процессе чтения не всегда удается разобраться в логической структуре материала книги. Это не просто, так как она бывает различной не только в каждой из книг, но может меняться от главы к главе и от страницы к странице в одной и той же работе.

Основные мысли любого сочинения можно понять и усвоить лишь в том случае, если в полной мере уяснена схема его построения. Необходимо проследить последовательность хода мыслей автора, логику его доказательств, установить связи между отдельными положениями, выделить то главное, что приводится для их обоснования, отделить основные положения от иллюстраций и примеров. Это уже не просто чтение, а глубокий и детальный анализ текста. И именно при таком подходе становится возможным понять его и по-настоящему усвоить.

Проведение такого анализа значительно облегчается, если все это попытаться изобразить на бумаге в текстовой форме, выписывая главные положения, или в форме графической схемы, на которой можно наиболее наглядно представить всю картину логических связей изучаемого явления. Усвоению тех или иных построений автора способствует также система подчеркиваний и выделений в тексте книги и нумерации отдельных положений.

При работе с однотипными текстами усвоению способствует использование заранее составленных перечней, содержащих вопросы, которые следует уяснить в процессе чтения. Очень часто "смысловой тупик" обусловлен не структурой текста произведения, а его терминологическими особенностями.

В процессе чтения могут попадаться непонятные слова, многие термины используются в различных контекстах неоднозначно, не всегда ясны различного рода сокращения. Все это затрудняет чтение, может приводить к искажению смысла текста. Необходимо приучить себя к обязательному уточнению всех тех терминов и понятий, по поводу которых возникают хоть какие-либо сомнения. Очень важно для этого всегда иметь под рукой необходимые справочники и словари.

 

Записи при чтении.

Чтение научной и специальной литературы, как правило, должно сопровождаться ведением записей. Это непременное условие, а не вопрос вкуса или привычки. Необходимость ведения записей в процессе чтения неотделима от самого существа использования книги в работе, будь то наука или практика.

Ведение записей способствует лучшему усвоению прочитанного, дает возможность сохранить нужные материалы в удобном для использования виде, помогает закрепить их в памяти, позволяет сократить время на поиск при повторном обращении к данному источнику.

Облегчает работу не каждая запись. Нередко можно наблюдать, как выписывание тех или иных данных из книг превращается в совершенно бессмысленное занятие, отнимающее время. Рациональными записи могут быть лишь в том случае, если соблюдены некоторые общие требования к их ведению и правильно выбрана их форма.

Требования к ведению записей:

- Обязательность их ведения. Неверно утверждение, что записями сопровождается чтение книг, только наиболее важных для работы. Нужно взять за правило вести записи при чтении любой специальной литературы. Следует вырабатывать в себе умение читать и вести записи в любых условиях. Особенно важно быть дисциплинированным в отношении немедленной и об



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.111 с.)