Карьера менеждера в области МИ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Карьера менеждера в области МИ



Маркетинговые исследования

Лекция1

Маркетинговые исследования:содержание и методологии.

Функции исследования рынков в исследовании маркетинга

 

1. Практика маркетинговых исследований (МИ) в деятельности фирм в России.

2. Сущность и функции МИ.

3. Факторы, влияющие на принятие решений об исполнителе МИ.

4. Карьера менеждера в области МИ

 

Сущность и функции МИ.

МИ - это информация, помогающая менеджеру принимать рациональные решения.

Маркетинг - это система управления, регулирования и изучения рынка (функциональное определение).

Задача МИ - сделать поведение рынка более предсказуемым.

 

Структура маркетингового исследования

 
 


Маркетинговое исследование

 
 

 

Маркетинговое исследование рынка

Исследование потенциальных возможностей предприятия и выбор целевых рынков

Определение сферы бизнеса


 

           
   
 
   


Маркетинговое исследование рынка:

 

- Иследование структуры рыека

- Определение характеристик рынка и сегмента предприятия

- Анализ спроса

- Анализ предложения (собственных товаров)

- Оценка остроты конкуренции

- Исследование зависимости спроса и предложения

 

 

-


- Исследование внешней среды:

 

- Исследование потребителей

- Изучение конкурирующих товаров

- Изучение поставщиков и потребителей

- Изучение фирм-конкурентов

- Изучение общеэкономических тенденций

- Изучение отраслевых тенденций

- Изучение демографических, научно-технических, политических, культурных факторов


 

Этапы проведения МИ

 

I. Постановка проблемы, расчет бюджета исследования.

II. Отбор источников информации

III. Сбор и обработка информации

IV. Анализ информации и прогнозирование

V. Выводы и рекомендации, оценка эффективности МИ

 

Крупнейшие фирмы, проводящие МИ

 

ВЦИОМ: выборка 2000 человек. Клиенты - American Express, Shell.

Macro International. Клиенты - DuPont, Mars, Colgate.

Ri-vita. Клиенты - AT&T.

V-Ratio: исследование аудитории СМИ, особенностей рекламы. Клиенты - рекламные агенства «Аврора», «Я».

Mobile: мониторинг затрат на рекламу в прессе, исследования спроса, рекламы.

Техноконсалт. Клиенты - Samsung.

Комкон-2: мониторинг аудитории прессы.

 

 

3. Факторы, влияющие на принятие решений об исполнителе МИ:

 

1. Экономический (может ли сторонняя фирма обеспечить получение информации с меньшими затратами)

2. Фактор опыта проведения исследований (обладает ли фирма опытом проведения исследований в этой области).

3. Специальное оборудование (требует ли исследование наличия специального оборудования).

4. Внутрифирменный фактор (затрагивает ли исследование внутренние спорные вопросы организации).

5. Фактор времени (затрудняетли недостаток времени проведение исследований)

6. Конфиденциальность (важно ли, чтобы результутаты исследования держались в секрете).

 

Цели и задачи МИ.

 

Комплекс маркетинга и его составляющие

1. Товар:

- тестирование и характеристика качества, оценка конкурентоспособности;

- оценка уровня сервиса и его воздействия на спрос;

- определение тенденций развития кривой Жизненного Цикла.

2. Продвижение:

- оценка эффективности рекламы и других форм продвижения товаров;

- анализ эффективности товарораспределительной сети и каналов товародвижения;

- информационно-аналитическое обеспечение моделей торгово-сбытовой логистики.

3. Цена:

- информационно-аналитическое обеспечение политики ценообразования;

- прогноз равновесия цены товара на каждом этапе его Жизненного Цикла.

4. Позиционирование:

- оценка и анализ коньюнктуры рынка;

- оценка и анализ возможности рыночной активности конкурентов;

- постоянные замеры основных параметров рынка конкретного товара, определение его емкости;

- прогнозирование спроса и оценка его эластичности;

- выявление и оценка коммерческого риска

5. Покупатели:

- выявление и моделирование предпочтений и мнений потребителей и их поведение в различных рыночных ситуациях.

 


Маркетинговые информационные системы

Виды маркетинговой информации и их роль в работе менеджера.

 

Типы информации в МИС

       
   


окружающая внутренняя инф. Маркетинговые

среда внешняя инф. Исследования

       
   
 
 


информация

решение пожелания руководство

периодическая инф.

Менеджер отслеживаемая инф. М И С

по маркетингу инф. по запросу

обратная связь

МИС - система, разработанная для создания, хранения и распределения регулярного потока относящейся к делу информации для менеджеров по маркетингу. Если МИ основываются на действиях созданной информации, то МИС концентрирует свои действия на распределении потока информации для тех, кто принимает решение.

Периодическая информация - информация, поставляемая через определенные промежутки времени.

Отслеживаемая информация - информация, извлекаемая из регулярно просматриваемых источников.

Информация по запросу - информация, которая разрабатывается в соответствии со специфическими пожеляниями менеджера по маркетингу.

 

Примеры различных типов информации,

которую МИС предоставляет менеджерам

Должность Информация
  периодическая отслеживаемая по запросу
Вице-президент по маркетингу Доля рынка, приходящаяся на товар. Новые конкуренты, работающие в смежных областях рынка; Выпуск новых товаров конкурентами Эластичность цен и рекламы на продукт
Менеджер по рекламе Узнаваемость рекламы. Расценки в средсвах массовой информации; Рекламные темы конкурентов; Изучение эффктивности средств массовой информации. Тестирование новых коммерческих цен; Факты столкновения с рекламой конкурентов.
Менеджэер по продажам Доля торговыхточек фирмы; Законодательные и правовые ограничения на продукцию. Региональные экономические изменения; Новая деятельность конкурентов. Сотрудничество с покупателями; Эффекетивность усилий в увеличении продаж конкурентами.

 


Лекция 3.

Процесс проектирования МИ.

 

1. Типы проектных исследований.

2. Этапы процесса проектирования.

3. Потенциальные ошибки, влияющие на разработку МИ.

 

Классификация опросов.

 

Опрос - систематический сбор информаци от респондентов постедством интервью с использованием ряда вопросов, представленных в виде анкеты.

 

Классификация опросов

По типу связи с респондентом:

- личные;

- телефонные;

- почтовые;

- компьютерные.

 

Личные:

- интервью «перехват»;

- интервью на месте продажи;

- door to door.

 

Итервью «перехват»

Этапы проведения:

1. наблюдение за покупателями, покупающими некоторую категорию товара;

2. записи относящихся к делу наблюдений, таких как сорт, марка, размер покупки и т.п;

3. опрашивание покупателей непосредственно для установления мотивов покупки, сделанной только что.

 

Сильные стороны:

- наблюдательная часть метода гарантирует точность в отношении сорта, марки;

- от респондента не требуется вспоминания;

- нет сомнения в том, что на вопросы отвечает действительный покупатель;

- высокая скорость ответа.

 

Слабые стороны:

- выборка ограничена только покупателями, а не пользователями, принимающими решение о покупке;

- выборка ограничена только теми, кто купил во время исследования;

- исключаются немагазинные покупатели.

 

Телефонные (по методу выбора номера телефона):

- случайный метод;

- с использованием демографических, социологических и других характеристик;

- с использованием компьютера или без него;

 

Методология опроса.

 

Методология характеризуется пятью вопросами:

· Кто? - выбор респондента/инервьюера в соответствии с целевой аудиторией;

· Кого? - квалифицирование респондентов (определение по признакам целевой аудитории);

· Где? - выбор места проведения опроса; выбор может быть связан с:

- сезонностью товара, особенно для почтовых опросов;

- занятостью респондентов;

- другими внешними условиями.

· Как? - выбор первой фразы, мотивация опроса (заинтерисованность респондента отвечать), вознаграждение.

 

Концепция измерения.

 

Измерение - присвоение чисел характеристикам объектов, людей, состояний или событий в соответствии с определенными правилами.

Главный аспект измерения - разработка правили, в соответствии с которым числа будут ставиться в соответствие измеряемым характеристикам.

Два подхода к определению правил:

1. Концептуальное определение понятия - определяет концепцию;

2. Операционное или рабочее определение - описывает действие, которое исследовательдолжен выполнить, чтобы придать концепции количественную характеристику.

 

Например, как измерить приверженность к торговой марке:

 

Концептуальное определение Операционное определение
Предпочитающая поведенческая реакция по отношению к одной или более маркам в данной категории товара, выражаемая потребителем на протяжении определенного периода времени. Число Х последовательно совершенных покупок товаров одной марки (обычно 3 или 4).

 

Типы шкал:

1. Номинальная шкала или шкала наименований - исследователь все делит на классы по определенномуц признаку, используется для классификации и считается процент определенного класса среди всего множества индивидов.

2. Порядковая шкала - расставляются ранги; ранжирование использутся для определения позиции на рынке по определнному критерию (лучше«хуже, меньше«больше, после чего вычисляется медиана).

Для порядковых и номинальных шкал используется непараметрическая статистика.

3. Интервальные шкалы - индексные числа, степень осведомленности о марке; построена на определении равенства интервалов, расчитываются среднее значение, диапасзон, дисперсия.

4. Шкала отношений или относительная шкала - используется для измерения тенденций изменения объемов продаж, оборотных средств, материально техническихзапасов; построена на равенстве отношений.

 

Группу из 300 человек попросили расставить лекарства в порядке предпочтения их для снятия головной боли. Наиболее предпочтительному ставили 1, наименее предпочтительному ставили 5. Выбор производился из лекарств: аспирин, панадол,парацетамол, аспирин UPSA.

Аспирин получил среднюю оценку 1,72.

В данном случае использованы шкалы:

- порядковая («в порядке предпочтения»);

- номинальная («для снятия головной боли»);

- интервальная («средняя оценка»).

 

Компоненты измерений.

 

M=P+/-E

 

M - измеренное значение;

P - реальное значение;

E - ошибка.

Чем меньше E/M, тем выше точность измерения.

 


Типы ошибок

 

Тип ошибки Способы избежания
Случайные (надежность) 1. Метод альтернативных инструментов - измерение одних и тех же объектов как можно более похожими инструментами; 2. Повторная проверка - применение одного и того же измерения к тому же объекту второй раз; 3. Метод внутреннего сравнения - сравнение ответов для измерения однородной позиции.
Систематические (обоснованность) 1. Обоснованность оценки репрезентативности или адекватности выборки инструментам измерения - измерение должно быть адекватным выборке; 2. Обоснованность структуры значений факторов, лежащих в основе результатов; 3. Обоснованность результата оценки респондента, основываясь на данных прошлых измерений.

Лекция 9.

 

Наблюдение в маркетинговом исследовании.

 

Типы подходов к наблюдению.

 

Типы подходов к наблюдению.

Подходы бывают слебующих видов:

1. Реальная или выдуманная ситуация.

2. Открытое или замаскированное наблюдение (пример открытого наблюдения - хронометраж рабочего дня). Недостатки открытого наблюдения - влияние наблюдателя на объект наблюднения.

3. Структурированное против неструктурированного (при структурированном наблюдении необходимо точно определить понятия и категории).

4. Прямое и косвенное наблюдение. Прямое - за конкретным объектом, косвенное - по некоторым косвенным признакам. Косвенное наблюдение обычно ориентированно на результаты наблюдения.

5. Наблюдение над людьми или механизмами (к механизмам относятся видеокамеры, пиплометры и т.п.)

 

Разработка анкеты

 

1. Понятие анкеты и задачи разработки анкеты.

2. Алгоритм разработки анкеты.

 

Анкета - формализованный набор вопросов для получения информации (иногда - план или схема беседы).

 

Главная задача - уйти от ошибки измерения.

 

2. Алгоритм разработки анкеты.

 

1. Предварительное решение

1.1. Формулировка гипотезы, которую необходимо подтвердить (опровергнуть) в результате проведения опроса.

1.2. Какая точно информация требуется?

1.3. Кто в точности является условными респондентами (чем более разнородна аудитория, тем труднее создать анкету).

1.4. Какой метод связи будет использован при работе с респондентами.

2. Решение о содержании вопросов

2.1. Необходим ли этот вопрос? (каждый вопрос должен способствовать получению информации, на основе которой менеджер будет принимать решение). Каким образом использовать данные, полученные с помощью этого вопроса?

2.2. Достаточно ли этого вопроса для получения трубуемой информации (можно ли получить достаточно релевантную информацию).

2.3. В состоянии ли респондент ответить правильно на этот вопрос?

а. Респондент в принципе не знает ответ (несведущий респондент, таких около 8%);

б. Забывчивые респонденты (знал ответ, но забыл его). В этом случае можно использовать телескопирование (приближение к проблеме) или подсказки;

в. Респондент не способен сформулировать ответ.

2.4. Будет ли респондент правильно отвечать на вопрос?

Для вопросов, касающихся личной информации:

а. Краткое объяснение причин, почему такая информация действительно необходима.

б. Вопросы, касающиеся личной информации должны располагаться в конце анкеты.

Для вопросов, касающихся деликатной информации (потребление алкоголя, предпочтения):

а. Компенсирующие утверждения, которые позволяют ответам на деликатные вопросы выглядеть общепринятыми (пример: «Исследования показывают, что многие мужчины используют косметику своих жен для закрашивания синяков. Как часто Вы пользуетесь косметикой?»).

б. Спектр альтернативных вариантов ответа (например, расширение шкалы)

Вопросы, затрагивающие престиж респондента (образование, доход).

Влияние внешних событий (окружающая обстановка может значительно влиять на результат опроса).

3. Решения, касающиеся формулировок вопросов (представление содержания вопросов с помощью слов и фраз в форме, понятной респонденту).

Необходимо одинаковое восприятие вопросов как респондентами так и проводящими опрос.

а. Проверка слов на однозначность воспрятия.

б. Вопросы должны быть как можно проще.

в. Не подталкивают ли используемые в вопросе слова к какому-либо ответу?

г. Все ли альтернативы четко обозначены?

д. Ясно ли сформулированы предложения?

4. Решения, касающиеся формы ответов (зависят от формы посавленных вопросов)

а. Открытый

б. С множественным выбором

в. Дихотомический (Да / Нет (/ Не знаю))

При этом количество положительных и отрицательных альтернатив должно быть равным.

5. Решения о последовательности вопросов

а. Первый вопрос должен быть простым, объективным и интересным

б. Наличие обращения влияет на рейтинг опроса

в. Должен быть логический переход от тем к теме

г. Трудные вопросы должны быть в конце анкеты

д. Внутри каждой темы вопросы должны идти от общих к частным

6. Решения о полиграфическом представлении анкеты (с целью минимизации возможных ошибок)

7. Предварительная проверка и корректировка:

а. Последовательности вопросов

б. Сложности вопросов

в. Инструкций по переходам

г. Как проводить предварительное тестирование? (по схеме предполагаемого опроса)

д. Кто должен проводить предварительное тестирование? (лучше, если сам разработчик анкеты)

е. Какие респонденты должны быть привлеченык предварительному тестированию?

ж. Сколько респондентов должно быть использовано - чем сложнее анкета, тем больше респондентов должно быть привлечено.

 

Лекция 11

 

Измерение отношений к объекту и эмоций

 

1. Понятие и компоненты отношения к объекту

2. Типы шкал, используемых для измерения отношений к объекту

2.1. Порядковые шкалы

2.2. Порядково-рейтинговые шкалы

2.3. Шкалы отношений (симпатическая дифференциальная шкала и шкала Липерта)

3. Парные измерения предпочтений и распознавания отличий

 

Маркетинговые исследования

Лекция1

Маркетинговые исследования:содержание и методологии.

Функции исследования рынков в исследовании маркетинга

 

1. Практика маркетинговых исследований (МИ) в деятельности фирм в России.

2. Сущность и функции МИ.

3. Факторы, влияющие на принятие решений об исполнителе МИ.

4. Карьера менеждера в области МИ

 

Сущность и функции МИ.

МИ - это информация, помогающая менеджеру принимать рациональные решения.

Маркетинг - это система управления, регулирования и изучения рынка (функциональное определение).

Задача МИ - сделать поведение рынка более предсказуемым.

 

Структура маркетингового исследования

 
 


Маркетинговое исследование

 
 

 

Маркетинговое исследование рынка

Исследование потенциальных возможностей предприятия и выбор целевых рынков

Определение сферы бизнеса


 

           
   
 
   


Маркетинговое исследование рынка:

 

- Иследование структуры рыека

- Определение характеристик рынка и сегмента предприятия

- Анализ спроса

- Анализ предложения (собственных товаров)

- Оценка остроты конкуренции

- Исследование зависимости спроса и предложения

 

 

-


- Исследование внешней среды:

 

- Исследование потребителей

- Изучение конкурирующих товаров

- Изучение поставщиков и потребителей

- Изучение фирм-конкурентов

- Изучение общеэкономических тенденций

- Изучение отраслевых тенденций

- Изучение демографических, научно-технических, политических, культурных факторов


 

Этапы проведения МИ

 

I. Постановка проблемы, расчет бюджета исследования.

II. Отбор источников информации

III. Сбор и обработка информации

IV. Анализ информации и прогнозирование

V. Выводы и рекомендации, оценка эффективности МИ

 

Крупнейшие фирмы, проводящие МИ

 

ВЦИОМ: выборка 2000 человек. Клиенты - American Express, Shell.

Macro International. Клиенты - DuPont, Mars, Colgate.

Ri-vita. Клиенты - AT&T.

V-Ratio: исследование аудитории СМИ, особенностей рекламы. Клиенты - рекламные агенства «Аврора», «Я».

Mobile: мониторинг затрат на рекламу в прессе, исследования спроса, рекламы.

Техноконсалт. Клиенты - Samsung.

Комкон-2: мониторинг аудитории прессы.

 

 

3. Факторы, влияющие на принятие решений об исполнителе МИ:

 

1. Экономический (может ли сторонняя фирма обеспечить получение информации с меньшими затратами)

2. Фактор опыта проведения исследований (обладает ли фирма опытом проведения исследований в этой области).

3. Специальное оборудование (требует ли исследование наличия специального оборудования).

4. Внутрифирменный фактор (затрагивает ли исследование внутренние спорные вопросы организации).

5. Фактор времени (затрудняетли недостаток времени проведение исследований)

6. Конфиденциальность (важно ли, чтобы результутаты исследования держались в секрете).

 

Карьера менеждера в области МИ

 

Желаемые качества для успешной карьеры в сфере МИ

 

Качества Уровни менеджмента
  I (минимальный) III (верхний)
Писательские качества 57 % 90 %
Аналитические качества 50 % 90 %
Устная речь 49 % 82%
Внешний вид 19 % 59 %
Опыт в обработке статистики 13 % 41 %
Ученая степень 6 % 16 %
Дар руководителя + 49 %
Умение общаться с клиентами + 83 %
Хорошие манеры 15 % 7 %

 

 

Лекция 2

 

5. Методология МИ.

6. Цели и задачи МИ.

 

5. Принципы Методологии:

 

1. Научность (описание, объяснение, изучение и предсказание изучаемых процессов и явлений на основе научно обоснованной методики).

2. Системность (присущая исследованию логическая последовательность этапов и действий; определенная структура и иерархия элементов и показателей)

3. Комплексность (изучение разных аспектов и закономерностей развития рынка в их взаимосвязи).

4. Оперативность и гибкость (возможность коррекции плана исследований в соответствии с рыночной ситуацией).

5. Эффективность (окупаемость затрат на МИ; МИ должно приносить один из видов эффекта)

 

Ключевые дисциплины:

 

- Социометрия (наука о методах получения и анализа количественных данных в структуре и функционировании определенных человеческих групп)

- Квалиметрия (методы колипчественной оценки качества изделий)

- Бихевиоризм (наука о вкусах и предпочтениях, в частности, реакция спроса на качественные изменения в предложении товаров)

- Эконометрия (наука, изучающая количественные взаимосвязи объектов и процессов экономически с помощью статистических и математических методов и моделей)

- Экономическая статистика (методы обработки большого количества данных с целью анализа полученных маленьких объектов)

 

Цели и задачи МИ.

 

Комплекс маркетинга и его составляющие

1. Товар:

- тестирование и характеристика качества, оценка конкурентоспособности;

- оценка уровня сервиса и его воздействия на спрос;

- определение тенденций развития кривой Жизненного Цикла.

2. Продвижение:

- оценка эффективности рекламы и других форм продвижения товаров;

- анализ эффективности товарораспределительной сети и каналов товародвижения;

- информационно-аналитическое обеспечение моделей торгово-сбытовой логистики.

3. Цена:

- информационно-аналитическое обеспечение политики ценообразования;

- прогноз равновесия цены товара на каждом этапе его Жизненного Цикла.

4. Позиционирование:

- оценка и анализ коньюнктуры рынка;

- оценка и анализ возможности рыночной активности конкурентов;

- постоянные замеры основных параметров рынка конкретного товара, определение его емкости;

- прогнозирование спроса и оценка его эластичности;

- выявление и оценка коммерческого риска

5. Покупатели:

- выявление и моделирование предпочтений и мнений потребителей и их поведение в различных рыночных ситуациях.

 


Маркетинговые информационные системы

Виды маркетинговой информации и их роль в работе менеджера.

 

Типы информации в МИС

       
   


окружающая внутренняя инф. Маркетинговые

среда внешняя инф. Исследования

       
   
 
 


информация

решение пожелания руководство

периодическая инф.

Менеджер отслеживаемая инф. М И С

по маркетингу инф. по запросу

обратная связь

МИС - система, разработанная для создания, хранения и распределения регулярного потока относящейся к делу информации для менеджеров по маркетингу. Если МИ основываются на действиях созданной информации, то МИС концентрирует свои действия на распределении потока информации для тех, кто принимает решение.

Периодическая информация - информация, поставляемая через определенные промежутки времени.

Отслеживаемая информация - информация, извлекаемая из регулярно просматриваемых источников.

Информация по запросу - информация, которая разрабатывается в соответствии со специфическими пожеляниями менеджера по маркетингу.

 

Примеры различных типов информации,

которую МИС предоставляет менеджерам

Должность Информация
  периодическая отслеживаемая по запросу
Вице-президент по маркетингу Доля рынка, приходящаяся на товар. Новые конкуренты, работающие в смежных областях рынка; Выпуск новых товаров конкурентами Эластичность цен и рекламы на продукт
Менеджер по рекламе Узнаваемость рекламы. Расценки в средсвах массовой информации; Рекламные темы конкурентов; Изучение эффктивности средств массовой информации. Тестирование новых коммерческих цен; Факты столкновения с рекламой конкурентов.
Менеджэер по продажам Доля торговыхточек фирмы; Законодательные и правовые ограничения на продукцию. Региональные экономические изменения; Новая деятельность конкурентов. Сотрудничество с покупателями; Эффекетивность усилий в увеличении продаж конкурентами.

 


Лекция 3.

Процесс проектирования МИ.

 

1. Типы проектных исследований.

2. Этапы процесса проектирования.

3. Потенциальные ошибки, влияющие на разработку МИ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.242 с.)