Сутність маркетингу, його виникнення та розвиток 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сутність маркетингу, його виникнення та розвиток



Сутність маркетингу, його виникнення та розвиток

Термин «маркетинг» (market по-английски означает рынок) в данном контексте можно перевести как «рыночная функция», «рыночная деятельность», «работа с рынком».

Маркетинг – вид человеческой деятельности направленной на удовлетворение нужд и потребностей по средствам обмена. (Американская маркетинговая ассоц.)

Маркетинг – производство того, что люди будут покупать, а не попытка продать то, что умеет делать предприниматель. (Котлер)

Маркетинг – концепция управления предприятием, кот ориентирована на овладение рынком. (Беляев)

Эволюция маркетинга (с начала прошлого века)

1900-1930 «Ориентация на производство»

Производители, думая больше о себе, чем о потребителе пытались любым путем продать товар без учета его потребности. Судьба продукции за воротами пред-я не волновало руководителей: «Маркетинг, ориентированный на производство».

1930-1950 «Маркетинг, ориентированный на сбыт»

Становление маркетинга как основы экономического ведения фирмы следует отнести к периоду, последующему за «Великая депрессия 29-33». Кризис показал, что нужно не только производить, но и продавать (сбывать). Переориентация на сбыт. Широко привлекаются разнообразные методы воздействия на потребителей с целью заставить их совершить покупку.

1950-1960 «УТП – уникальное торговое предложение»

Наблюдалась эйфория в отношении маркетинга. М.- неотъемлемая часть теории обслуживания. Именно в этот период 95% новых товаров, разработанных как товары высокого уровня качества, не находили покупателей. Вот тогда и возник маркетинг как наука, направленная на решение практических проблем предпринимательства Фирмы начинают понимать, что ставки лишь на эффект. пр-во прод-и не всегда ведет к успешной её реализации. Увлечение М. инструментами распространилось на: школы, унив., церкви и даже полицию. Элем-ми М. стали пользоваться для успешного функ-ия любой орг-ии. Концепция М. строилась на возможности расширения произ-ва, базирующегося на изобилии сырьевых и иных ресурсов.

1960-1980 «Энергетический кризис 1970х.»

(нефти на 50 лет, газ – 80, уголь - 300) Китай и Америка потребляют 25% всех энергоносителей. Угроза истощения природных ресурсов, фирмы стали пересматривать стратегию М. для возможности регулирования темпов роста и произ-ва. В 70-е годы маркетинг широко распространился в промышленности. Именно в это время формируется потребитель с более высоким образованием. Усиливается движение в защиту окруж. Среды, после энергетического кризиса в 70х. большую роль играет имидж компании. «зеленый бренд» - тойота, «Гоод Вил – доброе имя».

1980-2000 «Эпоха позиционирования 80 годы»

В 80-е годы М. захватил сферу услуг, а также рыночные сегменты, обслуживание кот. коммерческие организации считают невыгодными. Пришлось пересмотреть приоритеты, что было связано со стабилизацией развития экономики и заметным сигналом темпов инф-ии. В 90е: гибкость и динамичное приспособление к быстро меняющемся запросам потребителей с учетом развития инф-ых технол. Перед марк-ми открылись новые возможности более полного удовлетворения потребностей, кот связаны с более качествен. ннф-ой базой.

2000- н. дни «Период жесткой конкуренции»

Не стоит задача изучения нужд потребителей, а основная цель М. – переманить покупателей от конкурентов.

 

Визначення маркетингу та його сучасні проблеми в Укр.

Учитывая, что по вопросам использования М. нет единой т. зр, необходимо изучить условия, необходимые для применения маркетинга:

наличие рьнка покупателя; наличие конкуренции; долговременная мотивация предприятий; свобода деятельности во внешней среде, т.е. свобода выбора поставщиков, и во внутренней среде; свобода помещения капитала; свобода размещения рабочей силы.

В настоящее время в Украине начинают формироваться указанные условия. Именно сейчас целесообразно внедрять в практику отдельнне злементы маркетинга.

Существует ряд проблем, затрудняющих применение и использование маркетинга на отечественных предприятиях. К их числу можно отнести следующие:

Преодоление психологического барьера недоверия со стороны руководителей хозяйственных субъектов к необходимости и целесообразности использования принципов и элементов комплекса маркетинга на предприятиях.

Организация маркетинга и его правовое обеспечение. Необходимо создать службы маркетинга, разработать положения об зтой службе, определить ее статус, а также разработать функциональные обязанности работников. Маркетинговая служба должна стать координационным центром деятельности предприятий и разработчиком рекомендаций по определению стратегии итактики предприятия. Она должна направлять и координировать всю деятельность предприятия. (FMCG – быстрооборачиваемые товары, тов. Широкого потребления «ширпотреб» продукти питания, бытовая химия…)

Укомплектование служб маркетинга специалистами, которые должны быть профессионалами и владеть теорией и практикой маркетинга, быть компетентными в управлении, товароведении, коммерческой деятельности, экономике, статистике, психологии, социологии.

Информационное обеспечение. При ориентации предприятия на маркетинг необходимо располагать такой системой информационного обеспечения, которая позволила бы обосновать любое управленческое решение и получить достоверную информацию о реакции рынка на реализацию принятого решения.

При решении указанньх проблем важную роль играет изучение теории и методологии маркетинга, а также подготовка специалистов нового профиля, которые владели бы приемами активной коммерческой деятельности на рынке, методами системного ситуационного решения проблем производства ы реализации товара, гибкого приспособлепия к изменениям на рынке.

 


Товар як категорія маркетингу

Общепринятое определение товара - это продукт труда, произведённый для реализации (продажи). С позиции маркетинга более важным в товаре является его потребительская стоимость. Здесь товар рассматривается как средство, с помощью которого можно удовлетворить определённую потребность. Поэтому предпочтительно товару дать такое опре-деление. Товар - это набор свойств, которые обес-печивают человеку получение определённых выгод за его деньги.

Товаром могут быть физические объекты, выпол-ненные работы, идеи, услуги. В понятие товар в маркетинге включают не только изделие, но и все остальные его составляющие, такие как цвет, внешний вид (дизайн), специфическая упаковка, марочное название, этикетка. При производстве товара производитель может предусмотреть предо-ставление дополнительных услуг - кредитование, доставку на дом, послепродажное обслуживание. Кроме того, товар должен быть снабжён необходи-мой документацией по его установке и обслужива-нию.

С точки зрения маркетолога, товар характеризуется тремя основными свойствами:

1. предназначен для удовлетворения конкретных потребностей;

2. производится определенным производителем для продажи;

3. приобретается потребителем по сложившейся на рынке цене.

Между хорошим изделием - продуктом работы инженеров, конструкторов, технологов и хорошим товаром, успешно продающимся на рынке, - огромная разница. Изделие создаётся на базе тех-нических знаний, но товар, пользующийся спросом, создаётся на базе специальных знаний по маркетингу. Товар есть изделие, функционирующее на рынке. Изделие следует рассматривать как основу товара, как носителя тех свойств, ради кото-рых приобретается товар. Товар есть изделие плюс целый комплекс элементов маркетинга. Непремен-ным условием превращения изделия в товар является высокий уровень качества. Потребителя интересует необходимый уровень качества изделия, т.е. параметры надёжности, экономичности, эргономичности, эстетичности, функциональных характеристик и других элементов, которые являются составляющими понятия «качество».

Ринок та суб’ти маркетингу

Рынок-совок-сть существующих и потенциальных покупателей товара. Эти покупатели имеют общие нужды или запросы, которые могут быть удовлетворены посредством обмена. Т.о., размер рынка зависит от числа покупателей, испытывающих необходимость в каком-то продукте, имеющих ресурсы для совершения обмена и желание предложить эти ресурсы в обмен на нужный им продукт.

Маркетинг-соц. и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и обмена ими др. с др.

Субъекты маркетинга - люди и организации - существуют на рынке не сами по себе, а лишь благодаря процессам обмена матер., энергетическими, информационными и др. ресурсами друг с др, с внешней по отношению к ним средой, т.е. явл.открытыми системами.

Маркетинг затрагивает интересы огромного кол-ва людей. К числу субъектов маркетинговой деяк-сти относятся:

1. Производители или обслуживающие организация (предприятие или отдельный человек, поставщики, предприятия, обеспечивающие производителя товаров необходимыми ресурсами).

2. Конечные потребители (семья или человек приобретающие товары для личного использования).

3. Организации - потребители.

4. Специалисты по маркетингу (организации или люди).

5. Посредники (оптовая и розничная торговля, брокеры, маклеры, дилеры, дистрибьюторы).

6. Конкуренты - группы лиц или организаций, поставляющих на рынок аналогичные товары и услуги.

Осн. группу элементов системы маркетинга - ее субъектов – сост. поставщики, производители, посредники, конкуренты, потребители.

Все субъекты заинтересованы в проведении маркетинговых исследований, только условия для их проведения у них различные, да и средства разные.

 

Концепція збуту

или концепция интенсификации коммерческих усилий (до середины 30-х годов) за основу берется акт продажи.

Сведения о покупателях:Покупатель (с некоторым преувеличением) мало заботится о предлагаемых товарах, не владеет высоким уровнем знаний, а в остальном относится к совершению покупки без особого удовольствия. Далее, концепция основана также на том, чтобы в процессе разговора можно было преодолеть тормозящие факторы у покупателя и тем самым оказать воздействие на характер его поведения.

Условия реализации: Концепция сбыта требует эф. организации продажи заинтересованными и хорошо обученными сотрудниками. Довольно часто “сотрудники на переднем крае продаж” находят поддержку за счет дорогостоящей рекламы, нацеленной на потребителя, хорошо продуманных средств влияния на покупателя в процессе разговора при продаже, специальные скидки....

В большинстве практических случаев продажа приобретает на предприятии особое значение тогда, когда вследствие перепроизводства, сложного положения в конкурентной борьбе или же проблем, частично созданных самой фирмой, сохранить ее предшествующую концепцию товара или производства становится невозможно.

Факторы успеха: Концепция может оказаться вполне успешной, если:

фирма в состоянии разработать убедительные методы продажи и демонстрации, а тем самым рассеять сомнения и тормозящие мотивы покупателей;

реализуемый преимущественный параметр требует разъяснения или связан с пределенным риском;

если требуется выделить или же продемонстрировать скрытые качественные свойства товара.

Источники опасности: Опасности в появляются в тех случаях, когда наблюдается перепроизводство в надежде на эффективность сбыта или возникает направленное против фирмы отрицательное действие устной пропаганды, обусловленное ее мет-ми продажи или в случае, когда расходы по продаже непропорционально ↑ по сравнению со стоимостью товара.

Значительная проблема возникает тогда, когда слово людей, занимающихся сбытом продукции, имеет на предприятии доминирующее значение. Здесь можно ожидать опасность с 2х сторон: 1- от так наз.“тузов сбыта”. Эти специалисты в состоянии сбывать товар в больших кол-ах даже если покупатель мало в нем заинтересован (по крайней мере, на протяжении определенного периода времени). 2- от менее убедительно работающих продавцов. На практике они охотно дают инф-ию о том, что вместо собственной прод-ии они охотно продавали бы другую, более модифицированную продукцию.

Стратегия развития товара, кот. основана исключительно на таких сообщениях своих филиалов, может легко пойти по ложному пути. Однако целый ряд фирм достаточно успешно использует концепцию сбыта. Довольно часто концепция сбыта используется изготовителями по отношению к торговле.

 


Соціально-етичний маркетинг

 

Марка та упакування товару

Марка - это имя, термин, знак, рисунок или их сочетание, предназначенное для идентификации товаров и услуг одного продавца или их группы и дифференциации их от товаров и услуг конкурентов. Атрибуты марки: марочные названия, марочный знак, товарный знак, авторское право.

Решение относительно марочных обозначений появляются, чтобы обозначить принадлежность товара производителю.

В последнее время появилась тенденция к ликвидации марочных обозначений для снижения цены.

Решение хозяина марки может иметь 3 пути перевода своего товара на рынок: под маркой самого производителя; под маркой посредника, продающего этот товар; как под своей, так и под маркой посредника.

Существует 4 подхода к проблеме присвоения марочных названий:

Индивидуальное марочное название (не связанное с именем фирмы).

Единое марочное название для всех товаров.

Коллективное марочное название для товарных семейств.

Торговое название фирмы в сочетании с индивидуальными марками товаров.

Существует многомарочный подход 2х и более марок в 1ой тов. категории.

Товарный знак - марка или ее часть, обеспеченные правовой защитой. Он защищает исключительные права продавца на пользование марочным названием или марочным знаком.

Авторское право - исключительное право на воспроизведение, публикацию и продажу содержания и формы литературного, музыкального или художественного произведения.

Качество - это расчетная способность марочного товара выполнять свои функции: долговечность, ремонтопригодность, надежность, точность, простота эксплуатации и т.п. В маркетинге качество рассматривается с точки зрения покупательских представлений.

Упаковка - разработка и производство вместилища или оболочки товара - одно из действенных орудий маркетинга, ему способствуют факторы:

самообслуживание в торговле;

рост достатка потребителей;

образ фирмы и образ марки;

возможность для новаторства - новые упаковки, обеспечивающие сохранность.

Функции упаковки:

сохранить товар; установить метод раздачи, розлива; донести определенную информацию до покупателя (функции, пригодность, срок хранения).

Продавцы товаров создают средства маркировки - этикетки и ярлыки, которые имеют или одно марочное название товара, или больший объем информации о нем.

Этикетка: идентифицирует товар или марку; указывает сорт; описывает товар, размер; пропагандирует товар.

Принимая решение относительно упаковки, деятели рынка должны учитывать следующие обстоятельства, отражающие мнение общественности и гос. политики:

Отражать истину на упаковке и в маркировке.

Учитывать, что стоимость товара возрастает в зависимости от стоимости упаковки.

Снижать использование дефицитных ресурсов.

Не загрязнять окружающую среду.

Стратегії в політиці цін

Складовою частиною політики цін є розроблення цінової стратегії підприємства. Стратегія ціноутворення — це основні напрями, заходи та методи, за допомогою яких може бути досягнута визначена мета цінової політики. Проблема визначення ціни має особливе значення, коли розпочинається випуск принципово нової продукції, коли обставини вимушують змінювати ціни внаслідок надходження на ринок дешевших товарів і т. д. Фахівці вважають, що встановлення ціни це не разовий акт, а процес, який триває протягом усього ринкового життя товару. Тому підприємство з метою прийняття правильного рішення щодо встановлення ціни на свою продукцію, має розробляти стратегію ціноутворення.

Існує багато цінових стратегій, які можна об’єднати в три групи:

стратегія низьких цін;

стратегія високих цін;

стратегія нейтральних(середніх) цін.

Кожна з перелічених груп об’єднує різні види конкретних стратегій. Типовими видами першої групи є стратегія виживання та стратегія цінового прориву. Стратегія виживання стає основною метою для підприємства, коли ринок його товару перенасичений і на ньому панують сильніші конкуренти за обсягами виробництва, витратами та якістю продукції. У таких умовах, для забезпечення реалізації і на цій основі, як мінімум, відшкодування своїх витрат, підприємство має спиратись на низькі ціни в надії на позитивну реакцію покупців. Іншими словами, щоб вижити, необхідно йти на цінові знижки і відповідно на зменшення величини прибутку.

Але така стратегія не може бути довгостроковою. Для того, щоб відійти від неї, необхідно зміцнити своє становище на ринку, але досягти цього тільки за допомогою цін неможливо. Тому підприємству необхідно проводити активну інвестиційну політику, яка спрямована на технічне переозброєння виробництва і розроблення нових конкурентоспроможних варіантів продукції. У кінцевому підсумку така стратегія не виключає можливість часткового або повного перепрофілювання підприємства з метою виходу на сприятливіші ринки.

Стратегію цінового прориву (проникнення) вибирає підприємство, коли в нього з’явилися можливості до значного зменшення витрат і підвищення якості продукції. Спираючись на низькі ціни, підприємство має можливість суттєво збільшити обсяг реалізації і тим самим витиснути з ринку слабших конкурентів.

 

Сутність теорії комунікацій

Современный маркетинг требует гораздо большего, чем просто создать хороший товар, назначить на него привлекательную цену и обеспечить его размещение или сбыт группам потребителей. Предприятию необходимо также проводить определенную политику коммуникаций по отношению к своим заказчикам.

Коммуникационная п-ка.- осознанное формирование информации, поступающей с предприятия на рынок. Современная фирма управляет сложной системой маркетинговых коммуникаций. Сама она поддерживает ком-ции со своими посредниками, потребителями и различными контактными аудиториями. Ее посредники поддерживают ком-ии со своими потребителями и различными контактными аудиториями. Потребители занимаются устной ком-ией в виде молвы и слухов друг с другом и другими контактными аудиториями И одновременно каждая группа поддерживает коммуникационную обратную связь со всеми остальными.

Ком-ция охватывает использование тех инструментов маркетинга, которые можно использовать в качестве носителей той инф-ии предприятия, кот направлена на рынок сбыта.

Такими инструментами явл: реклама; стимулирование продаж; индивидуальная продажа; работа с общественностью.

Сбытовая реклама-должна информировать целевую группу о предлагаемых рекламодателем товарах, и побуждать тех, на кого она направлена, действовать в смысле целей рекламодателя.

Стимулирование продажи- должно оказывать поддержку классической (сбытовой) рекламе, благодаря мероприятиям по стимулированию продаж, а также повышать значение инструментов распределения. Стимулир продажи заключ в обращении к потенциальным клиентам на месте продажи с использованием спец-ых методов и мероприятий. С точки зрения затрат, соотношение между рекламой и стимулир-м продажи в сфере потребительских товаров в прошлом все больше смещалось в пользу стимулирования продажи.

Работа с общественностью - направлена на завоевание общ-ого доверия. При этом должно оказываться положительное влияние на настрой общественности по отношению к предприятию. Необходимо создать такой имидж фирмы, который позволяет лучше достигать цели предприятия.

Индивидуальная продажа (Personal Selling), - внешняя служба, которая устанавливает связь между предприятием и его клиентами путем прямого собеседования. Здесь достигается непосредственная обратная связь с клиентом.

 


Реклама та PR

Нес мотря на то, что PR несут в себе все признаки рекламы, существует некоторое отличие чисто рекламной деятельности от деятельности по связям с общественностью.

Деятельность по связям с общественностью не связана с немедленной продажей товаров и услуг. Она используют рекламу дальнего действия, отсроченного приобретения, готовит к покупке потенциальных клиентов. Поэтому PR ориентированы на продвижение не товара, а фирмы, и не на рынке, а в обществе. Задача

PR заключается в том, чтобы создать благоприятный коммуникационный климат, необходимое управляемое общественное мнение, репутацию фирмы для продвижения товара/услуги. Для этого в деятельности по связям с общественностью могут быть успешно использованы следующие маркетинговые технологии: приемы и методы рекламы, директ маркетинг, сейлз промоушен, интренет маркетинг. Но, как правило, они не являются основополагающими.

 

В PR особое место занимает процесс популяризации (pablicity). Данный тип связей с общественностью характеризуется тем, что он бесплатен, потому что компания не несёт прямых затрат на СМИ.

Специалисты

по связям с общественностью подходят к средствам массовой информации подругому, нежели рекламодатели. Когда только можно, они избегают покупать время и площади для передачи сообщения. Вместо этого они стараются убедить в необходимости размещения информации.

В таблице 2, представлены основные отличительные особенности PR и рекламы.

2 Отличительные особенности PR и рекламы Сравниваемые Традиционная Связи с обществен- параметры реклама ностью Цель Сбыт товаров/услуг Управляемый имидж Используемые СМИ СМИ PR-акции средства Характер работы Подается дис- Непрерывный и сис- кретно тематический процесс Постановщик Частное лицо, Руководство фирмы, задач организация партии Объект Товар/услуга Идеология, мировоззрение, мода, стиль 1)

 


Завдання розподілу

Понятие распределения объединяет регулирование всех производственных мероприятий, направленных на перемещение продукта в пространстве и времени от места производства к месту потребления.

На стратегическом уровне производитель делает выбор между прямым сбытом и сбытом с включением промежуточных звеньев, таких, как оптовая и розничная торговля.

На тактическом уровне решаются следующие задачи:
- работа со старыми клиентами и привлечение новых;
- получение заказов;
- организация выполнения заказов и поставки;
- максимально быстрое получение оплаты за продукцию.

Кроме того, имеется еще ряд конкретных проблем физического распределения.

Они заключаются в поиске компромисса между уровнем сервиса поставки для клиентов и затратами на поддержание этого сервиса. Для решения задач распределения широкого плана необходимы компьютерные информационные системы, которые способны свести воедино спрос и предложение. Еще один решающий шаг вперед связан с внедрением интегрированных систем учета информации о товарах в торговле. Точный учет товаров по артикулам при получении (через накладные) заставляет осуществлять непрерывное наблюдение за состоянием товарных запасов и получать информацию в течение нескольких секунд. Существенной предпосылкой для этого было введение единых национальных и международных систем обозначения товарных артикулов, универсальных товарных кодов. Подобные предприятия имеются в США и Западной Европе.

 


Канали розподілу

Канал распределения - это путь, по которому товары движутся от производителей к потребителям, благодаря чему устраняются длительные разрывы во времени, месте и праве собственности, отделяющие товары и услуги от тех, кто хотел бы ими воспользоваться. Члены канала распределения выполняют ряд очень важных функций:

1. Исследовательская работа - сбор информации, необходимой для планирования и обеспечения обмена.

2. Стимулирование сбыта - создание и распространение увещевательных коммуникаций о товаре.

3. Установление контактов - налаживание и поддержание связи с потенциальными покупателями.

4. Приспособление товара - подгонка товаров под требования покупателей. Это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, монтаж и упаковка.

5. Проведение товаров - попытка согласования цен и прочих условий для последующего осуществления акта передачи собственности или владения.

6. Организация товародвижения - транспортировка и складирование товаров.

7. Финансирование - изыскание и использование средств для покрытия издержек по функционированию канала.

8. Принятие риска - принятие на себя ответственности за функционирование канала.

Уровень канала распределения - это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю. Протяженность канала обозначается по числу имеющихся в нем промежуточных уровней:

- Канал нулевого уровня состоит из производителя, продающего свой товар непосредственно потребителям. Три основных способа прямой продажи: торговля в разнос, посылочная и через принадлежащие производителю магазины.

- Одноуровневый канал включает в себя одного посредника. На потребительских рынках этим посредником обычно бывает розничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения - агент по сбыту или брокер.

- Двухуровневый канал включает в себя двух посредников. На потребительских рынках такими посредниками обычно становятся оптовый и розничный торговцы, на рынках товаров промышленного назначения - промышленный дистрибьютор и дилеры.

- Трехуровневый канал включает в себя трех посредников. Ими являются оптовый посредник, мелкий оптовик и розничный посредник.

Канал товародвижения, содержащий нулевой уровень, относится к прямому типу каналов, а канал, содержащий большее количество промежуточных уровней - к косвенным каналам. С точки зрения производителей, чем больше уровней имеет канал распределения, тем меньше возможностей контролировать его.

Если фирма сокращает длину канала, приобретая компанию на другом этапе товародвижения, например, когда производитель объединяется с оптовиком, имеет место вертикальная интеграция. Это позволяет фирме получить большую независимость, обеспечить снабжение, сократить расходы на посредников, контролировать каналы сбыта и координировать срок прохождения товаров через них.

При узком канале производитель продает через нескольких участников сбыта; при широком - через многих. Если фирма хочет усилить свое положение на определенном этапе канала, то она может осуществлять горизонтальную интеграцию или экспансию, и приобретать компании аналогичной специализации. Это позволят компании увеличить свой размер, долю на рынке, эффективнее использовать средства массовой информации и методы распределения и сбыта.

Все участники товародвижения имеют общие цели: прибыльность, доступ к продукции и услугам, эффективные распределение и сбыт и лояльность потребителей. Однако в вопросе о том, как их достичь, точки зрения расходятся. Из-за этого происходят конфликты в рамках канала. Конфликт может происходить как между представителями одного уровня, так и между представителями разных уровней.

Сотрудничество обычно встречается между членами, входящими в состав одного канала. Производители, оптовики и розничные торговцы помогают друг другу, и их сотрудничество обычно приносит всем большие прибыли.

Конкуренция возникает между фирмами и системами, пытающимися обслуживать одни и те же целевые рынки. Важная часть программы товародвижения любой фирмы - её уровень обслуживания потребителей. Принимаемые решения касаются частоты поставок, их скорости и стабильности; процедур срочных поставок; принятие малых заказов; хранения; координации ассортимента и т.д. Плохая деятельность в этих областях может привести к потере потребителей.

Фирмы, производящие потребительские товары, должны не только выбрать каналы товародвижения, но и определить интенсивность их использования, т.е. определить, какое число посредников будет использовано на каждом уровне канала.

Фирма может переходить от эксклюзивного сбыта к избирательному, а затем к интенсивному по мере прохождения товара по жизненному циклу. Однако очень сложно идти от интенсивного к избирательному, а потом к эксклюзивному сбыту.

Система сбыта товаров - ключевое звено маркетинга и своего рода финишный комплекс во всей деятельности фирмы по созданию, производству и доведению товара до потребителя. Собственно, именно здесь потребитель либо признаёт, либо не признаёт все усилия фирмы полезными и нужными для себя и соответственно покупает или не покупает её продукцию или услуги. В понятие сбыт следует включать такой ряд функций: транспортировку, складирование, хранение, доработку, продвижение оптовым и розничным торговым звеньям, предпродажную подготовку и собственно продажу товара

Под торговлей понимается всё множество каналов сбыта. Условно структуру торговли потребительскими товарами можно разделить на две подсистемы: собственно торговую и обеспечивающую. Первая представлена оптовой и розничной сетью, вторая инфраструктурой, обеспечивающей товародвижение.

 

45. Поняття стратегії і тактики маркетингу

Стратегія маркетингу - формування цілей, досягнення їх і рішення задач підприємства-виробника по кожному окремому товару, по кожному окремому ринку на певний період. Стратегія формується з метою здійснення виробничо-комерційної діяльності в повній відповідності з ринковою ситуацією і можливостями підприємства.

Стратегія підприємства розробляється на основі досліджень і прогнозування кон'юнктури товарного ринку, вивчення покупців, вивчення товарів, конкурентів та інших елементів ринкового господарства. Найбільш поширеними стратегіями маркетингу є:

1. Проникнення на ринок.

2. Розвиток ринку.

3. Розробка товару.

4. Диверсифікація.

Залежно від маркетингової стратегії формуються маркетингові програми. Маркетингові програми можуть бути орієнтовані:

- На максимум ефекту незалежно від ризику;

- На мінімум ризику без очікування великого ефекту;

- На різні комбінації цих двох підходів.

Тактика маркетингу - формування і вирішення завдань підприємства на кожному ринку і по кожному товару в конкретний період часу (короткостроковий) на основі стратегії маркетингу і оцінки поточної ринкової ситуації при постійному коригуванню завдань по мірі зміни кон'юнктурних та інших факторів: наприклад, зміна індексу цін, загострення конкурентної боротьби, сезонне падіння попиту, зменшення інтересів покупців до товару і інше. Прикладами постановки тактичних задач можуть бути наступні:

1. Провести посилену рекламну кампанію у зв'язку з падінням попиту.

2. Розширити номенклатуру товару на основі уточнених даних про потреби споживачів.

3. Розширити асортимент послуг, що надаються сервісними службами для залучення нових покупців.

4. Збільшити частку ринку у зв'язку зі скороченням обсягу продажів конкурентами.

5. Конструктивно покращити товар у відповідності до вимог конкретного ринку.

6. Провести заходи щодо стимулювання персоналу.

 

Вибір стратегії фірми

У стратегічному плануванні важливу роль відіграє державне регулювання економічної політики, обгрунтування перспективних напрямків розвитку всієї ринкової системи.

Першим і самим відповідальним рішенням при стратегічному плануванні є вибір місії і цілей підприємства. Місія розкриває сенс існування підприємства, в якому виявляються відмінності даного підприємства від йому подібних. Іншими словами, місія - це головна мета підприємства. Місія та цілі - служать орієнтиром для всіх наступних етапів планування і одночасно накладають певні обмеження на напрямок діяльності підприємства при аналізі альтернатив розвитку. Місія підприємства може полягати в завоюванні ринку збуту продукції, в географічному або продуктовому розширенні ринку, у підвищенні якості продукції при зниженні цін на неї і т.д.

Стратегічне планування на мікрорівні є основою взаємодії безлічі внутрішніх і зовнішніх економічних процесів, факторів і явищ.

По-перше, стратегічний план задає перспективний напрямок розвитку підприємства, визначає основні види діяльності, дозволяє пов'язати в єдину систему всі основні напрями діяльності, а також дозволяє краще розуміти структуру потреби, процеси планування, просування і збуту продукції, механізми формування ринкових цін.

По-друге, він встановлює кожному підрозділу підприємства конкретні і чіткі цілі, які узгоджуються із загальною стратегією розвитку підприємства.

По-третє, він забезпечує координацію зусиль усіх функціональних служб підприємства.

По-четверте, стратегічний підхід стимулює менеджерів підприємства краще оцінювати свої слабкі і сильні сторони з точки зору конкурентів, можливостей, обмежень і змін навколишнього середовища.

По-п'яте, план визначає альтернативні дії підприємства на довгостроковий період.

По-шосте, створює основу для розподілу обмежених економічних ресурсів.

По-сьоме, демонструє можливість фактичного застосування основних функцій планування, організації, управління, контролю і оцінки діяльності підприємства, як єдину систему сучасного менеджменту.

Процес стратегічного планування на підприємстві включає в себе здійснення наступних взаємопов'язаних функцій:

1) визначення довгострокової стратегії, основних цілей і завдань розвитку підприємства;

2) створення стратегічних господарських підрозділів на підприємстві;

3) обгрунтування та уточнення основних цілей проведення маркетингових досліджень ринку;

4) здійснення ситуаційного аналізу та вибір напряму економічного розвитку підприємства;

5) розроблення основній стратегії маркетингу та укрупнення планування виробництва продукції;

6) вибір тактики і уточнене планування способів і засобів досягнення поставлених завдань;

7) контроль і оцінка основних результатів, коректування вибраної стратегії і способів її реалізації.

 


Глобальний маркетинг



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.124 с.)