Основные макроэкономические модели 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные макроэкономические модели



 

Макроэкономические модели представляют собой формализо­ванные (логически, графически и алгебраически) описания различ­ных экономических явлений и процессов с целью выявления функ­циональных взаимосвязей между ними. Любая модель (теория, уравнение, график и т.д.) является упрощенным, абстрактным от­ражением реальности, так как все многообразие конкретных дета­лей не может быть одновременно принято во внимание при прове­дении исследования. Поэтому ни одна макроэкономическая модель не абсолютна, не исчерпывающа, не всеобъемлюща. Она не дает единственно прав ильных ответов, адресованных конкретным стра­нам в конкретный период времени.

Однако с помощью таких обоб­щенных моделей определяется комплекс альтернативных способов управления динамикой уровней занятости, выпуска, инфляции, ин­вестиций, потребления, процентных ставок, валютного курса и дру­гих внутренних (эндогенных) экономических переменных, вероят­ностные значения которых устанавливаются в результате решения модели. В качестве внешних (экзогенных) переменных, величина которых определяется вне модели, нередко выступают основные инструменты фискальной политики правительства и монетарной политики Центрального Банка - изменения в величинах государ­ственных расходов, налогов и денежной массы.

Обеспечиваемая с помощью моделей многовариантность спо­собов разрешения экономических проблем позволяет добиваться необходимой альтернативности и гибкости макроэкономической политики. Использование макроэкономических моделей дает возможность оптимизировать сочетания инструментов бюджет­но-налоговой, кредитно-денежной, валютной и внешнеторговой политики, успешно координировать меры правительства и Цен­трального Банка по управлению циклическими колебаниями эко­ на неожиданной инфляции, которая оказывает наиболее разру­шительное влияние на экономику, а также смягчить являющуюся одной из самых сложных в макроэкономике проблему недоверия к политике правительства и Центрального Банка.

Такие обобщенные макроэкономические модели, как модель круговых потоков, AD-AS, крест Кейнса, кривые Филлип­са, Лаффера и т.д., представляют собой общий ин­струментарий макроэкономического анализа и не имеют какой-­либо национальной специфики. Специфическими могут быть значения эмпирических коэффициентов и конкретные формы функциональных зависимостей между экономическими перемен­ными в разных странах. Оценка любой макроэкономической мо­дели должна даваться не по критерию ее сиюминутной "пригодности" или "непригодности" для экономики конкретной страны, в том числе и России, а по критерию ее полезности в процессе по­знания экономической динамики и управления ее показателями.

Объективная трудность состоит в том, чтобы обеспечить до­статочность предпосылок построения модели с точки зрения постав­ленной цели и избежать ошибочных выводов для макроэкономи­ческой политики. В то же время модель может быть достаточно реалистичной, но слишком сложной, тогда как простота модели ­одно из важнейших требований к ней с точки зрения возможно­стей ее использования в процессе исследования. Однако и чрезмер­ная упрощенность модели может привести к исключению из ана­лиза существенных факторов, вследствие чего выводы окажутся не­верными. Поэтому наиболее сложным моментом построения любой модели является определение круга факторов, существен­ных для макроэкономического анализа конкретной проблемы.

Наряду с классификацией экономических переменных как эндогенных и экзогенных важна и другая группировка, связанная со способом измерения их во времени. Переменные запаса могут быть измерены только в определенный момент времени и харак­теризуют состояние объекта исследования на определенную дату - начало или конец года и т.д. Примерами запаса могут служить государственный долг, объем капитала в экономике, общее чис­ло безработных и т.д.

Переменные потока измеряются в единицу времени (в месяц, в квартал, в год и т.д.) и характеризуют собственно "течение" эко­номических процессов во времени: размер потребительских рас­ходов за год, объем инвестиций за год, число потерявших работу в течение квартала и т.д.

Потоки вызывают изменения в запасах: накопление бюджет­ных дефицитов за ряд лет приводит к увеличению государствен­ного долга; изменение запаса капитала в конце текущего года по сравнению с его величиной на конец прошлого года может быть представлено как поток чистых инвестиций за год и Т.д. Взаимо­связь запасов и потоков составляет основу исходной макроэко­номической модели круговых потоков.

В основу макроэкономического анализа заложена простейшая модель круговых потоков (или модель кругооборота ВВП, дохо­дов и расходов). В своей элементарной форме эта модель вклю­чает в себя только две категории экономических агентов - домаш­ние хозяйства и фирмы - и не предполагает государственного вме­шательства в экономику, а также каких-либо связей с внешним миром. Домашние хозяйства и фирмы взаимодействуют на рынках продуктов и ресурсов. В этой модели предполагается, что экономика является замкнутой системой, в которой доходы одних экономических агентов предстают как расходы других.

 

 

Расходы фирм на ресурсы (или их издержки) одновременно представляют собой потоки заработной платы, ренты и других доходов для домашних хозяйств. С другой стороны, поток потребительских расходов образует выручку (или доход) фирм от реализации готовой продукции.

Потоки «доходы-расходы» и «ресурсы-продукция» осуществляются одновременно и непрерывно в противоположных направлениях. Основным выводом из модели является равенство суммарной величины продаж фирм суммарной величине доходов домашних хозяйств. Это означает, что для закрытой экономики (т.е. без связей с внешним миром) без государственного вмешательства величина общего объёма производства в денежном выражении равна суммарной величине денежных доходов домашних хозяйств.

В открытой экономике с государственным вмешательством модель круговых потоков усложняется.

 

 

Когда в модель вводятся две другие группы экономических агентов - правительство и остальной мир - то указанное равен­ство нарушается, так как из потока "доходы-расходы" образуются "утечки" и «вливания». «Утечки» или «изъятия» - любое использование дохода не на покупку произве­денной внутри страны продукции.

Чистые сбережения (S). Сбережения - это доход, который семьи не тратят, а оставляют на будущее. Обычно сбережения помещают в банки. Для того, чтобы измерить чистый поток сбережений от семей в банковский сектор, мы должны вычесть из валовых сбере­жений все займы домохозяйств в банковском секторе, чтобы получить чистый поток сбережений. Конечно, если заем людей превышает сбережения, чистый объем сбережений будет отрицатель­ным.

Чистый объем налогов (Т). Когда люди платят налоги (федеральные или местные), про­исходит изъятие средств из внутреннего потока, но в этом случае у людей нет выбора. Семьи платят такие налоги, как подоходный налог и взносы нанимателям за страховку подчинен­ных. Другие налоги, такие как, НДС и акцизные сборы, выплачиваются в виде затрат потре­бителя. Третьи, такие, как налог с доходов кампании, выплачиваются в виде доходов фирмы до того, как их получат семьи в виде дивидендов с акций. Однако, когда люди получают посо­бия от правительства в виде кредита для работающих семей по налогу, детских пособий, пособий для пенсионеров, деньги текут другим путем. Пособия приравниваются к отрицательному налогу. Эти пособия называются трансфертными платежами. Они переносят деньги от налогоплательщиков к получателям. Чистый объем налогов (т) представляет собой чистую сумму сбережений, которая переходит от фирм и семей к правительству, т. е. это все налоги минус пособия..

Затраты на импортные товары (М). Не все про изводимые товары предназначены для потребления внутри данной страны. Семьи тратят часть своих доходов на приобретение импортных товаров и услуг или на товары и услуги, содержащие импортные компоненты. Хотя первоначально деньги, которые потребители тратят на такие товары, попадают посредникам, в конце концов, они уходят за границу. Затраты на импортный товар составляют третью форму изъятий. Деньги, вырученные за импортный товар, попадают за границу.

Все изъятия представляют собой сумму чистых сбережений, чистого объема налогов и затрат на импортный товар:

W=S+T+M

 

«Инъекции» или «вливания» - любое дополнение к потребительским расходам на продукцию, произведенную внутри страны. Существуют три вида вливаний.

Инвестирование (I) - это деньги, которые фирма получает от различных финансовых институтов (либо из прошлых сбережений или из займов, либо через выпуск новый акций). Фирма может вложить их в фабрики или оборудование, либо просто потратить деньги на полуфабрикаты или готовые товары, либо закупить большое количество факторов производства.

Правительственные затраты (С). Когда правительство тратит деньги на различные товары и услуги, производимые какой-либо фирмой, это рассматривается как вливание. Примером правительственных затрат могут быть вложение денег в улучшение состояния дорог, больниц, школ. (Заметим: правительственные вложения не включают государственные пособия. Эти трансфертные платежи, как мы видели раньше, являются эквивалентом отрицательных налогов и влияют на уменьшение компонентов изъятия.)

Затраты на экспорт (Х). Деньги также могут попадать в цикличный поток из-за границы, когда иностранные представители покупают экспортные товары и услуги.

Таким образом, все вливания равны сумме инвестирования, затрат правительства и экспортных затрат:

J=I+G+X.

Взаимоотношение между вливаниями и изъятиями

Существуют косвенные связи между сбережениями и инвестированием, налогами и за­тратами правительства, экспортом и импортом, которые осуществляются через финансо­вые институты, правительство (местное и центральное) и соответственно через иностран­ные государства. Если большая часть дохода сохраняется, для банков и других финансовых институтов будет выгодно давать ссуды. Если сумма налогов выше, правительство может увеличить свои затраты. И, наконец, если увеличится импорт, иностранные доходы возрас­тут, что даст возможность иностранным государствам покупать больше экспортируемых товаров.

Однако эти связи не гарантируют, что S=I, G=T, M=X. В какой-то момент финансовые институты могут дать больше ссуды (I), чем они получают от вкладчиков (S), или наоборот: правительство может потратить больше денег (G), чем получит в виде налогов (T), или на­оборот; экспорт (Х) может превысить импорт (М), или наоборот.

Самое главное - решения по поводу того, сохранить или вложить деньги, принимаются различными людьми, и именно они планируют, что сделать с суммами денег. Кроме того, спрос на импорт обязательно должен равняться спросу на экспорт. Поскольку это касает­ся правительства, оно может решить, что Т = С. Однако правительство может не тратить все свои доходы, связанные с налогами, - возникнет излишек бюджета (Т> С); или оно может решить потратить больше денег, чем получит со сборов налогов, - возникнет дефи­цит бюджета (Т< С) (эту проблему можно решить путем заимствования или печатания денег).

Таким образом, совсем не обязательно, чтобы вливания (J) были равны планируемым изъятиям (W).

Какими могут быть последствия, если планируемые вложения денег не будут равны пла­нируемым изъятиям?

Если вливания превысили изъятия, то уровень затрат повысится, т. е. повысится совокуп­ный спрос. Дополнительные затраты населения увеличат спрос на продукцию фирм, и, таким образом, необходимо производить больше товара. Весь объем производства в экономике так­же увеличится, и фирмы смогут потратить больше денег на выплату зарплаты, пособий, рент и процентных дивидендов. Другими словами, национальный доход экономики увеличится.

Увеличение совокупного спроса следующим образом повлияет на четыре цели макро­экономики.

Это приведет к экономическому росту. Чем больше разница между вливаниями и изъ­ятиями, тем больше рост национального дохода.

Безработица сократится, так как фирмы привлекут к себе больше рабочей силы, что­бы справиться с увеличением объема производства.

Инфляция будет склонна к увеличению. Чем выше становится совокупный спрос относительно возможностей фирмы производить какой-либо товар, тем сложнее фирмам удовлетворить возросший спрос и тем скорее они поднимут цены на свой товар.

Платежный баланс государства будет склонен к ухудшению. Большее количество им­портного товара, продаваемого в стране, из-за возросшего спроса на него приведет к инфляции в стране, что сделает товары, отправляемые на экспорт, менее конкурен­тоспособными. Импортные товары станут дешевле по сравнению с отечественными. Таким образом, импорт будет увеличиваться, а экспорт уменьшаться.

Если планируемые вливания были бы меньше, чем планируемые изъятия, то произошла бы взаимная замена их друг другом.

 

Если вливания не соответствуют уровню изъятий, появляется дисбаланс. Равновесие в цикличном потоке - это когда уровень вливаний равен уровню изъятий.

Чтобы это проиллюстрировать, необходимо рассмотреть следующую ситуацию: влива­ния превышают изъятия. Представим, что в каком-либо деле произошел рост, и это приве­ло к увеличению инвестирования капитала. Или, например, правительство решило потра­тить больше денег на здравоохранение и образование. Или, возможно, произошло увеличе­ние иностранного спроса на экспортный товар страны. Или, например, количество изъятий снизилось (в результате снижения налогов). Как видим, излишек вливаний над изъятиями ведет к увеличению национального дохода. Но, если он повысится, люди не смогут тратить все свои деньги только на товары, производимые в данной стране (Cd), они будут больше де­лать сбережений, выплачивать налоги и покупать импортные товары. Другими словами, уровень изъятий повысится до тех пор, пока изъятия не сравняются с вливаниями. Фактиче­ски национальный доход перестанет расти, и рост изъятий прекратится. Равновесие будет достигнуто.

Схема взаимодействия между решениями домашних хозяйств о расходах и решениями фирм по поводу производства остается прежней, хотя и усложняется: с помощью трансфертов, субсидий, налогов и других экономических инструментов государство ре­гулирует колебания в уровнях производства, занятости и инфля­ции.

Если домашние хозяйства решают тратить меньше, то фир­мы вынуждены сокращать выпуск продукции, что, в свою очередь, приводит к снижению совокупных доходов. Уровень спроса на товары определяет уровень производства и занятости, а уровень выпуска определяет уровень доходов владельцев факторов про­изводства, которые (доходы), в свою очередь, определяют сово­купный спрос.

Основной вывод из модели круговых потоков: реальный и де­нежный потоки осуществляются беспрепятственно при условии равенства совокупных расходов домашних хозяйств, фирм, госу­дарства и остального мира совокупному объему производства. Совокупные расходы дают толчок к росту занятости, выпуска и доходов; из этих доходов вновь финансируются расходы эконо­мических агентов, которые снова возвращаются в виде дохода к владельцам факторов производства и т.д. Причина и следствие меняются местами, и модель круговых потоков при­нимает вид кругооборота, который является основой для статис­тического учета результата производства - ВВП - тремя метода­ми: по расходам, по добавленной стоимости и по доходам.

Если совокупные расходы, определяющие совокупный спрос, снижаются, то и совокупный объем занятости и выпуска падает, что снижает совокупные доходы, определяющие, в свою очередь, совокупный спрос. Поэтому важной задачей макроэкономичес­кой политики является стабилизация совокупного спроса.

Подходы к разрешению этой задачи различны у представи­телей разных направлений макроэкономической теории. Предста­вители кейнсианского направления предлагают осуществлять ста­билизацию совокупных расходов с помощью изменения величин государственных расходов, налогов и денежного предложения. Монетаристы считают изменение денежной массы уни­версальным средством стабилизации экономики. В рамках нео­кейнсианского подхода разрабатываются концепции макроэконо­мического управления ожиданиями экономических агентов при медленном изменении уровней заработной платы и цен. В неоклас­сической модели рациональных ожиданий цены и заработная пла­та быстро реагируют на изменения рыночной конъюнктуры и поэтому экономика быстро стабилизируется в обстановке дове­рия экономических агентов к политике правительства и Централь­ного Банка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.187.11 (0.033 с.)