I. Целевая установка и организационно-методические указания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Целевая установка и организационно-методические указания



 

Общей задачей дисциплины является подготовка специалистов с высшим образованием в области предупреждения и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций, повышения устойчивости объектов производства и жизне­обеспечения населения для работы в системе МЧС России, на должностях в центральном аппарате МЧС России, региональных центрах и управлениях ГОЧС, учебно-методических центрах ГОЧС.

Главная задача обучения студентов состоит в их фундаментальной теоретической и практической подготовке по решению организационных и управленческих задач по обеспечению промышленной безопасности, повы­шению устойчивости объектов производства и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, с учетом современных требований; показать опасности, их источники и причины возникновения, их уровни, характерные для наиболее энергоемких производств и процессов; показать основные направления профилактических мероприятий по повышению устойчивости по­тенциально опасных производств в чрезвычайных ситуациях.

Определяющей задачей является формирование у студентов твердых знаний методов оценки опасностей в техносфере, прогнозирования пос­ледствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера и моделирования сценария развития аварийных ситуаций в промышленности; определение ос­новных направлений и мероприятий по повышению устойчивости объектов производства и жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях.

В результате изучения дисциплины студенты должны

Иметь представление:

об основных положениях теории риска и управления безопасностью;

о тенденциях развития теоретических основ проблемы безопасного и устойчивого функционирования экономики и объектов жизнеобеспечения при чрезвычайных ситуациях;

об основных проблемах, тенденциях развития теории и практики решения задач устойчивости;

о основах взаимодействия объектовых органов управления и служб при решении задач обеспечения промышленной безопасности;

об организации разработки планирующих документов по подготовке и проведению мероприятий на объектовом уровне и осуществления контроля за их выполнением;

о перспективных отечественных и зарубежных научных исследова­ниях в области устойчивости и промышленной безопасности;

об отечественном и зарубежном опыте решения проблем безопасности и подготовки экономики к функционированию при чрезвычайных ситуациях;

 

Знать:

основные понятия, термины, определения по проблеме обеспечения безопасности потенциально опасных технологий и производств;

требования законодательных и нормативных актов по вопросам пре­дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авария­ми, катастрофами, экологическими и стихийными бедствиями.

основные показатели и критерии безопасности опасных технологий и производств;

требования безопасности к технологическим процессам и производс­твам;

классификацию и основные характеристики потенциально опасных объ­ектов экономики;

требования к размещению ОПФ промышленных объектов;

основные задачи по обеспечению устойчивого функционирования объ­ектов экономики при чрезвычайных ситуациях;

методику прогнозирования последствий ЧС техногенного характера и оценки устойчивости объектов;

особенности развития аварийных ситуаций на различных объектах;

основные направления, пути и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики и систем жизнеобеспечения;

организацию планирования мероприятий по предупреждению чрезвычай­ных ситуаций, повышению устойчивости функционирования объектов эконо­мики и жизнеобеспечения;

основные положения координации деятельности органов управления, организации надзора, контроля и информационного обеспечения по предуп­реждению чрезвычайных ситуаций и повышению устойчивости функционирова­ния объектов;

основные проблемы в области обеспечения промышленной безопаснос­ти.

Уметь:

практически применять требования действующего законодательства, решений органов законодательной и исполнительной власти в области ре­шения задач устойчивого функционирования объектов экономики при чрез­вычайных ситуациях;

оценивать факторы, влияющие на безопасность потенциально опасных производств;

классифицировать промышленные объекты по степени их опасности для рабочих и служащих и населения;

проводить прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций тех­ногенного характера на объектах экономики;

оценивать ущерб при авариях и катастрофах на промышленных объек­тах и величину предотвращенного ущерба;

оценивать состояние объектов экономики, разрабатывать и организо­вывать проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и повышению устойчивости функционирования объектов экономики.

Дисциплина "Устойчивость объектов экономики в чрезвычайных ситуациях" является профилирующей дисциплиной, состоит из 2-х раз­делов и изучается в 6 и 7 семестрах.

При изучении дисциплины особое внимание уделяется:

методам прогно­зирования последствий и оценке устойчивости потенциально опасных объ­ектов экономики в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

ос­новным показателям и критериям безопасности опасных технологий и про­изводств;

классификации и основным характеристикам потенциально опас­ных объектов;

особенностям развития аварийных ситуаций на различных объектах;

основным направлениям, путям и способам повышения устойчивости функционирования объектов экономики и систем жизнеобеспечения;

организации планирования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуа­ций, повышению устойчивости функционирования объектов экономики и жиз­необеспечения, оценке устойчивости объектов;

основным положениям по координации деятельности органов управле­ния, организации надзора, контроля и информационного обеспечения по предупреждению чрезвычайных ситуаций и повышению устойчивости функцио­нирования объектов;

оценке ущерба при авариях и катастрофах на промыш­ленных объектах и величины предотвращенного ущерба;

Изучение дисциплины способствует формированию у студентов логического мышления, прививает им диалектико-материалистическое представ­ление о причинно-следственных связях факторов аварийных ситуаций, поз­воляет творчески применять современные достижения теории в практичес­кой деятельности по решению задач предупреждения чрезвычайных ситу­аций в техносфере, устойчивости функционирования объектов экономики.

Содержание дисциплины базируется на знаниях ряда фундаментальных и прикладных наук, в частности, математики, химии, физики, биологии, информатики. Студенты также должны быть предварительно ознакомлены с основами теории экономики и управления, организационно-правовыми воп­росами.

Дисциплина включает следующие виды занятий: лекции, семинары, групповые занятия, самостоятельную работу курсантов под руководством преподавателя.

Лекции имеют целью дать систематизированные научные знания по ос­новам обеспечения безопасности потенциально опасных технологий и про­изводств.

Семинары проводятся с целью углубления и закрепления знаний, по­лученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Задания на семинары разрабатываются и выдаются студентам до проведения первых занятий по теме семинара.

Групповые занятия проводятся с целью овладения методами моделирования по прогнозированию и оценке обстановки, масштабов происшест­вий, размеров нанесенного ущерба и других последствий при различных чрезвычайных ситуациях, выработки навыков в решении задач по предуп­реждению чрезвычайных ситуаций, повышению устойчивости объектов эконо­мики в чрезвычайных ситуациях техногенного характера и жизнеобеспече­нию населения, выполнению мероприятий по предупреждению аварий и ка­тастроф при повседневной деятельности органов управления РСЧС. Практи­ческие занятия со студентами предполагают использование компьютерной техники.

Самостоятельные занятия под руководством преподавателя проводятся в целях активного приобретения студентами новых знаний; закрепление и углубление знаний, полученных на других видах учебных занятий; разра­ботка рефератов, а также для обучения студентам методам самостоятель­ной работы с учебным материалом и дополнительной литературой.

В ходе изучения дисциплины осуществляется текущий контроль успе­ваемости и качества подготовки студентов, который предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы студентов и совершенствования методики преподавания дисциплины. Он проводится в ходе всех видов занятий, в форме, избран­ной преподавателем. Рекомендуемые формы контроля: контрольная рабо­та, контрольный опрос и "летучки", индивидуальные собеседования в ходе семинарских, самостоятельных занятий под руководством преподавателя и практических занятий.

По окончанию изучения дисциплины студенты сдают экзамен.
II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО TEMAM И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Номера и Всего В том Из них по видам учебных занятий
наименование разделов и тем часов учеб-ных заня-тий числе учеб-ных занятий с препо-давате-лями лек- ции се-ми на-ры кур со вые рабо ты груп по- вые заня тия (уп- раж) само стоят. работа под руков. пре-пода вателя Экза-мен само стоя тель ная рабо та обу- чае- мых

 

                   
Раздел I. Основные опасности в техносфере и их классификация               -  
Тема №1.Основные опасности в техносфере и принципы их нормирования         - -   -  
Тема №2. Экономика России и безопасность населения       - -   - -  
Тема №3. Общие сведения о промышленных предприятиях Российской Федерации.       - - -   -  
Тема №4. Потенциально опасные технологические процессы и производства.         - -   -  
Тема №5. Сети КЭХ промышленных объектов и населенных пунктов.         - - - -  
Тема №6.Основы устойчивости функционирования объектов экономики           -   -  
Раздел II. Предупреждение ЧС в техносфере.               -  
Тема №7.Предупреждение аварий и катастроф в техносфере.               -  
Тема №8.Мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС.           -   -  
Экзамен                  
Итого               -  
Всего по дисциплине               -  

III. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.012 с.)