Цель (она сформулирована в качестве одной из задач во введении) и задачи прикладного исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель (она сформулирована в качестве одной из задач во введении) и задачи прикладного исследования



Объект и предмет исследования

Гипотезы исследования

5) Методическая часть (обоснование используемых методов)

Расчет выборки (обоснование типа выборки)

Методы обработки и анализа информации

Анализ эмпирических данных

Выводы

 

Заключение: соотношение теоретической и эмпирической частей работы, общие выводы по задачам и рекомендации.

 

 

III. РУБРИКАЦИЯ ТЕКСТА

Представление работы в виде "сплошного" текста не допускается.

Рубрикация текста работы представляет собой членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации и т.п. Рубрикация в дипломной работе отражает логику научного исследования и по­тому предполагает четкое подразделение рукописи на отдельные ло­гически соподчиненные части.

Простейшей рубрикой является абзац - отступ вправо в начале первой строки каждой части текста. Это композиционный прием, ис­пользуемый для объединения ряда предложений, имеющих общий предмет изложения. Абзацы делаются для того, чтобы мысли высту­пали более зримо, а их изложение носило более завершенный харак­тер. Абзацы облегчают восприятие текста и его чтение.

Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связаны друг с другом. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется в весьма широких пре­делах, определяемых сложностью передаваемой мысли.

Деление текста на более крупные части нельзя совершать пу­тем механического расчленения текста. Основная часть, как правило, не может состоять лишь из одной главы, она состоит из нескольких, как минимум, из двух глав. Главы могут быть (но не должны обяза­тельно) разделены на параграфы. Деление работы на главы и пара­графы осуществляется так, чтобы части работы были пропорцио­нальными по объему и научному содержанию.

Глава - это часть текста, в которой содержится большая смы­словая единица, параграф - это подраздел текста внутри главы, со­держащий логически важную часть главы.

Делить основной текст на структурные части следует с учетом логических правил деления понятия. При разбивке главы на пара­графы следует выполнять следующие правила:

I. Перечислять все виды делимого понятия. Объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия, и глава по своему смысловому содержанию должна точно соот­ветствовать суммарному смысловому содержанию относящихся
к ней параграфов.

II. На протяжении всего текста избранный нами признак деления должен оставаться одним и тем же и не подменяться другими признаками.

III. По смыслу члены деления должны исключать друг друга, а не соотноситься между собой как часть и целое.

IV. Деление должно быть непрерывным, т.е. в процессе деления нужно переходить к ближайшим видам, не перескакивая через них.

 

Объем введения не может быть менее одной страницы. Опти­мальный размер введения - до 10% текста. То же самое относится к заключению, но все отклонения по объему должны быть в меньшую сторону. Остальной объем работы приходится на основную часть.

Существует несколько формальных систем нумерации струк­турных элементов, из которых наиболее подходящими для курсовой работы являются две.

Первая называется десятичной системой. В десятичной систе­ме применяются только арабские цифры для глав, а нумерация пара­графов образуется путем приписывания к номеру главы номера пара­графа, которые разделяют точкой. Таким образом, цифры "2.1" и "2.2" обозначают номера параграфов главы 2. Если параграф 2.2 де­лился бы на части, то для их обозначения использовалась бы сле­дующая нумерация: 2.1.1, 2.1.2 и т. д. Тем самым по номеру раздела легко определить его место в структуре всего текста.

Распространена и другая система, в которой главы обознача­ются словом "глава" с номером, а параграфы знаком "§" с указанием порядкового номера данного параграфа в главе. Например, "§ 2.1".

Выбор той или иной системы - дело вкуса, обязательно лишь последовательно придерживаться однажды выбранной системы на протяжении всего текста и следить, чтобы обозначение выделяемых частей текста соответствовало их месту в иерархии частей текста.

Не следует увлекаться делением текста на части: часть текста с любым заголовком не может быть меньше одной страницы. В дипломной работе бывает вполне достаточно разделить основную часть на 2-3 главы, а главу – на 2-3 параграфа. Каждый параграф в главе не может быть по объему меньше 6-7 страниц.

При написании текста следует следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы. Следует постоянно контролировать соответствие содержания главы или параграфа их заголовкам. Если при написании текста мысль отклонилась от темы, ее следует либо вернуть в нужное русло, либо скорректировать структуру работы в соответствии с фактическим ходом изложения мысли. Следует постоянно проверять, носит ли аргументация логи­чески стройный характер. Здесь можно воспользоваться таким пра­вилом: в идеале каждая глава, параграф и даже абзац должны быть такими, чтобы их можно было заменить тезисами.

Желательно, чтобы конец каждой главы, параграфа или абзаца имел логический переход к следующему. В этой связи рекомендуется заканчивать каждый параграф и главу подведением их итогов, из ко­торых бы логически следовала необходимость дальнейшего рассмот­рения проблемы, которое последует в новой главе или параграфе. Можно порекомендовать и другой прием, а именно: начинать каж­дую главу или параграф с вводного абзаца, который подсказывает читателю, о чем пойдет речь дальше.

Заголовки глав и параграфов работы должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Они не должны сокращать или расширять объем смысловой информации, которая в них заклю­чена. Нельзя включать в заголовок сокращенные слова и аббревиату­ры.

Любой заголовок в научном тексте должен быть по возможно­сти краток, т.е. он не должен содержать лишних слов. Однако и чрезмерная его краткость очень нежелательна, так как чем короче заголовок, тем он шире по своему содержанию. Особенно опасны за­головки, состоящие из одного слова. По такому заголовку сложно судить о теме следующего за таким заголовком текста.

 

 

IV. ЯЗЫК И СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ

Текст работы необходимо излагать грамотным литературным языком. Следует избегать длинных, нечетких предложений, общих фраз, трафаретных, штампованных выражений. Формулировать свои мысли надо четко, кратко, не допускать произвольных сокращений и двусмысленных толкований.

Язык и стиль дипломной работы являются частью пись­менной научной речи. Не существует свода "писанных правил" на­учной речи, но можно говорить о некоторых особенностях научного языка, уже закрепленных традицией.

Наиболее характерной особенностью языка письменной науч­ной речи является формально-логический способ изложения мате­риала. Личная манера изложения в современной научной литературе уступила место безличной. Иными словами, местоимение "я" не употребляется, а местоимение "мы" постепенно выходит из употреб­ления. (Можно считать, допустим, что...).

Для научного текста характерна смысловая законченность, це­лостность и связность. Важнейшим средством выражения логиче­ских связей являются здесь специальные функционально-синтакси­ческие средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.), противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (сле­довательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., рассмотрев, перейдем к..., необходимо остановиться на..., не­обходимо рассмотреть...), итог, вывод (можно предположить что..., итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать...).

В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, ука­занные, рассмотренные, изученные, отмеченные и др.).

Не всегда такие и подобные им слова и словосочетания укра­шают слог, но они являются своеобразными "дорожными знаками", которые предупреждают о поворотах мысли автора. Читатель работы сразу понимает, что слова "действительно" или "в самом деле" ука­зывают, что следующий за ними текст предназначен служить доказа­тельством, а слова "с другой стороны", "напротив" и "впрочем" го­товят читателя к восприятию противопоставления, "ибо" - объясне­ния.

Наконец, имеются слова и выражения, которые вообще не следует использовать в научном тексте, например: "очевидно", "об­щеизвестно", "само собой разумеется", "естественно". Очевидным и общеизвестным положениям не место в научной работе. Не следует также употреблять местоимения "что-то", "кое-что", "что-нибудь" в силу их неопределенности.

Особенностью языка научного исследования является также отсутствие экспрессии и эмоциональных языковых элементов, разго­ворной лексики.

У письменной научной речи имеются и чисто стилистические особенности. Объективность изложения - основная стилевая черта такой речи, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте научных работ вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, ра­зумеется, действительно), как предполагаемый (видимо, надо пола­гать), как возможный (возможно, вероятно).

Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем вы­сказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя спе­циальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведе­ниям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.).

Качествами, определяющими культуру научной речи, являют­ся логичность, точность, ясность, краткость и грамотность.

 

 

V. ОБЪЕМ РАБОТЫ, ПРАВИЛА ЕЕ ОФОРМЛЕНИЯ

 

Объем дипломной работы - 60-70 машинопис­ных страниц.

Как показывает опыт, объемные работы носят характер рефе­рата, а их авторы недостаточно самостоятельны в изложении мате­риала. Превышение объема может быть также следствием слишком широко или нечетко поставленных целей и задач исследования.

Дипломная работа печатаются на пишущей ма­шинке или принтере на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги (формата А4) через 1,5 интервала. Размер шрифта 14.

Как определить, соответствует ли объем написанной работы этим требованиям, если она выполнена от руки или на компьютере?

Стандартный машинописный текст содержит 60 знаков в строке (включая пропуски и знаки препинания) и 30 строк на листе (включая сноски). Всего 1800 знаков.

Каждый лист должен иметь поля: левое - 3 см. (для удобства брошюровки), правое – 1,5 см., верхнее и нижнее -2 см.

Все листы должны быть пронумерованы. Отсчет начинают с титульного листа, но номер на нем не ставится.

Образцы оформления титульного листа дипломной работы смотри в приложении.

Оглавление - это второй лист работы. Образец оформления смотри в приложении.

Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в правом верхнем углу поля страницы.

Введение, заключение и главы основной части оформляются с новой страницы, а параграфы - нет.

Обязательно наличие заголовков, которые должны соответст­вовать пунктам оглавления. Расстояние между названием главы и по­следующим текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Расстояние между основаниями строк заголовка принимают таким же, как и в тексте. Точку в конце заголовка, располагаемого посре­дине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.

Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатают с абзацным отступом от начала строки, равным пяти ударам.

Текст на иностранных языках может быть целиком напечатан или вписан от руки (примесь частично напечатанных на пишущей машинке отдельных букв и цифр не допускается).

Все подстрочные сноски печатают через один интервал на той странице, к которой они относятся, без переносов на другую страни­цу или оборот листа.

Если сноски вынесены за основной текст, перед ними ставится слово "Примечания". Примечания печатаются сразу после заключе­ния. Примечания не заменяют списка использованной литературы.

В отличие от примечаний, список использованной литературы пишется с нового листа. Его страницы продолжают нумерацию и входят в общий объем работы.

При оформлении таблиц следует также учитывать, что вес таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в преде­лах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись "Таблица..." с указанием порядкового номера таблицы без значка "№" перед цифрой и точки после нее. Если в тексте работы только одна таблица, номер ей не присваивается и слово "таблица" не пишут. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце.

При переносе таблицы на следующую страницу заголовок таблицы следует повторить и над ней поместить слова "Продолжение таблицы 5". Если заголовок громоздкий, можно его не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.

Не допускается помещать в текст дипломной работы без ссылки на источник те таблицы, данные которых уже были опубликованы в печати.

После перепечатки текст следует тщательно вычитать. Все ошибки и опечатки необходимо исправить от руки пастой или чернилами черного цвета.

Оформленная дипломная работа должна иметь переплет. Например, папка со скоросшивателем.

V. ЗАЩИТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Защита дипломных исследовательских работ проводится один раз в год в течение мая - июня на открытом заседании Государ­ственной аттестационной комиссии с участием научного руководи­теля и рецензента.

Законченная работа представляется на выпускающую кафедру не позднее, чем за 10 дней до обозначенного в графике срока защиты вместе с отзывом научного руководителя и регистрируется на кафед­ре и в деканате. В отзыве научного руководителя отражается акту­альность темы, последовательность и логика ее разработки, исполь­зование необходимой информации и статистических материалов, обоснованность практических предложений. В отзыве дается харак­теристика способности студента к анализу и обобщению собранных материалов, выработке рекомендаций по решению социальных про­блем, его отношения к работе над темой. Отзыв заканчивается реко­мендацией о возможности допуска данной исследовательской работы к защите.

Рецензент для внешнего отзыва назначается выпускающей ка­федрой. Отзыв рецензента представляется за 3-5 дней до защиты ди­пломного исследовательского проекта. Студент должен позаботиться о том, чтобы оба отзыва были отпечатаны.

Процедура защиты дипломной работы:

1. Сообщение дипломника о содержании работы (10-15 минут).

2. Вопросы к автору работы и ответы на них.

3. Выступление научного руководителя дипломной работы.

4. Выступление рецензента

5. Обсуждение проекта.

6. Заключительное слово дипломника (5-7 минут).

7. Подведение итогов защиты дипломной работы.

 

Сообщение дипломника о содержании работы должно быть тщательно продумано и аргументировано. В нем автор излагает ос­новные идеи и выводы, содержащиеся в работе, обосновывает ее но­визну и актуальность. Доклад должен быть кратким, логически стройным и убедительным.

В заключительном выступлении дипломник отвечает на заме­чания рецензентов, обосновывает свое согласие или несогласие с вы­сказанными замечаниями.

Студенту надо быть готовым вести полемику, научно обосно­вывать свою точку зрения, аргументированно доказывать выдвинутые в работе положения и опровергать суждения, с которыми он не со­гласен. Ответы на критику со стороны оппонентов следует давать в сдержанной, корректной форме.

Оценка дипломной работы дается Государственной аттестационной комис­сией на закрытой части заседания по 4-х балльной системе "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".

 

Основные критерии оценки дипломного исследовательской проекта:

а) теоретический уровень содержания работы;

б) степень разработанности темы, обоснованность выводов;

в) широта источниковой базы работы, использование специальной литературы, документов, статистики, материалов социологических исследований;

г) творческий и самостоятельный подход к написанию диплома;

д) практическая значимость изучения социальной проблемы и рекомендаций, выработанных студентом;

е) язык и стиль изложения;

ж) правильность и аккуратность оформления;

з) выступление дипломника на защите;

и) ответы на вопросы и критические замечания.

 

В случае, если дипломная работа получает оценку "неудовлетворительно", ГАК устанавливает, может ли студент представить к повторной защите доработанной ту же тему дипломной работы или необходимо разработать новую тему, которая будет определена и утверждена соответствующей кафедрой факультета.

Студент допускается к повторной защите в течение 3-х лет после окончания вуза (не ранее, чем через год). Если студент в течение трех лет не защитит диплом вторично, он лишается права получение Государственного диплома о высшем образовании. В этом случае ему выдается свидетельство, в котором указывается время пребывания на факультете, перечисляются дисциплины, сданные по учебному плану.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Официальные документы

Научные монографии, брошюры

Бурдье П. Начала. М.: Socio-Logos, 1994. 288 с.

Конструирование этничности / Под ред. В. Воронкова и И. Ос­вальд. СПб.: издательство "Дмитрий Буланин", 1998. 303 с.

Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. М.: Весь Мир, 1994.96с.

Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д.: издательство "Феникс", 1998. 544 с.

3. Статьи

Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии // Теория и ис­тория экономических и социальных институтов и систем. 1993. Зима. С. 57-82.

Григорьев С.И. Теоретические основы изучения жизненных сил национальных общностей // СОЦИС. 2000. № 2. С. 13-20.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.062 с.)