Вопрос № 2. Теория стресса Г. Селье. ( биологическая концепция , 1936 г ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 2. Теория стресса Г. Селье. ( биологическая концепция , 1936 г )



Вопрос №1. Стресс

Стресс — совокупность неспецифических адаптационных реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов–стрессоров, нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма. выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой (температурный), световой, голодовой и другие стрессы (облучения и т. д.).

Вопрос № 2. Теория стресса Г. Селье. (биологическая концепция, 1936 г)

Одна из главных функций психики, по его мнению Г.Селье — это уравновешивание деятельности организма с постоянно изменяющимися условиями внешней среды.

Стресс — это не просто нервное напряжение. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое изменение условий, требующее приспособления. Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно или специфично. Кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние.

По типу воздействия на человека стрессы можно подразделить на следующие виды:
• системные стрессы, отражающие напряжение преимущественно биологических систем. Они вызываются отравлением, воспалением тканей, ушибами и т. п.;
• психические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вовлекающих в реакцию эмоциональную сферу.

Г. Селье выделяет три основные стадии развития стресса:
• первая стадия — аларм-стадия, или стадия тревоги;
• вторая стадия — стадия резистентности, или сопротивления;
• третья стадия — стадия истощения.

Селье выделяет два вида стресса — эустресс и дистресс. Дистресс всегда неприятен, он связан с вредоносным стрессом. Эустресс сочетается с желательным эффектом — активизируются психические процессы, эмоции носят стенический характер.

Один и тот же стрессор может вызвать неодинаковые последствия у разных людей. Селье связывает это с «факторами обусловливания», которые избирательно усиливают или тормозят то или иное проявление стресса. «Обусловливание» может быть внутренним (генетическое предрасположение, возраст, пол) и внешним (прием внутрь гормонов, лекарственных препаратов, диета).

Вопрос №3. Понятие дистресса.

отрицательная форма стресса – дистресс. Он возникает, если ресурсы организма недостаточны для того, чтобы адекватно ответить на внешнее раздражение. Ди­стрессом обычно считают хроническое, длительное пребывание в состоянии стресса, когда человек значительно переутомляется или постоянно испытывает выраженные негативные эмоции: тревогу, волнение, унижение и др. В любом случае дистресс ведет к истощению организма и вредит здоровью.

Вопрос №4. Характеристика дистресса

Верными признаками дистресса являются:

  • невозможность на чем-то сосредоточиться;
  • рассеянность, забывчивость;
  • повышенная возбудимость, раздражительность;
  • нарушение речи (заикание, путаница слов, частое повторение одного и того же);
  • резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет, доз спиртного;
  • потеря аппетита или, наоборот, – тяга к перееданию;
  • изменение восприятия времени (оно тянется либо слишком быстро, либо слишком медленно);
  • мышечное напряжение (сами собой сжимаются челюсти, кулаки, возникает напряжение в шее);
  • периодически возникающие боли в голове, в шее и плечевом поясе, в области желудка, тошнота, изжога.

Вопрос №5. Механизмы формирования стресса.

В коре головного мозга формируется интенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма.

Вслед за появлением доминанты развивается "цепная реакция", которая готовит организм к интенсивной мышечной нагрузке. В гипоталамусе образуется т.н. кортикотропин-релизинг фактор, что заставляет гипофиз выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ), который, в свою очередь, вызывает усиление образования в надпочечниках адреналина и других физиологически активных веществ (гормонов стресса). Под их воздействием сердце начинает биться чаще и сильнее, повышается кровяное давление, учащается дыхание, изменяется водно-солевой баланс крови, в крови повышается содержание сахара и число лейкоцитов. Ускоряются все биохимические реакции, повышается энергетический потенциал. Организм готов к взрывным действиям, к тому, чтобы сражаться с врагом или убегать от него.

Вопрос № 6. Характеристика «контейнера» стресса.

По сути дела человек как бы отделяет от себя свои болезненные переживания, инкапсулирует их, как бы помещая в "контейнер". Это сходно с тем, как человек складывает в запирающийся дальний ящик стола письма от любимого человека, с которым он давно расстался. Так же функционирует и "контейнер". "Контейнер" - это психологическое образование, обеспечивающей психологическую защиту от внедрения в сознание травматических впечатлений. В "контейнер" заключены травматические переживания чрезвычайно негативные, я бы даже сказала, разрушительные: гнев, вина, страх и др. Эти чувства энергетически заряжены очень сильно. Поэтому внутри "контейнера", как джин в бутылке, заключена агрессивная энергия, которая не нашла своего выхода в момент переживания травмы.

Травмированный человек, переживший чрезвычайно сильные и разрушительные эмоции, больше всего на свете боится их повторения. Но эти эмоции уже возникли и "бережно" сохраняются в "контейнере", не имея свободного выхода. Если же им удается вырваться наружу, травмированный человек, как правило, теряет контроль над собой. Зная это, он вынужден предпринимать титанические усилия, чтобы "контейнер" не расконсервировался и разрушительные сверхсильные эмоции не вырвались наружу.

Вопрос № 7. Теория Дж. Ялома.

Дж. Ялом (Ялом, 1999) предложил рассматривать все психологические проблемы травматического стресса с точки зрения понятий смерти, свободы, изоляции и бессмысленности. Выделяют также пятую составляющую – неопределенность, как следствие вероятностного характера всего происходящего. Неопределенность является одним из наиболее тягостных переживаний.

 

Понятие смерти. Впервые страх смерти возникает у трехлетнего ребенка: ему стало страшно засыпать, он часто расспрашивает у родителей, не умрут ли они и т. д. В дальнейшем ребенок создает психологические защиты, выступающие в виде базовых иллюзий. Их три: иллюзия собственного бессмертия, иллюзия справедливости и иллюзия простоты устройства мира. Эти иллюзии очень устойчивы и часто встречаются не только у детей, но и у взрослых.

 

Понятие свободы. Самым сильным ограничителем свободы являются чувство вины и вытекающие из него долг, обязательства и т. п. Человек, испытывающий чувство вины, стремится как бы наказать себя саморазрушением, иначе говоря – демонстрирует аутодеструктивное поведение. Особенно это характерно для травматического чувства вины.

 

Понятие изоляции. Чувство изоляции хорошо известно жертвам травматического стресса: многие из них страдают от одиночества, от трудности и даже невозможности установить близкие отношения с другими людьми. Их переживания, их опыт настолько уникальны, что другим людям просто невозможно это понять.

 

Понятие бессмысленности. человек может вынести все, что угодно, если в этом есть смысл. Психологическая травма неожиданна, беспричинна и потому воспринимается как бессмысленная. Это заставляет пострадавших искать какое-нибудь объяснение тому, что произошло, чтобы травматическое переживание не было напрасным. Тогда и создаются социальные мифы, которые предлагают свое объяснение случившегося.

Вопрос № 18. Понятие горя.

Горе — это реакция на потерю близкого, любимого человека после невозвратной разлуки с ним или его смерти*. Возможно, психологический смысл горя состоит в выражении любви, которую человек, понесший утрату, чувствует к умершему или потерянному близкому человеку. Горе также является и процессом, в течение которого человек переживает боль утраты, прощается с ушедшим, учится сохранять память о нем и в то же время жить в настоящем. Процесс переживания горя можно условно разделить на несколько стадий, которые считаются общими для перенесших утрату, хотя реакции людей индивидуальны и каждый переживает горе по-своему. К тому же, процессу переживания свойствен циклический характер, то есть он состоит из множества болезненных возвращений на ранние стадии. Тем не менее, знание признаков, характерных для той или иной стадии переживания горя, и понимание их психологического смысла позволяют оказать помощь страдающему человеку.

Вопрос №1. Стресс

Стресс — совокупность неспецифических адаптационных реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов–стрессоров, нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма. выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой (температурный), световой, голодовой и другие стрессы (облучения и т. д.).

Вопрос № 2. Теория стресса Г. Селье. (биологическая концепция, 1936 г)

Одна из главных функций психики, по его мнению Г.Селье — это уравновешивание деятельности организма с постоянно изменяющимися условиями внешней среды.

Стресс — это не просто нервное напряжение. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое изменение условий, требующее приспособления. Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно или специфично. Кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние.

По типу воздействия на человека стрессы можно подразделить на следующие виды:
• системные стрессы, отражающие напряжение преимущественно биологических систем. Они вызываются отравлением, воспалением тканей, ушибами и т. п.;
• психические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вовлекающих в реакцию эмоциональную сферу.

Г. Селье выделяет три основные стадии развития стресса:
• первая стадия — аларм-стадия, или стадия тревоги;
• вторая стадия — стадия резистентности, или сопротивления;
• третья стадия — стадия истощения.

Селье выделяет два вида стресса — эустресс и дистресс. Дистресс всегда неприятен, он связан с вредоносным стрессом. Эустресс сочетается с желательным эффектом — активизируются психические процессы, эмоции носят стенический характер.

Один и тот же стрессор может вызвать неодинаковые последствия у разных людей. Селье связывает это с «факторами обусловливания», которые избирательно усиливают или тормозят то или иное проявление стресса. «Обусловливание» может быть внутренним (генетическое предрасположение, возраст, пол) и внешним (прием внутрь гормонов, лекарственных препаратов, диета).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.008 с.)