II. Личность. Право. Государство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Личность. Право. Государство.



Рабочая тетрадь

для самостоятельных занятий по дисциплине

 

Основы права

 

 

Специальность:

 

Группа: __Ярпх-311_________________

 

Студент: ___Бобылев Денис_______________

 

 

 

    ОДОБРЕНА цикловой комиссией «Социально-экономических дисциплин»     Составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами и рабочей программой.   Заместитель директора по научно-методической работе и качеству образования Лебедев М.К.
       
         
Автор: Козлова Н.Ю., преподаватель ЯТЖТ
             

 

Рецензент: Чистякова О.А.., преподаватель ЯТЖТ

 

 
Аннотация Данная методическая разработка подготовлена для оказания помощи студентам очного отделения в изучении дисциплины «Основы права» и содержит различные формы заданий по курсу, позволяющие лучше усвоить изучаемый материал и подготовиться к практическим работам и зачету.  

 

 

Материалы являются собственностью Ярославского техникума железнодорожного транспорта.

Для использования, размножения, переработки необходимо подавать заявки

в Ярославский техникума железнодорожного транспорта

150048, г. Ярославль, Московский проспект, 151, телефон 44-99-36


СОДЕРЖАНИЕ

Методические рекомендации............................................................................................................... 4

I. Основы теории права.

1.1 Право в системе социального регулирования.................................................................................. 5

1.2 Источники (формы) права............................................................................................................... 8

1.3 Понятие правовой нормы Правовые нормы и их система............................................................. 11

1.4. Система права. Основные отрасли российского права............................... 12

1.5. Правоотношения. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность................................................................................................................................... 14

 

II. Личность. Право. Государство.

2.1. Конституция РФ – Основной Закон государства............................................................................ 22

2.2 Основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации……………………….31

2.3 Система органов государственной власти в РФ...............................................................................36

2.4 Судебная система РФ.......................................................................................................................41

2.5 Правоохранительные органы в РФ.............................................................43

Литература...............................................................................................................................................................45
Методические рекомендации

Задания для самостоятельной работы данной рабочей тетради трех видов. Различаются задания по уровню сложности, причем задания построены по нарастанию сложности – от менее сложных к более сложным. В связи с этим рекомендуется выполнять задания по теме сначала, а не выборочно.

Настоятельно рекомендуется сначала изучить теоретический материал темы по электронному учебнику или конспекту лекций и только потом, ничем не пользуясь, выполнять задания рабочей тетради. Только таким образом достигается большее усвоение и закрепление изученного материала.

Если задание вызывает затруднение, то не нужно его оставлять не решенным. Попытайтесь решить его. Не страшно, если решение будет не совсем верным. Проанализировав Ваше решение, преподаватель сможет определить Ваши затруднения и выработать стратегию для помощи.

Не переписывайте учебник! Не цитируйте чужие высказывания! Приучайте себя иметь на все не только свою точку зрения, но, и аргументировано ее доказывать. Если, Вы, хорошо изучили материал темы, то логическое решение задачи придет само собой и задание не будет для Вас сложным.

Не списывайте решение заданий у других студентов. Списывание чревато тем, что, Вы, не сможете пройти конкретную контрольную точку, так как подобные задания будут содержаться в аттестационных материалах. Рабочая тетрадь предназначена для того, чтобы, Вы, смогли научиться распознавать существенные признаки понятий, определять правовое понятие, сравнивать правовые объекты, приводить уместные в заданном контексте примеры правовых явлений, осуществлять поиск правовой информации, оценивать различные суждения о правовых объектах с точки зрения правовых наук, анализировать информацию, применять знания о характерных чертах, признаках понятий и правовых явлений, формулировать на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам, оценивать поведение людей с точки зрения правовых и других социальных норм.


I. Основы теории права.

Право в системе социального регулирования

 

1. Что такое норма?

Обозначает образец, стандарт, правило.

2. На какие две группы можно разделить нормы?

Социальные и несоциальные.

3. Приведите примеры каждой группы норм.

К несоциальным относятся: технические, сельскохозяйственные, климатические, физиологические, биологические, химические, санитарно – гигиенические. К социальным: ритуалы, обряды, мифы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, религиозные, правовые, моральные. Политические, нормы этикета.

4. Что будет, если человек не будет выполнять несоциальные нормы?

Будет не регулироваться отношение человека с природой и техникой и представлять собой специфический язык человека с природой и материальными объектами.

5. Приведите примеры социальных норм?

Мораль, обычай, религиозные нормы, нормы этикета, корпоративные нормы, право.

6. Что такое мораль?

Личностное отношение человека к добру и злу.

7. Как соотносятся право и мораль?

Соотношение морали и право одинаково так как обе эти нормы входят в состав социальных норм.

8. Определите вид ниже описанных социальных норм:

а) нельзя управлять автомобилем в нетрезвом виде право

б) женщина замуж выходит в белом платье обычай

в) в лес на прогулку в строгом деловом костюме не ходят обычай

г) выходя из автобуса, мужчина должен сойти первым и подать своей даме руку нормы этикета

д) на новый год дарят подарки обычай

9. Верны ли следующие суждения о праве?

1) Право – это система общеобязательных правил поведения, установленных и обеспеченных государством и направленных на регулирование общественных отношений.

2) Право – это набор правил желательных для исполнения гражданами государства.

а) верно только 2

б) верно только 1

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

10. Определите, что возникло раньше – государство или право?

Первое возникло право, чем государство, потому что система правил начала складываться с первобытных времен.

11. Какие теории происхождения права, Вы, знаете?

Общество перестало быть одно­родным. Оно разделилось на правящих и управляемых. Обычаи как средства регулирования перестали отвечать потребностям изменившейся жизни. И на смену обычаям пришло право.

12. Что было бы, если права не было? Поясните ответ на конкретных примерах.

Установленные правила были бы не обязательным к выполнению. Получение паспорта в 14 лет.

13. Почему право регулирует не все вопросы общественной жизни?

Их регулируют другие социальные нормы.

14. Какие выделяют стороны (сферы) общественной жизни?

Социальные, политические, духовные, эконоомические.

15. Что относится к политической сфере, и какие вопросы здесь регулируются с помощью права?

Государство, парламент, судебная система, политические партии.

16. Оцените высказывания: а) «Право регулирует наиболее важные вопросы общественной жизни».

б) «Духовная сфера жизни подвергается воздействию со стороны права в максимальной степени».

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Оба высказывания верны

4) Оба высказывания неверны

17. Президент РФ, будучи озабоченным проблемой воспитания подрастающего поколения, издал указ, которым обязал родителей обеспечить посещение их детьми в течение года не менее двух спектаклей, трех балетов, двух музыкальных концертов, двух музеев или выставок. Контроль за выполнением указов был возложен на директоров школ. За неисполнение родителями данного указа предусматривалась ответственность в виде штрафа. Оцените данный указ.

Я считаю, что это правильно. Но штраф это высшая мера наказания, я думаю что для начала нужно дать предупреждение, а если будет не выполнение указа то наказывать штрафом.

Источники (формы) права

1. Что называют источником?

Способ закрепление правовых норм.

2. Перечислите источники, Ваших, знаний.

Учебные материалы, преподаватель.

3. Что такое обычай?

Правило поведения вошедшие в привычку, в результате длительного и многократного использования.

Чем он отличается от правового обычая?

Тем что правовые обычая сложившие вследствие его фактического применения в течении длительного времени и признано государством в качестве общеобязательного правила.

4. Что такое прецедент и кто его может создавать?

Решение суда по конкретному делу, которое принимается за образец при решение других аналогичных дел.

Прецедент – случай или событие которое имело место в прошлом и является примером или основанием для аналогичных действием в настоящем.

5. Выделите, те источники права, которые в России не применяются:

а) нормативно-правовой акт;

б) юридический прецедент

в) правовой обычай

г) нормативный договор

д) религиозные тексты

е) правовая доктрина

6. Какая из известных, Вам, форм права:

а) наиболее дорогостоящая НПА

б) в большей степени выражает волю народа правовой обычай

в) скорее улавливает изменения, происходящие в жизни НПА

7. Что такое нормативный акт?

Документ правотворческого органа, содержащий юридические нормы.

8. В чем, Вы, видите достоинства нормативного акта по сравнению с другими формами права?

НПА обладает государственно – властных нормам имеющим официальную документальную форму.

9. Какие существуют виды нормативных актов?

Закон подзаконные акты.

10. Какие существуют законы?

Конституция, Федеральный конституционный закон, Федеральный закон, Закон субъекта Федерации

11. В чем особенности кодексов как разновидностей законов?

Кодексы – это сборники регулирующие однородное отношение.

12. Разместите данные нормативные акты в зависимости от их юридической силы?

1) ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»

2) Закон г. Москвы;

3) Устав Ярославской области;

4) Конституция Российской Федерации;

5) Постановление Правительства РФ;

6)Уголовный кодекс РФ;

7) Правила внутреннего трудового распорядка предприятия;

1 4);2;3 1),6);4 2),3);5;6 5);7;8;9 7).

13. Верны ли следующие суждения о законе?

1) Закон – это документ правотворческого органа, содержащий юридические нормы.

2) Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важные стороны жизни общества и обладающий высшей юридической силой.

а) верно только 2

б) верно только 1

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

14. В ст. 43 Конституции РФ закреплено право общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Предположим, что Правительство, ознакомившись с ситуацией, связанной со школьным образованием, выносит следующее постановление: в местностях, где дефицит педагогических кадров, обязательным является шестилетнее образование. Можно ли признать издание данного нормативного акта законным? При расхождении содержания нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу, какой из них следует применить?

Я думаю, что издание данного нормативного акта не законным, потому что в ст.43 указана дошкольного, общего и среднего профессионального образовании бесплатно, а здесь получается что шесть лет учишься, а потом не учись или плати за учебу.

Судебная система РФ.

1. Верховный Суд Российской Федерации уполномочен:

а) быть высшим судебным органом по уголовным делам;

б) осуществлять судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции;

в) отменять решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

г) осуществлять судебный надзор за деятельностью всех судов Российской Федерации; давать толкования решениям Европейского суда по правам человека.

2. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии тексту Конституции России:

а) нормативных актов Президента Российской Федерации;

б) конституций республик;

в) правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам их компетенции;

г) вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

д) правовых актов руководителей государственных предприятий и организаций.

3. Местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется в:

а) городских поселениях; сельских поселениях;

б) городах федерального значения;

в) автономных образованиях;

г)республиках.

16. Для чего нужен конституционный суд?

а) чтобы следить за точным и единообразным исполнением Конституции;

б) для толкования норм Конституции РФ и разрешения споров между органами власти РФ и ее субъектов;

в) для обеспечения верховенства Конституции.

17. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только

а) Судом;

б) Судом и по некоторым категориям дел также Государственной Думой;

в) Судом и Президентом;

г) Судом и по некоторым категориям дел также Советом Федерации.

18. Входят ли судебные органы в систему органов государственной власти?

а) да;

б) нет.

19. Допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ (например, в чрезвычайных ситуациях – война, стихийные бедствия)?

а) допускается;

б) допускается, с разрешения Государственной Думы РФ и Президента РФ;

в) не допускается.

20. В соответствии с Конституцией РФ судоустройство, а, следовательно, и определение системы судов, относится к…

а) исключительному ведению субъектов РФ;

б) исключительному ведению Российской Федерации;

в) предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

21. Допускается ли создание вместо федеральных судов, осуществляющих гражданское, административное и уголовное судопроизводство в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах (статьи 118, 126 и 127 Конституции Российской Федерации), иных судов, не относящихся к судебной системе Российской Федерации?

а) да;

б) нет;

в) да, только в случае введения военного положения.

22. Один из основных принципов судопроизводства – гласность в деятельности судов, означает -

а) каждый может участвовать в судебном процессе и высказывать свое мнение;

б) разбирательство дел во всех судах открытое;

в) при судопроизводстве учитывается голос каждого судьи.

23. Вправе ли судья быть третейским судьей, арбитром?

а) да;

б) нет.

24. Почетный судья -

а) судья, проработавший в судебной системе более 20 лет;

б) судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее 10 лет и находящийся в отставке;

в) судья, рассмотревший более 200 дел.

25. Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются…

а) квалификационные ранги;

б)должностные ранги;

в) квалификационные классы.

26. Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин…

а) достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет;

б) достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет;

в) достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.

ЛИТЕРАТУРА

Основная учебная литература

Румынина В.В. Основы права М., 2003.

Нормативные правовые акты

1) Конституция Российской Федерации

2) Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, вторая и третья

3) Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ

4) Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ

5) Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. №197-Фз

6) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ

7) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ

8) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 174-ФЗ

9) Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 95-ФЗ

10) Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ
11) Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ

 

Рабочая тетрадь

для самостоятельных занятий по дисциплине

 

Основы права

 

 

Специальность:

 

Группа: __Ярпх-311_________________

 

Студент: ___Бобылев Денис_______________

 

 

 

    ОДОБРЕНА цикловой комиссией «Социально-экономических дисциплин»     Составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами и рабочей программой.   Заместитель директора по научно-методической работе и качеству образования Лебедев М.К.
       
         
Автор: Козлова Н.Ю., преподаватель ЯТЖТ
             

 

Рецензент: Чистякова О.А.., преподаватель ЯТЖТ

 

 
Аннотация Данная методическая разработка подготовлена для оказания помощи студентам очного отделения в изучении дисциплины «Основы права» и содержит различные формы заданий по курсу, позволяющие лучше усвоить изучаемый материал и подготовиться к практическим работам и зачету.  

 

 

Материалы являются собственностью Ярославского техникума железнодорожного транспорта.

Для использования, размножения, переработки необходимо подавать заявки

в Ярославский техникума железнодорожного транспорта

150048, г. Ярославль, Московский проспект, 151, телефон 44-99-36


СОДЕРЖАНИЕ

Методические рекомендации............................................................................................................... 4

I. Основы теории права.

1.1 Право в системе социального регулирования.................................................................................. 5

1.2 Источники (формы) права............................................................................................................... 8

1.3 Понятие правовой нормы Правовые нормы и их система............................................................. 11

1.4. Система права. Основные отрасли российского права............................... 12

1.5. Правоотношения. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность................................................................................................................................... 14

 

II. Личность. Право. Государство.

2.1. Конституция РФ – Основной Закон государства............................................................................ 22

2.2 Основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации……………………….31

2.3 Система органов государственной власти в РФ...............................................................................36

2.4 Судебная система РФ.......................................................................................................................41

2.5 Правоохранительные органы в РФ.............................................................43

Литература...............................................................................................................................................................45
Методические рекомендации

Задания для самостоятельной работы данной рабочей тетради трех видов. Различаются задания по уровню сложности, причем задания построены по нарастанию сложности – от менее сложных к более сложным. В связи с этим рекомендуется выполнять задания по теме сначала, а не выборочно.

Настоятельно рекомендуется сначала изучить теоретический материал темы по электронному учебнику или конспекту лекций и только потом, ничем не пользуясь, выполнять задания рабочей тетради. Только таким образом достигается большее усвоение и закрепление изученного материала.

Если задание вызывает затруднение, то не нужно его оставлять не решенным. Попытайтесь решить его. Не страшно, если решение будет не совсем верным. Проанализировав Ваше решение, преподаватель сможет определить Ваши затруднения и выработать стратегию для помощи.

Не переписывайте учебник! Не цитируйте чужие высказывания! Приучайте себя иметь на все не только свою точку зрения, но, и аргументировано ее доказывать. Если, Вы, хорошо изучили материал темы, то логическое решение задачи придет само собой и задание не будет для Вас сложным.

Не списывайте решение заданий у других студентов. Списывание чревато тем, что, Вы, не сможете пройти конкретную контрольную точку, так как подобные задания будут содержаться в аттестационных материалах. Рабочая тетрадь предназначена для того, чтобы, Вы, смогли научиться распознавать существенные признаки понятий, определять правовое понятие, сравнивать правовые объекты, приводить уместные в заданном контексте примеры правовых явлений, осуществлять поиск правовой информации, оценивать различные суждения о правовых объектах с точки зрения правовых наук, анализировать информацию, применять знания о характерных чертах, признаках понятий и правовых явлений, формулировать на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам, оценивать поведение людей с точки зрения правовых и других социальных норм.


I. Основы теории права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.104 с.)