Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средства аргументации – это аргументы или доводы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Аргумент – основание доказательства тезиса. В качестве аргумента могут быть использованы аксиомы или постулаты, а также теоремы, факты и различные определения, выполняющие роль понятий и терминов. 4). Правила - регламента (условий предъявления аргументов), верификации (проверки) аргументов и т. д. Это общие практические, теоретические и методические регулятивы, которые служат для упорядочивания обмена доводами в аргументации, для выбора оптимального соотношения используемых приемов и методов. 5). Аргументативный процесс как особая форма мыслительной деятельности, которая включает следующие мыслительные процедуры: - конструктивные (обобщение, доказательство, осмысление, верификация, обоснование и др.) - деструктивные (опровержение, критика, фальсификация, сомнение, сведение к абсурду и др.) - селективные (выбор, оценка, сравнение, сопоставление и др. - регулятивные (субординация, запрещение, разрешение, предписание и др.). Аргументативный процесс - единый процесс, состоящий из трех этапов: выдвижение тезиса по поводу некоторого спорного положения деятельность по доказательству этого тезиса с помощью аргументов (комплекс аргументов и различных приемов) установление меры истинности и меры логичности обсуждаемого тезиса. Практическим воплощением аргументативного процесса является аргументирование. Требования, предъявляемые к тезису. 1). Логические требования: - Тезис должен представлять собой правдоподобное суждение, истинность которого должна быть прояснена доказательством (аргументацией). Тезисом не может быть аксиома или постулат. - Тезис должен иметь четкую и ясную формулировку. Это предполагает соответствие литературным нормам языка, грамматическую правильность. - Тезис не может быть элементов доказательства, поскольку является конечным его звеном — выводом, следствием. - Формулировка тезиса не должна включать взаимоисключающих суждений. - Тезис должен быть самотождественен во время всей процедуры аргументирования, иначе нарушается закон тождества. 2). Лингвистические требования: - При формулировании тезиса следует исключить появление двусмысленности, многозначности, синонимии, омонимии. - Тезис должен быть сформулирован согласно правилам литературного языка (быть грамматически правильным). - Формулирование тезиса не должно включать в себя образные выражения, метафоры, сравнения, гиперболы, лингвистические архаизмы и т.п. - Тезис должен быть сформулирован на одном языке как в начале процесса аргументации, так и в ее конце (вывод). Например, если тезис был обозначен в форме схемы или графика, то в выводе он тоже должен быть упомянут в форме схемы или графика. 3). Фактические требования: - Основанием тезиса не может быть единичный факт, а должна быть система фактов. Также это требование запрещает использовать в качестве основания тривиальный факт (например, житейский опыт). - В основе тезиса должна быть фактическая основа, привязка к опыту или теории, экспериментальным данным. Без фактической базы данных нельзя сформулировать тезис как утверждение. - Нельзя формулировать тезис слишком узко или слишком широко в пределах заданного предмета спора. 4). Организационные требования: - Тезис всегда следует фиксировать, реализуя фиксацию в перечне спорных положений, подлежащих доказательству. - Динамика тезиса позволяет вносить изменения в перечень положений, отказываться от ранее принятых положений. 5). Позиционные требования: - Тезис должен полно и адекватно выражать позицию субъекта спора по отношению к спорному положению. Позиция в споре – это отношение к предмету спора, а не к оппоненту. - Менять тезис во время спора можно только в связи с верификацией или фальсификацией тезиса, сужением или расширением его объема. Менять тезиса в связи с изменением позиции недопустимо. Основные ошибки в отношении тезиса: - Подмена тезиса, неосознанное или умышленное замещение его в ходе доказательства каким-то другим утверждением. Следствие - доказывается не то, что требовалось доказать. - Сужение тезиса. Следствие - он остается недоказанным. - Расширение тезиса. Следствие - понадобятся дополнительные основания, время на их поиск, отбор, систематизацию и включение в общую систему.
Требования к аргументам. Базовое требование, происходящее изотношения аргумента к тезису, называется уместностью или допустимостью аргументов. Уместными аргументами являются: pro (доказывающие свой собственный тезис); contra (опровергающие тезис оппонента); аргументы, выражающие сомнение в обоснованности того или иного тезиса. 1). Логические требования: - Аргумент должен быть истинным утверждением. Не правдоподобным, не вероятностным, а истинным. - Аргумент должен быть непротиворечивым. - Аргумент должен быть самотождественен на протяжении всего пора. 2). Методологические требования: - Всесторонность системы аргументов: для обоснования тезиса требуется комплексный подход к аргументам — обоснование с помощью фактов, теорем, определений, теорем. - Конкретность: обоснование с помощью аргументов конкретной стороны тезиса. - Объективность: в идеале аргументы должны выражать не субъективную позицию спорящего, а фактически и теоретически обоснованное изложение и развертывание спорного положения (экспозицию предмета спора). - Полнота. Она выражена в наличии уровней: а). достаточности аргументов для доказательства тезиса; б) меры соотношений теоретического и практического; в). соотношение содержательного и формального. Лексико-семантические правила. - Все лингвистические требования, предъявляемые к тезису. - Возможность свободной интерпретации обозначенных выше уровней (требование Полноты): сведение сложного довода к простому; объяснение сложных терминов простыми словесными конструкциями; иллюстрация аргументов (фактами, аудиовизуальными средствами, примерами). -
IV. Способы организации аргументов. Доказательство и опровержение являются основными способами организации аргументов в ходе выступления во время спора. Этот способ является частью стратегии спора. Доказательство и его структура. Доказательство - процедура установления истинности некоторого утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых уже известна и из которых с необходимостью вытекает первое. В доказательстве различают: - тезис – утверждение, которое нужно доказать, - основание (аргументы) – те положения, с помощью которых доказывается тезис -логическая связь между аргументами и тезисом. С точки зрения общего движения мысли все доказательства подразделяются на прямые и косвенные. Прямое доказательство. При прямом доказательстве задача состоит в том, чтобы подыскать такие убедительные аргументы, из которых по логическим правилам получается тезис. В построении прямого доказательства можно выделить два связанных между собой этапа: отыскание тех признанных обоснованными утверждений, которые способны быть убедительными аргументами для доказываемого положения; установление логической связи между найденными аргументами и тезисом. Нередко первый этап считается подготовительным, и под доказательством понимается логический вывод, связывающий подобранные аргументы и доказываемый тезис. Косвенное доказательство. Косвенное доказательство устанавливает справедливость тезиса тем, что вскрывает ошибочность противоположного ему допущения (антитезиса). Поскольку косвенное доказательство использует отрицание доказываемого положения, оно является, как говорят, доказательством от противного. Виды косвенных доказательств: 1) Следствия, противоречащие фактам. Чаще всего ложность антитезиса удается установить простым сопоставлением вытекающих из него следствий с фактами. Следствие антитезиса, а значит, и он сам опровергаются ссылкой на очевидное обстоятельство. 2). Внутренне противоречивые следствия. По логическому закону противоречия одно из двух противоречащих друг другу утверждений ложно. Поэтому, если в числе следствий какого-либо положения встретились и утверждение, и отрицание одного и того же, можно сразу сказать, что это положение ложно. Например, положение «Квадрат – это окружность» ложно, поскольку из него выводится как то, что квадрат имеет углы, так и то, что у него нет углов. а) Выведение из антитезиса логического противоречия: если антитезис содержит противоречие, он явно ошибочен. Тогда его отрицание – тезис доказательства – верно. б). Приведение к абсурду: имеется в виду только та часть подобных доказательств, в которой показывается ошибочность какого-либо предположения. Ошибочность предположения вскрывается тем, что из него выводится абсурд, т.е. логическое противоречие.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 838; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.62.36 (0.007 с.) |