Вопрос 15. Составляющие имиджа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 15. Составляющие имиджа.



Имидж – мнение рационального или эмоционального характера об объекте (человек, группа людей) возникшее в психике группы людей на основе образа сформированного в результате.

Имидж складывается из:

1. Внешние составляющие ( жесты)

2. Мимика

3. Внутренние составляющие (уровень духовн. интел.)

4. Процессуальный (энергичн. темпер – м)

5. Ценности, установки (образованность, впечатление о себе)

Вопрос 16. Ролевые стили как основа имиджа профессионала Необходимым атрибутом широкомасштабных и высокопрофессиональных отношений сегодня является имидж Имидж является механизмом самореализации на рынке труда и одним из эффективных способов воздействия на окружающих, в особенности на массы и всякого рода объединения: большие и малые, структурированные и спонтанные. Имидж это образ, мотив, роль, типаж, установка, маска, фасад, репутация, лицедейство, прогнозируемое ожидание, мода, преображение заурядности в прекрасный образ. Имидж профессионала любого типа и уровня - это обобщенная, качественная характеристика субъекта деятельности, осуществляющаяся предметно, материально, т.е. знаково. Это метафора, выражающая уникальную личностную идентичность субъекта деятельности. Имидж деловой предполагает наличие деловой репутации, имидж профессионала - качество предлагаемых услуг. Имидж руководителя предполагает к тому же символизацию его стиля управления, характер реактивности подчиненных, разворачивание в соответствии с имиджем социальной ситуации воздействия. достижения в ней высокого статуса. Уровень значимости профессионала сегодня определяется в том числе и тем, сколько этажей закрытой информации открыто для него, умением ориентироваться в бурной динамике социокультурных ситуаций, обостренно чувствовать ценностную картину мира. Ключевым понятием в слове имидж является "образ". Образ - это сложное художественное целое, которое связывает две стороны отношения имидженосителя и имиджепотребителя, их движение навстречу друг к другу и их возможную встречу внутри самого процесса отношения. Имидж - это творческий продукт, который может стать настоящим произведением социального искусства, и то, насколько он будет ценным, настолько успешным и состоятельным будет его создатель. Хороший имидж зависит не только от наших талантов, но - от знания современных коммуникативный кодов, знаний маркетинга, рефлексии, самонастроя и перевоплощения, визуальной комбинаторики образа и навыков имидж-дизайна, - искусства имиджевой композиции. Понятие "имидж" синонимично "персонификации", но более обобщенное. И имидж включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Он связан как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием, психологическим типом, черты которого отвечают требованиям и запросам времени. Имидж наделяет объект дополнительными характеристиками, выделяет его из ряда схожих с ним. В действительности объект не имеет тех свойств, которые видит зритель. Однако для воспринимающих он обладает определенной значимостью. Призвание имиджа - создание психологической установки, определяющей поведение потребителя его услуг. Техника конструирования имиджа - создание внешнего рисунка социальной роли, позволяющего внушить образ персоны на рынке труда.

 

Факторы формирования имиджа

Психологический фактор формирования имиджа

Экстраверты и интроверты

На имидж влияет соотношение экстраверсии и интроверсии в личности. Не существует «чистых» экстравертов или интровертов. Личность большинства людей представляет собой смесь этих тенденций с доминированием одной из них.

Экстраверты обращены во внешнюю реальность. Им нравится быть в компании, помногу общаться с другими, они предпочитают созерцанию действие, стремятся нравиться окружающим и подлаживаются под них. Самоимидж экстраверта часто подразумевает высокую оценку его «знания людей».

У интровертов сильна внутренняя реальность. Они с большим удовольствием проводят время в одиночестве, предаваясь размышлениям, в ходе которых формируют мнения и ставят перед собой определенные задачи. Самоимидж интроверта предполагает признание другими его «независимых идей».

Темперамент

- сильный, уравновешенный, подвижный- сангвиник

- сильный, уравновешенный, инертный- флегматик

- сильный, неуравновешенный- холерик

- слабый- меланхолик

Темперамент играет значительную роль в процессе формирования имиджа человека вообще и руководителя в частности. Для создания имиджа руководителя представителям различных темпераментов приходится прилагать разные усилия.

Темперамент изменить невозможно, но можно замаскировать слабые и подчеркнуть сильные стороны личности. В различных видах деятельности одни и те же стороны личности могут выступать как в качестве сильных, так и в качестве слабых. Важно правильно выбрать профессию, область деятельности. Большинство людей делает правильный выбор интуитивно, руководствуясь природными склонностями. Если эти склонности недостаточно ярко выражены, и человек испытывает затруднения при выборе области деятельности, для него целесообразно воспользоваться помощью психолога. Обладатель каждого из темпераментов может быть полезным на своем рабочем месте, если при его выборе он учел свои достоинства и недостатки. Несмотря на то, что руководитель должен всегда оставаться руководителем, области, в которых осуществляется руководство, могут существенно отличаться друг от друга.

Сангвиник – человек деятельный, веселый, адаптирующийся к мгновенно изменяющейся обстановке. Сангвиник полон инициативы, постоянно работоспособен, энергичен, но не любит однообразной работы. Рутинную работу сангвинику поручать не рекомендуется. Он быстро осваивает новые требования и быстро входит в контакт с незнакомыми людьми. Таким образом он осваивается в любом временном коллективе. Легко приобретает и меняет опыт. Недостатком сангвиника можно считать некоторую непоследовательность в деятельности. Настроение, интересы и устремления переменчивы.

 

Холерик - человек с непредсказуемыми эмоциональными проявлениями, легко нарывается на конфликт. Холерику нельзя выполнять работы, которые требуют выдержки. Ему не свойственны глубокое обдумывание решения и основательное отношение к делу, Холерик быстрее других ориентируется в изменяющейся обстановке находчив в спорах и дискуссиях. Быстро адаптируется к новым условиям. Однообразная работа холерика раздражает. Наиболее подходящей сферой деятельности для холерика является маркетинг. Физически и психологически холерик быстро устает, не любит контролировать свою работу.

Меланхолик – очень чувствителен, застенчив и стыдлив, может обижаться «по пустякам» (с точки зрения представителей других темпераментов). Подвержен частым сменам настроения. Уклоняется от контактов с окружающими, замкнут, неразговорчив. Работоспособность подвержена колебаниям в зависимости от настроения. Меланхолик наиболее полезен при выполнении стандартной, постоянной работы. Для него предпочтителен индивидуальный характер работы.

Флегматик - человек серьезный, всегда ровно и спокойно настроенный. В стабильной обстановке очень продуктивен и чувствует себя полезным обществу. К изменяющейся обстановке и новым людям привыкает медленно. Постоянно, независимо от обстоятельств, сохраняет спокойствие, исключительно настойчив. Флегматик наиболее подходит для работ, при выполнении которых требуется длительное напряжение сил. «Авральные» работы не подходят флегматику, и он старается от них уклониться. Флегматик терпелив и вынослив (может терпеть неудобства командировок и осваиваемых участков работы). Его движения и речь замедленны, он не слишком находчив, но очень исполнителен. Внимание концентрирует и переключает медленно. Флегматику трудно изменить старые навыки и привычки, с новыми людьми он вступает в контакт сложно, на новые впечатления реакция более медленная, чем у представителей других темпераментов. В нормальном состоянии не любит проявлять эмоции, но если флегматика вывести из равновесия, он может действовать напористо и агрессивно.

Имиджелогия

Имиджелогия – это технология воздействия. Блез Паскаль писал, что существуют два способа воздействия на людей: «способ убеждать» и «способ понравиться». Из них последний наиболее эффективный – утверждал он, сожалея, что не владеет им в должной мере.

Имиджелогия

Ещё 20 лет назад в нашей стране понятия имиджелогии не существовало. Тем более не было научной области с данным названием. Никому и в голову не приходило, что работой с такими вещами как имидж могут заниматься серьёзные люди, сделавшие это своей профессией. Сегодня многое изменилось, не смотря на то, что понятие имиджелогии в нашей стране очень размыто и может подразумевать что угодно — от создания стильного гардероба до разработки имиджа компании.

На данный момент не сформулировано чёткого определения имиджелогии, поэтому часто в качестве него используют дословный перевод данного термина: наука об имидже. Точнее было бы сказать, что имиджелогия — это наука о формировании имиджа, т.е. мнения какой-либо группы о том или ином объекте (человеке, явлении, предмете) на основе сформированного у них образа этого объекта.

Считается, что имиджелогия пришла из западной культуры (Дж. Бруннер, М.Шерман, А.Олсен, Г.Лебон, К.Болдуинг). Но это справедливо лишь отчасти, поскольку в советские времена имиджелогия считалась буржуазной наукой и официально не развивалась. В то же время работы русских философов Н.Бердяева, С.Вернадского, В.Розанова, В.Соловьева можно было рассматривать как методологическую базу для развития отечественной имиджелогии. Не рассматривалось в данном аспекте и учение великого русского физиолога И.Сеченова о психофизиологии восприятия, не были достаточно известны исследования по формированию образа С.Рубинштейна и замечательные работы М.Чехова и К.Станиславского, имеющие непосредственное отношение к имиджелогии. Однако замалчивание проблемы не означало её отсутствия. Она разрабатывалась на прикладном уровне для обслуживания политической элиты, государственных средств массовой информации. К сожалению, в науке эти работы не были широко известны, хотя за годы советской власти в стране был создан мощный аппарат манипулирования общественным сознанием.

В зависимости от области применения имиджелогии, в ней выделяются следующие ветви:

· педагогическая имиджелогия,

· политическая имиджелогия,

· профессиональная имиджелогия,

· управленческая имиджелогия,

· корпоративная имиджелогия,

· юридическая имиджелогия (по сферам юридической деятельности),

· медицинская имиджелогия (здесь вычленяются уже такие темы, как "имидж менеджера здравоохранения", "клинические аспекты формирования имиджа"),

· иные области деятельности (изучение имиджа искусства, имидж социальной службы).

Самопрезинтация

Самопрезентация - это умение эффектно и выигрышно подавать себя в различных ситуациях, индивидуальный стиль общения, неповторимый образ, который не только нравится самому себе, но привлекателен для окружающих. Большинство людей осознанно или неосознанно стремятся влиять на процесс формирования впечатления о себе.

Управление имиджем посредством технологии самопрезентации можно представить как введение подготовленной информации с прогнозируемым результатом на нее.

В данной статье рассматриваются основные моменты, на которые следует обратить внимание при освоении технологии самопрезентации. Самопрезентацию профессионала можно условно разделить на два вида – деловую и личностную, хотя обычно они тесно переплетены.

Деловая самопрезентация включает в себя демонстрацию своих деловых и профессиональных качеств – компетентности, грамотности, профессиональной успешности и пр. В деловой презентации используются деловые аргументы – дипломы, наградные листы, благодарности, рекомендательные письма, отзывы о работе, демонстрируются психологические навыки специалиста – умение убеждать, привлекать и удерживать внимание, завоевывать доверие партнеров или аудитории, производить нужное впечатление, а также демонстрация профессиональных навыков – качественное выполнение своих профессиональных функций.

Личностная презентация – это представление и предъявление себя как профессионала – человека, личности, индивидуальности. Это демонстрация тех личностных качеств, которые способствуют профессиональному успеху – креативности, коммуникабельности, исполнительности, надежности, ответственности и т.д.

Естественно, что эффективность самопрезентации предполагает использование обеих ее видов.

Основной стратегией самопрезентации является самопродвижение, то есть открытое предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации. Реально демонстрируя свои возможности, специалист может тем самым объявлять свои личные цели, а также формулировать свои запросы и условия.

Эл Сэмпсон (1998г.) приводит шесть доводов, показывающий, что личный имидж является важной составляющей для роста карьеры:

личный стиль влияет на тех, кто принимает решения в вопросах профессионального роста;

мы верим тому, что видим;

мы все занятые люди и основываемся на первом впечатлении;

… все мы должны действовать как послы своей профессии или организации;

нет другого пути выделить лучшего из толпы одинаковых; - хорошо выглядеть – это хорошо для вас.

Формирование позитивного профессионального имиджа является одним из этических путей достижения вершин профессионализма, при условии, что имидж подкрепляется и подтверждается реальными профессиональными и личными достижениями.

Использование специалистами самопрезентации как отдельного или начального элемента профессионального общения поможет решить, по меньшей мере, пять основных задач:

- адаптации – обеспечить себе оптимальное вхождение в систему профессиональных отношений, приспособление к реально существующим профессиональным, социально-психологическим, культурным условиям;

- коммуникации - обеспечить возможности взаимодействия и общения специалиста, его возможности влиться в команду, стать лидером;

- информирования – создать предпосылки для информационного обмена с коллегами, клиентами, заинтересованными лицами;

- коррекции – исправить возможные искажения в образе профессионала, сложившиеся ранее, препятствовать распространению ложной информации, предотвратить появление слухов, сплетней;

- демонстрации - предъявить свидетельства своей профессиональной квалификации, компетентности.

Рассмотрим основные моменты подготовки самопрезентации.

Лучше всего, если человек, которому предстоит представлять себя и свое дело, на бумаге пропишет основные этапы своего представления. Очень важна краткосрочность представления!

Сначала определить цель самопрезентации («Для чего я это делаю?») Затем – важна постановка основных задач («Чего я хочу добиться?»). Далее – определить способы решения задач («Каким образом я могу это сделать?»).

Важным моментом при подготовке самопрезентации является учет особенностей аудитории. Значимыми факторами являются социальный, профессиональный состав, гендерные различия аудитории, ее образовательный, интеллектуальный и материальный уровень, а также психологическое состояние, настроение и готовность воспринимать информацию.

В процессе самопрезентации становится важным не только ЧТО говорит человек, но и КАК он говорит. Ключевым моментом успешности самопрезентации в контексте формирования профессионального имиджа является внешний облик. И хотя сейчас понятие имиджа вышло за рамки только внешнего вида, этот фактор по-прежнему остается одним из основных в самопрезентации.

Говоря об эффективности самопрезентации невозможно обойти вниманием личностные факторы влияния, которые чаще всего называют обаянием, магнетизмом, харизмой. Их основной характеристикой является психологическая притягательность человека.

Существуют разные точки зрения на то, можно ли научиться обаянию, однако, все сходятся во мнении, что обаяние – важная и нужная черта личности, значительно облегчающая путь к успеху. Предъявление личной информации всегда имеет точную цель – вызвать доверие и позитивное отношение к собственной персоне.

Приемы и способы самопрезентации обычно обращены к эмоциональной стороне личности. Это – самая динамичная и подверженная изменениям сфера. Эмоциональная оценка на самом поверхностном уровне дается в виде простых категорий «нравится – не нравится», «приятно – не приятно» и лишь затем переходит на уровень доверия и принятия.

Провести самопрезентацию грамотно и достойно под силу не каждому профессионалу. Это – особая специфика именно нашей страны, в которой долгое время считалось нескромным демонстрировать свои профессиональные заслуги. Это расценивалось как восхваление и неэтичность.

Но сегодня следует помнить, что самопродвижение и самопрезентация существенно отличаются от самовосхваления тем, что имеют под собой почву реальных достижений профессионала.

Итак, сегодня можно говорить о том, что самопрезентация активно используется в практике деловых отношений, а овладение технологией самопрезентации является неотъемлемой частью повышения культуры деловых отношений каждого профессионала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.027 с.)