Интеграция в Западной Европе. Европейский Союз (ЕС): эволюция, механизм функционирования, условия вступления, расширение в современных условиях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеграция в Западной Европе. Европейский Союз (ЕС): эволюция, механизм функционирования, условия вступления, расширение в современных условиях.



Интеграция в Западной Европе

· Совет государств Балтийского моря (Латвия, Германия, Литва, Эстония, Польша, Норвегия, Россия, Исландия)

· Бенилюкс (Люксембург, Нидерланды, Бельгия)

· Совет Баренцева / Евроарктического региона (Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия, Россия, Исландия)

· Европейская ассоциация свободной торговли (Австрия, Кипр, Чехия, Франция, Греция, Венгрия, Ирландия, Швейцария, Бельгия, Германия, Эстония, Польша, Дания, Финляндия, Норвегия, Россия, Исландия)

· Европейский союз (Франция, Германия, Люксембург, Бельгия, Италия, Нидерланды, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Португалия, Испания, Австрия, Швеция, Финляндия, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Кипр, Мальта, Болгария, Румыния)

Европейский союз (ЕС) - региональная интеграционная организация 27-ти европейских государств, возникшая в 1993 г. на основе Маастрихтского договора (1992 г.) как правопреемница Европейского экономического сообщества (1957г.) и прошедшая путь от зоны свободной торговли (1958-1967 гг.) до экономического и валютного союза (с 1993г. - по н.в.).

Направления эволюции интеграции в Западной Европе:

1) Расширение присоединение новых стран-членов

Основоположники Европейского экономического сообщества (1958): Франция, Германия, Италия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды (6)

Этапы расширения интеграции в Западной Европе

1973 г.: Великобритания, Дания и Ирландия (+3)

1981 г.: Греция (+1)

1986 г.: Португалия и Испания (+2)

1995 г.: Австрия, Финляндия и Швеция (+3)

2004 г.: Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Кипр, Мальта (+10)

2007 г.: Болгария, Румыния (+2)

Страны-кандидаты: Хорватия, Турция, Македония

Потенциальные кандидаты: Албания, Черногория, Босния и Герцеговина, Сербия

Программа по подготовке к вступлению – ИПА:

заменила пять инструментов по вступлению:

-Программа помощи реструктуризации экономики Венгрии и Польши (PHARE)

-Программа структурной политики и подготовки к вступлению (ISPA)

-Программа сельскохозяйственного и сельского развития (SAPARD)

-Национальная программа подготовки вступления и финансовой помощи Турции

-Программа технической помощи, реструктуризации, развития и стабилизации для Западных Балкан (CARDS)

направлена на:

-помощь в трансформации экономики и создании институтов

-развитие трансграничного сотрудничества

-развитие регионов, человеческих ресурсов и сельской местности

-в 2007-2013 гг. планируется выделить 11 468 млрд. евро

 

2) Углубление интеграции происходит путем:

-дифференциации сфер экономики, вовлекаемых в процесс интеграции

валютная сфера (1950)

угольная и сталелитейная промышленность (1951)

атомная энергетика (1957)

АПК (1962)

экология (1972)

НИОКР (1974)

социальная сфера (1988)

промышленность (1988)

транспорт (1992)

макроэкономическая политика (1992)

правосудие, безопасность, оборона (1992)

- эволюции форм (этапов) интеграции

Зона свободной торговли – Римские договора о ЕЭС и Евратоме от 1957 г. (1958-1967)

Таможенный союз - Римские договора о ЕЭС и о Евратоме от 1957 г. (1968-1976)

Общий рынок - “Белая книга” и Единый европейский акт от 1985 г. (1985-1992)

Экономический, валютный и политический союз - Маастрихтский договор от 1992 г., Амстердамский договор от 1997 г., Ниццкий договор от 2001 г. (с 1993 - н.в.).

- эволюции институтов интеграции от межгосударственных к наднациональным институтам; усложнение структуры и функций институтов по мере развития интеграции

Условия вступления в ЕС

Маастрихтский договор, 1992 г., ст. 49: членом ЕС может стать европейская страна, соблюдающая принципы свободы, демократии, законности и фундаментальные права и свободы человека

Заседания Европейского Совета в Копенгагене (1993 г.) и Мадриде (1995 г.):

-в политике - стабильные институты, гарантирующие демократию, соблюдение законности, прав человека, уважение и защиту прав меньшинств;

-в экономике - функционирующая рыночная экономика и наличие возможностей противостоять конкуренции и рыночным силам в рамках ЕС;

-способность брать на себя обязательства, связанные с участием в ЕС, включая вступление в политический, экономический и валютный союз;

-наличие государственных институтов, способных применять правовые нормы ЕС

-способность ЕС принять новые страны-участницы

Механизм функционирования ЕС

Институты ЕС (межгосударственные и наднациональные): занято около 32000 чел.

220 тыс. евро из бюджета ЕС в год на 1 чел.

Единая политика ЕС:

1. Внешняя политика и политика безопасности

2. Политика внутренних дел и правосудия

3. Экономическая политика (бюджетная, транспортная, региональная, экологическая, энергетическая, развития, научно-техническая, сельскохозяйственная, внешнеторговая и таможенная, валютная и денежно-кредитная, налоговая, конкурентная, инновационная, промышленная, социальная, соседства)

К наднациональным органам ЕС относятся следующие институты:

Европейский Парламент – законодательный орган, который избирается прямым голосованием граждан ЕС, осуществляет консультации и контроль, утверждает бюджет, участвует в обсуждении проектов законодательных актов и утверждает состав Комиссии ЕС;

Комиссия ЕС – исполнительный орган трех сообществ - ЕОУС, ЕС и Евратома, который состоит из назначаемых правительствами независимых чиновников высшего ранга - комиссаров, ответственных за конкретные направления деятельности, обладающий финансовой автономией и широкими полномочиями, а именно: выступление с законодательными инициативами, контроль за соблюдением правовых норм ЕС, применение санкций в случае их нарушения, осуществление текущей конкурентной, региональной, сельскохозяйственной, социальной, транспортной, научно-технической и других направлений единой политики ЕС;

Суд ЕС – высший судебный орган, который обеспечивает трактовку норм ЕС; способствует формированию системы права и единого правового пространства ЕС; разрешает споры между странами-участницами, странами-участницами и ЕС, институтами ЕС; с 1993 г. дает заключения по международным соглашениям ЕС; имеет право налагать штрафы на государства-члены, если те не выполняют его постановлений; с 1989 г. рассматривает дела по искам физических и юридических лиц государств-членов; не рассматривает вопросы, относящиеся к уголовному праву, общей внешней политике, политике безопасности;

Палата аудиторов – наднациональный орган, включающий одного представителя от каждого государства-члена, который создан для контроля за своевременностью и полнотой поступлений в бюджет ЕС и правильным их расходованием;

Экономический и социальный комитет – орган, состоящий из назначаемых Советом Министров ЕС представителей, консультирующий Совет Министров и Комиссию ЕС по вопросам социально-экономической политики, который представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодатели, лица наемного труда и свободных профессий, занятые в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг);

Комитет регионов - орган, который обеспечивает представительство региональных и местных администраций в работе ЕС и консультирует по вопросам регионального развития.

К межгосударственным органам ЕС относят:

Совет Министров ЕС – законодательный орган, не обладающий правом законодательной инициативы, принимающий решения по конкретным вопросам в рамках компетенции министров, осуществляющий общее руководство бюджетом (совместно с Парламентом) и издающий законодательные акты (регламенты, обязательные для стран-участниц и включаемые в их национальное законодательство, и директивы, тоже обязательные для них, но лишь по содержанию, а не по методам реализации);

Европейский совет – орган, состоящий из руководителей государств-членов с участием председателя Комиссии ЕС и министров иностранных дел, который заседает 4 раза в год, принимает стратегические решения по развитию ЕС и является высшей инстанцией, к которой апеллируют Комиссия и Совет министров ЕС в сложных ситуациях.

 

Североамериканская модель интеграции (НАФТА).

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) - региональная интеграционная организация США, Канады и Мексики, возникшая в 1994 г. как преемница зоны свободной торговли Канады и США (КУФТА, 1988г.) и достигшая этапа зоны свободной торговли с элементами общего рынка капитала и услуг

Договор о НАФТА (1.01.1994 г.) предусматривает:

1. Снятие барьеров во взаимной торговле товарами:

-немедленное или в течение 5-25 лет

-у каждой страны свой график

-в т.ч. технические барьеры и государственные закупки

2. Снятие барьеров во взаимной торговле услугами:

-в НАФТА - ''что не запрещено, то разрешено'', ''запретительный список''

-в ГАТС - ''что не разрешено, то запрещено'', ''разрешительный список''

3. Снятие барьеров во взаимной торговле интеллектуальной собственностью.

4. Механизм разрешения споров: Этапы:

1).на основе консультаций, переговоров между странами (один раунд)

2).в рамках Комиссии по свободной торговле

3).в рамках Арбитражной комиссии, состоящей из 5 членов

5. Снятие барьеров во взаимной миграции капитала (Гл 11. Инвестиции)

-предоставление НР и РНБ

-свобода международных инвестиционных сделок

-исключения из свободной миграции капитала

-вводится механизм разрешения инвестиционных споров

-минимальные стандарты обращения с инвестициями

-запрещенные меры к инвесторам и инвестициям стран-членов и др. стран

-но введение этих и других ограничительных мер возможно: при угрозе безопасности, защите интеллектуальной собственности, государственных закупках, государственном субсидировании, в секторах, отраслях, исключенных из РНБ и НР (авиация, рыболовство, прибрежный бизнес (вкл. спасение имущества), телекоммуникации (транспортные сети и услуги), в секторах, отраслях, которые будут освобождены позже (для каждой страны – свои)

6. Сотрудничество в сфере экологии: Североамериканское соглашение об экологическом сотрудничестве North American Agreement on Environmental Cooperation (NAAEC) - решение экологических проблем, вызванных увеличением числа макиладорес в Мексике, интенсификацией транспортных потоков на границе США и Мексики, переводом экологически грязных производств из США в Мексику.

7. Сотрудничество в сфере трудовых отношений: Североамериканское соглашение о сотрудничестве в сфере трудовых отношений - The North American Agreement on Labor Cooperation (NAALC)

Соглашение направлено на:

· решение проблем, связанных с безработицей, возникающей в США вследствие дешевизны рабочей силы в Мексике, нелегальной миграцией из Мексики в США

· унификацию законодательства в сфере трудовых отношений

· реализацию трехуровневой системы социального партнерства в НАФТА

· совершенствование условий труда и жизни

· реализацию 11 принципов для развития и поддержания прав трудящихся:

1.свобода ассоциаций и права на создание организаций

2.право заключения коллективных трудовых договоров

3.право на забастовки

4.запрет на насильственный (принудительный) труд

5.защита детского и юношеского труда

6.минимальные трудовые стандарты

7.устранение трудовой дискриминации

8.равная оплата женского и мужского труда

9.предотвращение профессионального ущерба и болезней

10.компенсации в случае профессионального ущерба и болезней

11.защита прав трудящихся-мигрантов

Структура институтов НАФТА

Комиссия по свободной торговле:

-стратегическое управление

-разрешение споров

-координация деятельности органов

-собирается по мере необходимости

Координаторы НАФТА:

-министры торговли и их заместители

-оперативное управление

-контроль деятельности органов

Комитеты, комиссии, рабочие группы и другие вспомогательные органы:

-около 30 шт.

-сферы: торговля товарами, правила происхождения, таможенные тарифы, торговля сельхозпродукцией и субсидии, стандарты, госзакупки, инвестиции и услуги, трудовая миграция, механизм разрешения споров, экологическое сотрудничество и др.

Секретариат НАФТА:

-управляет процессом разрешения споров

-оказывает содействие органам



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.67.16 (0.027 с.)