ТОП 10:

Урок 22. Иллюстрирование. Создаем декорации



Цели деятельности педагога Ознакомить учащихся с понятием «декорация», принципами ее оформления, ролью декораций в постановках спектаклей, работами известных художников; учить выполнять эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»; развивать пространственные представления, способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства; воспитывать интерес к предмету
Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины Декорация, декорационное искусство
Образовательные ресурсы Единая коллекция образовательных ресурсов. Планирование к учебнику В. С. Кузина «Изобразительное искусство», 3 класс. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/00000901-a000-4ddd-e2f1-4300476017e2/?&subject=32 Театрально-декорационное искусство. – Режим доступа : http://www.la-fa.ru/faq197.html Декорация. – Википедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%EA%EE%F0%E0%F6%E8%FF Электронная физкультминутка для глаз «Крошка Енот». – Режим доступа : http://pedsovet.su/load/244-1-0-3886 Сто опер. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Снегурочка». – Режим доступа : http://100oper.nm.ru/086.html Зрительный ряд (театрально-декорационное искусство): http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/russian/bilibin/images/bilibin-dekor2.jpg http://img15.nnm.ru/e/f/4/8/0/b1f62d3005199d6b1bfa1b89f4a_prev.jpg http://www.art-podgotovka.ru/images/zanaves1.jpg http://mazok.ucoz.com/_ph/2/2/704365502.jpg http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/sneg0.html
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийная презентация по теме, образец педагогического рисунка, запись фрагментов оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»
Оборудование Учебник, альбом, краски, карандаши, стаканчик с водой, кисть, салфетка
Планируемые образовательные результаты Предметные умения: узнают о роли декораций в постановках спектаклей, суть понятия «декорация»; научатся выполнять декорацию к конкретному спектаклю. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о декорациях, художественно-выразительных средствах, используемых художниками в эскизах декораций; регулятивные – научатся адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусства

организационная структура урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия Универсальные учебные действия Формы контроля
I. Организационный момент Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала. Сообщение темы урока. Проверяет готовность обучающихся к уроку. – Представьте себе, что вы пришли в театр, зашли в театральный зал, а там… На сцене висит серый холст, артисты в обычной одежде. И спектакль вроде бы хороший, интересный, и артисты хорошо играют, но у вас все равно остается какое-то чувство неудовлетворенности. Почему? Чего не хватает в данном случае? Правильно, оформления сцены и костюмов для актеров. Сегодня вы узнаете, кто в театре занимается этим и как создается оформление для конкретного спектакля. Слушают учителя, рассуждают, отвечают на вопросы. Фронтальная. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы. Устные ответы.
  Проверка выполнения домашнего задания. Опрос учащихся Заслушивает рассказы учащихся о доме-музее В. Васнецова Представляют подготовленную информацию Фронтальная Личностные: умеют применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека. Познавательные: умеют находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, интернет, представлять подготовленную информацию в вербальном и наглядном виде. Коммуникативные: умеют оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета Устные ответы
II. Изучение нового материала Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Декорационное искусство». Просмотр мультимедийной презентации. Театрально-декорационное искусство – это особый вид изобразительного творчества, связанный с художественным оформлением театрального спектакля, то есть созданием на театральной сцене жизненной среды, в которой действуют герои спектакля, а также облика самих этих героев. (Показывает презентацию «Театральные декорации». Слайды № 2–14).Что же означает понятие декорация? Декорация (от фр. decoratio – украшение) – в широком значении слова – всякое художественное украшение предмета или помещения. Слово декорация всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные декорации представляют собой по большей части пейзажи, перспективные виды улиц, площадей и интерьер помещений. Они пишутся красками на холсте. Главные составные части каждой театральной декорации – завеса и кулисы. Первая вешается в глубине сцены, простираясь во всю ее ширину, и изображает все то, что в воспроизводимом пейзаже или перспективе находится на дальнем плане; кулисы – это куски полотна, более узкие в сравнении с завесой, натянутые на деревянный переплет и вырезанные с одного края определенным образом; они помещаются по бокам сцены в несколько рядов, одна за другой, и представляют более близкие предметы, например, деревья, скалы, дома. Основные элементы театрально-декорационного искусства – декорации, освещение, костюмы и грим актеров – составляют единое художественное целое, выражающее смысл и характер сценического действия, подчиненное замыслу спектакля. Способы изображения жизненной среды на сцене многообразны. Костюмы действующих лиц создаются художником в единстве с декорациями. Они характеризуют национальные, индивидуальные особенности героев спектакля и соотносятся по цвету с декорациями (вписываются в общую картину), а в балетном спектакле имеют также особую «танцевальную» специфику (должны быть удобными и легкими и подчеркивать танцевальные движения). Как вы думаете, почему освещение также относят к элементам театрально-декорационного искусства? Каких эффектов можно достичь на сцене с помощью освещения? При помощи освещения не только достигается ясная видимость декораций, но и изображаются различные времена года и суток, природные явления (снег, дождь и т. п.). Цветовые эффекты освещения способны создавать ощущение определенной эмоциональной атмосферы сценического действия. Рассматривают учебник, рабочую тетрадь, делятся впечатлениями, анализируют информацию в учебнике. Фронтальная. Личностные: понимают значимость работы художников-декораторов. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы. Устные ответы.
  Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Декорации известных художников-живописцев». Работа с учебником (с. 74–75) или просмотр слайдов. – Сценические представления обставлялись декорациями еще у древних греков. Как на одного из старейших декораторов, известных в истории, можно указать на Агафарха, жившего приблизительно в 460–420 гг. до Р. Х. В новейшие времена декорационная живопись развилась прежде всего в Италии. В России декораторами императорских театров были вначале итальянцы – Кваренги, Гонзага и другие, а потом, в царствование Николая I, немецкие художники А. Роллер, К. Вагнер и др. И только во второй половине XIX века декорационная живопись в России вступила на путь самостоятельности. Высокого уровня развития достигло театрально-декорационное искусство в России на рубеже XIX–XX вв., когда в театр пришли выдающиеся художники. В оформление спектаклей они принесли большую живописную культуру, добивались художественной целостности сценического действия, органического участия в нем изобразительного искусства, единства декораций, освещения и костюмов с драматургией и музыкой. Это были художники, сначала работавшие в Мамонтовской опере (В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, М. А. Врубель и др.), затем в Московском Художественном театре (В. А. Симов и др.), в императорских музыкальных театрах (К. А. Коровин, А. Я. Головин), дягилевских «Русских сезонах» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих и др.). Познакомимся с некоторыми из них поближе. Головин Александр Яковлевич (1863–1930) – русский театральный художник, живописец. Режиссеры, которым приходилось работать с Александром Головиным, знали, что он никогда не сделает эскизы декораций и костюмов в срок. Однако они вновь и вновь обращались к нему с просьбой оформить спектакль. В начале XX века, пожалуй, не было в России более популярного театрального художника, чем Головин. Он как бы аккумулировал в своем творчестве лучшее из опыта передвижников и новейшие искания представителей самых разных художественных течений, стал подлинным реформатором театрально-декорационного искусства. Многие его работы имели просто ошеломляющий эффект. Например, один из его современников вспоминал, что в 1916 году во время премьеры спектакля «Гроза» по пьесе А. Островского в Александрийском театре (его поставил Вс. Мейерхольд, а оформил А. Головин), когда открылся занавес перед картиной оврага, «зала сразу застонала от рукоплесканий, декорации аплодировали дружно, положительно весь театр, такое сильное впечатление произвела эта декорация». Специально для знаменитых дягилевских балетных сезонов А. Головин создал необыкновенно узорчатые декорации к «Жар-птице» И. Стравинского. В 1910 году французский журналист писал: «Когда пролетает Птица, кажется, что ее несет музыка. Стравинский, Фокин, Головин – я вижу в них одного автора». Давайте рассмотрим эскиз этой декорации (учебник, с. 74). Организует беседу по вопросам. – Что изображено на эскизе? – Какими средствами художник передает ощущение сказочности? Слушают учителя, рассматривают иллюстрации в учебнике или слайды, анализируют информацию, эскизы, отвечают на вопросы Фронтальная. Личностные: проявляют интерес к художественной деятельности. Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о рассматриваемых декорациях, осуществлять поиск нужной информации в разных источниках, анализировать информацию. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы.   Устные ответы.
  Физкультминутка Проводит физкультминутку Выполня-ют упражнения Фронтальная Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью Наблюдение за выполнением упражнений
           
III. Творческая практическая деятельность Организация рабочего места. Проверяет организацию рабочего места. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. Индивидуальная. Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью. Познавательные: организовывают творческое пространство, знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места. Устные ответы.
  Рассказ «Как работает художник-декоратор?». – Легко ли придумывать декорации для спектаклей, фильмов? Художник, занимающийся исполнением театральных декораций и называемый декоратором, должен не только уметь хорошо рисовать, но и обладать некоторыми специальными познаниями: ему необходимо в совершенстве знать правила линейной и воздушной перспективы, усвоить весьма широкий прием письма, уметь приспособлять свой колорит к освещению, при котором обыкновенно происходят сценические представления, и вообще рассчитывать на то, чтобы в результате его труда получалась живописная обстановка разыгрываемой пьесы, не только не вредящая ей своей излишней простотою или вычурностью, но способствующая силе впечатления, производимого ею на зрителя. Как работает декоратор? Сочинив эскизный рисунок декораций, декоратор изготавливает макет, то есть миниатюрное подобие сцены с картонными завесой, кулисами и прочими принадлежностями, чтобы по этой модели можно было заранее судить о получающемся эффекте. Приступая к исполнению самой декорации, он натягивает холст завесы в горизонтальном положении на полу своей мастерской, переводит на него (углем или особого рода чернилами) рисунок эскиза в увеличенном виде и, наконец, принимается за письмо красками. Палитру заменяет ему ящик с банками различных разведенных на клею красок; для письма служат разные по величине, сделанные из щетины кисти с длинными рукоятками. Он то и дело прерывает работу, чтобы подняться на галерею, устроенную в мастерской на некоторой высоте от пола, и взглянуть оттуда на написанное. Слушают учителя, анализируют информацию. Фронтальная. Личностные: проявляют интерес к художественной деятельности. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют слушать, задавать вопросы, умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации. Устные ответы.
  Беседа «Что мы будем рисовать?». Работа с учебником (с. 76–77) и рабочей тетрадью (с. 41). Прослушивание музыкальных отрывков из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». – Сегодня вы попробуете свои силы в искусстве декорации. С чего начинает работу над эскизом художник? Правильно, он читает произведение, слушает музыку. Только в этом случае он сможет создать декорации, соответствующие конкретному содержанию спектакля, его музыке и т. п. К какому спектаклю мы будем создавать декорации? Это опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Расскажите о чем говорится в этой сказке. Прочитайте в рабочей тетради (с. 41) рассказ о декорациях к этому спектаклю, выполненных В. Васнецовым. Организует работу над текстом. – А теперь послушайте музыкальные отрывки из оперы «Снегурочка» и рассмотрите эскизы декораций (учебник, с. 76–77). Соответствуют ли декорации В. Васнецова основной идее спектакля? Помогают ли они почувствовать время и место действия? Сравните образы Снегурочки, созданные Н. Рерихом и В. Васнецовым. Какой из них вам нравится больше? – С чего вы начнете работу над эскизом? Сначала надо выбрать действие, к которому вы будете выполнять декорацию. Что будете делать дальше? Расскажите о цветовом решении вашей декорации. Готовы ли приступить к работе над эскизом? Анализируют информацию, слушают учителя, отвечают на вопросы, слушают музыку, придумывают сюжет картины, рассказывают о нем, проговаривают последовательность работы, наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы. Фронтальная. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Познавательные: умеют анализировать информацию, описывать сюжет, анализируют план работы над рисунком, выделяя основные этапы и приемы. Регулятивные: планируют свою деятельность, продумывают сюжет. Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу. Устные ответы.
  Практическая работа с использованием акварельных красок В процессе рисования контролирует правильность держания в руках кисти, приемов работы с красками. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Во время работы могут звучать музыкальные фрагменты из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». – Выполните эскиз декораций к одному из действий оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» Выполняют задание Индивидуальная Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Регулятивные: выполняют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; вносят необходимые дополнения и коррективы Выполнение эскиза декорации акварельными красками
IV. Итоги урока. Рефлексия Выставка работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы. В процессе просмотра работ организует обсуждение рисунков, их оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям: аккуратность, композиция, оригинальность и т. д. Организует беседу по вопросам. – Расскажите о роли декораций. – Какую роль играют в спектакле свет и тень? – Расскажите о выразительных средствах, использованных вами при создании эскиза. – К какому действию вы создали декорацию? – Какие трудности у вас появлялись во время работы? Преодолели ли вы их? – Понравился ли вам урок? Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их; слушают учителя, отвечают на вопросы. Фронтальная. Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения Оценивание учащихся за работу на уроке; устные ответы.
  Домашнее задание Объясняет задание. – Читать с. 74–77 учебника, найти информацию об авторе декораций к любимому спектаклю, перенести эскиз на ткань Слушают учителя Индивидуальная Наблюдение






Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.251.81 (0.011 с.)